Методические рекомендации на занатиях степ-аэробикой
методическая разработка по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №5 «Родничок»
И. М. Чепкина
инструктор по физвоспитанию
с. Константиновка
Степ - аэробика.
По степени влияния на детский организм все виды оздоровительной физической культуры можно разделить на две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения – это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
В ациклических упражнениях структура движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести утреннюю гимнастику и ритмическую гимнастику.
Утренняя гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние, поддержанию высокого уровня работоспособности в течении дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задаётся ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на детский организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему; наклоны и приседания – на двигательный аппарат, методы релаксации и внушения – на центральную нервную систему. Упражнения в партере развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии – выносливость, танцевальные – пластичность и т.д. В зависимости от выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений. Серия упражнений партерного характера (в положении сидя, лежа) оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения. ЧСС не превышает 130 уд./мин., т.е. не выходит за пределы аэробной зоны. Работа в партере носит преимущественно аэробный характер. В серии упражнений, выполняемых в положении стоя, упражнения для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130 уд./мин., танцевальные – до 150, а глобальные (наклоны, глубокие приседания) – до 160 уд./мин. Наиболее эффективное воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений.
На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер ( с увеличением ЧСС в пределах130-150 уд./мин.). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости) возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.
Описанные формы оздоровительной физической культуры в детском саду (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.
Ведущая роль принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости у детей.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть не менее 20-30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что все перечисленные выше формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребенка. Но наиболее эффективно – аэробика.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие.
Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, изготовили для детей индивидуальные снаряды – степы.
Степ - это ступенька высотой не более 8см, шириной – 25см, длиной – 40см, легкий и обтянутый мягким дерматином.
Занятия степ – аэробикой обязательно сопровождается бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. Степ – аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- В форме полных занятий оздоровительно – тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25- 35 мин.;
- Как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- В форме утренней гимнастики, что усиливает её оздоровительный и эмоциональный эффект;
- В показательных выступлениях детей на праздниках;
- Как степ – развлечение.
Один комплекс степ - аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150-160 уд./мин.
Комплекс утренней гимнастики на степах
(старшие дошкольники)
Степы раскладываются в три ряда.
1 – я часть.
Ходьба и бег в колонне по одному вокруг степов.
Ходьба и бег змейкой вокруг степов. Ходьба с перешагиванием через степы. Перестроение тройками к степам.
2 –я часть.
- И.П.: стоя на степе, руки опущены вниз. Одновременно с ходьбой на месте раскачивать руки вперед – назад с хлопками спереди и сзади.
10 раз
- И.П.: о.с., шаг вправо со степа, руки в стороны, вернуться в и.п.; то же влево.
5 раз
- И.П.: стоя на степе, ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Повороты вправо и влево со свободными движениями рук.
10-12 раз
- И.П.: стоя на коленях на степе, садиться и вставать, не помогая себе руками.
10-12 раз
- Сидя на степе, скрестив ноги, наклониться к правому и левому колену, касаясь его лбом (помогать себе руками).
10-12 раз
- И.П.: о.с. на степе, взмахивать прямой ногой вперед, делать под ногой хлопок.
10-12 раз
- Прыжки обычные на степе чередуются с ходьбой.
2 раза
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации проведения занятий по аэробике (степ-аэробике) с использованием степ-платформы.
рекомендации помогут педагогам в определении задач занятий, помощь в изготовлении степ-платформ,составлении плана занятия исходя из структуры....
МБДОУ №130 «Центр развития ребенка – детский сад». Презентация: Оздоровительная аэробика в детском саду. Использование инновационных технологий в физкультурной деятельности. Степ-аэробика с дошкольниками 6-7 лет.
Оздоровительная аэробика Основные направления оздоровительной аэробики:n С использованием приспособлений и предметовn Без использования...
Степ - аэробика с использованием нестандартных степ - досок
Предлагаю вам методическую разработку по непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура» по теме «Степ – аэробика на нестандартных степ - досках» для детей старшей и подготов...
«Весёлая степ-аэробика» Методические рекомендации.
Ведущая идея программы заключается в организации комплексной деятельности оздоровительной, лечебной, образовательной и воспитательной направленности, через организацию двигательной активности на...
«Степ-аэробика: польза, вред, эффективность для похудения, упражнения из степ-аэробики.»
Степ-аэробика — это низкоударная кардио-тренировка, в основе которой лежат простые хореографические движения на специальной возвышенности (степ-платформы). Степ-аэробика является очень популярны...
Методическая разработка. Степ-аэробика для детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации и календарно-тематическое планирование по степ-аэробика для детей старшего дошкольного возраста с вариантами занятий и упражнений....
Методический семинар "Возможности использования степ-аэробики"
Методический семинар "Возможности использования степ-аэробики"...