Пальчиковая гимнастика
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме
Гимнастика разработана по всем возрастам для детских садов присмотра и оздоровления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
Значение ………………………………………………………………………..……2
Рекомендации ………………………………………………………………….…....3
Пальчиковая гимнастика
2-ая младшая группа ………………………………………………………..…….4-7
Средняя группа …………………………………………………………………..8-12
Старшая группа …………………………………………………………..……..13-17
Подготовительная к школе группа ………………………………..…………..18-22
Литература ………………………………………………………………………….23
Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.
Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.
При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
2-ая младшая группа
Сентябрь |
Октябрь |
1 – 2 неделя. №3.
| 3 – 4 неделя. №4.
|
Ноябрь |
1 – 2 неделя. №5.
| 3 – 4 неделя. №6.
|
Декабрь |
1 – 2 неделя. №7.
| 3 – 4 неделя. №8. Семья Этот пальчик – бабушка, Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки. Этот пальчик – дедушка, Дотронуться до указательного пальца. Этот пальчик – мамочка, Дотронуться до среднего пальца. Этот пальчик – папочка, Дотронуться до безымянного пальца. А этот пальчик – я. Дотронуться до мизинца. А это вся моя семья! Выполнить движение «фонарик». |
Январь |
1 – 2 неделя. №9.
| 3– 4 неделя. №10.
|
Февраль |
1 – 2 неделя. №11.
| 3 – 4 неделя. №12.
|
Март |
1 – 2 неделя. №13. «Помощники»
| 3 – 4 неделя. №14.
|
Апрель |
1 – 2 неделя. №15. Засолка капусты Мы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз. Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Имитировать посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Сжимать и разжимать пальцы. | 3 – 4 неделя. №16. Кот Мурлыка Вот кот Мурлыка ходит, Лёгкими, свободными кистями рук выполнять движение Он всё за мышкой бродит. «кошечка». Мышка, мышка, берегись, Погрозить пальчиком левой руки, затем правой. Смотри коту не попадись. «А-а-а-ам!» Сделать резкое движение пальцами обеих рук («кошечка») и сжать пальцы в кулаки.
|
Май |
1 – 2 неделя. №17 Шла кукушка. (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.) Шла кукушка мимо рынка, (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.) У неё была корзинка, (Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.) А корзинка на пол - бух! (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту.) Полетело десять (девять, восемь) мух! | 3 – 4 неделя. №18. У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ
|
Средняя группа
Сентябрь |
1-2 неделя № 1
| 3 – 4 неделя. №2.
|
Октябрь |
1 – 2 неделя. №3.
| 3 – 4 неделя. №4.
|
Ноябрь |
1 – 2 неделя. №5.
| 3 – 4 неделя. №6. Мамин праздник
|
Декабрь |
1 – 2 неделя. №7. Снегири
| 3 – 4 неделя. №8. Снеговик
|
Январь |
1 – 2 неделя. №9. «Раз, два, три, четыре, пять» Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы. Вышли пальчики гулять. Выполнять движение «фонарики». Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальцы. В домик спрятались опять. Сжать руки в кулаки. | 3– 4 неделя. №10. СНЕЖОК
|
Февраль |
1 – 2 неделя. №11. Пограничник Тропинки лесные, Пахучие травы (движения руки вперёд, вдох носиком). За темным оврагом Простор полевой, (Правая рука надо лбом, смотрим вдаль). Идёт пограничник в дозор от заставы, В любую погоду – И ночью и днём
| 3 – 4 неделя. №12. МАСЛЕНИЦА Положи блинок в ладошку Угости мурлыку-кошку, Угости щенка Трезорку, Потом мальчика Егорку, Дай блиночек мамочке, Дай блиночек папочке. Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. |
Март |
1 – 2 неделя. №13. Наши мамы Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. Журналист и инженер, Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель - Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек». Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. | 3 – 4 неделя. №14. Наша бабушка Наша бабушка идёт Хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками. И корзиночку несёт. Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки. Села тихо в уголочек, Положить руки на колени. Вяжет деточкам чулочек. Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах. Вдруг котята прибежали Мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка». И клубочки подобрали. Где же, где ж мои клубочки, Развести руки в стороны. Как же мне вязать чулочки. Выполнять движение «вязание на спицах».
|
Апрель |
1 – 2 неделя. №15.
| 3 – 4 неделя. №16. ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ Пилот Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты (ладонь у лба – смотрим вниз) Еще никто, никто на свете такой не видел красоты! (разводим руки в стороны) Ах, какая красота там внизу ему видна! (ладони рук у щек «удивляемся») |
Май |
1 – 2 неделя. №17 Цветок Вырос высокий цветок на поляне, Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить. Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук. Всем лепесткам красоту и питанье Ритмично двигать пальцами вместе-врозь. Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести. | 3 – 4 неделя. №18.
|
Старшая группа
Сентябрь |
1-2 неделя № 1
| 3 – 4 неделя. №2. По грибы. Раз, два, три, четыре, пять, Мы идём грибы искать! Этот пальчик в лес пошёл, Этот пальчик гриб нашёл. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и потолстел. (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) |
Октябрь |
1 – 2 неделя. №3.
| 3 – 4 неделя. №4.
|
Ноябрь |
1 – 2 неделя. №5. «ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ» Раз, два, три, (Загибают пальчики, начиная с большого.) четыре, пять, Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.) Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.) | 3 – 4 неделя. №6. Дружба Дружа в нашей группе Девочки и мальчики. Соединять пальцы в "замок". С вами мы подружим Маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук. Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев. Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями. |
Декабрь |
1 – 2 неделя. №7. Мы платочки постираем Мы платочки постираем Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку. Крепко, крепко их потрём, А потом повыжимаем, Выполнять движение «выжимаем бельё». Мы платочки отожмём. А теперь мы все платочки Пальцы свободные, выполнять лёгкие движения кистями вверх-вниз Так встряхнём, так встряхнём. А теперь платки погладим, Выполнять движение «гладим бельё» кулачком одной руки по ладони другой. Мы погладим утюгом. А теперь платочки сложим Хлопки одной ладошкой по другой. И все дружно в шкаф положим. Положить руки на колени. | 3 – 4 неделя. №8. Подарки
|
Январь |
1 – 2 неделя. №9. КОРМУШКА
| 3– 4 неделя. №10. Зимняя прогулка. (Загибаем пальчики по одному) Раз, два, три, четыре, пять ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками) Мы во двор пришли гулять. ("Лепим" комочек двумя ладонями) Бабу снежную лепили, (Крошащие движения всеми пальцами) Птичек крошками кормили, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки) С горки мы потом катались, (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) А ещё в снегу валялись. (Отряхиваем ладошки) Все в снегу домой пришли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Съели суп и спать легли. |
Февраль |
1 – 2 неделя. №11.
| 3 – 4 неделя. №12. Неделька
|
Март |
1 – 2 неделя. №13. Веснянка. (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) Солнышко, солнышко (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками) Золотое донышко! (2 раза прыжки на двух ногах) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! (Бег на месте) Побежал в саду ручей, (Взмахи руками, как крыльями) Прилетело сто грачей, (медленно приседаем) И сугробы тают, тают, (Ладошки разводим в стороны в форме цветка) И цветочки вырастают! | 3 – 4 неделя. №14.
|
Апрель |
1 – 2 неделя. №15.
| 3 – 4 неделя. №16.
|
Май |
1 – 2 неделя. №17 Кого встретили в лесу? Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук. Там живет лиса. Рукой показать хвост за спиной. Там живет олень. Пальцы рук разведены в стороны. Там живет барсук. Кулачки прижать к подбородку. Там живет медведь. Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя. | 3 – 4 неделя. №18. Пчела. (Помахать руками.) Прилетела к нам вчера Полосатая пчела (На каждое название насекомого загибать один пальчик.) А за нею шмель-шмелёк И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. (Помахать ладошками и уронить ладони на стол.) Пожужжали, полетали, От усталости упали. |
Подготовительная к школе группа
Тема | Название пальчиковой гимнастики | Период |
Хочу всё знать | Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы) Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы) Ручка есть, чтобы писать И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш. | Сентябрь 1-2 неделя |
Скоро в школу | Карандаш Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш») Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу) Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы) Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу) | 3-4 неделя |
Мой дом, мой город, моя республика | Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу) Люблю смотреть, Люблю считать (на каждое название достопримечательности Космонавтов - раз, Ленина - два, загибают по одному пальчики) Улица Победы – три. А четыре - я живу в квартире. Пять – гуляю в парке я опять. Шесть – на Белую схожу И на волны погляжу. Семь – Дворец культуры, Красив и огромен И стоит на площади он. Восемь – ёлка в Новый год. Девять – повстречался мне Памятник большой войне. Я тихонько постою и цветочки положу! Десять – наш кинотеатр Октябрь. В магазине хлеб куплю. Очень город я люблю! | Октябрь 1-2 неделя |
Осенины | Осень Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки) Будем листья собирать. Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки Листья рябины, по одному пальцу) Листья осины, Листики дуба мы соберем. Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки) | 3-4 неделя |
День народного единства | Дружные ребята Дружат в нашей группе дотрагиваются до пальцев другой) большим, указательный с указательным и т.д.) | Ноябрь 1-2 неделя |
День матери, день отца | Дружная семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вместе – дружная семья! | 3-4 неделя |
День приветствий | Здравствуй! Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев) Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой) | Декабрь 1-2 неделя |
Новый год | Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи) Что за чудеса случились Этой ночью новогодней. Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад: В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза) А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши) Пушистая, в иголочках. | 3-4 неделя |
Праздник чая | Чайник Привет, я – чайник (показываем руками толщину) Большой и толстый Вот моя ручка, (руку вбок) А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону) Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке) Я буду свистеть (изображаем свист) С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка) Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик) | Январь 1-2 неделя |
Зима | Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого) Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе ) И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем) Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок») Три – уроним (роняют воображаемый снежок) И… ломаем. (топают). | 3-4 неделя |
День защитника Отечества | Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши) Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу) Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы) | Февраль 1-2 неделя |
Народная культура и традиции | За работу. Ну-ка, братцы, за работу, (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца) Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А тебе посуду мыть. А потом всем песни петь, Песни петь да плясать, Наших деток забавлять | 3-4 неделя |
Международный женский день 8 марта | Моя семья Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе Дома дружная семья: и в соответствии с текстом Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы: Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, Это – бабушка моя, средний и большой) Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. | Март 1-2 неделя |
Весна | Весёлые льдинки Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы) Над самым оконцем Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу) Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко») Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы) По сосульками слезинки… И тают сосульки – (стучат пальцами по столу) Весёлые льдинки. | 3-4 неделя |
День птиц |
| Апрель 1-2 неделя |
День Космонавтики |
| 3-4 неделя |
День Победы | Капитан Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв. Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами, Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде) | Май 1-2 неделя |
Лето | Я рисую лето Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу) Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце») Солнце, На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы) На лугах покосы, Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака») И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей») | 3-4 неделя |
Список литературы
1. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
2. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.
3. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Праздник каждый день. Конспекты занятий. Младшая группа. Средняя группа.
4. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 200
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.
1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.
Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Комплекс пальчиковой гимнастики для малышей. Пальчиковая гимнастика
Учимся играя. Пособия для умных родителей....
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...
Комментарии
Пальчиковая гимнастика
спасибо
Пальчиковая гимнастика
Спасибо! Ваш материал очень пригодится в работе всем воспитателям!