Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека
консультация по физкультуре по теме
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fizicheskoy_kultury_-konsultatsiya.docx | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека
«Здоровье – это состояние наибольшего физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физтов». Из преамбулы Устава Всемирной организации здравоохранения.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоциональгого развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, наличие страхов, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении или еще хуже в нервно-психических заболеваниях. У детей это большая группа эмоционально – волевых расстройств, астено–невротических состояний, неврозов с навязчивыми подергиваниями мышц лица, туловища, заикания, эпилепсия, детский аутизм…..
Одной из наиболее частых причин невротического состояния ребенка является его физическая неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые явно им не по силам.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску.
Существуют различные способы влияния на психическое состояние человека, и в частности на настроение человека. И здесь физическая культура выступает мощнейшим регулятором настроений человека, а отсюда и регулятором психологического благополучия.
Под психологическим благополучием понимают слаженность психических процессов и функций, гармонию личности, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
Для психологии личности имеет существенное значение то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через него (настроение) субъективное благополучие, как интегративное переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия, многие другие стороны внешней и внутренней активности человека.
Современные психологи предлагают немало способов управления психикой с помощью физических нагрузок. Физические упражнения благотворно влияют на психическое состояние ребенка. В свою очередь, всевозможные дыхательные упражнения и закаливающие процедуры, подкрепленные музыкальным сопровождением, благотворно влияют на эмоциональную сферу каждого ребенка и оказывают коррекционное воздействие на поведение гипперактивных и агрессивных детей. Физическая культура является одним из эффективных средств развития моторной сферы и повышения тренированности организма, одновременно создаёт основу для нравственного, волевого развития ребёнка, приобщая его к здоровому образу жизни.
Физическая культура традиционно рассматривается как средство физического совершенствования человека, однако замечено, что физическая нагрузка влияет и на психические функции человека. А, регулируя направленность, интенсивность и продолжительность выполняемой физической нагрузки можно корректировать психические процессы, состояния и свойства.
Движение является физиологической потребностью человека. Потребность в движении заложена в его генетической программе. Определенные двигательные акты обладают способностью вызывать специфические психические состояния, снижать психоэмоциональное напряжение, улучшать настроение, повышать умственную работоспособность.
По данным различных исследований физические нагрузки разной направленности и продолжительности могут давать разный по продолжительности эффект. Срочный эффект - состояние непосредственно после физической нагрузки- снижения состояния тревоги. Подобный эффект достигается за счет выделения мозгом специфических «гормонов счастья»- эндорфинов, похожего своим воздействием на организм на лёгкое наркотическое средство. Под действием этого гормона повышается настроение, уходит чувство тревоги, появляется уверенность в своих силах, возможностях и способностях. Выработка эндорфинов увеличивается в ответ на стресс с целью уменьшения болевых ощущений. Кроме того, считается, что эндорфины производятся в организме человека во время сражения, что позволяет до определённой степени игнорировать боль. Как ни странно, наше настроение – это своеобразный химический процесс, который можно легко регулировать, надо только захотеть. Если у человека «гормонов счастья» много – он полон оптимизма, жизнерадостный, а если наоборот – тогда он несчастен. Ежедневное регулярное выполнение умеренных физических нагрузок может снижать уровень тревожности, а также предотвращать развитие хронического состояния тревоги.
Адекватные физические нагрузки обусловливают снижение различных показателей стресса, таких, как нервно-мышечное напряжение, ЧСС в покое, содержание некоторых гормонов.
По мнению современных медиков, физические нагрузки оказывают положительное эмоциональное воздействие на людей любого возраста и пола.
В профилактике профессионального выгорания, подтверждается эффективность применения средств физической культуры на ощущение человеком психологического благополучия.
В итоге, можно сказать, что стремление к психологическому благополучию -это необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека разного возраста. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за собой изменения в привычном образе жизни, мешают межличностным отношениям, нарушают баланс с окружающим миром, могут привести к профессиональной недееспособности (выгоранию), а в целом - вынужденную коррекцию планов на будущее. Физическая культура является мощным регулятором наших психических состояний. Использование средств физической культуры для коррекции настроения и ощущения своего психологического благополучия - необходимое условие полноценной, здоровой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние физической культуры и плавания на здоровье детей»
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым. При этом подразумевается счастливый ребёнок – это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающ...
Влияние физическй культуры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры....
"Влияние физической культуры на развитие мелкой моторики".
У значительной части современных детей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже завязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не просто...
Доклад "Влияние физической культуры на здоровье ребенка"
Доклад "Влияние физической культуры на здоровье ребенка"...
Консультация для родителей "Влияние физической культуры на здоровье ребенка."
Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка"
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Влияние развода родителей на психологическое благополучие ребенка"...
Маленькими шагами к физическому здоровью и психологическому благополучию
С целью сохранения и укрепления физического и психологического здоровья наших малышей в 21 группе стартовала программа «Вместе весело шагать!»...