Методическая разработка по физической культуре"По тропе здоровья"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Баженова Мария Вячеславовна

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом задачи физического воспитания многообразны и тесно связаны между собой, а также с музыкальным и эстетическим воспитанием, развитием речи и т.д. Их цель заключается в совершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованности движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.

Для успешного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazhenova_m.v.po_trope_zdorovya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«По тропе здоровья»

Баженова Мария Вячеславовна, воспитатель

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом задачи физического воспитания многообразны и тесно связаны между собой, а также с музыкальным и эстетическим воспитанием, развитием речи и т.д. Их цель заключается в совершенствовании основных движений, быстроты, ловкости, согласованности движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и в укреплении здоровья.

Для успешного физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений.

Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируются, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме этого, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

Для растущего организма физкультурные упражнения и подвижные игры приобретают особую ценность

Цель: повысить двигательную активность детей, воспитать потребность в физических упражнениях ,создать положительный эмоциональный настрой.

Задачи:

1. Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей.

2. Развивать ловкость, выносливость, чувство взаимопомощи в играх и эстафетах.

4. Способствовать развитию творческого подхода в разрешении игровых ситуаций.

Маршрут « Тропы здоровья» проложен по территории дошкольного учреждения и состоит из 5 станций. Каждая станция включает в себя несколько объектов или модулей. Существующую структуру можно использовать как единый маршрут, так и каждую станцию в отдельности.

Особенность “Тропы здоровья” заключается в том, что она позволяет всем участникам здоровье сбегающего процесса и детям, и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать имеющееся спортивное и игровое оборудование на территории дошкольного учреждения.

Составлена карта маршрута, на каждой станции есть свои указатели с названием и схематичным изображением.

Предлагаемые станции «Тропы здоровья»:

1. «Туристическая»

2. « Светофорик»

3.  «Поезд здоровья»

4. «Путешественники»

5. «Веселый стадион»

Воспитатель приглашает детей в путешествие по «Тропе здоровья». Говорит, что тропа эта волшебная – кто по ней идет становится здоровым, сильным и смелым. Предлагает стать туристами. Рассматривают карту маршрута и отправляются на любую выбранную станцию.

Станция «Туристическая».

Задачи:укрепить мышцы туловища, спины и живота; тренировать мышцы стопы; формировать правильную осанку;  воспитывать согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке.

Оборудование:на земле нарисованы: желтая дорожка(тропинка), зеленые круги (кочки), разноцветная  «змейка», синяя широкая дорожка(ручей); обручи, флажки.

Дети идут друг за другом и выполняют игровые упражнения:

  1. Игровые упражнения:
  • «По тропинке мы идем»(Идут по нарисованной на земле тропинке).
  • «С кочки на кочку»  (Перепрыгивают с кочки на кочку).
  • «Догони змейку»(Ходьба змейкой).
  • «Перейди через ручеек»(Перешагивают через ручеек).

Идут дальше и приходят на «Полянку отдыха»:

2.Игра «Зеркало». Ведущий  выполняет упражнения, а дети их копируют (разные виды ходьбы, положения рук, прыжки на одной ноге, на двух с продвижением вперед).

3.Игра «Смена ведущих».Дети двигаются в колонне по одному. Воспитатель называет имя ребенка, который должен занять место направляющего.

- Туристы смелые и ловкие, справятся с любыми препятствиями на пути.

4. Эстафета «Перейди болото».Играют две команды. Флажками размечается начало и конец «болота». Капитанам команд выдаются два обруча для перехода по «болоту». По сигналу капитаны начинают движение, перекладывая поочередно с места на место обручи, переходя по ним «болото», не касаясь земли ногами. Закончив переправу,  быстро возвращаются на старт для передачи обручей. Побеждает команда, закончившая эстафету первой,  и не провалившаяся в «болото».

Станция « Светофорик».

Задачи: развивать общую выносливость, дыхательную систему, закрепить знания о правилах поведения на улице, повторить дорожные знаки,воспитывать стремление к своей безопасности и окружающих

Оборудование:светофор,  дорожные знаки, на асфальте нанесена разметка пешеходного перехода, круги (красного, желтого и зеленого цвета), два тоннеля,  гимнастические палки, деревянный кирпичик с отверстием, гимнастическая палка с держателями для колец, три кольца (красное, желтое, зеленое), скамейки.

- Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу и, возможно вам придется самостоятельно переходить проезжую часть.И чтобы избежать опасностей на дорогах, надо знать правила дорожного движения.

1. Игра на внимание «Сигнал светофора»

В руках у каждого ребенка круг(красного, желтого, зеленого цвета).Участники выстраиваются в шеренгу.

 Воспитатель:  На дорогах с давних пор

Есть хозяин – светофор!Перед вами все цвета,Вам представить их пора.

Загорелся красный свет. (Дети поднимают красные круги)

Все вместе:       Стой, вперед дороги нет!

Воспитатель:  Желтый глаз твердит без слов. (Поднимают желтые круги)

Все вместе:       К переходу будь готов.

Воспитатель:    На зеленый свет – вперед!(Дети поднимают зеленые круги)

Все вместе:       Путь свободен! Переход!

- Молодцы! Хорошо знаете сигналы светофора. А сейчас давайте немного разомнемся.

3. Эстафета «Подземный переход»:

Команды выстраиваются в колонны. Перед каждой командой выкладывается туннель. Дети по очереди проходят его, обегают стойку и возвращаются к своей команде, передают эстафету.

- Когда такого туннеля нет, нужно поискать знак «Наземный переход». Рядом с ним на проезжей части обязательно нарисована полосатая дорожка – «зебра». (Воспитатель показывает знак «Наземный переход»)

                                Настоящий пешеход

                               Сразу ищет переход.

                               Осторожны его ноги,

                               Он не пешка на дороге.

Станция «Поезд здоровья»

Задачи:закреплять навыки лазанья различными способами, развивать функцию равновесия при выполнении упражнений;формировать у детей правильную осанку, координацию движений, укреплять мышечный аппарат и моторику рук и ног;

Оборудование: на участке расположены спортивные объекты: лестница, горка, скамейка, МАФ «Паровоз».

1.Упражнение «По бревнышку»

  - Дальше мы сейчас пойдем,по тропинке в лес зайдем,

Руки за спину кладем и по бревнышку идем!

(дети по очереди  идут друг за другом  по начерченной на земле линии, держа руки за спиной)

2.Упражнение « По озеру на лодке»

 - Мы вышли к озеру (дети занимают положение сидя верхом на скамейке и  начинают выполнять движения,имитирующие греблю веслами)

3. Упражнение « На крутой  берег»

 - Дружно на берег крутой, поднимаемся гурьбой.

(друг за другом поднимаются по одной гимнастической стенке вверх и спускаются вниз по другой)

5. Упражнение «По мостику»

- Мы в затылок     поравнялись,на ступеньки  приподнялись,                             На  мосточек  мы взошли,вот и речку перешли  

(дети поднимаются по перекладинам, идут по мостику,спускаются)

- Вот мы и прокатились на Поезде Здоровья.

Мы здоровы и сильны!Вот какими стали мы стали

Станция «Путешественники»

Задачи:  Развивать глазомер, меткость броска, ловкость,   координацию движений;гибкость при выполнении игровых упражнений; способствовать обогащению знаний детей о традиционных промыслах и самобытных физических упражнениях народов Севера.

Оборудование:мягкие мячи, обручи, маска волка, «оленьи рожки».

1.Подвижная игра «Перелет птиц»

Дети – «птицы» стоят врассыпную на одной стороне зала напротив гимнастической стенки.

По сигналу «Птицы улетают!» нужно, подняв руки-крылья  в стороны, бегать по залу. По сигналу «Буря!» - быстро бежать к гимнастической стенке и влезать на нее – так птицы скрываются от бури на деревьях. Когда я скажу: «Буря прекратилась!» - все птицы спускаются с гимнастической стенки чередующимся шагом и снова бегают – продолжают полет.

                       

2.Подвижная игра «Охотники и звери»

Дети изображают лесных зверей : зайцев, медведей, лисиц. В определенном месте зала начерчен мелом круг – дом охотников.

Два охотника стоят у противоположных сторон зала. В руках у каждого 2 мяча. Дети бегают врассыпную по залу, передавая движениями характерные особенности изображаемых зверей. По сигналу «Охотники!» звери замирают – останавливаются, а охотники стреляют – бьют мячом с места 2 раза в ноги детей. Тех, кого подстрелили, охотники отводят в свой дом.

3.Подвижная игра «Волчата и лисята»

Все вместе говорим слова: «В лесу играют волчата, вместе с ними играют лисята, и ,  совсем как маленькие ребятишки, играют они в ловишки». А потом внимательно слушайте мой сигнал «раз, два, три… лисенок, лови!» - волчонок убегает, а лисенок ловит или наоборот. Поймав, нужно снова построиться в пары.

Станция «Веселый стадион»

Задачи: развивать интерес к спортивным играм и упражнениям; учить детей придумывать варианты игр; комбинировать движения, проявляя творческие способности; развивать самостоятельность  в двигательных действиях, с учетом гендерных особенностей детей

Оборудование: мячи, скакалки, спортивные игры: «Городки», «Бадминтон».

- Воспитатель предлагает детям выбрать игры и игрока по своему желанию.

Площадка поделена на четыре части- нанесена разметка. На одной части играют в городки, на другой в бадминтон, на третьей прыгают на скакалке, на четвертой выполняют упражнения с мячом. Девочкам рекомендуем бадминтон и скакалки, а мальчикам- городки и мячи.

Таким образом,  можно сделать вывод, что разработка и использование «Тропы здоровья» в образовательном процессе способствует оптимизации  двигательной деятельности дошкольников, повышению эффективности оздоровительной и образовательной работы  с детьми дошкольного возраста, способствует развитию физических качеств.

При организации оздоровительных прогулок, старались не заорганизовать детей, предоставить им возможность реализовать свои потребности в движении в различных видах деятельности:

- подвижные игры;

- спортивные игры;

- игры- эстафеты и соревнования;

- игры по ориентированию на местности;

- оздоровительная ходьба;

-самостоятельная двигательная активность.

Результаты работы убеждают, что использование в маршруте образовательного материала способствует расширению знаний детей о безопасности жизнедеятельности. Применение регионального компонента позволило дошкольникам познакомиться с играми народов Крайнего Севера. Учитывая климатические особенности региона,  воспитанники  больше узнали о природе родного края.

«Тропа здоровья» стала для наших детей формой физического самовыражения, средством активного отдыха и положительного эмоционального настроя.

Подвижная игра «День и ночь» 

Посередине зала поводят линию, по обе стороны от нее, в 1,5-2 м, отмечают 2 дома. Играющие делятся на 2 команды: ночь, день. Встают на расстоянии 1 м от средней линии спиной к ней, через 2 шага друг от друга. Против каждой команды находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий – дощечку,  окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «День!» игроки из команды дня поворачиваются и бегут между игроками ночи к своему дому. Те бегут за ними и стараются осалить. Осаленные переходят в команду ночи. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает команда, где больше осаленных игроков.

Подвижная игра «Успей выбежать»

играющие образуют круг. В середину круга выходят 7-8 детей. Стоящие по кругу поворачиваются вправо или влево и, держась за руки, бегут по кругу. Стоящие в середине хлопают в ладоши. По сигналу «Стой!» дети быстро останавливаются и поднимают вверх сцепленные руки. Инструктор ыстро считает до трех. За это время дети, стоящие в середине круга, должны успеть выбежать из него. После счета «три» дети быстро опускают руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физической культуре на тему "Развитие основных двигательных качеств дошкольников в процессе регламентированной и самостоятельной деятельности"

Содержание:1.     Введение     2. Характеристика основных двигательных качеств     3. Основные задачи  развития двигательных качеств до...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.

В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...

Методическая разработка по физической культуре. Комплексы бодрящей гимнастики.

Гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость....

Методические разработки по физической культуре и спорту в свободное от занятий время в ДОУ.

1.        Цель, задачи и направленность учебно-методических разработок.     - Формирование  у учащихся привычек здорового образа жизни ...

Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, трет...

Методическая разработка раздела физическая культура общеобразовательной программы. Тема: «Физкультурные досуги»

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных соревнований, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- творчество и смекалку, трет...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

в копилку