Опыт работы по физическому воспитанию на тему: "Прогулка и ее роль в оздоровлении детей дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь 21 века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статические показатели. школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они не знают, что больны; Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

Проработав много лет в детском саду,  убедилась, что в последнее время в детский сад приходит больше детей, имеющих различные отклонения в здоровье и развитии. Поставила перед собой цель:  сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_fizkulture.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Литературный обзор.

1.1. Прогулка и ее роль в оздоровлении детей.

Начиная работу по данной теме, мною была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников, а также задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Изучение содержания физического воспитания необходимо было для осознания того, как эта проблема формулируется учеными - дидактами и разработчиками методики физического воспитания, какое место занимают задачи здоровьесбрегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Т. И. Осокина выделяет такие задачи:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И. Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаева сформулировали три группы задач:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

-2-

М.А. Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса.

Е.Н. Вавилова выделяет несколько задач: охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений, совершенствование всех функциональных систем организма.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

1.2. Обзор предлагаемых методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.

Т.Н. Доронова - кандидат педагогических наук в своей программе «Радуга» обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада, основным компонентом она отдавала предпочтение самому важному предмету воспитания - физической культуре. «От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит здоровье человека. Ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». Ею определены основные формы работы с детьми в главе «Растим здорового ребенка» по двигательному режиму, закаливанию,

-3-

 физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья»,  «Формируем культуру движений». Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения, профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

     Программа авторского коллектива под руководством Л.А. Венгер «Развитие», в которую заложены два теоретических положения: теория А.В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к гуманистическому пониманию и концепция Л.А.Венгер о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Данная программа не содержит задач по физическому развитию ребенка. А М.Д. Маханева и доктор психологических наук О.М. Дьяченко в 2000 году разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе «Развитие». Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе «Развитие» и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей, на необходимость его полноценности. Ею критикуется общепринятая система физического воспитания, которая не может решить проблемы на современном этапе, так как не учитывает конкретные условия детских учреждений в разных регионах России, не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными особенностями и здоровьем, не реализует потребности детей в движении.

В.Т. Кудрявцев - доктор психологических наук, Б.Б.Егоров - кандидат педагогических наук определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника, и возникла развивающая педагогика оздоровления (2000 г.). Их программно-

-4-

методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:

Приобщение к физической культуре.

Развивающая форма оздоровительной работы.

Они критикуют устоявшийся подход к физкультурно-оздоровительной работе дошкольников, говорят о необходимости кардинального пересмотра существующих методов физического воспитания в дошкольных учреждениях, школах. Двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка- дошкольника». Они вынесены, на их взгляд, на периферию образовательного процесса. То же они говорят об оздоровительной работе. Все это на их взгляд ведет к утрате источников развития ребенка, росту детской заболеваемости.

Общая цель программно-методического материала состоит в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н.Ефименко в 1999 году выпустил программу «Театр физического развития и оздоровления» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ней автор сформулировал основные принципиально новые системы физического воспитания и оздоровления детей первых 10 лет жизни. Красной нитью проходит идея превратить «однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений».

В программе «Основы безопасности дошкольников» В.А. Ананьева в разделах «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека» автор ставит задачи развития физической активности детей, говорит о том, что их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм, работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», разработанная кандидатами психологических наук Н.Н. Авдеевой и Р.Б. Стеркиной, кандидатом педагогических наук О.Л.

-5-

Князевой. Авторы отмечают, что безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в жизненных различных ситуациях, в том числе и неожиданных. Определяя основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей, авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни.

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.

-6-

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

        На современном этапе развития общества, ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь здоровье смолоду». Девиз этот отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни.

        Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточного отложения жира, способствуют заболеванию детей ожирению. Так, по данным большинства исследований (Аксенова Н.М., Пономарев С.А., Чаклин А.В.), 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

             Одной из самых действенных организаций двигательной активности ребенка в повседневной жизни является прогулка. Но зачастую прогулка проходит в такой форме, которая не дает возможность ребенку полностью реализовать свои двигательные потребности.

                 Вопросы организации и руководства двигательной деятельностью детей дошкольного возраста на прогулке, необходимые для создания педагогических условий оптимизации их двигательной активности, представлены в работах Г.П. Юрко, В.Г. Фролова, Л.В. Кармановой, Н.И. Богаровой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой.

          Прогулка-это один из важнейших режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности  детей.

руководства они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои возможности.

           Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путём применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

- развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

-7-

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

       Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путём использования игр и физических упражнений, соответствующих возрастным двигательным возможностям детей, а также требующих от них определённого физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.

        Подвижные игры и физические упражнения на воздухе, как форма работы имеют различные варианты.

1. Проводятся  по типу физкультурных занятий со всей группой одновременно или по подгруппам. Здесь решается целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Подбор упражнений подчинен тем же требованиям (обеспечение нагрузки на все группы мышц, разная интенсивность с повышением нагрузки и снижением её в конце). При их проведении обеспечивается достаточно высокая моторная плотность-80-85%.

Однако ни в коем случае подвижные игры и физкультурные упражнения нельзя отождествлять с физкультурными занятиями. Главное отличие их в том, что первые проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, разнообразие видов и форм проведения.

2. Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера), например, только из основных движений или элементов одной-нескольких спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей) или спортивных упражнений (лыжи, коньки, и т.д.).

3. Подвижные игры-2-4 игры разной подвижности и на разные движения.

4. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определённой направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнения с основными видами движений и пр.).

5. Сюжетные игры с движениями.

6. Игры с элементами спортивного ориентирования.

7. Индивидуальная работа с детьми.

8. Самостоятельная двигательная деятельность детей при определённом руководстве воспитателя.

Общее время двигательной активности детей на прогулке не менее 60-70% её продолжительности. Важно обеспечить разнообразие физических упражнений.

В содержание подвижных игр и физических упражнений на прогулке включаются следующие виды физических упражнений:

- основные движения (как правило, хорошо знакомые детям);

- элементы спортивных игр, спортивные упражнения (могут быть знакомы детям или разучиваться вновь);

- общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр).

-8-

 Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Их количество и содержание могут быть различными в разные дни недели.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на

физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.

При подборе и организации игр и физических упражнений на утренней прогулке необходимо:

- учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;

- заботиться о соответствии содержания игр и упражнений времени года, состоянию погоды;

- предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;

- предлагать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;

- использовать разные способы организации детей;

- заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

- стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

        Планирование работы по развитию движений на прогулке в старших и подготовительных группах должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно правильно выбирать время для проведения игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

       Таким образом, значение прогулки в режиме дня дошкольника – это своеобразный баланс. Она является разрядкой для детей после занятий. А также эффективно организованное воспитателем пребывание детей на свежем воздухе, гарантирует хороший аппетит и сон. Что в свою очередь отвечает за здоровье детей.

-9-

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

     В течение нескольких лет  большое внимание уделяю укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости. Прогулку считаю  одним из главных факторов сохранения и укрепления здоровья детей.  Занялась поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола. Старалась выстроить работу таким образом, чтобы ребенок научился воспринимать новую информацию, быть любознательным и активным, креативным, уверенным в себе.

            Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, использую в своей работе с детьми различные виды деятельности.

     Моя    цель - сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

     Использую виды здоровьесберегающих технологий: профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

    В процессе своей деятельности   решаю следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

   В целях укрепления здоровья детей провожу различные вид прогулки. При проведении прогулки использую принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Включаю в свою деятельность цикл занятий "Познай себя" и «Уроки здоровья для

дошкольников» (Л.В. Гаврючина программа «Здоровый малыш»)
    Параллельно с физическим развитием уделяю внимание обучению детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично

-10-

включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваю комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формирование навыков самомассажа. Поднимающие настроение и мышечный тонус - утренняя гимнастика,  физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду.

      А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах.  Системно провожу недели здоровья, где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я – спортивная семья". Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период провожу катание на санках. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости провожу продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.

       Одной из самых значимых закаливающих процедур в повседневной жизни считаю прогулку. Хорошее отношение детей к прогулке в большей мере определяется ее содержанием, в частности возможностью, упражняться в различных видах движений.  Для того чтобы прогулка действительно давала эффект, меняю последовательность видов деятельности на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. В холодное время года и после занятия статического характера, прогулку начинаю с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после музыкальных и физкультурных занятий – с наблюдения, спокойных игр. На свежем воздухе провожу различные виды утренней гимнастики, спортивные игры, развлечения и праздники.

       В совместной работе детского сада и семьи  широко использую консультации для родителей, принимаю участие в родительских собраниях, беседы, тематические выставки, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка. Совместно с медсестрой организовала и провела семинар-практикум для родителей детей, имеющих нарушение осанки. После проведённого для них занятия с использованием корригирующих упражнений, рекомендовала им специальные комплексы, которые они будут выполнять сами. В мастер-классе для родителей детей подготовительной группы был организован просмотр сюжетного занятия "Морское царство", на котором они смогли

увидеть успехи своих детей.  Удачно прошли спортивные досуги с родителями "Папа, мама, я - спортивная семья", "Семейные старты". Кроме того, для родителей был организован День открытых дверей, где они могли

-11-

посетить любое мероприятие. Широко использую информацию в  оформлении родительских уголков, в папках-передвижках ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.).
              Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.                                          Для создания целостной системы здоровьесбережения детей в ДОУ  имеются необходимые условия: оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, дуги для подлезания, ребристые дорожки, кубы для спрыгивания, флажки, ленточки, мешочки с песком, волейбольная сетка, а так же нетрадиционные пособия: массажные дорожки, султанчики, косички, степ платформы изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Функционирует кабинет  с   тренажерами, сухим  бассейном, лампой «Чижевского». Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков, волейбольная и баскетбольная площадка, футбольное поле.  Во всех группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы.  Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии использую  различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули. Имеются пособия для профилактики плоскостопия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей. Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения.

 Можно сказать, оздоровительная среда  ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

                                                            -12-

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

Ловкость – это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Выносливость – это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

Гибкость – многофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.

Нагрузка в физической культуре и в спорте понимается как воздействие физических упражнений на организм занимающихся..

Направленность нагрузки - это адрес, указание, на что она действует - на двигательное качество, на группу мышц и т.п.

Физическая нагрузка - это воздействие физических упражнений на организм занимающегося, а величина нагрузки - это мера воздействия этих упражнений.

Величина нагрузки характеризуется параметрами ее интенсивности и объема.

Интенсивность нагрузки - это напряженность ее воздействия на организм. С внешней стороны она определяется мощностью и сложностью выполняемых упражнений (например, скоростью бега). С внутренней стороны - выраженностью ответных реакций организма в процессе выполнения физических упражнений.

Объем нагрузки - это общие размеры (емкость) воздействия физических упражнений на организм занимающихся. С внешней стороны он определяется количеством выполненных упражнений за тренировку, день и т.д. С внутренней стороны - реакций организма на количество выполненной работы (например, степенью утомления, общей величиной энергозатрат и т.д.).

Доза нагрузки - это определенная ее величина, измеряемая параметрами объема и интенсивности.

Норма нагрузки - это конкретная ее доза (ни больше, не меньше), необходимая для решения определенной задачи. Другими словами, под нормой нагрузки понимается такая ее доза, которая в физическом воспитании необходима для укрепления здоровья и обучения двигательным умениям и

-13-

навыкам путем достижения и поддержания нормативного уровня физической подготовленности и должной двигательной активности.

Муызыкотерапия – релаксационные упражнения с использованием музыкального фона.

Артпедагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства как классического и народного, так и современногоФитотерапия -  уст. траволечение — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них.

Аромотерапия - это лечение, основанное на применении натуральных эфирных масел. Попадая через дыхательные пути в организм человека, ароматы оказывают целебное и очищающее воздействие. Человек успокаивается, обретает душевное равновесие и покой.

Психогимнастика – Один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, проблем с помощью движений, мимики, пантомимы.

Аквагимнастика -  называются гимнастические упражнения, выполняемые в воде.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего здоровья, физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового)

Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких.) В широком понимании это - физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер).

Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения.

Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания/

Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.

-14-

Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.

Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение, и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Технология - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. в концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников

-15-

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.  

     Прогулка в ДОУ  организовывалась с детьми старшего дошкольного возраста. Количество детей составило 30 человек.

Дети, которые не умели прыгать в длину с места, с разбега – 16%.

Дети не умеющие лазать по гимнастической лестнице – 5%.

Дети не умеющие метать – 10%.

Всю группу детей  разделили на три категории.

1категория составила 70%  детей, которые усваивали учебный материал без затруднения.

2категория составила 20% детей, которые усваивали материал  с трудом.

3категория составила 10% детей, которые усваивали материал с большими трудностями.

Дети часто болели ,  не усваивали программу, 25% детей имели хронические заболевания. Родители были не согласны  проведением прогулки на свежем воздухе, особенно в зимний период.

 Благодаря проделанной работе дети стали меньше болеть, у них повысился уровень знаний. В играх дети научились добиваться высоких личных результатов, заботиться об общекомандном результате, проявлять такие качества, как товарищество, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

-16-

                                    3 Педагогический опыт.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Жизнь 21 века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения здоровья. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статические показатели. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

  • 25 – 30% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90 – 92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т. е. они не знают, что больны;
  • только 8 – 10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

 Исследованиями отечественных и зарубежных учёных давно установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому считаю, что проблема оздоровления детей это работа не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Проработав много лет в детском саду,  убедилась, что в последнее время в детский сад приходит больше детей, имеющих различные отклонения в здоровье и развитии. Поставила перед собой цель:  сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Чтобы реализовать данную проблему изучила различные формы организации оздоровительных мероприятий согласно программе «Здоровый малыш» разработанной в нашем детском саду, создала свою систему физкультурно-оздоровительной и профилактической работы, которую постоянно совершенствую. Для этого разработала:

     - цикла мини-походов и прогулок с детьми старшего дошкольного возраста;

- цикла авторских  занятий «Познай себя», «Уроки здоровья для дошкольников»;

-сценариев спортивных праздников, досугов, развлечений;

- комплексов индивидуальных упражнений для профилактики плоскостопия, нарушения осанки;

- методических рекомендаций по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников для педагогов и родителей;

-17-

-  плана  работы с часто болеющими детьми в кружке «Крепыш».

В своей работе с детьми всегда исходила из индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья и физической подготовленности.

Работу начала с пополнения имеющихся пособий, оборудования, которые способствуют развитию двигательной активности детей. Разместила всё это так, чтобы дети могли свободно пользоваться ими. Вместе с родителями  приобрели и изготовил нетрадиционное оборудование: дуги для подлезания, ребристые дорожки, кубы для спрыгивания,  флажки, ленточки, мешочки с песком – всё старалась сделать цветным, красочным, интересным для детей. Выполняя разнообразные движения с предметами: ленточками, султанчиками, мячами, флажками, дети приобрели навыки основных движений, а это способствовало правильному развитию детского организма и формировало раскрепощённость, двигательную активность. Вызвать интерес к движениям  на прогулке помогли стихи, игры, потешки:

Дима шёл, шёл, шёл,

Дима шишечку нашёл.

Таня шла, шла, шла,

Тоже шишечку нашла.

Палочку перешагнём, к неваляшке подойдём,

Машенька, не уходи наших деток подожди.

Всегда поощряла действия ребёнка, и это вызывало у него желание ещё раз повторить какое-нибудь упражнение. Понедельник в детском саду действительно трудный день. Одни дети опаздывают, другие приходят в состоянии когда «подняли, а разбудить забыли», третьи чересчур возбуждены. Поэтому этот день  начинала с короткой беседы на актуальную тему с обязательным привлечением музыкального произведения (песни или классики).

В утренние часы после приёма, всегда проводила с детьми релаксационные упражнения «Солнечное утро», «Радостное настроение» и др., это позволяло создать у детей хорошее настроение на целый день. Все эти упражнения проходили на фоне приятной музыки.

Выполнение физических упражнений на свежем воздухе усиливает их эффективность. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность. В работе использовала  собственную разработку  схемы прогулки, куда вошли подвижные и спортивные игры, игры-эстафеты, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз и др.  Прежде всего, обращала внимание на сборы детей на прогулку. Ребята гуляли ежедневно в любую погоду. Всегда старалась  рационально организовать двигательную деятельность детей на прогулке. На прогулке проводила с детьми две – три игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставляла детям играть самостоятельно. В целях рациональной организации двигательной активности использовала движения

-18-

под музыку. При выборе игр на прогулке прислушивалась к желаниям детей и организовывала наиболее любимые игры. При распределении ролей кроме считалок, использовала различные приемы. Например, дети становились в круг, в центре круга стоял воспитатель, в руках у него обруч, на ободе которого снаружи проведена черта или поставлена большая точка.

Воспитатель закручивала пальцами обруч, как юлу. Когда он переставал вращаться и падал, тот, напротив кого оказывалась точка или полоска, назначался водящим. Специальное внимание уделяла в работе малоактивным детям, организации их самостоятельной двигательной деятельности. Подвижные игры помогли научить ребят быстро бегать, смело прыгать, ловко лазить и бросать мяч.

           В содержание прогулок в летний период входили воздушные ванны, игры с водой, зимой – прогулки за пределы детского сада. Физкультурные занятия в теплый период проводила на улице, на спортивной площадке с использованием ковриков для выполнения упражнений сидя и лежа, в холодный период в зале.  Более тщательно работала над качеством выполнения всех движений. Широко использовала игры с элементами спортивных упражнений: волейбол, баскетбол, бадминтон. К участию в спортивных играх и упражнениях вначале привлекала тех детей, которые недостаточно освоили упражнения на физкультурных занятиях. В дальнейшем стремилась к тому, чтобы активно действовали все. Для значительного ускорения обучению спортивным играм, сама принимала в них активное участие, руководила действиями детей. Дети практически всё лето бегали на участке босиком. В зависимости от температуры воздуха меняла построение прогулки, её содержание. В прохладную погоду стремилась на каждой прогулке предусмотреть большую двигательную активность детей. Новые физические упражнения и игры, которые предполагалось изучить с детьми, заменяла знакомыми, а вместо игр с малой подвижностью включала те, в которых бег чередуется с ходьбой и т. п. В соответствии с погодой меняла и одежду детей.

           В летнее время большое внимание уделяла аквагимнастике, т.е. упражнениям, выполняемым в воде. Мы выполняли их в надувном бассейне на свежем воздухе 2-3раза в неделю. Эти упражнения обладают поистине чудодейственными свойствами. Они повышают тонус организма, благотворно влияют на его важнейшие системы – сердечно сосудистую, нервную, дыхательную. Результат не заставил себя долго ждать, у детей повысилась общая сопротивляемость организма. Ребята стали меньше болеть простудными заболеваниями и забыли про недомогание и слабость.

Для предотвращения искривления отклонений в формировании осанки у детей проводила беседы, игры, использовала разработанные индивидуальные упражнения, богатый иллюстративный материал, а также картины-схемы. На первоначальном этапе обучения в играх «Встань прямо», «Подтянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи, как я» и др. давала подробное объяснение и показывала

-19-

правильную стойку. После того как дети научились отличать правильную стойку от неправильной, проводила игры (с предметами и без предметов), направленные на усвоение правильного положения тела при ходьбе: «Пастух и овцы», «Не потеряй», «Подражание» и др. В процессе обучения стойке использовала шаблон правильной постановке стоп – треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30˚, специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, верёвку, набивные мячи, мешочки с песком, мостик-качалку, гимнастическую стенку, скамейку и т. д.. Так же использовала пособие – силуэт ребенка и у детей была возможность в течении прогулки проверить свою осанку. Благодаря этому у детей вырабатывалось мышечно-суставное чувство.

Для создания неповторимого эмоционального подъема использовала в своей работе на прогулке фитболы – мячи диаметром от 55 до 70см. Они имели ярко выраженный лечебный эффект. Упражнения на мяче укрепляли все основные группы мышц, способствовали развитию выносливости, силы, координации движений, формировали правильную осанку, заряжали энергией. Ребята получали приятные эмоции от общения с фитболами, победы над своим неумением, понимания того, что они делали что-то очень важное для своего здоровья.

В своей работе использовала упражнения для устранения плоскостопия. Применяла комплекс индивидуальных упражнений собственной разработки. Большое внимание уделяла тому, каким образом дети воспринимают занятия, старалась доставить им возможность не просто упражняться, а прививала им любовь к движениям. Для того чтобы упражнения приносили больше радости ребятам, вводила элементы игры. Организуя занятия по профилактике плоскостопия, выбирала несколько упражнений (3 – 5) и выполняла их с детьми до тех пор, пока им не надоедало. Добивалась чёткого выполнения движений, т. к. для эффективности важно не разнообразие, а качество выполнения. После того как дети научились выполнять простые упражнения, начала использовать игровые упражнения с предметами и без предметов. Например, с мячом среднего размера «Подними мяч ногами», «Подкати мяч» и др., с гимнастической палкой «Перешагни через палку сидя», «Перенеси ноги через палку» и др., а также упражнения с гирями, скакалкой, на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке. Для достижения положительных результатов использовала игры, т. к. они не только развлекали детей, придавали занятиям более живой и весёлый характер, но и способствовали оздоровлению организма, укрепляли опорно-двигательный аппарат. Это такие игры как: «Ловкие ноги», «Великан и карлик», «Донеси платочек», «Барабан» и др. Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания всегда выполняли без обуви.

Проводила работу с часто болеющими детьми. Организовала работу кружка «Крепыш». Разработала перспективный план работы кружка. Для

-20-

успешного выполнения многочисленных оздоровительных задач в работе с часто болеющими детьми всегда старалась создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивало благоприятное функциональное состояние первой системы дошкольника. Это помогло достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов оздоровления. Широко использовала фитотерапию. Травы приобретала в аптеке. При использовании сборов включала лекарственные растения постепенно, чтобы избежать

аллергических реакций. Фитотерапию проводила под строгим контролем старшей медицинской сестры. Во время подъёма заболеваний ОРВИ и гриппом использовала аромотерапию помещений. Аромотерапию осуществляла в отсутствие детей. Перед процедурой проветривала помещение в течение 20 – 30 минут. После этого раскаляла эфирные масла, обладающие бактерицидными, противомикробными свойствами. Это шалфей, мята, лаванда. Через 30 минут после распыления проводила сквозное проветривание в течение 30 – 40 минут. Лук, чеснок, лимон в зимний период постоянно находились в группах.

Одной из развивающих форм оздоровительной работы является артпедагогика, которую  использовала в своей работе. Для этого проводила игры-упражнения с использованием изобразительных материалов, которые помогали снимать эмоциональную напряжённость детей, помогали осознавать им свои чувства, переживания, учили управлять ими. Это такие упражнения как «Рисунок на асфальте», «Восковой рисунок», «Пальцевая живопись», «Волшебный салют» и др.

Вырабатывая навыки рационального дыхания, использовала дыхательные упражнения, выполнение которых предполагало его активизацию.

 Например: «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – «паровозик», медленные и размеренные – «океанский лайнер») и др.

Для развития тактильных ощущений, ловкости рук, динамической и статической координации использовала в своей работе игры в сухом бассейне. Проводя такие игры, как: «Кто больше», «Не замочи рук», «Воронки» и др., старалась добиться стабильного здоровья и полноценного физического развития детей.

В своей работе уделяла внимание детям, обладающим хорошей пластикой и гибкостью. Организовала работу кружка «Веселые акробаты». Разработала перспективный план работы кружка. В процессе работы старалась воспитать у детей умение осознано владеть своим телом, выработать потребность в прогибании и растягивании позвоночника, подвижности суставов и работе мышечной системы с равномерным дыханием. Обучая акробатическим упражнениям, обращала внимание на физические возможности ребёнка. Всегда старалась заинтересовать,

-21-

активизировать и поощрять детей. Подбирала музыкальное сопровождение, которое облегчало мне работу с детьми и выполнения ребятами любых упражнений. Обучение начинала с простых упражнений. Показ всегда сопровождала словесным объяснением.

Например, упражнение «Самолет». При показе объясняла: «Хвост самолета вытянуть» - выпрямить ноги; «Крылья поднять» - прямые руки вытянуть в стороны; «Взлет самолета» - приподнять от пола прямо соединенные ноги, голову, грудь и прямые руки; «Посадка» - вернуться в исходное положение и расслабиться. В дальнейшем переходила к более сложным упражнениям. В итоге дети научились выполнять такие

упражнения как «Колечко», «Замок», «Мостик», «Верблюд» и др. Всегда обращала внимание на свободную двигательную деятельность детей, и все их замысловатые гимнастические фигуры и позы вносила в систему общеразвивающих упражнений для дальнейшего правильного их развития.

Для развития общей координации, растяжения и расслабления позвоночного столба, укрепления мышечного тонуса использовала в своей работе упражнения с резиновыми жгутами. Жгут длиной 1м и шириной 5см привязывала к перекладине шведской стенки на уровне плеч ребенка, концы жгута свободно свисали. Дети взявшись за концы жгута выполняли различные упражнения.

Подходя к работе творчески, широко применяла нетрадиционное оборудование. Одним из них является степ-платформа, которую использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Степы применяла в индивидуальной работе с детьми,  на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной активности детей. Упражнения для степ-аэробики подбирала преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), взывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Каждый комплекс упражнений состоял из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивала разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполнялись с небольшой амплитудой. Заканчивался комплекс упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе. Занятия со степом способствовали формированию осанки у детей, развитию координации движений. В процессе занятий у детей развивалась сердечно-сосудистая и дыхательная системы, сформировалось умение ритмически согласованно выполнять простые движения.

Большие возможности для активизации движений представлялись детям на  прогулках за пределы  участка. Разработала и использовала в работе цикл мини-походов и прогулок в парк, на стадион, к водоему, к лесополосе  для детей старшего дошкольного возраста. Готовилась к прогулке заранее – выбирала место с естественными препятствиями: горками, мостиками, пеньками, чтобы дети могли удовлетворить свои потребности в разнообразных движениях (беге, прыжках, подскоках,

-22-

подлезании). Во время таких прогулок не сдерживала желание детей побегать, поиграть на природе.

В дни здоровья  один раз в квартал с детьми старшего дошкольного возраста организовывала простейшие туристические походы. Старалась провести поход в виде увлекательной тематической игры или использовала заранее разработанный сценарий. На привале  организовывала активный отдых детей (игры и упражнения в природных условиях, игры-забавы), эстафеты, знакомство со знаменательными событиями, со знаменитыми людьми родного края, станицы, с представителями разных профессий и т.п..

Вопросы воспитания здорового ребёнка решала в тесном контакте с семьёй. В планировании и проведении данной работы большую помощь

оказало анкетирование в начале учебного года. В анкете предлагалось ответить на следующие вопросы:

- «Как вы считаете, почему ваш ребёнок болеет? Что, по вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?» и др.

Анализ анкетных данных привёл меня к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребёнка, убеждая в необходимости продолжения данной работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Для этого использовала различные формы и методы. Через стенды, папки – передвижки, на консультациях, собраниях, семинарах знакомила родителей с задачами физического воспитания в детском саду и дома. Давала конкретные рекомендации по приобретению спортивного инвентаря в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребёнка. Рассказывала, как можно интересно и увлекательно провести утреннюю гимнастику и подвижную игру; как одевать ребёнка на прогулку в разные сезоны года, какие закаливающие процедуры использовать. Организовала выставку литературы, пособий.

Ежемесячно организовывала показ физкультурных занятий в зале, закаливающих процедур в группе, подвижных игр на прогулке, где участвовали и родители (в играх, основных движениях и др.). Проводила дни открытых дверей для пап, считаю их участие в физическом развитии детей не только желательным, но и необходимым. После таких просмотров организовывала вечера вопросов и ответов, на которых в оживлённой, интересной беседе и спорах родители имели возможность высказать своё мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающий ответ специалиста. Прислушиваясь к высказываниям и рекомендациям родителей, старалась всегда выполнить их пожелания, что обеспечивало мне лучший контакт и взаимопонимание с семьёй. Проводила интересные и увлекательные праздники и досуги по собственно разработанным сценариям: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Проводы русской зимы», «Праздник Нептуна» и др. В итоге у родителей сформировались определенные модели поведения в семье и обществе, позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать стрессовые ситуации, любить

-23-

своих ребят не за то, что он красивый, умный, способный, помощник, а просто так,  за то, что он есть. Их убеждением стало, что необходимо совершенствоваться, находясь рядом с детьми, беречь их здоровье, быть надежным спутником по дороге жизни, которую они освоили.

Комплексный подход в решении задач воспитания здорового ребёнка дал положительные результаты. В процессе проделанной работы снизилась заболеваемость на 5%, у детей были устранены имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата, повысились физические возможности и эмоциональное состояние. Дети могут довольно подробно рассказать, для чего следует делать утреннюю гимнастику, что нужно делать для укрепления организма и как надо заботиться о здоровье родных и близких. И не только

рассказать обо всем этом, но и о том, что они делают для своего физического развития. Иначе говоря, у детей сформировалось осознанное отношение к своему здоровью, расширились их представления о состоянии собственного тела, появилось стойкое желание заниматься физкультурой, а самое главное дети стали более самостоятельными, уверенными в себе.                    

                                                        -24-

3.1. Описание основных методов  и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

   

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья  детей, педагогов и родителей.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • Приобщение детей к физической культуре
  • Использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья. Моя задача сегодня - расширить знания педагогов  в данном направлении, подготовить картотеку игр и упражнений для того, чтобы они могли воспользоваться данным материалом, делились   знаниями среди родителей. Главное, конечно же, воспитатели смогли бы привить детям потребность в здоровом образе жизни.

Профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к  

-25-

здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

Считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

-26-

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы/

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.           Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребенка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приемы, которые помогут решать поставленные задачи.

Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения, а именно:

-27-

Принцип доступности и индивидуальности - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка. Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий – это достигается правильным распределением материала на занятии. Индивидуальность – это учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок имеет свои функциональные возможности, поэтому материал усваивается по-разному

Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком все более трудных заданий и их выполнения. Для этого целесообразно чередовать нагрузки с отдыхом.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип наглядности является основным в обучении движению. Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Педагог для каждого задания, выбирает наиболее эффективный путь объяснения данного задания – это такие методы как показ, словесный, игровой, иллюстративно-наглядный.

Т.О. для создания условий мотивации к занятиям физической культурой считаю, что необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.

                                                      -28-

3.2 Актуальность опыта

 

     Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых  средств  и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

        В Тимашевском районе проблема здоровья детей стоит особо остро, по заболеваемости среди детей дошкольного возраста, на 1 месте патология органов дыхания, на 2 месте болезни нервной системы и инфекционные болезни, 3 место – заболевания крови и желудочно-кишечного тракта.    Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. Проблема в том, что в дошкольном образовании  общепринятая система физического воспитания и многие авторские программы:

-  не  учитывают конкретных условий детских учреждений;

- не предусматривают дифференцированного подхода к детям с их индивидуальными особенностями и здоровьем;

-  не  реализуют потребности детей в движении.

          В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со  II группой здоровья.  Проанализировав факты, мы выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.  Перед педагогическим коллективом ДОУ возникли вопросы: Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к занятиям физкультуры, потребность в

здоровом образе жизни? Как сделать привлекательным занятие физкультуры для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

  

-29-

Актуальность опыта состоит в решении проблемы  сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании  осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

-30-

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

      Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  средств,  методов и форм.

   Представленный опыт применения нетрадиционных подходов к использованию разнообразных форм работы с детьми на прогулке позволит повысить интерес ребёнка к сохранению своего здоровья, вовлечь его в игры. 

  Предлагаемый опыт подскажет педагогам и родителям как растить детей здоровыми, крепкими, как научить их ценить свое здоровье и ответственно относиться к нему.

  Практическая значимость опыта заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

                                           

-31-

3.4. Результативность педагогического опыта.

Система методического обеспечения позволила достичь повышения качества работы , которое выразилось в следующих результатах.

Уровень здоровья и физического развития детей:

Уровень заболеваемости снизился на 3,5%

Год

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

Процент заболеваемости

33%

32%

19%

15,5%

Количество детей, имеющих высокий уровень представлений о здоровом образе жизни, увеличилось на 10%.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась.

Группы здоровья

Группы

2011год

2012год

2013год

1группа

50ч-27%

57ч-30%

60ч-31%

2группа

102ч-57%

103ч-57%

110ч-59%

3группа

30ч-16%

25ч-13%

20ч-10%

Всего детей

182

185

190

-32-

Количество детей, имеющих высокий уровень физического развития повысилось.


                      Уровень физического развития детей за три года:

Группы

2011год

2012год

2013год

Подготовительная группа

в.у.-7%

с.у.-88%

н.у.-5%

в.у.-7%

с.у.-90%

н.у.-3%

в.у.-8%

с.у.-90%

н.у.-2%

-33-

-34-

3.5. Новизна.

  Новизна опыта заключается  в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду,  в  разработке:

     - цикла мини-походов и прогулок с детьми старшего дошкольного возраста;

- цикла авторских  занятий «Познай себя», «Уроки здоровья для дошкольников»;

- сценариев спортивных праздников, досугов, развлечений;

- комплексов индивидуальных упражнений для профилактики плоскостопия, нарушения осанки;

- методических рекомендаций по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников для педагогов и родителей;

- перспективного плана по работе с часто болеющими детьми в кружке «Крепыш».

  Данные разработки помогут педагогам рационально использовать прогулку в  укреплении здоровья детей, повышению уровня физической подготовленности,  повышению двигательной активности детей дошкольного возраста.

-35-

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Опыт работы изучен на педагогическом совете детского сада №21, протокол №2 педагогического совета от ………. ст. Медведовской, заслушан на  методическом объединении педагогов станицы Медведовской ………

-36-

3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

В опыт работы входят основные элементы:

  • Воспитательно-образовательный процесс: физкультурные занятия, гимнастика, упражнения на релаксацию, познавательные занятия, минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки.
  • Строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры на прогулке, спортивные развлечения и досуги, корригирующая гимнастика после сна, закаливающие процедуры, режим питания, сон, прогулки и пр.
  • Наглядная агитация и работа с родителями: уголки здоровья для детей и родителей, дни и недели здоровья, круглый стол « Заботимся о здоровье детей вместе», беседы, консультации и пр.

    Каждое утро начинаю  с утренней гимнастики. Использую различные формы утренней гимнастики и наиболее эффективная – эмоционально-стемулирующая гимнастика. Так как утро всегда должно начинаться с улыбки, это отличная гимнастика для лица. Во время утренней гимнастики следила за настроением и увлеченностью детей, поскольку жизнерадостность и хорошее настроение содействуют разрядке нервной системы, повышают тонус и в значительной степени обеспечивают оздоровительный эффект. Формы организации эмоционально-стемулирующей гимнастики чередую в зависимости от времени года и погодных условий. Чередую: образная гимнастика с использованием эмитационных движений и стихов; гимнастика на полосе препятствий; оздоровительно-беговая гимнастика; танцевально-ритмическая. Включаю в утреннюю гимнастику считалки, поговорки, пословицы, загадки что способствует формированию у детей звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям.

      В утренние часы после приёма, всегда провожу с детьми релаксационные упражнения «Солнечное утро», «Радостное настроение» и др., это позволяет создать у детей хорошее настроение на целый день. Все эти упражнения проходят на фоне приятной музыки.

           На прогулке провожу с детьми две – три игры разной степени подвижности, несложные сюжетные игры, предоставляла детям играть самостоятельно. При выборе игр на прогулке прислушиваюсь к желаниям детей и организовываю наиболее любимые игры. При распределении ролей кроме считалок, использую различные приемы. Широко использую игры с элементами спортивных упражнений: волейбол, баскетбол, бадминтон. В содержание прогулок в летний период входят воздушные ванны, игры с водой, зимой – прогулки за пределы детского сада.

Для предотвращения искривления отклонений в формировании осанки у детей провожу беседы, игры, использую богатый иллюстративный

-37-

материал, а также картины-схемы. В процессе обучения стойке использую шаблон правильной постановке стоп – треугольные деревянные дощечки, расположенные под углом 30˚, специальные отпечатки стоп и ряд других предметов и приспособлений: короткие и длинные гимнастические палки, верёвку, набивные мячи, мешочки с песком, мостик-качалку, гимнастическую стенку, скамейку и т. д. Так же использую пособие – силуэт ребенка и у детей бывает возможность в течении прогулки проверить свою осанку. Благодаря этому у детей вырабатывалось мышечно-суставное чувство.

В своей работе использую упражнения для устранения плоскостопия. Организуя занятия по профилактике плоскостопия, выбираю несколько упражнений (3 – 5) и выполняю их с детьми до тех пор, пока им не надоедало. Добиваюсь чёткого выполнения движений, т. к. для эффективности важно не разнообразие, а качество выполнения. После того как дети научатся выполнять простые упражнения, начинаю использовать игровые упражнения с предметами и без предметов. Для достижения положительных результатов использую игры, т. к. они не только развлекают детей, придают занятиям более живой и весёлый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания всегда выполняем без обуви.

Провожу работу с часто болеющими детьми. Для успешного выполнения многочисленных оздоровительных задач в работе с часто болеющими детьми всегда старалюсь создать в коллективе спокойную обстановку, атмосферу доброжелательности и психологического комфорта, что обеспечивало благоприятное функциональное состояние первой системы дошкольника. Это помогает достигнуть необходимого оздоровительного эффекта от используемых средств и методов оздоровления.

Вопросы воспитания здорового ребёнка решаю в тесном контакте с семьёй. Для этого использую различные формы и методы. Через стенды, папки – передвижки, на консультациях, собраниях, семинарах знакомлю родителей с задачами физического воспитания в детском саду и дома. Ежемесячно организовываю показ физкультурных занятий в зале, закаливающих процедур в группе, подвижных игр на прогулке, где участвовали и родители (в играх, основных движениях и др.). Провожу дни открытых дверей для пап, считаю их участие в физическом развитии детей не только желательным, но и необходимым. Провожу интересные и увлекательные праздники и досуги: «Папа, мама и я – спортивная семья», «Весёлые старты», «Проводы русской зимы», «Праздник Нептуна» и др. В итоге убеждением родителей стало то, что необходимо совершенствоваться, находясь рядом с детьми, беречь их здоровье, быть надежным спутником по дороге жизни, которую они освоили.

-38-

4. Вывод.

 

     Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы внедрения здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная  сфера ребёнка. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и  мелодичной.

    Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный,  системный подход к организации  физкультурно - оздоровительных, профилактических  мероприятий позволит    эффективно  способствовать  укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную  динамику оздоровления детского организма, позволит   достичь положительных результатов: повышения  уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей,  положительную динамику в распределении по группам здоровья,  профилактику   отклонений  физического  развития  воспитанников.   Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей, помогли мне максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию. Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако решила не останавливаться на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается и сегодня. Мое внимание привлекла технология «Фитбол-аэробика» авторов Ж.Е. Фирилевой и Е.Г.Сайкиной. На сегодняшний день  изучаю технологию и составляю тематические планы по её реализации. Уверена что, ребята получат приятные эмоции от общения с фитболами,  понимая значимость того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

-39-

 Литература:

  1. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателя д/с ., -М.:Просвещение,1986
  2. Емельянова В.Н. из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровьесберегающих технологий».
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
  4. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.:АРКТИ, 1999.
  5. Макарова З.С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях . М.: Гуманитар.изд.центрВЛАДОС,2004
  6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
  7. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
  8. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999
  9. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003
  10. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
  11. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002
  12. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005
  13. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004
  14. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 .
  15. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: 2003

         Интернет-ресурсы:

  • http:// nsportal.ru (Здоровьесберегающие технологии Леукина И.А.)
  • http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога» Чеботарева О.В.)
  • http://pedmir.ru/ (занятие по валеологии) Масагутова И. З.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...

Опыт работы по теме: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов): C середины 80-х годов доказано известен тот факт, что развитие мелких мышц пальцев руки стимулирует развитие определенных зон го...

Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста

Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возрастаПроблема    Основной проблемой современного общества считается низкий уров...

Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста...