Физкультурный досуг «С ветерком по бескрайней тундре»
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему


конспект физкультурного досуга с региональным компанентом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_verkom_po_beskrayney_tundre.docx317.84 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурный досуг

«С ветерком по бескрайней тундре»

(для детей старшего дошкольного возраста)

      Е.Б. Череватенко, инструктор по ФК

 МБДОУ №8 «Теремок»

Аннотация: Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей.

Цель: закрепление умения играть в  подвижные игры  народов Севера.

Задачи:

1.Образовательные задачи:

Закреплять ранее изученные игры народов Севера; прививать интерес к национальным играм и традициям;  расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охота через игры народов Севера.  Развивать у детей интерес к народным играм. Развивать ловкость, смелость, координацию движений, ориентировку в пространстве.

2.Оздоровительные задачи:

Удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении; оптимизировать двигательную активность, укреплять дыхательную мускулатуру, укреплять все группы мышц;

3.Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к народам Севера, их традициям и обычаям, совершенствовать навыки коллективной деятельности.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Севере), рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Севера», «Растительный мир Севера», разучить игры народов Севера, выучить стихи.

Словарная работа:

- чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.

Оформление:

- панно с  фигурами детей в национальной одежде, оленей, птиц, чумов;

- макет чума;

Участники: ведущий.

Место проведения: физкультурный зал.

Спортивный инвентарь: модели нарт,  мягкие мячи, обручи, маска волка, чум, 4 веревки, пластмассовые мячи желтого и красного цвета по 40 шт., 2 корзины, мяч большого диаметра, упряжка для «оленя», угощение для детей – пирог с ягодами, магнитофон, аудиозаписи песен коренных народов Севера.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы живём в суровом, богатом, красивом северном крае, который называется - ЯМАЛ. Коренные жители нашего края очень трудолюбивый  народ. Они  охотники,  рыболовы и  оленеводы. Дети народов Севера играть в подвижные игры, в которых прослеживается труд взрослых.

Предлагаю вам отправиться в путешествие по просторам родного края. Вы готовы – тогда в путь! Мы отправляемся в тундру, не забудьте взять с собой ловкость, силу и веселое настроение.

1.Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному по кругу с заданиями.

-«по узенькой дорожке» - семенящая ходьба;

-«оленята» - ходьба с высоким подниманием колена, руки скрестить над головой;

-«охотники» - имитация в ходьбе подкрадывающегося охотника;

-«стерх» - ходьба с высоким подниманием колена вверх, одновременно с взмахом рук;

-«лыжники» - ходьба широким шагом, движения рук вперед-назад(до уровня глаз).

-«метель» - бег с поворотом на месте по команде.

2.Перестроение в три колонны

3. Разминка под музыкальное сопровождение  «На холодном Ямале».

Ведущий: Молодцы, ребята! Какие народы живут на Ямале? (ханты, ненцы, селькупы) Как называется жилище коренных жителей Севера? (чум) Правильно, чум, а из чего его строят? (шкура оленя, жерди)

4.Дети вместе с ведущим рассматривают чум.

Ведущий: Ребята, а вы знаете какими традиционными промыслами занимаются северные народы? (оленеводство, рыболовство, охота) Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.

5.Подвижная игра «Охотники и куропатки»

Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники» - мальчики  за «сугробом» - веревкой.  На другой  стороне – «куропатки» - девочки. На полу стоят скамейки.  Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики «охотники» – начинают ловить девочек «куропаток», девочки запрыгивают на степ-скамейки. Затем подсчитываются пойманные «куропатки». Ведущий отмечает ловких «охотников» и «куропаток».

E:\фото\в гости к тундровичку\городские сорев ноябрь2011 Таня 075.jpg

Ребенок:  Строганина на столе

                          Рыбная, мясная

       На Ямальской на земле

       Пища кочевая.

       Не успеешь настрогать,

       А ее уж нету.

      Дети кушают ее

      В тундре, как конфету.

Ведущий: В реках и озерах северного края водится много рыбы. С детства взрослые обучают детей всем премудростям рыболовства.

6.Игра «Рыбак и рыбки»

Дети становятся        в круг на равное         расстояние друг от друга.  Ведущий – в центре. Он берет веревку и начинает ее вращать. Дети должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал – называет название рыбы, которую он задумал и выходит из игры. Отмечаются ловкие рыбки.

Ведущий: Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх дети изображают животных.

7.Подвижная игра «Важенка и оленята».

По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей - важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова:

Бродит в тундре важенка –

С нею – оленята.

Объясняя каждому,

Все что не понятно.

Топают по лужам оленята малые

Терпеливо слушая наставленья мамы.

Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Ведущий: Молодцы, ребята хорошо поиграли.  Жители тундры заботятся о витаминах на своем столе. А в каких растениях есть  витамины? (в ягодах: голубика, брусника, черника, морошка и т.д.)

Ребенок: А у тех, кто не ленился,

     Тундре летом поклонился

     Ягоды есть разные:

     И желтые, и красные,

     И брусника, и черника,

     Клюква и морошка.

     В каждом чуме точно есть

     Ягод хоть немножко.

8.Игра «Сбор ягод».

На полу рассыпаны шарики (ягоды), стоят две корзины.

Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника), другая − желтые (морошка). Команда собравшая быстрее шарики своего цвета побеждает.

Ведущий: Предлагаю вам попробовать быть охотниками.

9.Игра «Охота на песца»

(Разработала Е.Б.Череватенко)

 Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах  на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч.  В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра – «песец». По команде дети – «охотники» начинают метать мяч, стараясь попасть в «песца». Побеждает  команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника.

Методические рекомендации: метание выполнять с обозначенной линии.

Вариант: 1. Выполнять метание за определенный промежуток времени (пока играет музыка). 2. В дальнейшем возможно усложнение за счет введения второго «песца».

Ведущий: рыбы мы свами наловили, ягод насобирали можно и пироги  испечь.

10.Эстафета «Испеки пирог».

Задание: команды стоят в двух колоннах. На противоположной части площадки находятся «продукты» для пирогов (2 пачки из-под молока, 2 яйца − муляж, 2 упаковки из-под муки, рыба -игрушка, ягоды-муляжи). Первый ребенок бежит с подносом, берет «продукт» для «пирога», несет к команде, кладет на стол, передает поднос следующему участнику и т.д. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Ведущий: Поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

11.Дыхательная гимнастика «Вьюга»

Дети свободно садятся вокруг чума, выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».

Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили   животных, которые обитают на Ямале, поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.

Ведущий: угощает детей пирогом с ягодами, приглашает всех на чаепитие.

    Ведущий: Тундра огромна, она необъятна,

                   Но быстро домчит нас легкая нарта

                   Возьмите оленей! Они в детский сад

                   Быстро на нартах всех вас домчат.

Дети строятся в колонну по одному первый ребенок «олень» в упряжке и выбегают из зала под ненецкую мелодию. Идут в группу пить чай из трав, растущих в крае, с пирогом.

F:\Новая папка (4)\занятие 002.JPG

Литература:

-Е.Н.Окотетто «Подвижные игры для детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурные праздники и физкультурные досуги с родителями (презентация)

Опыт работы воспитателя . В презентации представлены разные формы работы с родителями по физическому развитию детей....

Физкультурный досуг (сценарий физкультурного праздника с участием родителей)

Физкультурный досуг(сценарий физкультурного праздника с участием родителей) В физкультурный зал, где уже разместились родители и гости, гурьбой входят дети. На центральной стене - красочная аппликацио...

Конспект физкультурного досуга в средней группе Физкультурный досуг «Сказки – загадки»

Конспект физкультурного досуга в средней группеФизкультурный досуг «Сказки – загадки»...

Физкультурный досуг "Голоса тундры"

В конспекте используются игры народов севера т исибири России в доступной для дошкольников форме,...

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!» Сценар

Сценарий физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Если очень захочу — в космос скоро полечу!»Аксинья Попова Сценарий физкультурного досуга для детей с...

Сценарий физкультурного досуга во второй младшей группе «Лес чудес» номинация: Физкультурный досуг в дошкольном образовательном учреждении

В данном материале представлен сценарий для проведения физкультурного развлекательного мероприятия в детском саду....