Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
методическая разработка по физкультуре по теме
Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме - сохранение здоровья детей дошкольного возраста. В настоящее время состоянию заболеваемости и здоровью детей уделяется больше внимания и времени. Занимаясь физкультурой, ребёнок знакомится и познаёт окружающий мир, формируются его двигательные умения и навыки, идёт благотворное влияние на состояние его здоровья: физического, психического, нравственного через положительные эмоции, движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_fizkulturno-ozdorovitelnoy_raboty_v_usloviyah_dou.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Копытова Ольга Александровна,
воспитатель,
инструктор по физическому воспитанию,
руководитель ГМО,
высшая квалификационная категория
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детский сад №27 компенсирующего вида
Московская область, г. Железнодорожный
(из опыта работы)
Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Наблюдаемая нами высокая заболеваемость детей, имеющая тенденцию к увеличению, а также использование педагогами занятий, связанных с длительным нахождением ребенка в статичном положении, привели нас к поискам новых форм и методов оздоровительной работы в ДОУ.
Одним из таких моментов стало внедрение в образовательный процесс книги Е.Н. Вареник «Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет». Она представляет интегрированную систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на исправление и оздоровление детей дошкольного возраста. Авторская программа, апробированная в течение нескольких лет, дает возможность для творческого подхода к выбору содержанию и методов работы, позволяет учитывать возраст и индивидуальные особенности детей. Материалы сборника универсальны: упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях в ДОУ, так и во время гимнастики дома.
Как известно, данная программа предусматривает индивидуальные темпы развития детей, активный двигательный режим ребенка-дошкольника на протяжении целого дня его пребывания в детском саду, а также ежедневное включение каждого воспитанника в опытно-экспериментальную и практико-познавательную деятельность.
Благодаря внедрению данной программы, мы смогли выстроить работу по здровьесбережению не только в группах, реализующих данную программу, но и в группах, работающих по программе М.А.Васильевой,
Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».
В настоящее время в основе оздоровительно-воспитательной работы всего коллектива лежит междисциплинарное научно-практическое направление – педагогика оздоровления.
Цель педагогики оздоровления – создать здоровьесберегающую среду в ДОУ, обеспечивающую каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни.
Используя рекомендации ведущих ученых, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы и включать в себя зоны ближайшего развития. В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурный залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение.
В группах созданы условия для организации двигательной деятельности детей, как организованной, так и самостоятельной, а также отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей.
Физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, изготовленным и оформленным руками родителей (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, «конфетки» и т.д.) пользуются большим спросом у наших воспитанников, т.к. они могут в самостоятельной деятельности использовать данные тренажеры, при их помощи организовывать игры различной подвижности.
Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно с музыкальным руководителем и педагогом дополнительного образования по физической культуре были подобраны и разработаны комплексы дыхательной гимнастики, динамических пауз, релаксации, танцтерапии.
Введенные в воспитательно - образовательный процесс пальчиковые игры, «Минутки шалости» и «Минутки тишины» стали достоянием всего коллектива. Теперь в каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчикового игротренинга, танцтерапии, динамических пауз, а также психогимнастики, релаксации.
Изучение программы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развиващая педагогика оздоровления» помогло нам внедрить в работу такие формы оздоровления детей, как психогимнастику, самомассаж, мимическую гимнастику, что значительно обогатило режимные моменты, а использование нетрадиционных форм и методов оздоровления явилось средством обогащения развития личности каждого нашего воспитанника.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе.
Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющую фундамент для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям:
Профилактическое:
1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (под контролем медицинского работника, педагога-психолога и воспитателя);
2. Выполнение сангигиенического режима (создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду);
3. Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомассаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, закаливание носоглотки, введение аромотерапии и т.д.).
Организационное:
1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности методами диагностики;
3. Применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной работе с дошкольниками (офтальмотренаж, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, психогимнастика, пальчиковый игротренинг и т.д.);
4. Организацию двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника
5. Обеспечение психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает в себя:
- Общеразвивающие упражнения лежа и сидя на кровати;
- Элементы оздоровительного самомассажа;
- Закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителем);
- В период летней оздоровительной компании дети принимают, солнечные, воздушные ванны, купание детей в бассейне;
- Танцевальная ритмическая гимнастика, включающая в себя несколько танцев различного ритмического рисунка и темпа;
- Питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средством.
Данная гимнастика помогает ребенку постепенно проснуться и включится в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволило вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз что-то новое (текст, музыку и т.д.), мы способствуем не только повышению заинтересованности детей, но и развитию у них познавательных способностей.
В ДОУ активно внедряются инновационные образовательные программы, современные технологии.
Основной деятельностью коллектива исследователей и педагогов было внедрение новой методики формирования двигательных умений и навыков детей с младшего дошкольного возраста в процессе организованных и целенаправленных занятий оздоровительной гимнастикой. На основе полученных результатов была разработана программа дополнительного образования детей дошкольного возраста 3-7 лет по физическому воспитанию по оздоровительной гимнастике, которая реализуется по настоящее время. В детском саду создана все необходимые условия, хорошая материальная база, включающая в себя спортивное оборудование и оснащение. Оборудованная по современной методике спортивная площадка, где ежегодно проводятся занятия, развлечения, досуги, с привлечением родителей.
Физическое развитие ребенка тесно связано с его познавательно-речевым и художественно-эстетическим развитием. Использование не только на занятиях, но и вне организованной деятельности различных форм оздоровления детей, развивает у них все психические процессы. Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления, способствует развитию у детей координационных способностей и подготовки руки к письму, а использование элементов психогимнастики и офтальмотренажа помогает снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности, развитию у них творческих способностей.
Эффективность любой деятельности определяется, прежде всего, ее результатом. Углубленная, последовательная работа по данной проблеме дала положительные итоги. Нами была отмечена динамика снижения уровня заболеваемости детей с 1,1 до 0,6 случаев на одного ребенка за счет систематических занятий на свежем воздухе, введения разнообразных форм оздоровления детей. Уменьшилось число болеющих детей в 2,5 раза, при этом средняя длительность одного заболевания сократилась с 14,2 дней до 7,1 дней.
Хочется отметить неплохие показатели в работе с детьми: хорошая посещаемость, активность детей, их интерес, желание присутствовать и работать в полную силу на занятиях, как по физической культуре, так и оздоровительной гимнастики. Наблюдая за детьми, можно отметить, что занятия им нравятся, они с желанием и старательно выполняют все задания преподавателя. С каждым новым занятием посещаемость значительно увеличивается, и это нас всех преподавателей детского сада очень радует. Значит можно сказать, что такие занятия приносят нашим воспитанникам радость и неоценимую пользу. Так же проводятся постоянно вечера встреч и откровений с родителями, которые в последствии становятся нашими постоянными коллегами, соратниками и друзьями по работе. Вместе проводятся соревнования: «Веселые старты», «День здоровья »,
«Мы – ловкие и сильные»; фото конкурсы: «Всей семьей на старт», «Самая спортивная семья» и т.д.
Нами было отмечено, что благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой деятельностью у детей происходит гармонизация отношений между собой. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. Мы отметили снижение уровня тревожности, и, наоборот, повышение уровня коммуникативных навыков, овладения речью как средством общения. Кроме этого, произошла активизация двигательной активности, что позволило не только укрепить, но и сохранить здоровье дошкольников.
Благодаря проведению работы по данному направлению, у многих воспитанников детского сада появляется интерес и любовь к занятиям оздоровительной гимнастикой, физкультурой. После выпуска в школу они продолжают заниматься в спортивных секциях и кружках (ДЮСШ). В дальнейшем многие даже становятся победителями и призерами соревнований по гимнастике, Алена С.; Денис Ф. – борьбе; Алеша З. и Настя У. – в современных танцах и т.д.
Таким образом, можно сказать:
что организация здоровьесберегающей среды, а также введение модели оздоровления детей, помогли нам максимально снизить статический компонент в режиме дня наших воспитанников, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.
Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных нами мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако, и сегодня, мы находимся в творческом поиске новых путей развития данного направления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в разновозрастной группе – предметно-развивающая среда».
«Создание условий для физкультурно-оздоровительнойработы в разновозрастной группе – предметно-развивающая среда»....
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
Система физкультурно-оздоровительной (здоровьесберегающей) работы
В современном обществе, где увеличиваются факторы негативного воздействия на физическое и психическое здоровье людей, большое внимание необходимо уделять сохранению здоровья детей. Поэтому использован...
Создание условий для выполнения коллективных работ по изобразительной деятельности.
Работа в паре будет представлена в ходе непосредственной образовательной деятельности, тема которой «Веселый клоун». Цель: учить детей, вдвоем рисующих общую картину, изображать на обоих р...
Физкультурно-оздоровительная технология Работа над артикуляционным аппаратом.
Применение упражнении «Веселый язычок »на развитие мышц языка, губ,челюсти (формируется верхний подъём языка), укрепления круговой мышцы рта и активизаций верхней губы, в ...
Модель ежедневной физкультурно-оздоровительной системы работы , реализуемая во второй младшей группе
В данной презентации отражена реализация модели ежедневной физкультурной-оздоровительной системы. Именно с младшадшего дошкольного возраста необходимо обеспечить формирование устойчивого интереса к за...