Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему
Публикация о влиянии подвижных игр на развитие ребенка старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_podvizhnyh_igr.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №1» г. Сосновоборска
Использование подвижных игр
для физического развития
детей старшего дошкольного возраста
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
Рейш Елена Владимировна
Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста
Дети очень любят играть. Игры существуют самые разнообразные – одни развивают нравственные качества ребёнка, другие игры развивают память, речь детей, а третьи направлены на их физическое развитие.
Педагоги рассматривают игру как одно из главных средств воспитания и развития старшего дошкольника, так как она занимает в его жизни важнейшее место. Основа теории игры как важнейшее средство воспитания детей была заложена и исследована такими учёными как Е.И. Тихеевой, Р.Я. Абрамович-Лехтман, А.П. Усовой, Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским и другими.
И.П. Павлов доказал, что игре предшествует труд, и что игра ребёнка есть отражение окружающего его объективного мира. В тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем у ребёнка формируются условные рефлексы посредством игры. И всё это происходит благодаря решающему влиянию воспитания как организованного педагогического процесса .
К.Д. Ушинский рассматривал игру ребёнка как его реальный мир с конкретными действиями и переживаниями, при этом он замечал влияние окружающей жизни на содержание детских игр.
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Значительную часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в играх. Дети обычно стремятся удовлетворить огромную двигательную потребность в играх. Поэтому игра для них – это, прежде всего, движение, действие. Движения у детей совершенствуются во время подвижных игр, одновременно у них развиваются такие качества, как самостоятельность и настойчивость, инициатива и уверенность. Дети вырабатывают привычку согласовывать свои действия с другими и даже соблюдать определённые правила, поначалу, конечно, примитивные .
В возрасте 5-7 лет дети со слабо развитыми волевыми качествами во время игры лучше постигают физические навыки. Во время игры совершается и сознательная демонстрация своей успешности. Отношения детей к действию товарищей по игре более критичны. Приобретение способности абстрактно и критически мыслить, осознано контролировать свои движения, позволяет детям успешно постигать усложнённые правила игр, а также выполнять объясняемые и показываемые руководителем действия. В игре у ребёнка есть возможность самостоятельно регулировать темп и силу движения, проявлять личную инициативу и развивать психические качества – смелость, дисциплину, находчивость.
Подвижные игры формируют способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения. Играя, дети постигают жизненно необходимые двигательные умения и привычки, в которых развиваются смелость, воля и сообразительность. На немаловажную роль игры для физического и вообще всестороннего развития детей указывали
А.М. Горький и А.С. Макаренко. Они рассматривали игру детей, как важнейший вид физической и двигательной деятельности.
Подвижные игры положительно влияют на работу внутренних органов и систем, а также вовлекают в активную работу почти все мышечные группы. Важнейшей стороной подвижных игр является их массовость и комплексное воздействие на формирование физических качеств, а также их воздействие на развитие двигательных умений и навыков воспитанников. Подвижные игры содержат все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание и другие. Они развивают такие физические качества как ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость, в связи с чем на протяжении многих лет подвижные игры служили важнейшим средством физического воспитания детей.
Значение и влияние подвижных игр на развитие ребёнка огромно. Активные движения, определённые содержанием игры, порождают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Меняющиеся всё время на игровой площадке ситуации учат детей рационально использовать двигательные умения и навыки, совершенствуя их. Необходимость надлежащим образом реагировать на сигнал и подчиняться правилам дисциплинирует и организует детей, приучает их осуществлять контроль своего поведения, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность. И, конечно, главное то, что подвижные игры создают атмосферу радости и благодаря этому наиболее эффективно и комплексно решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.
Особо подвижные игры надлежит выделить среди всего многообразия игр, так как в них все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и устремлены к достижению поставленной условной цели. В игре каждый ребёнок в меру своих возможностей проявляет быстроту и ловкость, самостоятельность и инициативу.
Подвижные игры для старших дошкольников являются жизненной потребностью. При помощи этих игр решаются самые различные оздоровительные задачи. Меняющиеся игровые ситуации и правила игр вынуждают ребёнка двигаться с наибольшей скоростью, чтобы догнать соперника, проворно прятаться и ловко преодолевать препятствия. Неоднократное повторение таких движений требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.
В подвижных играх очень важно увеличивать двигательную активность детей в течение дня. Особое значение подвижные игры имеют для повышения физиологических нагрузок на организм ребёнка. Во время эмоционального подъёма при игре активные двигательные действия значительно усиливают деятельность костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, в связи с чем, происходит улучшение обмена веществ в организме ребёнка и должная тренировка функций разнообразных систем и органов. При нагрузке на мышечную систему, ребёнок становится не только сильным и ловким, но и здоровым, одновременно развивается и интеллект. При увеличении двигательной активности развивается сердце ребёнка, его лёгкие и все внутренние органы.
Чем продолжительнее и активнее длится игра, тем больше ребёнок упражняется в том или ином виде движений, больше вступает в разнообразные взаимоотношения с другими участниками, а значит, ему больше приходится выказывать ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.
Наиболее действенно проведение игр на свежем воздухе. Во время активных двигательных занятий детей на свежем воздухе усиливается работа их сердца и лёгких, а значит, увеличивается поступление кислорода в кровь, присоединяется закаливающее воздействие естественных сил природы. А повышенный эмоциональный фон игры способствует эстетическому воздействию красоты природы.
Планируя содержание физического воспитания старших дошкольников, необходимо отдавать преимущество подвижным играм. Они оказывают разностороннее воздействие на организм с выраженным тренирующим эффектом. Активные движения делают ребёнка более устойчивым к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма, ускоряют деятельность лейкоцитов. А вот гиподинамия, то есть недостаток движений, порождает изменения в эндокринной и центральной нервной системах, приводящих к эмоциональной напряжённости и неустойчивости, к
нарушению обмена веществ, и, как следствие, к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой и дыхательной систем, а далее к снижению общей работоспособности организма. Каждодневные упражнения предотвращают нарушение осанки и деформацию скелета, укрепляют весь организм и вместе с тем оказывают благотворное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка.
Постоянно изменяющиеся в игре ситуации, стремительный переход участников от одних движений к другим содействуют развитию ловкости.
Для вырабатывания силы следует использовать игры, требующие проявления умеренных, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с неоднократными повторениями интенсивных движений, со стабильной двигательной активностью, которые вызывают существенные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Гибкость же совершенствуется в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Под действием физических упражнений и двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Таким образом, учитывая индивидуальные способности детей можно выделить следующие основные задачи, которые решаются в играх:
а) тренировка и укрепление всех мышц в организме ребёнка;
б) разнообразные условия деятельности способствуют развитию рационального проявления мышечной нагрузки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»
Совместная деятельность с детьми доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...
Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»
Совместная деятельность доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настроение; расширяет представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и навыки...
Детские подвижные игры разных народов Алтайского края, как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста
Обращение к объективной проблеме приобщения детей к подвижным играм разных народов родного региона обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике нет глубоких знаний у детей и свободного...
Использование фитнес технологии в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Статья раскрывает особенности проведения занятий по фитнес – аэробике в детском саду, основные принципы работы с детьми и методы обучения. Публикация предназначена для педагогов дошкольных учреж...
«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»
«Использование подвижных игр для физического развития детей старшего дошкольного возраста»...
Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа «Русская народная подвиж...
Подборка подвижных игр, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием игрового пособия «Парашют».
Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста является очень важным аспектом и требует специальной работы и подхода. Игровое пособие "парашют" - отличная возможность для развития ф...