Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Публикация о влиянии подвижных игр на развитие ребенка старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №1» г. Сосновоборска
Использование подвижных игр
для физического развития
детей старшего дошкольного возраста
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
Рейш Елена Владимировна
Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста
Дети очень любят играть. Игры существуют самые разнообразные – одни развивают нравственные качества ребёнка, другие игры развивают память, речь детей, а третьи направлены на их физическое развитие.
Педагоги рассматривают игру как одно из главных средств воспитания и развития старшего дошкольника, так как она занимает в его жизни важнейшее место. Основа теории игры как важнейшее средство воспитания детей была заложена и исследована такими учёными как Е.И. Тихеевой, Р.Я. Абрамович-Лехтман, А.П. Усовой, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским и другими.
И.П. Павлов доказал, что игре предшествует труд, и что игра ребёнка есть отражение окружающего его объективного мира. В тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем у ребёнка формируются условные рефлексы посредством игры. И всё это происходит благодаря решающему влиянию воспитания как организованного педагогического процесса .
К.Д. Ушинский рассматривал игру ребёнка как его реальный мир с конкретными действиями и переживаниями, при этом он замечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр.
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Значительную часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в играх. Дети обычно стремятся удовлетворить огромную двигательную потребность в играх. Поэтому игра для них – это, прежде всего, движение, действие. Движения у детей совершенствуются во время подвижных игр, одновременно у них развиваются такие качества, как самостоятельность и настойчивость, инициатива и уверенность. Дети вырабатывают привычку согласовывать свои действия с другими и даже соблюдать определённые правила, поначалу, конечно, примитивные .
В возрасте 5-7 лет дети со слабо развитыми волевыми качествами во время игры лучше постигают физические навыки. Во время игры совершается и сознательная демонстрация своей успешности. Отношения детей к действию товарищей по игре более критичны. Приобретение способности абстрактно и критически мыслить, осознано контролировать свои движения, позволяет детям успешно постигать усложнённые правила игр, а также выполнять объясняемые и показываемые руководителем действия. В игре у ребёнка есть возможность самостоятельно регулировать темп и силу движения, проявлять личную инициативу и развивать психические качества – смелость, дисциплину, находчивость.
Подвижные игры формируют способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения. Играя, дети постигают жизненно необходимые двигательные умения и привычки, в которых развиваются смелость, воля и сообразительность. На немаловажную роль игры для физического и вообще всестороннего развития детей указывали
А.М. Горький и А.С. Макаренко. Они рассматривали игру детей, как важнейший вид физической и двигательной деятельности.
Подвижные игры положительно влияют на работу внутренних органов и систем, а также вовлекают в активную работу почти все мышечные группы. Важнейшей стороной подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на формирование физических качеств, а также их воздействие на развитие двигательных умений и навыков воспитанников. Подвижные игры содержат все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание и другие. Они развивают такие физические качества как ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, в связи с чем на протяжении многих лет подвижные игры служили важнейшим средством физического воспитания детей.
Значение и влияние подвижных игр на развитие ребёнка огромно. Активные движения, определённые содержанием игры, порождают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Меняющиеся всё время на игровой площадке ситуации учат детей рационально использовать двигательные умения и навыки, совершенствуя их. Необходимость надлежащим образом реагировать на сигнал и подчиняться правилам дисциплинирует и организует детей, приучает их осуществлять контроль своего поведения, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. И, конечно, главное то, что подвижные игры создают атмосферу радости и благодаря этому наиболее эффективно и комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Особо подвижные игры надлежит выделить среди всего многообразия игр, так как в них все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и устремлены к достижению поставленной условной цели. В игре каждый ребёнок в меру своих возможностей проявляет быстроту и ловкость, самостоятельность и инициативу.
Подвижные игры для старших дошкольников являются жизненной потребностью. При помощи этих игр решаются самые различные оздоровительные задачи. Меняющиеся игровые ситуации и правила игр вынуждают ребёнка двигаться с наибольшей скоростью, чтобы догнать соперника, проворно прятаться и ловко преодолевать препятствия. Неоднократное повторение таких движений требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
В подвижных играх очень важно увеличивать двигательную активность детей в течение дня. Особое значение подвижные игры имеют для повышения физиологических нагрузок на организм ребёнка. Во время эмоционального подъёма при игре активные двигательные действия значительно усиливают деятельность костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, в связи с чем, происходит улучшение обмена веществ в организме ребёнка и должная тренировка функций разнообразных систем и органов. При нагрузке на мышечную систему, ребёнок становится не только сильным и ловким, но и здоровым, одновременно развивается и интеллект. При увеличении двигательной активности развивается сердце ребёнка, его лёгкие и все внутренние органы.
Чем продолжительнее и активнее длится игра, тем больше ребёнок упражняется в том или ином виде движений, больше вступает в разнообразные взаимоотношения с другими участниками, а значит, ему больше приходится выказывать ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Наиболее действенно проведение игр на свежем воздухе. Во время активных двигательных занятий детей на свежем воздухе усиливается работа их сердца и лёгких, а значит, увеличивается поступление кислорода в кровь, присоединяется закаливающее воздействие естественных сил природы. А повышенный эмоциональный фон игры способствует эстетическому воздействию красоты природы.
Планируя содержание физического воспитания старших дошкольников, необходимо отдавать преимущество подвижным играм. Они оказывают разностороннее воздействие на организм с выраженным тренирующим эффектом. Активные движения делают ребёнка более устойчивым к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма, ускоряют деятельность лейкоцитов. А вот гиподинамия, то есть недостаток движений, порождает изменения в эндокринной и центральной нервной системах, приводящих к эмоциональной напряжённости и неустойчивости, к
нарушению обмена веществ, и, как следствие, к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем, а далее к снижению общей работоспособности организма. Каждодневные упражнения предотвращают нарушение осанки и деформацию скелета, укрепляют весь организм и вместе с тем оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка.
Постоянно изменяющиеся в игре ситуации, стремительный переход участников от одних движений к другим содействуют развитию ловкости.
Для вырабатывания силы следует использовать игры, требующие проявления умеренных, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с неоднократными повторениями интенсивных движений, со стабильной двигательной активностью, которые вызывают существенные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Гибкость же совершенствуется в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Под действием физических упражнений и двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Таким образом, учитывая индивидуальные способности детей можно выделить следующие основные задачи, которые решаются в играх:
а) тренировка и укрепление всех мышц в организме ребёнка;
б) разнообразные условия деятельности способствуют развитию рационального проявления мышечной нагрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-267204-1394705547.jpg)
Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»
Совместная деятельность с детьми доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-267204-1394705547.jpg)
Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»
Совместная деятельность доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настроение; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и навыки...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/21/picture-475690-1419174854.jpg)
Детские подвижные игры разных народов Алтайского края, как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста
Обращение к объективной проблеме приобщения детей к подвижным играм разных народов родного региона обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике нет глубоких знаний у детей и свободного...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/24/picture-741999-1453584358.jpg)
Использование фитнес технологии в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Статья раскрывает особенности проведения занятий по фитнес – аэробике в детском саду, основные принципы работы с детьми и методы обучения. Публикация предназначена для педагогов дошкольных учреж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-847041-1478854413.jpg)
«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»
«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/24/picture-460155-1403611461.jpg)
Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа «Русская народная подвиж...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/25/picture-1486328-1695637426.jpg)
Подборка подвижных игр, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового пособия «Парашют».
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста является очень важным аспектом и требует специальной работы и подхода. Игровое пособие "парашют" - отличная возможность для развития ф...