Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
консультация по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Использование здоровьесберегающих технологий
в работе с дошкольниками»
Инструктор по физической культуре
Костырева В.В.
МБДОУ д/с № 31
г.Североморск
2011 г
Одной из главных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание
здорового подрастающего поколения. Именно в дошкольном возрасте
закладывается фундамент здоровья, а рост и развитие детского организма
требует бережного к нему отношения и щадящих нагрузок.
К сожалению, за последние годы состояние здоровья детей постоянно
ухудшается. Особую тревогу вызывает рост числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки, плоскостопие, деформация грудной клетки и др. По данным Здравоохранения отмечается неблагоприятная динамика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.
В детском саду функционирует 5 общеразвивающих групп: одна ясельного возраста и 4 –дошкольного.
Из 100 детей дошкольного возраста:
Группа здоровья | 2 младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовит. | Всего |
1 | 6 | 2 | 1 | 1 | 10 |
2 | 17 | 19 | 23 | 24 | 83 |
3 | 2 | 4 | 1 | - | 7 |
.
Основные диагнозы – ФСШ, пупочные грыжи, врожденный порок сердца, уплощение стоп.
Для решения этой проблемы детский сад в своей деятельности поставил следующие приоритетные задачи:
-формирование базы данных о здоровье детей, мониторинг состояния здоровья и психического развития детей при поступлении в ДОУ и до выпуска в школу;
-создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей;
-внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды детской деятельности;
-взаимодействие с родителями.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования- задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Для ребенка, как и для взрослого необходима эмоционально благоприятная обстановка в группе, образовательном учреждении.
Какие виды здоровьесберегающих технологий можно использовать в
дошкольном учреждении ?
- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой
спортивные игры и упражнения
гимнастика пробуждения (бодрящая гимнастика)
и закаливание по методу Г.Н. Сперанского в сочетании с корригирующей дорожкой.
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня
- создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе
- осуществление личностно-ориентированного подхода к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Составляющие элементы медико-профилактической технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста,
физического развития дошкольников,
закаливания;
организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Составляющие элементы, физкультурно- оздоровительной
технологии:
развитие физических качеств, двигательной активности
становление физической культуры дошкольников,
дыхательная гимнастика, ритмопластика, подвижные, спортивные игры;
массаж и самомассаж, пальчиковая гимнастика
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
В детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном учреждении применяется психогимнастика и другие формы работы с ребенком.
Современные виды здоровьесберегающих педагогических технологий:
Стретчинг- Гимнастика на растяжение.
Стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными.
• Благодаря растяжению мышц к ним поступает больше крови, они
расслабляются и становятся более эластичными.
• Суставы приобретают большую подвижность, в результате чего
увеличивается гибкость.
• Лучшая профилактика против отложения солей.
• Сосредоточенное, глубокое дыхание благотворно влияет на головной
мозг, особенно после трудового дня.
Стретчинг можно проводить не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы .
Упражнения стретчинга проводятся на физкультурном занятии,, утренней гимнастики.
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
Ритмическая гимнастика проводится на физкультурном занятии, утр. гимнастики, на спортивных развлечениях дети разучили композиции «Антошка», Танцуем сидя», «Солнышко лучистое» и др.
Динамические паузы Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Начиная с младшей группы проводится в 3-й части физкультурного занятия, упражнения подбираются в соответствии с сюжетом занятия: после игр с мячом –упражнение «Мячик», (мой веселый звонкий мяч; друг веселый мячик мой; флажок; очки, цепочка, птичка и др.
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Проводится при проведении утренней гимнастики перед проведением общеразвивающих упражнений, в начале физ.занятий.
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на потягивание, растяжение (стретчинг), обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам, массажным коврикам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Гимнастика корригирующая Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Гимнастика ортопедическая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Используются различные корригирующие дорожки, шест, канат.
Элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем:
Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.
Состояние здоровья детей по детскому саду оценивается по заболеваемости в случаях, пропуском одним ребенком, пропущенных дней по болезни, индекса здоровья. Индекс здоровья детей за 2 последних года остался на прежнем уровне-
2009 г. – 19,3; посещаемость 75%
20010 г. – 17; посещаемость 75%.
Проводимая лечебно-оздоровительная и коррекционная работа дает свои положительные результаты:
В 2009 -2010 уч. г. – 33 ребенка с диагнозом уплощение стоп
В 2010-2011 уч. г. -28 (начало года); 17 (март)
Положительных результатов в решении проблемы сохранения здоровья ребенка можно достичь при согласованных действиях детского сада и семьи. Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Только при слаженной совместной работе коллектива и родителей можно достигнуть желаемого результата - воспитать здорового, физически крепкого и гармонично развитого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)
В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....
ПРОГРАММА СЕМИНАРА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ...
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
Выступление на родительском собрании...
Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...
Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Существует много способов сохранения и укрепления здоровья детей....
Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...