Методическая разработка. Степ-аэробика для детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации и календарно-тематическое планирование по степ-аэробика для детей старшего дошкольного возраста с вариантами занятий и упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_step.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 Кировского района Санкт-Петербурга.
«Увлекательная степ-аэробика»
Методические рекомендации.
Автор-составитель: Нюйблом Виктория Андреевна,
педагог дополнительного образования.
Санкт-Петербург, 2020
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Календарно-тематическое планирование.
- Приложение.
- Заключение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Степ-аэробика - это ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. Это один из самых простых и эффективных стилей в аэробике.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для того чтобы занятия были более интересными и насыщенными, для детей подготавливают индивидуальные снаряды — степы.
Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной — 25 см, длиной — 40 см, легкий и обтянутый мягким дерматином.
Занятия степ-аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Цель программы - развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством степ-аэробики.
Задачи:
- Формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.
- Развивать координацию движений.
- Укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему.
- Развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др.).
- Улучшать музыкальную и двигательную память детей.
- Расширять двигательный опыт детей.
- Развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.
Ведущая идея программы заключается в организации комплексной деятельности оздоровительной, лечебной, образовательной и воспитательной направленности, через организацию двигательной активности на занятиях по стэп - аэробике.
Занятия рассчитаны на воспитанников седьмого года жизни и проводятся 1 раз в неделю в спортивном зале дошкольного учреждения под руководством специалиста. Продолжительность одного занятия составляет 25-30 мин.
Продумывая содержание занятий аэробикой, учитываются морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической подготовленности и развития, соблюдая при этом основные физиологические принципы:
— рациональный подбор упражнений;
— равномерное распределение нагрузки на организм;
— постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Упражнения для степ-аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям.
Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Во время занятия степ-аэробикой следует постоянно напоминать детям об осанке и правильном дыхании, поддерживать их положительные эмоции.
Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется детьми в течение трех месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.
При распределении упражнений необходимо правильно дозировать физическую нагрузку, т.е. частота сердечных сокращений не должна превышать 150—160 уд./мин.
Посещать кружок могут все желающие воспитанники в возрасте от 6 до 7 лет, не имеющие медицинские и иные противопоказания к двигательной активности.
Прогнозируемый результат: воспитанники, прошедшие курс стэп-аэробики, должны освоить все базовые шаги и применять их в самостоятельной деятельности при выполнении музыкально-ритмических комплексов.
Условия для реализации программы:
- занятия проводятся в спортивном зале, в специально отведенное время, под руководством специалиста.
- необходимо наличие степа на каждого ребенка.
Степ-аэробика помогает сделать процесс физического воспитания радостней, ведь без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа.
Календарно – тематический план Степ-аэробики.
Месяц | Номер комплекса | Задачи |
Сентябрь | 1 комплекс | Разучить с детьми комплекс упражнений на степах, развивать координацию движений, чувство равновесия и ритма. |
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | 2 комплекс | Продолжать учить детей выполнять упражнения на степах ритмично и синхронно, в такт музыке. |
Январь | ||
Февраль | ||
Март | 3 комплекс | Развивать умение детей выполнять ритмично и синхронно в такт музыки выполнять упражнения на степах. |
Апрель | ||
Май |
Приложение.
1 комплекс.
Подготовительная часть
1. Одновременно с ходьбой на степе выпрямить руки вверх, разжимая кулаки, посмотреть на них; руки к плечам, кисти сжать в кулаки.
2. Шаг на степ — со степа, бодро работая руками.
3. Одновременно с ходьбой на степе раскачивать руки вперед-назад с хлопками спереди и сзади.
4. Ходьба на степе, поворачиваясь вокруг себя со свободными движениями рук. (В одну и другую сторону.)
5. «Крест». (Повторить 2 раза.)
Основная часть
1. Одновременно с ходьбой на степе скрестить согнутые руки перед собой, хлопнуть одновременно левой кистью по правому плечу, а правой — по левому плечу.
2. Шаг со степа в сторону, чередуется с приседанием, поднимая руки вперед.
3. Одновременно с ходьбой на степе поднять руки через стороны вверх и хлопнуть над головой.
4. Шаг со степа на степ, поднимая и опуская плечи.
5. Ходьба врассыпную переменным шагом, выполняя руками танцевальные движения.
(Повторить 2 раза.)
6. Сидя на степе, скрестив ноги, руки на поясе. Наклониться вправо, влево.
7. И.п. — то же. Взмахнув руками вперед, быстро встать, вернуться в исходное положение.
8. Стоя на коленях на степе, руки на поясе; опуститься на пятки, руки в стороны, вернуться в исходное положение.
9. Ходьба на степе, бодро работая руками.
10. Ритмические приседания и выпрямления на степе, руки в свободном движении.
11. Кружение на степе, руки в стороны, в одну и другую стороны.
12. Повторить № 10.
13. Кружение с закрытыми глазами.
14. Шаг на степ — со степа.
15. Бег врассыпную с выполнением заданий для рук.
16. Повторить № 1.
17. Легкий бег на степе чередуется с ходьбой 2 раза.
18. Прыжки, стоя боком на степе, руки на поясе; ноги врозь на пол, ноги вместе, вернуться в исходное положение.
19. Шаг на степ — со степа.
20. Повторить № 18 в другую сторону.
21. Ходьба на степе.
22. Подвижная игра «Физкульт-ура!».
Дети переносят степы для игры в разные места, расположив их в две шеренги по разные стороны площадки. На одной стороне на один степ меньше. Сами становятся туда, где степов больше, по два человека на степ. Это линия старта. На противоположной стороне — финиш. Ребята говорят:
«Спорт, ребята, очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим,
Спорт — помощник!
Спорт — здоровье!
Спорт — игра!
Физкульт-ура!»
С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Проигрывают те, кто не успел занять степ. Побеждают те, кто в числе первых занял степ. (Игру повторить 3 раза.)
23. Игры и упражнения на релаксацию.
2 комплекс
Вводная часть
1. Ходьба обычная на месте. (Дети должны почувствовать музыку, уловить темп движения, настроиться.)
2. Ходьба на степе.
3. Приставной шаг назад со степа на пол и обратно на степ, с правой ноги, бодро работая руками.
4. Приставной шаг назад со степа, вперед со степа.
5. Ходьба на степе; руки поочередно вперед, вверх, вперед, вниз.
Основная часть
1. Ходьба на степе, руками рисуя поочередно большие круги вдоль туловища, пальцы сжаты в кулаки.
2. Шаг на степ — со степа, кистями рук рисуя маленькие круги поочередно вдоль туловища.
(1 и 2 повторить три раза.)
3. Приставной шаг на степе вправо-влево, прямые руки, поднимая одновременно вперед-вниз.
4. Приставной шаг на степе вправо-влево с полуприседанием (шаг — присесть); кисти рук, согнутые в локтях, — к плечам, вниз.
5. Ходьба на степе, высоко поднимая колено, одновременно выполняя хлопки прямыми руками перед собой и за спиной.
6. Шаг на степ — со степа с хлопками прямыми руками перед собой и за спиной.
(3, 4, 5 и 6 повторить 3 раза.)
7. Бег на месте на полу.
8. Легкий бег на степе.
9. Бег вокруг степа.
10. Бег врассыпную.
(7, 8, 9 и 10 повторить 3 раза.)
11. Обычная ходьба на степе.
12. Ходьба на носках вокруг степа, поочередно поднимая плечи.
13. Шаг в сторону со степа на степ.
14. Ходьба на пятках вокруг степа, одновременно поднимая и опуская плечи.
15. Шаг в сторону со степа на степ.
16. «Крест». Шаг со степа — вперед; со степа — назад; со степа — вправо; со степа — влево; руки на поясе.
17. То же, выполняя танцевальные движения руками.
18. Упражнение на дыхание.
19. Обычная ходьба на степе.
20. Шаг со степа на степ, руки вверх, к плечам.
21. Ходьба вокруг степа на полусогнутых ногах, руки на поясе.
22. Ходьба врассыпную с хлопками над головой.
23. Шаг на степ со степа.
24. Перестроение по кругу. Ходьба на степе в кругу
25. Мах прямой ногой вверх-вперед (по 8 раз).
26. Ходьба змейкой вокруг степов (2—3 круга).
27. Мах прямой ногой вверх-вперед, руки на поясе (по 8 раз).
28. Бег змейкой вокруг степов.
29. Подвижная игра «Цирковые лошадки».
Круг из степов — это цирковая арена. Дети идут вокруг степов, высоко поднимая колени («как лошадки на учении»), затем по сигналу переходят на бег с высоким подниманием колен, затем на ходьбу и по остановке музыки занимают степ («стойло», степов должно быть на 2—3 меньше количества детей). Игра повторяется 3 раза.
Дети убирают степы в определенное место и берут по коврику, которые раскладывают по кругу и садятся на них.
30. Упражнения на расслабление и дыхание.
3 комплекс
Оборудование:
Степ-платформы и гимнастические палки по количеству детей, мячи (на подгруппу детей), кегля 1 шт., аудиозапись ритмической музыки, магнитная доска и магниты, смайлики, схемы ОВД,
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети в спортивной форме входят в зал, строятся в шеренгу.
Перестроение в колонну.
Раз-два-три-четыре-пять
Вместе весело шагать,
За здоровьем мы идём,
И не чуть не устаём!»
Ходьба по кругу в колонне, дети берут гимнастические палки.
«Чтобы мышцы развивать нужно палки в руки взять»
Ходьба в колонне по одному, палка перед грудью.
«Дети с палками идут, перед грудью их несут»
Ходьба «змейкой» между степ-платформами с гимнастической палкой.
Бег поскоками палка в руках перед грудью.
Ходьба по круг на носках палка над головой.
«На носки мы дружно встали всем осанку показали».
Боковой галоп палка перед грудью в согнутых руках.
«Приготовились к галопу, держим палку у груди,
Выполняем дружно, ловко, развивается сноровка »
Ходьба с высоким подниманием колена, палка за головой.
«Подражаем мы лошадкам, палочка за головой,
Выше ноги поднимаем, свои мышцы развиваем».
Бег с захлёстыванием голени, палка в согнутых руках перед грудью.
«Вновь бежим, сгибая ноги, палку держим у груди,
Все носочки дружно тянем, ну попробуй, догони!»
Перестроение в две колонны к степам, палка перед собой.
«Ну-ка дружно в двойки встали, в центре зала зашагали,
К степам все мы подойдём, упражнения начнём»
Степы расположены в два ряда.
Основная часть.
ОРУ. Комплекс степ – аэробики с гимнастической палкой:
«Сделать нас сильней намного
Упражнения помогут!»
1. «Палку вверх»И.п.: стоя на полу перед степом, руки с палкой опущены. Шаг вперёд на степ одновременно поднять руки с палкой вверх, вдох. Вернуться в и.п. (6 раз).
2. «Вертушка» .И.п. стоя на степе, палка в согнутых руках перед собой. Попеременно отрывать от степа пятки ног, руки выполняют вращательные движения с палкой вверх-вниз.
3. «Гимнаст» И.п.: о.с., шаг вправо со степа, вытянуть руки вперёд с палкой, вернуться в исходное положение; то же влево. ( 4 раз.)
4. «Повороты»И.п. стоя на степе, ноги на ширине плеч, палка за головой в согнутых руках. Поворот вправо (влево); вернуться в и.п.( 6 р.)
5. «Поставь ногу» Стоя на полу перед степ-платформой руки с палкой опущены, поставить правую (левую) ногу на степ, руки с палкой резко вверх; вернуться в и.п.
6.«Выпады» И.п. то же. Выпад правой (левой) ногой на степ, вытянуть руки с палкой вперёд; вернуться в и.п. (упражнения повторить 4 раза каждой ногой).
7. «Карусель»И.п. стоя на полу перед степом, палка в правой руке вертикально стоит на середине степа. Выполняется ходьба вокруг степа вправо (влево) по 2 круга в каждую сторону.
8. «Цапля»И.п. стоя боком на степ-платформе, руки опущены. Поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, руки с палкой поднять вверх. Вернуться в и.п. (6 р.)
9. «Коснись палкой» И. п.: стоя за степ-платформой, руки на поясе. Наклониться, коснуться палкой степа, выпрямиться; вернуться в и. п. (6 раз).
10. «Ёжик»И.п.: сидя на степе, ноги вытянуты прямо вперед, руки с палкой согнуты перед грудью. Согнуть ноги в коленях, обхватить их руками с гим. палкой; вернуться в и. п. (5–6 раз).
11. «Прокати палку»И.п. Сидя на степе, скрестив ноги, руки перед грудью с палкой. Наклониться вперёд, прокатить палку по полу; вернуться в и.п. (6 р.)
12. «Подъёмный кран»И.п. Сидя на пятках на степе, руки с палкой опущены; встать на колени, руки вытянуть вверх, вернуться в и.п. (6 р.)
13. «Попрыгунчики»И.п.: стоя на степе, руки с палкой перед грудью, ноги не напряжены. Прыжки (8 раз) чередуются с ходьбой со степа на степ (2 раза).
14. Повторить 7-е упражнение «Карусель»
15. «Ловкий прыгун» Прыжки, стоя боком на степе, ноги врозь - на пол, ноги вместе вернуться в исходное положение ( 8 раз) чередуются с ходьбой со степа на степ (2 раза).
16. «Юла». Кружение на степе палка в руках над головой.
Ходьба на степе, поднять руки с палкой вверх (глубокий вдох через нос).
Перестроение в колонну по одному.
Ходьба по залу в колонне, дети кладут палки.
«Дружно вместе мы идём, наши палочки кладём».
Подвижная игра "Иголка, нитка и стойкий оловянный солдатик" ( ведущий - "иголка", все остальные - "нитка", иголка старается запутать нитку выполняя быстрый бег по всему залу в разных направлениях, с окончанием музыки разбегаются на свои степы и принимают стойку – «оловянный солдатик»). Ведущий для игры выбирается с помощью игрового упражнения «Передай – не зевай» (дети стоят по кругу, передают мяч, у кого мяч остаётся после сигнала «стоп», тот становится ведущим). Следующим ведущим выбирается самый стойкий из «оловянных солдатиков».
Заключительная часть.
"Игра, весёлая игра, игрой довольна детвора!?
Ну а сейчас мы отдохнём,
Все вместе глубоко вздохнём.
На степы по - турецки сядем.
Массаж полезный мы начнём!»
Дети сидя на степах по-турецки, выполняют массаж биологически активных зон «Неболейка» .
«Знаем, знаем – да-да-да! – Потирают ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна!
Чтобы горло не болело, Поглаживают ладонями шею
Мы его погладим смело. мягкими движениями сверху вниз.
Чтоб не кашлять, не чихать, Указательными пальцами
Надо носик растирать. растирают крылья носа.
Лоб мы тоже разотрём, Прикладывают ко лбу ладони
Ладошку держим козырьком. «козырьком» и растирают.
«Вилку» пальчиками сделай, Развести указательный и средний
Массируй ушки ты умело. палец, растирать точки перед и за
Ухом.
«Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите.
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь, разогнитесь!
Встаньте прямо,
Улыбнитесь!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Все гениальное просто! И это ещё раз доказывают занятия степ-аэробикой. Оказывается, что бы помочь ребёнку получить гармонично развитое тело, прекрасную осанку и выработать у него красивые, выразительные и точные движения, вовсе не требуется дорогого и сложного оборудования, достаточно привлечь родителей и вместе с ними изготовить степ-платформы для детей.
Результаты применения степ-аэробики ощутимы с первых занятий.
Ценность их в том, что они:
- во-первых, вызывают огромный не иссекающий интерес у дошкольников;
- во-вторых, формируют устойчивое равновесие, так как упражнения выполняются на уменьшенной площади опоры;
- в-третьих, развивают у ребёнка уверенность, ориентировку в пространстве, общую выносливость, совершенствуют точность движений.
- в-четвёртых, повышают выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма.
Но самое главное достоинство степ-аэробики – это её оздоровительный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах».
Привлекая воспитателя к работе с детьми, необходимо в первую очередь подготовить его самого....
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Методические разработки по пожарной безопасности детей дошкольного возраста
Дидактический материал....
Методическая разработка "Овладение коммуникативной компетенцией детей дошкольного возраста"
Об обучении иностранному языку на раннем этапе....
Методическая разработка "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста с использованием математических сказок"
Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями - Т.И.Ерофеевой, Н.Я. Бо...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...