Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста
Проблема
Основной проблемой современного общества считается низкий уровень здоровья населения. Этому способствует снижение двигательной активности современного человека, и в частности, у детей дошкольного возраста наблюдается дефицит двигательной деятельности. Многие дети подолгу сидят у телевизоров, за компьютером, вследствие, чего у них происходят различные нарушения зрения, ослабевает иммунная система. Для решения данной проблемы необходимо развивать интерес детей к физическим упражнениям, подвижным играм, оздоровительным мероприятиям, воспитывать потребность к занятиям физкультурой и спортом, одним словом активизировать двигательную деятельность детей дошкольного возраста. Для решения данной проблемы, мы решили действовать на семьи наших воспитанников, привлекать родителей к здоровому образу жизни, к созданию двигательной активности их малолетних детей. Так как дошкольный возраст-время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма. С другой стороны это благоприятный период для положительного воздействия на их духовную жизнь, мировоззрение, умственное развитие, веры в свои силы. И от того как пройдет у дошкольников этот период развития, зависит дальнейшая успешность обучения в школе. Именно семья сможет помочь ребенку приобрести навыки ЗОЖ.
Объект – активизация двигательной деятельности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – повышение активизации в двигательной деятельности родителей через внеучебную работу.
Цель - изучить возможности разных форм работы с родителями по физическому развитию с дошкольниками, как средство активизации детей к двигательной деятельности и найти оптимальную.
Задачи исследования –
· Проанализировать интерес семей-дошкольников к двигательной активности (изучение источников и проведение анкетирования среди дошкольников и их родителей на базе МАДОУ д/с №73);
· Изучить разные формы работы с родителями по физическому развитию, как средство повышения интереса к занятиям физкультуры и спорту;
· Обосновать преимущества одной из форм работы с родителями побуждающей к двигательной активности;
Гипотеза – предполагается, привлечение родителей дошкольников к спортивной жизни детского сада, повысит интерес детей к физкультуре и спорту, а значит, повысит двигательную активность.
В последнее время у дошкольников наблюдается дефицит двигательной активности. Безусловно, большую часть времени дети проводят в детском саду, но активность в движении и интерес к физкультурным занятиям у них отсутствует или слабо выражен. Дети не проявляют активность к подвижным и спортивным играм, не желают заниматься физкультурой. Для нас этот факт стал тревожным. Мы решили провести опрос среди родителей, в надежде разобраться в сложившейся ситуацией. Родителям был предложен один вопрос и 5 вариантов ответа, количество ответов не ограничено. И что же мы получили?
Как вы проводите свободное время с детьми?
Вывод: анкетирование помогло нам ответить на вышеуказанный волнующий нас вопрос. Результаты показали незаинтересованность родителей побуждать своих детей-дошкольников к двигательной деятельности. Родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации двигательной деятельности своих детей. Безусловно, весь уклад семейного здорового быта оказывает огромное влияние на физическое развитие детей. В жизнь каждой семьи должны прочно войти физические упражнения, совместные тренировки, подвижные и спортивные игры. Очень важен личный пример родителей, их активная жизненная позиция. Также семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Именно в такой семье у ребенка воспитывается и удовлетворяется потребность к здоровому образу жизни. И на этом этапе мы поставили для себя ЦЕЛЬ: необходимо привлекать, заинтересовать родителей к физкультурной работе, проводимой в ДОУ.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Основные задачи ДОУ в системе работы с родителями
Педагогический коллектив МАДОУ детский сад №73 города Тюмени
определил следующие задачи работы с родителями:
1.Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
2.Пропаганда здорового образа жизни.
3.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни
4.Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
5.Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
6.Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
7.Включение родителей в образовательный процесс.
Формы работы с родителями.
Педагоги ДОУ используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей на основе их дифференцирования в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры через информационные стенды и газеты для родителей, где есть специальные карманы - «Спрашиваете - отвечаем». Информирование родителей о состоянии и перспективах работы отдельных групп и ДОУ в целом осуществляется на общих и групповых родительских собраниях и групповых консультациях.
На всех мероприятиях проводятся: анкетирование, интервьюирование, тестирование, собеседование, обмен мнениями с целью обеспечения обратной связи, диагностики и мониторинга.
Для реализации поставленных задач педагоги ДОУ используют интерактивные формы работы с родителями:
• родительские собрания в нетрадиционных формах (Мультимедийные презентации «Дети - зеркало семьи», «Я хочу здоровым быть!», «Детский сад – территория здоровья»; «За здоровьем- в детский сад!», «Игротека для взрослых и детей»: «День рождения группы»; индивидуальные игровые сеансы, семинары-практикумы, совместные тренинги для детей и родителей,
• дни здоровья
• спортивные соревнования; участие в лыжном марафоне;
• конкурс «Дорога в завтра»;
• праздники здоровья;
• выставки детских работ;
• спортивные и другие праздники («Папа, мама, я - спортивная семья» и др.);
• «круглые столы»;
• выпуск газет «В гостях у Здоровячка», «В здоровом теле - здоровый дух», «Наш друг Светофорик», «Советы Неболейки», «Зеленые помощники здоровья».
• семейные фотовыставки «Мама, папа, я - спортивная семья»; «Наш домашний стадион»
• родительские собрания «О здоровье всерьёз», «Дети - зеркало родителей», «Школа психологического здоровья».
-Активные формы работы с родителями «Домашняя игротека»; «Домашняя школа здоровья», «Горячая линия здоровья»;
-Семейные гостиные, в рамках работы в комфортной атмосфере за чашкой чая родители, чьи дети посещаю детский сад, делятся волнующими их проблемами, обсуждают вопросы воспитания и развития детей. Это служит установлению доверительных отношений в среде родителей, сближает их.
-«Игротека для взрослых и детей»». С ее помощью специалисты и воспитатели детского сада знакомят родителей с разной организацией двигательной активности детей, методикой формирования физических качеств, игровых навыков ребенка. С родителями проводятся практические занятия, тренинги, игровые занятия со взрослыми и детьми, индивидуальные игровые сеансы в период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
-Семейные эстафеты.
Расскажем об одной из формы работы с родителями -СЕМЕЙНАЯ ЭСТАФЕТА.
Для нас стало неожиданностью то, как активно родители и дети подключились к данной форме работы. Мы бросили КЛИЧ на самую спортивную семью в подготовительной группе «Тигрята». Родители вместе со своими детьми, должны выполнить по 15 приседаний, отжиманий, прыжкам на скакалках, «Всей семьей на лыжи!» и др. Эти семейные моменты родители должны запечатлеть на фото и прислать нам в сад. В нашем ДОУ мы организовали большой СТЕНД, где поместили все фото наших спортивных семей. Почти все родители приняли участие в этой акции. После, прошло награждение всех семей принявших активность. Эта форма работы заинтересовала родителей и детей, у них появился интерес к новым акциям! Так мы работали зимний период.
А весной решили вновь провести опрос этих же родителей.
Был задан тот же самый вопрос с 5 вариантами ответов:
Вывод: анкетирование показало, эффективность данной формы работы.
Сами же родители благодарили нас за свою активность, проявленный интерес. По их словам, в семьях изменились жизненные взгляды, некоторые позиции. Все больше времени стали проводить на спортивных площадках, или же зимой все вместе на лыжах. Хотелось бы отметить семью нашего воспитанника, которые завоевали 3 место на спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», в рамках спартакиады «Малыш», которые проходили в ЦАО в октябре 2014 года, завоеванная победа дала им право принять участие и в спортивных соревнованиях на городском уровне. Родители воспитанников принимали участие и выступали в группе поддержки во время таких мероприятий, организованных Администрацией ЦАО города Тюмени, среди которых: «Осенние Дни здоровья», «Веселые старты на призы Деда Мороза», городской спартакиаде «Малыш», соревнованиях по мини-футболу.
Стало традиционным проведение в детском саду спортивной эстафеты по зимним видам спорта «На призы Снеговика», в которой принимают участие семьи воспитанников. Стала традиционной форма проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества – весёлые старты с участием пап, дедушек. Семьи воспитанников представляют опыты семейного воспитания на тему о системе закаливания в своей семье, организации активного отдыха, таких опытов в ДОУ имеется более 25. Данные опыты семейного воспитания представляются на родительских собраниях, консультациях для родителей.
Хочется, чтобы слова известного философа: «Движение-это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабевает человека, как продолжительное физическое бездействие» стали ДЕВИЗОМ всех родителей!!!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста
Проблема
Основной проблемой современного общества считается низкий уровень здоровья населения. Этому способствует снижение двигательной активности современного человека, и в частности, у детей дошкольного возраста наблюдается дефицит двигательной деятельности. Многие дети подолгу сидят у телевизоров, за компьютером, вследствие, чего у них происходят различные нарушения зрения, ослабевает иммунная система. Для решения данной проблемы необходимо развивать интерес детей к физическим упражнениям, подвижным играм, оздоровительным мероприятиям, воспитывать потребность к занятиям физкультурой и спортом, одним словом активизировать двигательную деятельность детей дошкольного возраста. Для решения данной проблемы, мы решили действовать на семьи наших воспитанников, привлекать родителей к здоровому образу жизни, к созданию двигательной активности их малолетних детей. Так как дошкольный возраст-время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма. С другой стороны это благоприятный период для положительного воздействия на их духовную жизнь, мировоззрение, умственное развитие, веры в свои силы. И от того как пройдет у дошкольников этот период развития, зависит дальнейшая успешность обучения в школе. Именно семья сможет помочь ребенку приобрести навыки ЗОЖ.
Объект – активизация двигательной деятельности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – повышение активизации в двигательной деятельности родителей через внеучебную работу.
Цель - изучить возможности разных форм работы с родителями по физическому развитию с дошкольниками, как средство активизации детей к двигательной деятельности и найти оптимальную.
Задачи исследования –
- Проанализировать интерес семей-дошкольников к двигательной активности (изучение источников и проведение анкетирования среди дошкольников и их родителей на базе МАДОУ д/с №73);
- Изучить разные формы работы с родителями по физическому развитию, как средство повышения интереса к занятиям физкультуры и спорту;
- Обосновать преимущества одной из форм работы с родителями побуждающей к двигательной активности;
Гипотеза – предполагается, привлечение родителей дошкольников к спортивной жизни детского сада, повысит интерес детей к физкультуре и спорту, а значит, повысит двигательную активность.
В последнее время у дошкольников наблюдается дефицит двигательной активности. Безусловно, большую часть времени дети проводят в детском саду, но активность в движении и интерес к физкультурным занятиям у них отсутствует или слабо выражен. Дети не проявляют активность к подвижным и спортивным играм, не желают заниматься физкультурой. Для нас этот факт стал тревожным. Мы решили провести опрос среди родителей, в надежде разобраться в сложившейся ситуацией. Родителям был предложен один вопрос и 5 вариантов ответа, количество ответов не ограничено. И что же мы получили?
Как вы проводите свободное время с детьми?
Вывод: анкетирование помогло нам ответить на вышеуказанный волнующий нас вопрос. Результаты показали незаинтересованность родителей побуждать своих детей-дошкольников к двигательной деятельности. Родители ведут пассивный образ жизни, не проявляют инициативу в организации двигательной деятельности своих детей. Безусловно, весь уклад семейного здорового быта оказывает огромное влияние на физическое развитие детей. В жизнь каждой семьи должны прочно войти физические упражнения, совместные тренировки, подвижные и спортивные игры. Очень важен личный пример родителей, их активная жизненная позиция. Также семья во многом определяет отношение детей к физкультуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Именно в такой семье у ребенка воспитывается и удовлетворяется потребность к здоровому образу жизни. И на этом этапе мы поставили для себя ЦЕЛЬ: необходимо привлекать, заинтересовать родителей к физкультурной работе, проводимой в ДОУ.
Работа с родителями - это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня педагогических знаний и умений родителей, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни у детей; взаимодействие воспитателей, специалистов, медицинских работников и родителей в процессе развития и оздоровления детей.
Основные задачи ДОУ в системе работы с родителями
Педагогический коллектив МАДОУ детский сад №73 города Тюмени
определил следующие задачи работы с родителями:
- Повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни
- Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
- Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через тренинги, консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
- Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
- Включение родителей в образовательный процесс.
Формы работы с родителями.
Педагоги ДОУ используют оптимальное сочетание форм сложившейся традиционной системы работы с родителями с нетрадиционными формами взаимодействия с семьей, которые основываются на совместной деятельности и обмене опытом, мыслями, чувствами, переживаниями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей на основе их дифференцирования в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры через информационные стенды и газеты для родителей, где есть специальные карманы - «Спрашиваете - отвечаем». Информирование родителей о состоянии и перспективах работы отдельных групп и ДОУ в целом осуществляется на общих и групповых родительских собраниях и групповых консультациях.
На всех мероприятиях проводятся: анкетирование, интервьюирование, тестирование, собеседование, обмен мнениями с целью обеспечения обратной связи, диагностики и мониторинга.
Для реализации поставленных задач педагоги ДОУ используют интерактивные формы работы с родителями:
- родительские собрания в нетрадиционных формах (Мультимедийные презентации «Дети - зеркало семьи», «Я хочу здоровым быть!», «Детский сад – территория здоровья»; «За здоровьем- в детский сад!», «Игротека для взрослых и детей»: «День рождения группы»; индивидуальные игровые сеансы, семинары-практикумы, совместные тренинги для детей и родителей,
- дни здоровья
- спортивные соревнования; участие в лыжном марафоне;
- конкурс «Дорога в завтра»;
- праздники здоровья;
- выставки детских работ;
- спортивные и другие праздники («Папа, мама, я - спортивная семья» и др.);
- «круглые столы»;
- выпуск газет «В гостях у Здоровячка», «В здоровом теле - здоровый дух», «Наш друг Светофорик», «Советы Неболейки», «Зеленые помощники здоровья».
- семейные фотовыставки «Мама, папа, я - спортивная семья»; «Наш домашний стадион»
- родительские собрания «О здоровье всерьёз», «Дети - зеркало родителей», «Школа психологического здоровья».
-Активные формы работы с родителями «Домашняя игротека»; «Домашняя школа здоровья», «Горячая линия здоровья»;
-Семейные гостиные, в рамках работы в комфортной атмосфере за чашкой чая родители, чьи дети посещаю детский сад, делятся волнующими их проблемами, обсуждают вопросы воспитания и развития детей. Это служит установлению доверительных отношений в среде родителей, сближает их.
-«Игротека для взрослых и детей»». С ее помощью специалисты и воспитатели детского сада знакомят родителей с разной организацией двигательной активности детей, методикой формирования физических качеств, игровых навыков ребенка. С родителями проводятся практические занятия, тренинги, игровые занятия со взрослыми и детьми, индивидуальные игровые сеансы в период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.
-Семейные эстафеты.
Расскажем об одной из формы работы с родителями -СЕМЕЙНАЯ ЭСТАФЕТА.
Для нас стало неожиданностью то, как активно родители и дети подключились к данной форме работы. Мы бросили КЛИЧ на самую спортивную семью в подготовительной группе «Тигрята». Родители вместе со своими детьми, должны выполнить по 15 приседаний, отжиманий, прыжкам на скакалках, «Всей семьей на лыжи!» и др. Эти семейные моменты родители должны запечатлеть на фото и прислать нам в сад. В нашем ДОУ мы организовали большой СТЕНД, где поместили все фото наших спортивных семей. Почти все родители приняли участие в этой акции. После, прошло награждение всех семей принявших активность. Эта форма работы заинтересовала родителей и детей, у них появился интерес к новым акциям! Так мы работали зимний период.
А весной решили вновь провести опрос этих же родителей.
Был задан тот же самый вопрос с 5 вариантами ответов:
Вывод: анкетирование показало, эффективность данной формы работы.
Сами же родители благодарили нас за свою активность, проявленный интерес. По их словам, в семьях изменились жизненные взгляды, некоторые позиции. Все больше времени стали проводить на спортивных площадках, или же зимой все вместе на лыжах. Хотелось бы отметить семью нашего воспитанника, которые завоевали 3 место на спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», в рамках спартакиады «Малыш», которые проходили в ЦАО в октябре 2014 года, завоеванная победа дала им право принять участие и в спортивных соревнованиях на городском уровне. Родители воспитанников принимали участие и выступали в группе поддержки во время таких мероприятий, организованных Администрацией ЦАО города Тюмени, среди которых: «Осенние Дни здоровья», «Веселые старты на призы Деда Мороза», городской спартакиаде «Малыш», соревнованиях по мини-футболу.
Стало традиционным проведение в детском саду спортивной эстафеты по зимним видам спорта «На призы Снеговика», в которой принимают участие семьи воспитанников. Стала традиционной форма проведения праздничных мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества – весёлые старты с участием пап, дедушек. Семьи воспитанников представляют опыты семейного воспитания на тему о системе закаливания в своей семье, организации активного отдыха, таких опытов в ДОУ имеется более 25. Данные опыты семейного воспитания представляются на родительских собраниях, консультациях для родителей.
Хочется, чтобы слова известного философа: «Движение-это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабевает человека, как продолжительное физическое бездействие» стали ДЕВИЗОМ всех родителей!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Формирование здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих педагогических технологий"
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам...
Опыт работы Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста "
Предназначена для детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Опыт работы по теме:«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»...
Опыт работы по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируют-ся уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что этот период является осно-вополагающим в становлении личности человека, то становится о...
Формирование представлений о здоровом и безопасном образе жизни у детей дошкольного возраста
Задача приобщения дошкольников к здоровому и безопасному образу жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом спос...
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через взаимодействия с родителями»,
Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не смо...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ"
Семинар- практикум для педагогов «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»Цель: об...