"Тренажеры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему
Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности.
Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenazhery.docx | 171.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 51 п. Гаркуша
муниципального образования Крымский район
«Тренажеры
в работе с детьми дошкольного возраста»
2013-2014 учебный год
Инструктор по ФК – Хайретдинова В.С.
п. Гаркуши
2013г.
«Тренажеры в работе с детьми дошкольного возраста»
В последнее время в дошкольных учреждениях, и в нашем в том числе, стали появляться различные физкультурно-оздоровительные тренажеры. Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности.
Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но только в том случае, если нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физиологических возможностей ребенка, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной систем и неблагоприятно отразиться на здоровье и развитии ребенка.
Применение тренажеров наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя таким образом свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используются тренажеры, укрепляющие разные группы мышц (простые и сложные).
Простые:
- Гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса);
- Массажеры "Колибри" (профилактика плоскостопия, проведение массажа ступней ног);
- Мячи-массажеры (для массажа разных частей тела);
- Массажные коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия);
- • Гимнастические мячи (для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).
Сложные:
- «Велотренажер» (для развития выносливости и укрепления мышц ног);
- «Мини-твистер» (для тренировки координационных способностей);
- «Бегущий по волнам» для развития моторно-двигательной системы;
- «Беговая дорожка» (для развития выносливости и укрепления мышц ног);
- «Мини-степлер» (для развития выносливости и укрепления мышц ног);
- «Скамья под штангу» (для развития мышц плечевого пояса).
Данные тренажеры отвечают основным педагогическим требованиям:
- имеют привлекательный вид, а значит, вызывают у детей интерес, побуждают их к разнообразной ДА;
- учитывают особенности образного восприятия дошкольников;
- позволяют создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов;
- доступны всем детям, независимо от их физической подготовленности (высокий, средний, низкий);
- моделируют такие движения как бег, прыжки, подлезания и др.;
- соответствуют ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Конструкции тренажеров соответствуют условиям эксплуатации в закрытых помещениях, а размещать их можно в соответствии с той методикой, которой придерживается педагог на физкультурных занятиях. Непременное условие – соблюдение мер, предупреждающих травматизм детей.
Занятия с тренажерами должны оказывать тренирующее воздействие на организм. Известно, что тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне частоты сердечных сокращений (ЧСС) 140 – 160 ударов в минуту у детей 5 – 7 лет. Верхняя граница изменения ЧСС находится в пределах 160 – 180 ударов в минуту. Как правило, нагрузки при этом должны быть кратковременными (длительность непрерывной работы – 2-3 минуты).
Методика занятий с использованием тренажеров
разного типа со старшими дошкольниками
Занятие тренировочного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.
Основные задачи:
- Тренировка всех систем и функций организма (сердечно-сосудистая, обменные и терморегуляционные процессы) через организацию оптимальных для данного возраста нагрузок.
- Укрепление мышечного тонуса путем интенсификации ДА и постепенного увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру.
- Удовлетворение естественной потребности в разных формах ДА.
- Развитие общей выносливости и физических качеств.
- Овладение определенными двигательными умениями и навыками, а также приемами страховки.
Занятия с использованием тренажеров со старшими дошкольниками проводятся 2 раза в неделю. Ознакомление с тренажерами проводится с каждым ребенком индивидуально или небольшой подгруппой (5-6 чел).
При организации занятий с тренажерами должен быть использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует распределить детей на 2 подгруппы на основе трех основных критериев:
1) состояние здоровья;
2) уровень физической подготовленности;
3) двигательная активность.
Первую подгруппу составляют дети практически здоровые, имеющие средний и высокий уровень ДА и хорошую физическую подготовленность.
Во вторую подгруппу могут быть включены дети II и III групп здоровья (частоболеющие, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения) с низким уровнем ДА и слабой физической подготовкой.
Занятия на простых тренажерах состоят из 2-х частей: вводной (3 – 4 мин) и основной (20 мин). Вводная часть включает ходьбу, дыхательные упражнения, игровые упражнения на внимание, основная – выполнение комплекса с использованием простых тренажеров со всеми детьми (ролики, массажные мячи, гантели и пр.). их следует выполнять под музыкальное сопровождение. Занятие заканчивается малоподвижной игрой или упражнениями на релаксацию.
Занятия на тренажерах сложного устройства начинаются с разминки (2 – 3 мин), которая включает ходьбу и упражнения на дыхание. В основную часть вместо ОРУ и основных движений включены упражнения на тренажерах сложного устройства. Они выполняются по подгруппам (5 – 7 детей) с учетом основных критериев или индивидуально.
При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием здоровья каждого ребенка. Сначала проводятся контрольные занятия, на которых присутствует медсестра и измеряет пульс, давление до и после нагрузки. По этим показаниям планируется нагрузка для каждого ребенка. Через каждые 2 – 3 минуты ребенку предлагается отдохнуть, выполняя упражнения на расслабление и дыхание. В конце проводятся упражнения на расслабление.
Для проведения занятий с тренажерами у воспитателей должна быть документация:
- Инструкция по работе с тренажером.
- Данные двигательной активности на всех детей + подгруппы.
- План работы на тренажере, включая индивидуальные нагрузки детей.
План работы на тренажерах на 2013-2014 учебный год
Месяц | № занятия | Содержание занятия | ||
1 часть ( Разминка - 2- 3- мин) | 2 часть (основная – 10 мин) | 3 часть (заключительная 2-3 мин) | ||
| 3 | 4 | 5 | |
Октябрь | 1 | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах на батуте | Работа на тренажерах по методу круговой тренировки. Подвижная игра «Колдуны» | Игра малой подвижности «Фигуры» |
2 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди свой цвет» | Игра малой подвижности «Затейники» | |
3 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Паровозик» | Работа на тренажерах. | Ходьба. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» | |
4 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловец кролем» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Вороны и гнезда» | Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» | |
Ноябрь | 5 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился» | Работа на тренажерах. | Ходьба по залу. Упражнения на коррекцию осанки |
6 | Игра малой подвижности. Игра «Совушка». Упражнение на восстановление дыхания | Работа на тренажерах. Подвижная игра «У медведя во бору» | Ходьба по залу. Упражнения в расслаблении мышц на фитболе | |
7 | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед: мелкие (Зайчики) и длинные (Кенгуру). Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Зайцы и медведь» | Ходьба по залу. Упражнения на расслабление | |
8 | Разновидности ходьбы. Подвижная игра «Карусель». Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Ловишка с ленточками» | Ходьба по залу. Легкий бег. |
Декабрь | 9 | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки через шнур на двух ногах вправо-влево. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Дискотека с фитболом» | Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе |
10 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Шарик» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Салки с мячом» | Ходьба обычная. Самомассаж ног | |
11 | Игровое упражнение «Катушка». Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» | Игра-упражнение «Ходим в шляпах». Самомассаж ног | |
12 | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах | Разновидности ходьбы и бега | |
Январь | 13 | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Фитбол – задорная игра» | Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба |
14 | Разновидности ходьбы и бега. Задания с мячом. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мороз – Красный нос» | Ходьба по залу. Вис на гимнастической стенке. Ходьба | |
15 | Разновидности ходьбы и бега. Прыжки на одной ноге. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Удочка» | Игровое упражнение «Два и три» | |
16 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Хитрая лиса» | Игровое упражнение «Жучок на спине» | |
Февраль | 17 | Игровое задание «Пауки и мухи». Игра «Узнай по голосу» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Волк во рву» | Упражнение «Червячок» для снятия напряжения и усталости |
18 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Пловцы» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару» | Упражнение на расслабление. Игровое упражнение «Нос – пол – потолок» | |
19 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» | Ходьба по залу между фитболами. Упражнение для расслабления мышц на фитболе | |
20 | Разновидности ходьбы и бега | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Самолеты» | Ходьба обычная. Самомассаж ног | |
Март | 21 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Ловишка с ленточками» | Упражнение для снятия напряжения и усталости «Котята отправляются путешествовать» |
22 | Ходьба, бег. Дыхательное упражнение «Пловец кролем». Распределение детей по тренажерам | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Найди себе пару» | Упражнение «Дерево» для снятия напряжения и усталости | |
23 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Заблудился» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята» | Игра малой подвижности «Воротца» | |
24 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Котик хочет с нами поиграть» | Работа на тренажерах. Подвижная игра | Игровое упражнение «Балерина» | |
Апрель | 25 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Вырастим большими». Распределение детей по тренажерам. | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Мы – веселые ребята» | Упражнение «Черепашка» для снятия напряжения и усталости |
26 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Перелет птиц» | Упражнение «Астры» для снятия напряжения и усталости | |
27 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Каша кипит» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Водяной, водяной» | Релаксация «Встреча с Дюймовочкой» | |
28 | Разновидности ходьбы и бега. Дыхательное упражнение «Роза распускается» | Работа на тренажерах. Подвижная игра «Караси и щука» | Упражнение для снятия напряжения и усталости |
План работы на тренажерах на 2013-2014 учебный год
Месяц | № занятия | Содержание занятия | ||
1 часть ( Разминка - 2- 3- мин) | 2 часть (основная – 10 мин) | 3 часть (заключительная 2-3 мин) | ||
| 3 | 4 | 5 | |
Октябрь | 1 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Гимнастика для глаз: |
2 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Релаксация: | |
3 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Пальчиковая гимнастика: | |
4 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Самомассаж: | |
Ноябрь | 5 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Гимнастика для глаз: |
6 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Релаксация: | |
7 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Пальчиковая гимнастика: | |
8 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Самомассаж: | |
Декабрь | 9 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Гимнастика для глаз: |
10 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Релаксация: | |
11 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Пальчиковая гимнастика: | |
12 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Самомассаж: | |
Январь | 13 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Гимнастика для глаз: |
14 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Релаксация: | |
15 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Пальчиковая гимнастика: | |
16 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Самомассаж: | |
Февраль | 17 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Гимнастика для глаз: |
18 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Релаксация: | |
19 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Пальчиковая гимнастика: | |
20 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Самомассаж: | |
Март | 21 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Гимнастика для глаз: |
22 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Релаксация: | |
23 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Пальчиковая гимнастика: | |
24 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Самомассаж: | |
Апрель | 25 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Гимнастика для глаз: |
26 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Релаксация: | |
27 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Пальчиковая гимнастика: | |
28 | Разновидности ходьбы: Игра в сухом бассейне: Д/г: | Работа на тренажерах: | Самомассаж: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1. Пояснительная записка2. Перспективное план...
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...
Комментарии
здорово
здорово