Техника игрового самомассажа
учебно-методический материал по физкультуре по теме
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh.doc | 62.5 КБ |
tekhnika_samomassazha.pptx | 573.27 КБ |
samomassazh_litsa_ushey_i_shei.ppt | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 2
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иными словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.
Скорее всего, история оздоровительного массажа, началась именно с самомассажа. В старые, и не очень добрые времена люди заметили, что если вечером, после длительного перехода, помять мышцы на ногах то до утра ноги лучше отдохнут. Если произошёл ушиб, то тоже лучше растереть место ушиба, тогда будет меньше болеть.
Из поколения в поколения этот опыт накапливался, и мы сейчас имеем современный массаж во всём его многообразии.
Разновидности самомассажа Слайд 3
1. Ручной самомассаж. Производится с помощью собственных рук. При проведении ручного самомассажа используются приёмы, как классического массажа (поглаживание, растирание, разминание) так и элементы точечного, линейного массажа.
2. Самомассаж с помощью немеханизированных устройств (массажные мячи).
3. Щётки с ворсом различной жесткости, махровые варежки.
4. Массажные коврики. Они могут применяться в любых условиях: после сна, перед занятиями физкультурой или после них.
Правила проведения самомассажа Слайд 4
1. Чистые руки.
2. Самомассаж производится по ходу тока крови (кровь по сосудам бежит от периферии к сердцу). Руки массируются от пальцев до локтя и от локтевого сустава до плеча (не массируйте подмышечные впадины, здесь находятся лимфатические узлы массаж которых запрещён, такие же узлы находятся в подколенной ямке и в области паха).
Ноги массируются от пальцев к коленям и подколенным лимфатическим узлам, а потом выше к тазу. Грудную клетку – от середины в стороны, к подмышечным впадинам. Спину – от позвоночника в стороны. Поясницу массируют к паховым узлам, а шею от волосяного покрова вниз.
3. Самомассаж должен производиться при таком положении тела, которое позволяет расслабить максимальное количество мышц.
4. Перед массажем с рук надо снять все украшения и часы.
5. Движения при массаже не должны вызывать резких болей и даже просто болезненных ощущений.
Нас, как работников детских учреждений, интересует самомассаж для детей, игровой самомассаж.
Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.
Основы здоровья и гармоничного развития, как известно, закладываются в детстве, когда ребёнок активно растёт, когда формируются и совершенствуются все системы его организма.
Дошкольный возраст особенно важен в этом отношении, это время наиболее интенсивного развития, освоения огромного объёма информации, воспитания привычек и жизненных установок, становления ребёнка как личности.
Но как часто родители и педагоги, развивая детей интеллектуально и эстетически, забывают о физическом воспитании, относятся к нему как к чему - то второстепенному, происходящему само по себе, в результате, многие мальчики и девочки плохо бегают, неправильно ходят, боятся залезть на лесенку или гимнастическую стенку, не умеют ловко ловить и бросать мяч. Естественная потребность в активных движениях, свойственная детям этого возраста, подавляется взрослыми (не бегай, не шуми, не мешай), что самым отрицательным образом сказывается на настроении ребёнка, на его общем самочувствии.
Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Кроме того, ласковые прикосновения рук, упражнения в виде игры доставляют большое удовольствие ребенку, укрепляют эмоциональную связь между ним и взрослыми.
В настоящее время большое внимание уделяется игровому самомассажу, который, как и гимнастика, является прекрасным средством профилактики различных заболеваний. Овладеть приёмами игрового самомассажа может каждый, для этого не нужно иметь особого таланта или специального образования.
В практике работы дошкольных учреждений сложилась тенденция к использованию традиционных методов проведения физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками, таких как гимнастика, физкультурные занятия, закаливающие мероприятия. Мы решили отступить от обычных методов и в целях укрепления и сохранения психического и физического здоровья, приобщения детей к основам здорового образа жизни внедрить в практику физкультурно - оздоровительной работы ДОУ игровой самомассаж. Под игровым самомассажем понимается следующее:
- имитационные упражнения;
- мимические упражнения;
- упражнения для стоп, рук, спины;
При организации деятельности по физическому воспитанию, педагог использует следующие методы: метод упражнений с четко заданной программой действий и точной дозировкой нагрузки; игровой метод с организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом; соревновательный метод; словесные методы: объяснение, команда; нагляднее методы: имитация, использование ориентиров и др.
Многие философы ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все…»
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков и умений в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности дошкольников, широко применяем игровой самомассаж.
Делая игровой самомассаж для определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.
Обучение игровому самомассажу происходит на физкультурных занятиях, закрепляется материал в повседневной деятельности, во время закаливания (гимнастика после сна), физкультминуток, динамических пауз и т.д. Дети, выполняя упражнения, представляют себя разными персонажами: лисонькой, снеговиком, петушком или веселым лягушонком.
При проведении игрового самомассажа детей обучаем не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
Слайд 7 При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:
- Поглаживание - легкий поверхностный прием, при котором кисть руки, плотно прилегая к телу, скользит медленно, ритмично, всегда по ходу тока лимфы.
- Растирание - энергичное, со значительным давлением действия на ткани. Причем кожа вместе с глубоко лежащими тканями растирается в различных направлениях, необязательно по направлению тока лимфы.
- Разминание - основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
- Поколачивание - прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.
При упражнении пальцев рук применяем следующие приемы:
1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
С целью профилактики плоскостопия включены упражнения для стоп:
- ходьба по массажным коврикам, по ребристым дорожкам;
Для развития мелкой моторики предусмотрены упражнения для рук и пальцев рук многочисленные пальчиковые гимнастики;
С целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины:
- игровые упражнения «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
- упражнения на мяче (большом)
Для профилактики нарушения осанки используем упражнения для тела:
- упражнения «Лисонька», «Лягушата», «Мурочка -Снегурочка» и другие;
- упражнения специальными и самодельными массажерами (смятая бумага);
В конце физкультурного занятия для снятия мышечного напряжения проводятся релаксационные, мимические, имитационные упражнения.
Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Воспитанники также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении игрового самомассажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что несомненно развивает крупную и мелкую моторику. Игровой самомассаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям. Игровой самомассаж содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают за исполнением движений другими детьми.
Слайд 8 Игровой самомассаж используются как в регламентированных видах деятельности (занятия, утренняя гимнастика, прогулка), так и в не регламентированных (динамические паузы, гимнастика после сна, час здоровья).
Слайд 9 Используются методы обучения дошкольников игровому самомассажу:
- словесный: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру упражнения;
- наглядный: создает зрительное, слуховое мышечное представление об упражнении;
- практический: закрепляет на практике знания, умения и навыки, способствует созданию мышечных представлений об упражнении;
- игровой: способствует быстрому запоминанию этапов упражнения, поднимает эмоциональный настрой ребенка.
Нервная система первая воспринимает действие игрового самомассажа, т.к. в коже находится огромное количество нервных окончаний. Изменяя силу, характер, продолжительность упражнений, можно снижать или повышать нервную возбудимость, усиливать и оживлять утраченные рефлексы, улучшать деятельность внутренних органов.
Глубокое влияние оказывает игровой самомассаж на переферическую нервную систему, ослабляя или прекращая боли, улучшая проводимость нерва. При нежном медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, и это оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему, при энергичном и быстром поглаживании повышается раздражительность массируемых тканей. Очень важна для воздействия на нервную систему атмосфера проведения игрового самомассажа, теплый воздух, приглушенный свет, приятная спокойная музыка.
Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие самомассажа и техники самомассажа Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой ребенок, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Техника самомассажа состоит из множества различных приемов. К основным приемам относятся поглаживание, разминание, растирание, поколачивание.
Разновидности самомассажа 1. Ручной самомассаж . 2. Самомассаж с помощью немеханизированных устройств (массажные мячи, щётки с ворсом различной жесткости, махровые варежки). 4. Массажные дорожки.
Правила проведения самомассажа 1. Чистые руки. 2. Самомассаж производится по ходу тока крови (кровь по сосудам бежит от периферии к сердцу). 3. Самомассаж должен производиться при таком положении тела, которое позволяет расслабить максимальное количество мышц. 4. Перед массажем с рук надо снять все украшения и часы. 5. Движения при массаже не должны вызывать резких болей и даже просто болезненных ощущений.
Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду.
Под игровым самомассажем понимается следующее: имитационные упражнения; мимические упражнения; упражнения для стоп, рук, спины и лица;
При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы: 1. Поглаживание 2. Растирание 3. Разминание 4. Поколачивание
Игровой самомассаж используются как в регламентированных видах деятельности (НОД, утренняя гимнастика, прогулка), так и в не регламентированных (динамические паузы, гимнастика после сна, час здоровья).
Используемые методы обучения дошкольников игровому самомассажу : Словесный Наглядный Практический Игровой
Использование игрового самомассажа положительно влияет на уровень развития двигательных навыков и физических качеств детей дошкольного возраста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самомассаж лица, ушей и шеи И лицо теплом своим мы умываем (ладошками проводят по лицу сверху вниз) . Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения от середины лба к вискам)
Самомассаж лица, ушей и шеи Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирающие движения ушек вверх-вниз)
Самомассаж лица, ушей и шеи Их вперед сгибаем, тянем вниз (нагибание ушных раковин кпереди, оттягивание вниз)
Самомассаж лица, ушей и шеи И потом уходим пальцами на щечки. Щечки разминаем, чтобы надувались.
Самомассаж лица, ушей и шеи Губки разминаем, чтобы улыбались (разминам губки: верхнюю и нижнюю)
Самомассаж лица, ушей и шеи Мы теперь утятки – клювики потянем (губы в трубочку) Разомнем их мягко, не задев ногтями (большой и указательный пальчики разминают обе губы)
Самомассаж лица, ушей и шеи Уголками губ мы щечки поднимаем (пальчики по очереди поднимают уголки рта)
Самомассаж лица, ушей и шеи А потом от носа вниз к губам стекаем (движения по носогубной складке)
Самомассаж лица, ушей и шеи Губки пожуем мы (покусать верхнюю и нижнюю губку) Шарики надуем (раздувают щеки)
Самомассаж лица, ушей и шеи И губами вправо-влево потанцуем (пальчики двигают верхнюю и нижнюю губу в разные стороны)
Самомассаж лица, ушей и шеи Мы язык за губу заворачиваем (подвернуть язык под верхнюю губу) Кулачком по губе поколачиваем (постучать кулачком по верхней губе)
Самомассаж лица, ушей и шеи За другую губу заворачиваем (подвернуть язык под нижнюю губу) И другим кулачком поколачиваем (поколачиваем кулачком по нижней губе)
Самомассаж лица, ушей и шеи Тянем подбородок (разминаем подбородок с оттягиванием его вверх) И к ушам щипаем (пощипываем нижнюю челюсть) А потом по шейке Ручками стекаем (поглаживаем шейку всей ладошкой от ключицы к ключице)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игровой самомассаж для развития мелкой моторики руки»
Буклет для родителей, рассказывающий о массе рук и пальчикой гимнастики для подготовки руки к письму....
Игровой самомассаж горохом
Мой многолетний педагогический опыт учителя русского языка и литературы, воспитателя логопедических групп, логопеда и дефектолога позволяет с уверенностью утверждать, что масс...
Игровой самомассаж конструктором Лего с элементами пальчиковой гимнастики
Самомассаж деталями конструктора в сочетании с игрой и сопровождении легко запоминающихся стихов поднимает настроение, активизирует иммунитет и развивает речь и мелкую моторику детей. Эффект потрясающ...
Игровой самомассаж кистей рук.
Самомассаж кистей рук - мощный биологический стимулятор....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровой самомассаж кистей рук как важная составляющая сенсорного воспитания»
Игровой самомассаж кистей рук, является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письменной речи у ...
Конспект индивидуального логопедического занятия с применением техники логопедического самомассажа
Данный материал содержит Конспект индивидуального логопедического занятия с применением элементов технологий логопедического массажа и самомассажа(для детей 6-7 лет; ОНР 3-4 уровень; дизартрия) и през...
Самомассаж для детей. Игровой самомассаж.
Консультация для родителей....