Физкультурный досуг «С ветерком по бескрайней тундре»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему
конспект физкультурного досуга с региональным компанентом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_verkom_po_beskrayney_tundre.docx | 317.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Физкультурный досуг
«С ветерком по бескрайней тундре»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Е.Б. Череватенко, инструктор по ФК
МБДОУ №8 «Теремок»
Аннотация: Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.
Цель: закрепление умения играть в подвижные игры народов Севера.
Задачи:
1.Образовательные задачи:
Закреплять ранее изученные игры народов Севера; прививать интерес к национальным играм и традициям; расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охота через игры народов Севера. Развивать у детей интерес к народным играм. Развивать ловкость, смелость, координацию движений, ориентировку в пространстве.
2.Оздоровительные задачи:
Удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении; оптимизировать двигательную активность, укреплять дыхательную мускулатуру, укреплять все группы мышц;
3.Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение к народам Севера, их традициям и обычаям, совершенствовать навыки коллективной деятельности.
Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Севере), рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Севера», «Растительный мир Севера», разучить игры народов Севера, выучить стихи.
Словарная работа:
- чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.
Оформление:
- панно с фигурами детей в национальной одежде, оленей, птиц, чумов;
- макет чума;
Участники: ведущий.
Место проведения: физкультурный зал.
Спортивный инвентарь: модели нарт, мягкие мячи, обручи, маска волка, чум, 4 веревки, пластмассовые мячи желтого и красного цвета по 40 шт., 2 корзины, мяч большого диаметра, упряжка для «оленя», угощение для детей – пирог с ягодами, магнитофон, аудиозаписи песен коренных народов Севера.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы живём в суровом, богатом, красивом северном крае, который называется - ЯМАЛ. Коренные жители нашего края очень трудолюбивый народ. Они охотники, рыболовы и оленеводы. Дети народов Севера играть в подвижные игры, в которых прослеживается труд взрослых.
Предлагаю вам отправиться в путешествие по просторам родного края. Вы готовы – тогда в путь! Мы отправляемся в тундру, не забудьте взять с собой ловкость, силу и веселое настроение.
1.Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному по кругу с заданиями.
-«по узенькой дорожке» - семенящая ходьба;
-«оленята» - ходьба с высоким подниманием колена, руки скрестить над головой;
-«охотники» - имитация в ходьбе подкрадывающегося охотника;
-«стерх» - ходьба с высоким подниманием колена вверх, одновременно с взмахом рук;
-«лыжники» - ходьба широким шагом, движения рук вперед-назад(до уровня глаз).
-«метель» - бег с поворотом на месте по команде.
2.Перестроение в три колонны
3. Разминка под музыкальное сопровождение «На холодном Ямале».
Ведущий: Молодцы, ребята! Какие народы живут на Ямале? (ханты, ненцы, селькупы) Как называется жилище коренных жителей Севера? (чум) Правильно, чум, а из чего его строят? (шкура оленя, жерди)
4.Дети вместе с ведущим рассматривают чум.
Ведущий: Ребята, а вы знаете какими традиционными промыслами занимаются северные народы? (оленеводство, рыболовство, охота) Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.
5.Подвижная игра «Охотники и куропатки»
Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники» - мальчики за «сугробом» - веревкой. На другой стороне – «куропатки» - девочки. На полу стоят скамейки. Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики «охотники» – начинают ловить девочек «куропаток», девочки запрыгивают на степ-скамейки. Затем подсчитываются пойманные «куропатки». Ведущий отмечает ловких «охотников» и «куропаток».
Ребенок: Строганина на столе
Рыбная, мясная
На Ямальской на земле
Пища кочевая.
Не успеешь настрогать,
А ее уж нету.
Дети кушают ее
В тундре, как конфету.
Ведущий: В реках и озерах северного края водится много рыбы. С детства взрослые обучают детей всем премудростям рыболовства.
6.Игра «Рыбак и рыбки»
Дети становятся в круг на равное расстояние друг от друга. Ведущий – в центре. Он берет веревку и начинает ее вращать. Дети должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал – называет название рыбы, которую он задумал и выходит из игры. Отмечаются ловкие рыбки.
Ведущий: Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх дети изображают животных.
7.Подвижная игра «Важенка и оленята».
По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей - важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова:
Бродит в тундре важенка –
С нею – оленята.
Объясняя каждому,
Все что не понятно.
Топают по лужам оленята малые
Терпеливо слушая наставленья мамы.
Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Ведущий: Молодцы, ребята хорошо поиграли. Жители тундры заботятся о витаминах на своем столе. А в каких растениях есть витамины? (в ягодах: голубика, брусника, черника, морошка и т.д.)
Ребенок: А у тех, кто не ленился,
Тундре летом поклонился
Ягоды есть разные:
И желтые, и красные,
И брусника, и черника,
Клюква и морошка.
В каждом чуме точно есть
Ягод хоть немножко.
8.Игра «Сбор ягод».
На полу рассыпаны шарики (ягоды), стоят две корзины.
Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника), другая − желтые (морошка). Команда собравшая быстрее шарики своего цвета побеждает.
Ведущий: Предлагаю вам попробовать быть охотниками.
9.Игра «Охота на песца»
(Разработала Е.Б.Череватенко)
Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч. В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра – «песец». По команде дети – «охотники» начинают метать мяч, стараясь попасть в «песца». Побеждает команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника.
Методические рекомендации: метание выполнять с обозначенной линии.
Вариант: 1. Выполнять метание за определенный промежуток времени (пока играет музыка). 2. В дальнейшем возможно усложнение за счет введения второго «песца».
Ведущий: рыбы мы свами наловили, ягод насобирали можно и пироги испечь.
10.Эстафета «Испеки пирог».
Задание: команды стоят в двух колоннах. На противоположной части площадки находятся «продукты» для пирогов (2 пачки из-под молока, 2 яйца − муляж, 2 упаковки из-под муки, рыба -игрушка, ягоды-муляжи). Первый ребенок бежит с подносом, берет «продукт» для «пирога», несет к команде, кладет на стол, передает поднос следующему участнику и т.д. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Ведущий: Поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.
11.Дыхательная гимнастика «Вьюга»
Дети свободно садятся вокруг чума, выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили животных, которые обитают на Ямале, поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.
Ведущий: угощает детей пирогом с ягодами, приглашает всех на чаепитие.
Ведущий: Тундра огромна, она необъятна,
Но быстро домчит нас легкая нарта
Возьмите оленей! Они в детский сад
Быстро на нартах всех вас домчат.
Дети строятся в колонну по одному первый ребенок «олень» в упряжке и выбегают из зала под ненецкую мелодию. Идут в группу пить чай из трав, растущих в крае, с пирогом.
Литература:
-Е.Н.Окотетто «Подвижные игры для детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурные праздники и физкультурные досуги с родителями (презентация)
Опыт работы воспитателя . В презентации представлены разные формы работы с родителями по физическому развитию детей....
Физкультурный досуг (сценарий физкультурного праздника с участием родителей)
Физкультурный досуг(сценарий физкультурного праздника с участием родителей) В физкультурный зал, где уже разместились родители и гости, гурьбой входят дети. На центральной стене - красочная аппликацио...
Конспект физкультурного досуга в средней группе Физкультурный досуг «Сказки – загадки»
Конспект физкультурного досуга в средней группеФизкультурный досуг «Сказки – загадки»...
Физкультурный досуг "Голоса тундры"
В конспекте используются игры народов севера т исибири России в доступной для дошкольников форме,...
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар
Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...
Сценарий физкультурного досуга во второй младшей группе «Лес чудес» номинация: Физкультурный досуг в дошкольном образовательном учреждении
В данном материале представлен сценарий для проведения физкультурного развлекательного мероприятия в детском саду....