Дистанционное обучение студентов на примере спортивных бальных танцев
статья по физкультуре на тему

Айзятуллова Гульнара Рафаильевна

 

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль работы, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал человека. Создание новой компьютерной техники - не самоцель, прежде всего оно направлено на использование компьютерных технологий в научных исследованиях, производстве, быту, спорте, для реализации образовательных и других социально значимых задач. Обеспечение образовательного процесса компьютерными программами всегда сопутствовало развитию теоретической и практической мысли по эффективному их использованию в педагогической деятельности [Мур М.Г., 2006]. В этой связи представляют научный интерес вопросы развития теории и практики использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
В настоящие время спортивные танцы приобретают огромную популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Сегодня мы наблюдаем огромное количество танцевальных клубов,  в которых можно увидеть самый разнообразный контингент людей, занимающихся спортивными танцами. Но далеко не у каждого есть возможность себе позволить заниматься этим видом спорта, по ряду причин, таких как: финансовая недостаточность, отдаленность проживания и ограничения во времени. И одним из способов решения этой проблемы, на наш взгляд, является использование дистанционных технологий. Дистанционное обучение в виде заочного формы обучения  зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ  к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Можно считать, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения.
Растет количество желающих заниматься спортивными танцами, но, в силу своей занятости и финансового положения они не имеют возможности личного контакта с тренерами. Одним из вариантов занятий заочно являются дистанционные технологии.
В своей работе нами была предпринята попытка разработать модель дистанционного обучения в спортивных танцах. Суть эксперимента состояла в следующем. Экспериментальной группе было предложено овладеть шагами медленного вальса в дистанционном режиме с помощью учебного видеофильма с демонстрацией специальных упражнений. На протяжении дистанционного обучения занимающиеся имели возможность консультироваться с тренером с использованием интернет-ресурсов. При взаимодействии учеников с тренером в процессе обучения использовались преимущественно следующие формы общения:
- электронная почта;
- электронная доска объявлений;
- текст и голосовые чаты (ICQ, Skype).
Всего для дистанционного обучения было создано 4 фильма. В качестве первого занятия был предложен фильм № 1, который состоит из 4 подводящих упражнений, направленных на подъемы и снижения. 
Второй фильм содержал в себе упражнения на сохранение равновесия (баланса) и перенос веса тела с одной ноги на другую, а также разучивание первого шага закрытой перемены, правого и левого поворотов. И подводящая схема к дальнейшему разучиванию базовых фигур.
В третьем фильме разучивалась подводящая схема два, направленная на  дальнейшее  разучивания базовых фигур, а также разучивалась схема шагов «Закрытой перемены».
Четвертый фильм был направлен на изучение шагов, правого и левого поворотов в медленном вальсе, постановка в пару, разучивание композиции в целом и её исполнение с контролем баланса.
К фильмам прилагались два дополнительных видеоприложения. Первое приложение с упражнениями на увеличение силы мышц ног, брюшного пресса и спины для развития специальной физической подготовки (СФП) ученика в качестве инструмента, помогающего более качественно исполнить то или иное движение, которое занимающийся должен был выполнять в конце каждого занятия. Второе – урок разминки, цель которого подготовить своё тело к дальнейшему занятию.
 Также к каждому фильму прилагалось пояснение в виде электронного текста и затем контрольное задание на отработку упражнений уроков.
Обратная связь состояла в том, что занимающийся высылает видео с выполненным упражнением (контрольным заданием). Исследователь (тренер) оценивает по 5-ти бальной шкале с разъяснением каждой ошибки (при наличии таковой). Результаты контрольного задания высылались ученику по электронной почте либо обсуждались в чате (Skype).
Также все видео каждого обучаемого размещались на электронной доске (общего доступа для экспериментальной группы) с целью просмотра «чужих» ошибок и лучших работ с возможностью комментирования для указания на положительные и отрицательные стороны выполненных упражнений, а также с возможностью задать интересующий вопрос для обсуждения между учениками и тренером.
 
Таблица 
Результаты исследования после проведения педагогического эксперимента
 
 
Критерии оценки Контрольная группа Экспериментальная группа   
  X m X m   
Работа стопы 3.2 0.8 4.0 1.0   
Попадание в доли такта 3.8 1.2 4.2 0.8   
Осанка и позиция в паре 4.4 0.6 3.4 0.6   
Плавность снижений 3.8 1.2 4.2 0.8   
Сохранение равновесия 4.0 1.0 4.2 0.8   
Общая сумма баллов 3.84 4   
Достоверность P < 0,05 P < 0,05
 
По результатам педагогического эксперимента, исходя из таблицы, в экспериментальной группе общий балл за работу стопы составил до эксперимента 1 балл, а после эксперимента 4,0 баллов, что свидетельствует о том, что нами использовался подводящий комплекс упражнений на подъемы и снижения.  А в контрольной группе результаты улучшились на 2,1 балла в то время как в экспериментальной увеличились на 2,4 балла, после проведения педагогического эксперимента.
Исходя из этого можно считать, что применение дистанционных технологий эффективно в танцевальном спорте и может использоваться в практике.
Список литературы:
Мур, М.Г. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании :пер. с англ. / М.Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк. М.: Издательский дом «Обучение-сервис», 2006. – С. 90-98. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distanc_opub.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТИВНЫХ ТАНЦАХ

Айзятуллова Г.Р.

НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования. Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль работы, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал человека. Создание новой компьютерной техники - не самоцель, прежде всего оно направлено на использование компьютерных технологий в научных исследованиях, производстве, быту, спорте, для реализации образовательных и других социально значимых задач. Обеспечение образовательного процесса компьютерными программами всегда сопутствовало развитию теоретической и практической мысли по эффективному их использованию в педагогической деятельности [Мур М.Г., 2006]. В этой связи представляют научный интерес вопросы развития теории и практики использования компьютерных технологий в образовательном процессе.

В настоящие время спортивные танцы приобретают огромную популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Сегодня мы наблюдаем огромное количество танцевальных клубов,  в которых можно увидеть самый разнообразный контингент людей, занимающихся спортивными танцами. Но далеко не у каждого есть возможность себе позволить заниматься этим видом спорта, по ряду причин, таких как: финансовая недостаточность, отдаленность проживания и ограничения во времени. И одним из способов решения этой проблемы, на наш взгляд, является использование дистанционных технологий. Дистанционное обучение в виде заочного формы обучения  зародилось еще в начале XX века. Сегодня заочно можно получить не только высшее образование, но и изучить иностранный язык, подготовиться к поступлению в ВУЗ и т.д. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ  к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Можно считать, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения.

Растет количество желающих заниматься спортивными танцами, но, в силу своей занятости и финансового положения они не имеют возможности личного контакта с тренерами. Одним из вариантов занятий заочно являются дистанционные технологии.

В своей работе нами была предпринята попытка разработать модель дистанционного обучения в спортивных танцах. Суть эксперимента состояла в следующем. Экспериментальной группе было предложено овладеть шагами медленного вальса в дистанционном режиме с помощью учебного видеофильма с демонстрацией специальных упражнений. На протяжении дистанционного обучения занимающиеся имели возможность консультироваться с тренером с использованием интернет-ресурсов. При взаимодействии учеников с тренером в процессе обучения использовались преимущественно следующие формы общения:

- электронная почта;

- электронная доска объявлений;

- текст и голосовые чаты (ICQ, Skype).

Всего для дистанционного обучения было создано 4 фильма. В качестве первого занятия был предложен фильм № 1, который состоит из 4 подводящих упражнений, направленных на подъемы и снижения.

Второй фильм содержал в себе упражнения на сохранение равновесия (баланса) и перенос веса тела с одной ноги на другую, а также разучивание первого шага закрытой перемены, правого и левого поворотов. И подводящая схема к дальнейшему разучиванию базовых фигур.

В третьем фильме разучивалась подводящая схема два, направленная на  дальнейшее  разучивания базовых фигур, а также разучивалась схема шагов «Закрытой перемены».

Четвертый фильм был направлен на изучение шагов, правого и левого поворотов в медленном вальсе, постановка в пару, разучивание композиции в целом и её исполнение с контролем баланса.

К фильмам прилагались два дополнительных видеоприложения. Первое приложение с упражнениями на увеличение силы мышц ног, брюшного пресса и спины для развития специальной физической подготовки (СФП) ученика в качестве инструмента, помогающего более качественно исполнить то или иное движение, которое занимающийся должен был выполнять в конце каждого занятия. Второе – урок разминки, цель которого подготовить своё тело к дальнейшему занятию.

 Также к каждому фильму прилагалось пояснение в виде электронного текста и затем контрольное задание на отработку упражнений уроков.

Обратная связь состояла в том, что занимающийся высылает видео с выполненным упражнением (контрольным заданием). Исследователь (тренер) оценивает по 5-ти бальной шкале с разъяснением каждой ошибки (при наличии таковой). Результаты контрольного задания высылались ученику по электронной почте либо обсуждались в чате (Skype).

Также все видео каждого обучаемого размещались на электронной доске (общего доступа для экспериментальной группы) с целью просмотра «чужих» ошибок и лучших работ с возможностью комментирования для указания на положительные и отрицательные стороны выполненных упражнений, а также с возможностью задать интересующий вопрос для обсуждения между учениками и тренером.

Таблица

Результаты исследования после проведения педагогического эксперимента

Критерии оценки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

X

m

X

m

Работа стопы

3.2

0.8

4.0

1.0

Попадание в доли такта

3.8

1.2

4.2

0.8

Осанка и позиция в паре

4.4

0.6

3.4

0.6

Плавность снижений

3.8

1.2

4.2

0.8

Сохранение равновесия

4.0

1.0

4.2

0.8

Общая сумма баллов

3.84

4

Достоверность

P < 0,05

P < 0,05

По результатам педагогического эксперимента, исходя из таблицы, в экспериментальной группе общий балл за работу стопы составил до эксперимента 1 балл, а после эксперимента 4,0 баллов, что свидетельствует о том, что нами использовался подводящий комплекс упражнений на подъемы и снижения.  А в контрольной группе результаты улучшились на 2,1 балла в то время как в экспериментальной увеличились на 2,4 балла, после проведения педагогического эксперимента.

Исходя из этого можно считать, что применение дистанционных технологий эффективно в танцевальном спорте и может использоваться в практике.

Список литературы:

Мур, М.Г. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании :пер. с англ. / М.Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк. М.: Издательский дом «Обучение-сервис», 2006. – С. 90-98. 


ЗАЯВКА

На участие во Всероссийской научно-практической конференции

«Физическая культура и спорт в системе высшего образования»,

посвященной 110-летию физической культуры и спорта в Санкт-Петербургском Государственном Университете

  1. Айзятуллова Гульнара Рафаильевна
  2. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
  3. Доцент кафедры теории и методики гимнастики
  4. Кандидат педагогических наук
  5. Адрес: 190020, Спб., пр-т Рижский 52-32
  6. Тел.: служ. 88127144174, дом. 88125751926
  7. Электронная почта: top-gulia@rambler.ru
  8. Инновационные физкультурно-оздоровительные и информационные технологии как фактор совершенствования образовательного процесса по физической культуре в ВУЗе
  9. Форма участия - только публикация материалов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разучивание детского бального танца с мамами

В конце праздника к 8 марта можно использовать приём: когда мамы обучают детей танцу, - что вызывает у детей особый интерес и радостные чувства. А так же помогает сплотить семью и детский сад в воспит...

Образовательная программа По хореографии Для детей дошкольного и младшего школьного возраста В помощь начинающим хореографам, музыкальным руководителям , детских садов, студий бальных танцев.

Программа рассчитана на руководителей школ, кружков, ансамблей бального танца, старших групп детского сада. Ставлю перед собой задачу изложить в программе основные виды бальных танцев, методы их п...

Стоит ли отдавать ребенка в спортивные бальные танцы

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и сильным. Но не каждый знает, что за здоровьем малыша нужно следить с самого раннего возраста. А особенно за его физическим развитием. Самый лучш...

Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев.

Вальс нельзя отнести к старинным танцам  По сравнению с другими танцами, вальс молод....

Презентация "Мир бального танца"

Презентация "Мир бального танца"...

Презентация "Бальные танцы"

Презентация "Бальные танцы"...

Студия спортивного бального танца «ВИЗАВИ»

: В настоящее время спортивный бальный танец завоевывает все более широкую популярность в России и во всем мире. Это объясняется высокой культурой и красотой его исполнения, зрелищностью и безграничны...