проект
методическая разработка по физкультуре на тему
Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект " Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении» | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) показали, что у значительной части детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, отставания в физическом развитии. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений.
Цель проекта: Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы ДОУ.
Задачи:
• Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, ресурсное обеспечение
• Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных мероприятий педагогическим коллективом ДОУ
• Использование в работе с дошкольниками современных здоровьесберегающих технологий
Объект проекта: ГБДОУ детский сад № 77 компенсирующего вида
Субъекты проекта: Педагоги, дошкольники, родители
Срок проведения: с 1 сентября 2013 г- 1 мая 2014 г
Принципы:
• Комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания
• Систематичность и последовательность
• Индивидуально- диферинцированный подход
Условия реализации проекта:
• Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы
• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха
• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения
• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту
• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
• Реализация различных форм систематической работы с родителями
Ожидаемые результаты: .
• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону) ;
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни
Здоровьесберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровьесберегающих технологий:
1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровьесберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды технологий:
1) Медико-профилактические технологии.
Задачи: сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Компоненты:
• мониторинг здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
• рациональное питание;
• рациональный режим дня;
• закаливание;
• организация профилактических мероприятий в детском саду;
• контроль и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
• здоровьесберегающая среда в ДОУ.
Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:
• оценка физического развития;
• оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья) .
Работа по физическому воспитанию детей должна опираться на показатели здоровья, уровня физической подготовленности, данные индивидуальных психолого-педагогических особенностей детей. Достаточно полные сведения для комплексной оценки физического состояния ребенка могут быть получены при учете и анализе антропометрических и физиометрических данных, показателей физической подготовленности и работоспособности. Вся работа по физическому воспитанию должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой является диагностика состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. В этих целях на каждого ребенка составляется индивидуальная карта здоровья, основанная на
• Выписке из медицинской карты ребенка, выдаваемой участковым педиатром
• Анкетированием родителей о состоянии здоровья детей и всех членов семьи
• Анализе первичных навыков по основным видам движений
В соответствии с индивидуальными картами по каждой возрастной группе составляется сводный «Журнал здоровья». Он позволяет педагогам и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии всей группы и каждого ребенка в отдельности, планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом физических возможностей ребенка.
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми предусматривается систематический медико-педагогический контроль. На основании анализа комплексных результатов наблюдений за детьми и повторной медицинской диагностики даются новые рекомендации педагогам и родителям по проведению следующего этапа физкультурно-оздоровительной работы.
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием. Рациональное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными физиологическими потребностями развивающегося организма ребенка. В нашем детском саду при организации питания соблюдаются все гигиенические требования к приготовлению, доставке и раздаче пищи. Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита. Каждый прием пищи в детском саду используется как благоприятный момент для воспитания у дошкольников культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Важным моментом в организации питания детей можно считать дежурство детей, которые помогают взрослому накрыть стол, разложить столовые приборы, брать использованную посуду. Однако, особое внимание мы уделяем на то, чтобы у детей, помогающим взрослым, не нарушался режим дня, их деятельность была посильной и не сокращала времени прогулки или дневного сна.
Основные принципы рационального питания:
• Обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма
• Соблюдение режима питания
• Выполнение установленных правил технологии приготовленных блюд, обеспечивающих максимальное сохранение пищевой ценности продуктов.
В соответствии с этими принципами при организации питания должны соблюдаться следующие требования:
-качество поставляемых продуктов
-выполнение натуральных норм
-технологии блюд
-калорийность питания
-выход и качество блюд
-соответствие температуры подаваемых блюд
-доведение норм питания до детей
-своевременность приготовления и сроки реализации готового питания
-количество пищевых отходов
-культура организации питания.
За все мероприятия, связанные с организацией питания детей, несет ответственность врач, заведующий дошкольным образовательным учреждением, воспитатель, младший воспитатель.
Физически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей, создает предпосылки для нормального протекания всех жизненно важных процессов в организме. Одна из главных условий правильного построения режима дня- обеспечение его соответствия возрастным психофизическим особенностям ребенка. Рациональный режим дня представляет собой оптимальное сочетание периодов бодрствования и сна в течении суток при реализации принципа рационального чередования разнообразных видов деятельности и активного отдыха в процессе бодрствования. Учебный план в ДОУ построен в соответствии с нормативными документами различного уровня (Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда). Для профилактики утомления детей сложные занятия сочетаются с физкультурными и музыкальными. В группах допускается проведение НОД как в первой, так и во второй половине дня. В средних, старших и подготовительных группах допускается проведение во вторую половину дня НОД образовательных областей «Физическая культура» и «Музыка».
На основе учебного плана составляется расписание НОД на учебный год с учетом здоровьесберегающего режима:
- соблюдение максимально допустимой недельной учебной нагрузки;
- соблюдение длительности занятий;
- соблюдение минимального перерыва между занятиями 10 минут;
- чередование в расписании занятий по сложности с усложнением к середине недели;
- чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня.
Некоторые занятия мы проводим с детьми старшего возраста во второй половине дня, после дневного сна. Длительность этих занятий не более 25 – 30 минут. Общественно-полезный труд детей старших и подготовительных групп проводим в форме самообслуживания.
Физкультурные занятия проводим не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий:
- в 1-ой младшей группе – по подгруппам
- в младшей группе – 15 минут
- в средней группе – 20 минут
- в старшей группе – 25 минут
- в подготовительной группе – 30 минут.
Одно из трех физкультурных занятий для детей проводится на открытом воздухе. Занятия проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
Режим дня во всех возрастных группах включает примерно одинаковые компоненты, однако в зависимости от возраста детей постепенно увеличивается длительность периода бодрствования, объем и интенсивность умственных и физических нагрузок, изменяется их содержание, форма организации, уменьшается длительность дневного сна.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда в ДОУ должна не только обеспечивать физическую активность детей, но и быть основой для их самостоятельной двигательной деятельности. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы рационально организовать среду в группе.
При проектировании предметно-развивающей среды, способствующей физическому развитию детей, следует учитывать следующие факторы:
• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
• Особенности его эмоционально-личностного развития
• Индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности
• Возрастные и поло-ролевые особенности
• Любознательность, исследовательский опыт и творческие способности
Социально-психологические особенности дошкольников предполагают стремление детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Для этого в каждой возрастной группе должны быть условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений детей (физкультурные пособия, спортивные комплексы) В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право на свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментировании. Для этого можно использовать модули, маты, кегли и т. д.
2) Физкультурно-оздоровительные технологии.
Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Компоненты:
• двигательный режим дошкольников
• оздоровительный режим дошкольников
• динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.)
• подвижные и спортивные игры
• контрастная дорожка, тренажеры
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• закаливание
• спортивные развлечения, праздники
• День здоровья
• СМИ (ситуативные малые игры – ролевая подражательная имитационная игра)
Организация двигательного режима.
Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе. К ней относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях. В детском саду также в двигательный режим введены такие виды нетрадиционных видов как оздоровительный бег на воздухе, гимнастика после дневного сна, двигательная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.
Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Физкультурные занятия проводятся разного вида: учебные, игровые, сюжетные, тренирующие. На физкультурных занятиях создаются ситуации для раскрытия ребенка, проявления его творческого потенциала.
Кроме того, модель двигательного режима должна содержать самостоятельную двигательную активность детей и физкультурно-массовые мероприятия
Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога.
Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В. А. Сухомлинский.
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом оздоровительными мереприятиями, которые проводим с детьми.
Основные цели и задачи: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у ребенка необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Азбука здоровья для дошкольников
Родительское собрание
«Азбука здоровья для дошкольников»
Цель: Познакомить родителей с содержанием здоровьесберегающих технологий и результатами деятельности педагогического коллектива.
Повестка дня:
1. Сообщение о целях и задачах родительского собрания (заведующий) .
2. Доклад в сопровождении презентации «Здоровьесберегающие технологии в работы с детьми направленные на сохранение здоровья (старший воспитатель) .
3. Доклад с сопровождением презентации «Законы правильного питания» (старшая медсестра) .
4. Сообщение с сопровождением презентации «Эмоциональное состояние ребенка направлено на сохранения здоровья ребенка» (социальный педагог) .
5. Вручение благодарственных писем родителям, чьи дети не болели в отчетном году. Принятие решения родительского собрания (заведующая).
1. Заведующий сообщает родителям о целях и задачах родительского собрания. Мне очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение пришли на собрание.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В. А. Сухомлинский)
2. Доклад в сопровождении презентации «Здоровьесберегающие технологии в работы с детьми направленные на сохранение здоровья Старший воспитатель.
Здоровьесберегающие технологии сегодня становятся главными. Система по здоровьесбережению позволяет качественно решать задачи развития физически здоровой активной творческой личности.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Я расскажу, вам какую работу мы проводим в детском саду по оздоровлению детей.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку «Айболит», в которой дети расскажут «Кто здоровый человек».
3. Сейчас слово предоставляется старшей медицинской сестре. Она расскажет Вам о питании детей. Доклад в сопровождении презентации: «Законы правильного питания».
Правильным следует считать только то питание, которое обеспечивает организм – всеми необходимыми элементами и веществами для полноценной жизнедеятельности.
4. Презентация социального педагога «Эмоциональное состояние ребенка направлено на сохранения здоровья ребенка». Она рассказа, что в группах организованы эмоциональные уголки, уголки уединения. О работе детского сада по защите прав детей.
5. Вручение благодарственных писем. (заведующий)
6. Принятие решения родительского собрания.
Организовать день открытых дверей «Организация здоровьесберегающей среды». (срок – постоянно, отв. – заведующий)
Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни (срок постоянно, отв. – педагоги, родители) .
Постоянно информировать родителей о работе проводимой детским садом по применению здоровьесберегающих технологий. (раз в квартал, отв. – воспитатель)
Неделя здоровья для педагогов и дошкольников в детском саду.
Предлагаю план недели здоровья в детском саду.
Понедельник - «Гимнастика маленьких волшебников». Дыхательные упражнения.
Цель: способствовать расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Развивать у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу. Формировать навыки правильного дыхания.
Вторник - "Путешествие на полянку веселого настроения"
Цель: тренировка радостных эмоций; развитие умения понимать свое внутреннее состояние путем ассоциации с цветом; расширение представлений детей о поступках, которые приносят радость; развитие внимания к своим мышечным и эмоциональным ощущениям.
Среда - Спортивно-психологическая разминка для взрослых «Как здорово здоровым быть! ».
Цель: гармонизация личности педагогов на основе развития его эмоционально-волевой сферы в процессе игровой деятельности.
Замечательные советы для взрослых «Искусство быть собой»
Четверг - Азбука здоровья для дошколят "Как быть здоровыми. Витаминные домики"
Пятница - спортивное шоу «Будем здоровы».
Цель: формирование двигательной активности детей; укрепление физического здоровья дошкольников; воспитание коллективизма и доброты.
Конкурс рисунков «Мы любим спорт».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Комментарии
проект " Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в
спасибо