Нейрокоррекционные тренажеры в работе с детьми с дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике
Использование нейрокоррекционных тренажеров совместно с традиционными формами обучения и развития значительно обогащает и увеличивает эффективность работы педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrokorrektsionnye_trenazhery_v_rabote_s_detmi_s_doshkolnogo_vozrasta_dlya_sayta.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейрокоррекционные тренажеры в работе с детьми с дошкольного возраста
В исследованиях Визель Т. Г., Сиротюк А. Л. особое внимание направлено на наличие компенсаторных возможностей организма ребенка, благодаря высокой нейропластичности центральной нервной системы.
Самый значительный вклад в развитие нейропсихологии принадлежит А.Р. Лурия, ученый, врач, нейрофизиолог. Данный подход важное звено в коррекционно – развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Приемы нейрокоррекции применяются педагогами в различных областях, но, как правило, отсутствует системность, не хватает знаний и понимания важности их применения и, вместе с тем, осторожного отношения, учитывая все составляющие развития ребенка.
Междисциплинарные исследования в образовании, основанные на взаимодействии нейробиологии, психологии и педагогики, формируют содержание дисциплины «нейрообразование», которая способствует повышению эффективности образовательного процесса благодаря знаниям о функционировании мозга человека.
Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является решение задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого и физического развития детей дошкольного возраста. В результате диагностических исследований было замечено, что у одних и тех же детей одновременно наблюдается соматическая слабость, замедленное развитие моторных функций речи и отставание в двигательной сфере.
Дошкольный возраст – максимально благоприятный период для развития мозговых структур. Межполушарные связи формируются в движении.
Способы нейрокоррекции могут помочь коррекционным педагогам выстроить процесс коррекции и развития с учетом индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями.
Использование методов нейрокоррекции совместно с традиционными формами обучения и развития значительно обогащает и увеличивает эффективность работы педагогов.
Так как все чаще встречаются сложные картины структуры дефекта и пониманием того, что в коррекционной работе нужны дополнительные инструменты для оказания эффективной помощи дошкольникам коррекционные педагоги (дефектологи, логопеды, педагоги-психологи) активно применяют нейрокоррекционные тренажеры.
Образовательный процесс является основным в ДОУ, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на главный результат деятельности учреждения – формирование ключевых компетенций дошкольника, обеспечивающий готовность к школе, а процесс управления обеспечивает сохранение организационной структуры, поддержание инновационного режима деятельности, реализацию образовательных программ, достижение целей дошкольного образовательного учреждения.
Нейроскакалка
Прыжки на нейроскакалке - это разноплановая работа ног, так как одна нога совершает вращательное движение по кругу, а другая выбрасывается вперед и должна совершать прыжки. В результате прыжков на нейроскакалке развиваются вестибулярный аппарат, координация движений, ловкость, концентрация внимания, выносливость, а если ее правильно использовать, то можно и развить межполушарное взаимодействие головного мозга.
Чтобы развить оба полушария головного мозга и их взаимодействие, используя нейроскакалку, необходимо в то время, когда ребенок прыгает на скакалке просить его выполнять дополнительные задания: ловить мяч, проговаривать слова (словосочетания, предложения, скороговорки и чистоговорки, читать стихи) выполнять различные действия руками.
Таким образом, нейроскакалка развивает способность удерживать в голове план речевого высказывания, синхронизацию выполняемых движений, и выполнять их одновременно и согласованно в общем ритме.
Нейромячи
Занятия с нейромячами – это не игра и не спорт. Это тщательно смоделированная система коррекционной работы, которая может становиться все более сложной или все более упрощённой/ модифицированной для детей дошкольного возраста. Существует комплекс нейропсихических игр и упражнений, позволяющие получить эффективный результат в развитии ребенка.
Нейроигры с мячом помогают осознанию собственной телесной активности, улучшают контакт с телом, развивают моторику рук, моторное планирование, способствуют формированию внимания, развитию самоконтроля.
1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Река», а ребенок отвечает: «Рыба» – и кидает мяч обратно.
2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками.
3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
1) кидает его и сразу ловит;
2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши, поймал).
6. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.
Балансировочная доска «Бильгоу»
Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал балансировочную экспериментальную доску. Работая с плохо читающими детьми, педагог с помощью своего изобретения и простых упражнений обнаружил прямую связь между физической активностью во время балансировки и способностью к чтению. Это стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей. Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность. Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик. Универсальность и полная безопасность — немаловажное преимущество.
Занятия на балансировочной доске «Бильгоу» схожи с занятиями лечебной физкультуры. Однако такая система тренировок, помимо физической нагрузки, активно стимулирует речевые навыки, зрение, внимание и взаимодействие нескольких центров головного мозга.
Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
«Освоение балансира»
- Встать на доску и покачаться на ней.
- Встать и спустится с доски: спереди; сзади; с обеих сторон.
- Ребенок в положении стоя медленно покачивается.
- Встать на доску, закрыть глаза и покачаться.
- Сесть на доску и покачаться на ней.
- Стоя на доске имитировать плавательные движения; сидя на доске имитировать плавательные движения; двумя руками, только правой, только левой, поочередно.
- Сесть на доску «по-турецки» и покачаться.
- Стоя на доске, удерживая равновесие, ловить игрушку.
- Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку, обе руки.
- Стоя на доске, делать круговые вращения руками: руки в одну сторону; обе руки в разные стороны; по очереди в одну сторону; по очереди в разные стороны.
«Комплекс упражнений с мешочками»
- Стоя на доске, подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны.
- Ребенок, стоя на доске, перекладывает один мешочек из руки в руку, над головой, сзади.
- Ребенок подбрасывает и ловит мешочек с хлопками.
- Ловить мешочки от взрослого одной, двумя руками.
- Ребенок, стоя на доске, удерживает мешочек на голове, удерживает два мешочка на плечах и одновременно выполнять действия руками (хлопки, вращения, подбрасывать, ловить мешочки).
«Комплекс упражнений с мячом – маятником»
- Отталкивать мяч-маятник ладонями.
- Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони.
- Подбивать мячик (движение вверх) раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз за минуту, одной рукой, другой, поочередно.
«Комплекс упражнений с цветозонированной рейкой»
Цветозонированная рейка используется совместно с мячом-маятником.
- Отталкивать мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком логопед, попеременно попадая в различные цвета.
- Отталкивать мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком взрослый, попеременно попадая в различные цвета.
- Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком взрослый, попеременно попадая в различные цвета.
- Держать цветную рейку горизонтально, отталкивать мяч только белым, только красным, желтым, зеленым, черными секторами по различной траектории.
«Комплекс упражнений с набором мячей»
- Присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола.
- Катать мяч по ноге (поочередно левой, правой, от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью).
- Ловить и бросать мяч от взрослого.
- Ловить и бросать мяч от взрослого с отскоком от пола.
- Отбивать мяч от взрослого.
«Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»
- Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать двумя руками.
- Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками.
- Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой.
- Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой.
- Попасть мячом-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его.
- Попасть мячом-попрыгунчиком в цифру, которую называет взрослый, и поймать его.
- Попасть мячом в заданный цвет.
- Попасть мячиком последовательно во все зеленые (красные, желтые) фигуры.
- Попасть мячиком во все квадраты (круги, треугольники).
- Попасть мячиком во все, не красные (желтые, зеленые) треугольники (круги, квадраты).
- Попасть мячиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке.
- Попасть мячиком в число, которое является ответом на заданный арифметический пример.
- Попасть мячиком в фигурку-цифру-цвет, расположенную слева-справа-сверху-снизу от центра (цифра 9).
Применение в работе нейротренажеров и игр с элементами нейрокоррекции, позволяет в игровой форме развивать эмоциональную и познавательную сферу ребенка, что, несомненно, благоприятно влияет на качество обучения и развития детей дошкольного возраста.
Литература
- Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Г Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007
- Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.
4. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тренажеры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после...
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающие игры Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
План работы по самообразованию воспитателя 2 группы раннего возраста «Аленький цветочек» МБДУ № 22 «Журавушка» Сидоровой Яны Николаевны на тему: «Развивающи...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...
«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста
Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...