Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
статья по физкультуре на тему
Статья посвящена физкультурно-оздоровительной работе в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
В настоящее время уровень состояния здоровья детей ежегодно падает. Неумолимая статистика говорит о том, что к концу двадцатого века произошло резкое ухудшение здоровья населения. Сегодня в среднем по России только 10% выпускников школ могут считаться практически здоровыми. Причин неблагополучия много. Это и увеличения умственной нагрузки, и уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, и техногенные катастрофы, и экологические катаклизмы, и некачественная вода, и химические добавки в продуктах питания, и электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, и еще много различных факторов, но основная – неправильный образ жизни.
Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека, когда создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, когда закаливается организм, развиваются двигательные качества и навыки. Поэтому сегодня одна из важнейших задач в дошкольном образовании – приобщение детей к здоровому образу жизни. Существенную роль в решении этой задачи в нашем детском саду отводится физкультурно-оздоровительным мероприятиям в ходе режимных процессов.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое. Поэтому ей мы и уделяем значительную часть времени.
Целью физического воспитания в нашем дошкольном образовательном учреждении является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, который владеет доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает желание заниматься физическими упражнениями.
Основными задачами в физкультурно-оздоровительной работе мы видим:
- организацию рационального режима дня;
- создание условий, обеспечивающих оптимальный двигательный режим;
- полноценное питание;
- эмоциональное благополучие детей;
- благоприятная гигиеническая обстановка;
- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
- оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни.
Для полноценного физического развития и реализации потребности детей в движении создаются определенные условия. У нас есть хорошо оснащенный спортивный зал с оборудованием и инвентарем. В каждой группе имеется спортивный уголок с традиционным оборудованием. А также оборудование, изготовленное руками воспитателей и родителей: коврики для профилактики плоскостопия, набивные мячи, мешочки для бросания и т.п. У малышей есть сухой бассейн.
На территории детского сада есть спортивная площадка с дорожкой для бега, баскетбольной корзиной и игровым центром со спортивными снарядами. Яркость и красота этого оборудования способствуют эмоциональному настроению детей, получению удовольствия от выполненных упражнений.
Центральное место в комплексе физкультурно-оздоровительных мероприятий занимает режим дня. Поэтому день у нас в любое время года начинается с утренней гимнастики, проводимой во всех возрастных группах. Летом на улице под веселую музыку, а в остальное время года – в спортивном зале. Ее особое место в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию. Но у нас гимнастика не носит принудительный характер, так как утренняя гимнастика проходит интересно и динамично, дети сами с удовольствием посещают ее. Огромная психологическая роль утренней гимнастики заключается в воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений, а музыкальное сопровождение повышает эмоциональный настрой воспитанников.
Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по художественному творчеству, коммуникации, познавательно-экспериментальной деятельности с целью поддерживать умственную работоспособность детей, когда у них снижается внимание и наступает утомление. Длятся они 2-3 минуты. Дети с радостью выполняют несложные физические упражнения, обычно сопровождающиеся текстом.
Важное звено в системе оздоровления детского организма – закаливание. Опираясь на рекомендации иммунологов о том, что к закаливанию необходимо относиться осторожно, индивидуально к каждому ребенку, с учетом мнения родителей. Мы используем следующие виды закаливания:
- сквозное проветривание в отсутствии детей;
- воздушные ванны;
- точечный массаж;
- дыхательная гимнастика;
- полоскание ротовой полости водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
- Босохождение по «дорожкам здоровья», что способствует также профилактике плоскостопия в любое время года в группе, а летом еще и на улице.
А летом к ним добавляются:
- солнечные ванны;
- гимнастика на свежем воздухе;
- обмывание ног.
Немаловажное значение имеет и лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, проводимая совместно с медицинским персоналом. Во время эпидемий ОРЗ и гриппа мы проводим следующие нетрадиционные профилактические мероприятия:
- Дети употребляют в пищу лук и чеснок;
- Носят на груди «чесночные бусы»;
- Вдыхают пары чеснока и лука;
- Принимают витаминные чаи, компоты, соки.
После дневного сна проводится комплекс упражнений для разминки в постели, так называемая гимнастика пробуждения. С целью поднять настроение и мышечный тонус, обеспечить профилактику осанки, придать занятию эмоциональную окраску. Упражнения начинаются из положения лежа, затем совершается переход в положение полу сидя, далее постепенно дети встают, выполняя упражнения возле кровати.
Традиционно основной формой обучения ребенка в детском саду считаются физкультурные занятия, проводимые три раза в неделю – два раза в спортивном зале и один раз на свежем воздухе. На занятии стремимся уделить внимание каждому ребенку, при этом учитывая индивидуальные и физиологические особенности мальчиков и девочек.
Физкультурное занятие на прогулке имеет определенную цель, как можно больше использовать время для двигательной активности, используя благоприятные условия для укрепления здоровья детей. Поэтому важно организовывать физкультурно-оздоровительную работу на улице, чтобы в процессе ее у детей развивались двигательные умения, навыки, физические качества и положительное отношение к здоровому образу жизни. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей.
Многие исследователи констатируют тот факт, что подвижная игра – это средство гармоничного развития и воспитания ребенка. В педагогической истории России подвижным играм придавалось большое значение. Они рассматривались как основа физического воспитания. Это актуально и по сей день. Подвижные игры развивают скоростно-силовые, координационные способности детей, выносливость, силу и гибкость. Кроме активации физиологических процессов, сопровождающих движения, для подвижной игры характерны особые явления, свойственные только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и неизменный азарт, интерес к успеху. Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно их различают: по наличию (отсутствию) сюжета, степени подвижности, наличию (отсутствия) инвентаря, количеству участников, ведущего и т.д. Подбор игр зависит от состава и общего состояния группы детей, времени дня и года, погоды, температуры, оборудования.
Стоит также отметить то, что подвижные игры вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающем пространстве, ловкость, скорость, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолевать сложности, не уклоняться от правил, переживать поражения и победу, выслушивать замечания и корректировать свои движения. Все это дает возможность ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля, что имеет огромное значение и для учебной деятельности и для полноценной жизни в коллективе.
Мы в своей работе используем различные виды подвижных игр: сюжетные («У медведя во бору…», «Кошки-мышки», «Гуси-гуси» и т.д.), бессюжетные («Ловишки», «Салки», «Карусели» и т.п. ), а также игровые упражнения («По мостику», «Кто быстрее к флажку», «Через ручеек» и другие). Большое внимание мы придаем играм-забавам – физкультурным праздникам, развлечениям. Особенно нравятся детям зимние физкультурно-досуговые мероприятия, в ходе которых дети получают заряд бодрости, положительные эмоции, укрепляют здоровье.
Кроме того, так как мы живем в национальной республике, знакомство и использование чувашских народных игр в нашей работе, я считаю, обязательным. В старших группах мы играем в «Эпе Ванюк ятла» («Меня зовут Иванушка»), «Акара» («На пахоте»), «Пуспа хуре», («Голова и хвост»), «Ал татмалла» («Тилирам) и в другие.
Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная работа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьями воспитанников. Включение родителей в работу дошкольной организации сближает их с детьми. Участие мам и пап в веселых эстафетах, соревнованиях, конкурсах доставляет радость не только детям, но и помогает в создании крепкой и дружной семьи. В совместной работе с семьями мы используем консультации для родителей, информации в родительских уголках, папках передвижках. Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
В заключении хочется сказать, применение в дошкольной организации комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы дает возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей.
Литература:
- Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. М., 2006
- Воспитатель ДОУ №11/2011, №10/2012
- Инструктор по физкультуре №6 2012, №8 2012,№6 2013
- Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары, 2003.
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских учреждений. М.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/07/picture-183100-1725718696.jpg)
Физкультурно-оздоровительный проект "Футбол в детском саду"
Представляю 2-х месячный проект по обучению детей элементам игры в футбол....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-129568-1359280391.jpg)
Отчет по годвому плану:"Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада"
Отчет по годовому плану: «Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818431-1474377217.jpg)
Физкультурно-оздоровительный уголок в группе детского сада
laquo;Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/18/picture-1071326-1539853497.jpg)
Физкультурно-оздоровительный проект для педагогов детского сада "Здоровье, сила, красота".
Проект отражает систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению сотрудников, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления, профилактической работе в коллективе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-60262-1486041938.jpg)
«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.
Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-1060316-1537472694.jpg)
«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...