Нейрокоррекционные тренажеры в работе с детьми с дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике

Пустохина Екатерина Федоровна

Использование нейрокоррекционных тренажеров совместно с традиционными формами обучения и развития значительно обогащает и увеличивает эффективность работы педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейрокоррекционные тренажеры в работе с детьми с дошкольного возраста

В исследованиях Визель Т. Г., Сиротюк А. Л. особое внимание направлено на наличие компенсаторных возможностей организма ребенка, благодаря высокой нейропластичности центральной нервной системы.

 Самый значительный вклад в развитие нейропсихологии принадлежит   А.Р. Лурия, ученый, врач, нейрофизиолог. Данный подход важное звено в коррекционно – развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями.  Приемы нейрокоррекции применяются педагогами в различных областях, но, как правило, отсутствует системность, не хватает  знаний и понимания важности их применения и, вместе с тем, осторожного отношения, учитывая все составляющие развития ребенка.

Междисциплинарные исследования в образовании, основанные на взаимодействии нейробиологии, психологии и педагогики, формируют содержание дисциплины «нейрообразование», которая способствует повышению эффективности образовательного процесса благодаря знаниям о функционировании мозга человека.

Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является решение задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В настоящее время остро стоит проблема снижения уровня речевого и физического развития детей дошкольного возраста. В результате диагностических исследований было замечено, что у одних и тех же детей одновременно наблюдается соматическая слабость, замедленное развитие моторных функций речи и отставание в двигательной сфере.

Дошкольный возраст – максимально благоприятный период для развития мозговых структур. Межполушарные связи формируются в движении. 

Способы нейрокоррекции могут помочь коррекционным педагогам выстроить процесс коррекции и развития с учетом индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями.  

Использование методов нейрокоррекции совместно с традиционными формами обучения и развития значительно обогащает и увеличивает эффективность работы педагогов.

Так как все чаще встречаются сложные картины структуры дефекта и пониманием того, что в коррекционной работе нужны дополнительные инструменты для оказания эффективной помощи дошкольникам коррекционные педагоги (дефектологи, логопеды, педагоги-психологи) активно применяют нейрокоррекционные тренажеры.

 Образовательный процесс является основным в ДОУ, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на главный результат деятельности учреждения – формирование ключевых компетенций дошкольника, обеспечивающий готовность к школе, а процесс управления обеспечивает сохранение организационной структуры, поддержание инновационного режима деятельности, реализацию образовательных программ, достижение целей дошкольного образовательного учреждения.

Нейроскакалка

 Прыжки на нейроскакалке - это разноплановая работа ног, так как одна нога совершает вращательное движение по кругу, а другая выбрасывается вперед и должна совершать прыжки. В результате прыжков на нейроскакалке развиваются вестибулярный аппарат, координация движений, ловкость, концентрация внимания, выносливость, а если ее правильно использовать, то можно и развить межполушарное взаимодействие головного мозга.

Чтобы развить оба полушария головного мозга и их взаимодействие, используя нейроскакалку, необходимо в то время, когда ребенок прыгает на скакалке просить его выполнять дополнительные задания: ловить мяч, проговаривать слова (словосочетания, предложения, скороговорки и чистоговорки, читать стихи) выполнять различные действия руками.

Таким образом, нейроскакалка развивает способность удерживать в голове план речевого высказывания, синхронизацию выполняемых движений, и выполнять их одновременно и согласованно в общем ритме.

Нейромячи

Занятия с нейромячами – это не игра и не спорт. Это тщательно смоделированная система коррекционной работы, которая может становиться все более сложной или все более упрощённой/ модифицированной для детей дошкольного возраста. Существует комплекс нейропсихических игр и упражнений, позволяющие получить эффективный результат в развитии ребенка.

Нейроигры с мячом помогают осознанию собственной телесной активности, улучшают контакт с телом, развивают моторику рук, моторное планирование, способствуют формированию внимания, развитию самоконтроля.
1. Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Река», а ребенок отвечает: «Рыба» – и кидает мяч обратно.
2. Ребенок и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками.

3. Ребенок кидает большой мяч об стену двумя способами:
1) кидает его и сразу ловит;
2) кидает, дает ему один раз удариться об пол и только после этого ловит.
4. Взрослый и ребенок садятся на пол на расстоянии 2-3 м друг от друга и берут большой мяч. Они раздвигают ноги и начинают перекатывать мяч по полу. Сначала отталкивают его от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой рукой, а через 3 минуты – только левой. Мяч должен катиться ровно и прямо в руки партнеру.
5. Ребенок кидает об стенку большой мяч, но уже с хлопком (кинул – хлопнул в ладоши, поймал).
6. Ребенок кидает в вертикальную цель разные мячи. В качестве цели может выступать прикрепленный к стене круг из бумаги или обруч в руке взрослого.

          Балансировочная доска «Бильгоу»

Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал балансировочную экспериментальную доску. Работая с плохо читающими детьми, педагог с помощью своего изобретения и простых упражнений обнаружил прямую связь между физической активностью во время балансировки и способностью к чтению. Это стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей. Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность. Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик. Универсальность и полная безопасность — немаловажное преимущество.

Занятия на балансировочной доске «Бильгоу» схожи с занятиями лечебной физкультуры. Однако такая система тренировок, помимо физической нагрузки, активно стимулирует речевые навыки, зрение, внимание и взаимодействие нескольких центров головного мозга.

Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.

«Освоение балансира»

  1. Встать на доску и покачаться на ней.
  2. Встать и спустится с доски: спереди; сзади; с обеих сторон.
  3. Ребенок в положении стоя медленно покачивается.
  4. Встать на доску, закрыть глаза и покачаться.
  5. Сесть на доску и покачаться на ней.
  6. Стоя на доске имитировать плавательные движения; сидя на доске имитировать плавательные движения; двумя руками, только правой, только левой, поочередно.
  7. Сесть на доску «по-турецки» и покачаться.
  8. Стоя на доске, удерживая равновесие, ловить игрушку.
  9. Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку, обе руки.
  10. Стоя на доске, делать круговые вращения руками: руки в одну сторону; обе руки в разные стороны; по очереди в одну сторону; по очереди в разные стороны.

«Комплекс упражнений с мешочками»

  1. Стоя на доске, подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны.
  2. Ребенок, стоя на доске, перекладывает один мешочек из руки в руку, над головой, сзади.
  3. Ребенок подбрасывает и ловит мешочек с хлопками.
  4. Ловить мешочки от взрослого одной, двумя руками.
  5. Ребенок, стоя на доске, удерживает мешочек на голове, удерживает два мешочка на плечах и одновременно выполнять действия руками (хлопки, вращения, подбрасывать, ловить мешочки).

«Комплекс упражнений с мячом – маятником»

  1. Отталкивать мяч-маятник ладонями.
  2. Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони.
  3. Подбивать мячик (движение вверх) раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз за минуту, одной рукой, другой, поочередно.

«Комплекс упражнений с цветозонированной рейкой»

Цветозонированная рейка используется совместно с мячом-маятником.

  1. Отталкивать мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком логопед, попеременно попадая в различные цвета.
  2. Отталкивать мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком взрослый, попеременно попадая в различные цвета.
  3. Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком взрослый, попеременно попадая в различные цвета.
  4. Держать цветную рейку горизонтально, отталкивать мяч только белым, только красным, желтым, зеленым, черными секторами по различной траектории.

«Комплекс упражнений с набором мячей»

  1. Присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола.
  2. Катать мяч по ноге (поочередно левой, правой, от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью).
  3. Ловить и бросать мяч от взрослого.
  4. Ловить и бросать мяч от взрослого с отскоком от пола.
  5. Отбивать мяч от взрослого.

«Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»

  1. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать двумя руками.
  2. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками.
  3. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой.
  4. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой.
  5. Попасть мячом-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его.
  6. Попасть мячом-попрыгунчиком в цифру, которую называет взрослый, и поймать его.
  7. Попасть мячом в заданный цвет.
  8. Попасть мячиком последовательно во все зеленые (красные, желтые) фигуры.
  9. Попасть мячиком во все квадраты (круги, треугольники).
  10. Попасть мячиком во все, не красные (желтые, зеленые) треугольники (круги, квадраты).
  11. Попасть мячиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке.
  12. Попасть мячиком в число, которое является ответом на заданный арифметический пример.
  13. Попасть мячиком в фигурку-цифру-цвет, расположенную слева-справа-сверху-снизу от центра (цифра 9).

Применение в работе нейротренажеров и игр с элементами нейрокоррекции, позволяет в игровой форме развивать эмоциональную и познавательную сферу ребенка, что, несомненно, благоприятно влияет на качество обучения и развития детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б. Г Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с.

4.   Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тренажеры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики как после...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...