Фитбол - гимнастика для дошкольников
методическая разработка по физкультуре по теме
Методические рекомендации по проведению фитбол - гимнастики с дошкольниками. Опыт работы по обучению детей младшего дошкольного возраста упражнениям на фитболе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol-gim_yar.12.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фитбол – гимнастика для дошкольников
Двигательная активность мощный биологический стимулятор жизненных функций растущего организма. Составляя одну из основных физиологических особенностей ребенка, она является условием его нормального формирования и развития. В работе с детьми, должны применяются такие методы и приемы, в которых учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами.
Фитбол – гимнастика является новой формой работы по физическому воспитанию. В переводе с английского языка, фитбол означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях.
Уникальное сочетание ритмических движений на фитболах с музыкой, речевыми, пальчиковыми, подвижными играми, дыхательными и оздоровительными упражнениями развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Вибрация, вызываемая в положении сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с верховой ездой. В специальной медицинской литературе верховая езда описывается как один из методов лечения остеохондроза, сколиоза, заболеваний желудочно-кишечного тракта, ишемической болезни сердца, ожирения, неврастении. Объединяет верховую езду и фитбол-гимнастику физиологический механизм сохранения равновесия, который заключается в необходимости постоянного совмещения центров тяжести подвижной опоры с центром тяжести человека.
Мягкие природные спектры вибрации, реализуемые на занятиях фитбол-гимнастикой, аккумулируют в себе практически все известные положительные лечебные и оздоравливающие эффекты низкочастотных механических колебаний, проявляющихся на уровне всего организма и отдельных его систем.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол - гимнастики как предмет, снаряд или опора. Овладение упражнениями фитбол – гимнастики позволяет укрепить здоровье и физическую подготовленность детей.
Музыкально – ритмические движения на фитболах с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, можно осваивать как индивидуально, так и подгруппой. Они просты и безопасны при правильной организации и проведении. Время проведения одного занятия 15-20 минут.
Таким образом, музыкально – ритмические движения с использованием фитболов, являются на данный момент инновационным направлением физического воспитания и оздоровления детей, сочетая в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
Методические рекомендации для проведения занятий
фитбол-гимнастикой
На занятиях с детьми дошкольного возраста педагогу необходимо:
Избегать методических шаблонов, разнообразить содержание и методику проведения занятий. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Одним из эффективных средств, для создания положительного настроения является музыкальное сопровождение. Кроме того, необходимо обращать внимание на эстетику выполнения упражнений, демонстрируя для примера детей, правильно выполняющих упражнения.
Ставить и решать конкретные цели и задачи, имеющие общее и специфическое воздействие на организм ребенка.
Соблюдать структуру каждого занятия, методически правильно организуя начальную, основную и заключительную части.
В подготовительной части занятия (10-15% продолжительности всего занятия) надо создать положительный эмоциональный фон, психологическую установку, функционально подготовить организм к предстоящей нагрузке, способствовать формированию правильной осанки и правильной установке стоп. В основной части (70-80% времени) решаются задачи развития двигательных навыков и умений, формирования физических качеств, коррекции имеющихся деформаций опорно-двигательного аппарата, воспитания воли, решительности, дисциплинированности, активности. В заключительной части занятия (10-15% времени) необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма, подготовиться к переключению на последующую деятельность.
Рационально регулировать нагрузку. Дозировка объема и интенсивности физических упражнений достигается определенным числом повторений, темпом выполнения, изменением площади опоры, использованием длинных и коротких рычагов, сменой исходных положений и способов выполнения упражнений, рациональным чередованием времени нагрузки и отдыха, применением различных предметов и снарядов, использованием музыки, слова, средств наглядного воздействия на детей.
Правильно и своевременно использовать страховку и помощь для профилактики травматизма, что достигается соблюдением принципов обучения и воспитания (сознательности, активности занимающихся, систематичности, доступности занятий, прочности овладения необходимыми умениями и навыками). Профилактика травматизма заключается также в тщательной дозировке физических упражнений, дисциплине занимающихся, обеспечении санитарно-гигиенических условий. Кроме того, необходима предварительная проверка инвентаря, безопасное размещение детей при выполнений упражнений.
Использовать упругие свойства фитбола в качестве сопротивления для развития силы; масса фитбола позволяет применять его для отягощения. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и на расслабление.
С целью формирования коммуникативных умений у детей упражнения могут выполняться в парных ОРУ, подвижных играх, командных соревнованиях.
С детьми дошкольного возраста использовать упражнения для самопознания, уточнения представлений детей о строении своего тела (называть части тела и их движения, проводить игры «Запрещенное движение», «Коснись названной части тела» и др.).
Проследить, чтобы на детях была удобная одежда, не мешающая движениям, и нескользящая обувь.
Обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать оптимальные условия для развития его организма. Ни один метод обучения, воспитания и лечебной коррекции не даст положительных результатов, если он применяется без индивидуального подхода.
Фитбол-гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:
Знакомит детей с разными видами фитболов.
Учит правильно сидеть на фитболах.
Учит покачиваться и подпрыгивать на фитболах.
Учит выполнять упражнения из различных И.п.: сидя на фитболе; лежа на фитболе на спине; лежа на фитболе на груди; лежа на спине на полу, ноги на фитболе и т.д.
Учит выполнять упражнения, укрепляющие мышцы, формирующие и поддерживающие правильную осанку.
Формирует и закрепляет навык правильной осанки.
Тренирует способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику, проприоцептивную чувствительность.
Учит выполнять упражнения в паре со сверстниками, танцевальные упражнения с использованием фитболов.
Поддерживает интерес к упражнениям и играм с фитболами, учит детей оценивать свои движения и ошибки других.
Побуждает детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности, формирует привычку к здоровому образу жизни.
Для решения этих задач инструктор ЛФК или педагог, проводящий занятия фитбол-гимнастикой, должен выполнять следующие рекомендации.
Залогом успеха оздоровительных программ с использованием гимнастических мячей является безопасность и эффективность.
Размер подходящего мяча определяется пропорциями тела занимающегося. Для обеспечения максимальной стабильности и правильной осанки, в положении сидя на мяче тазобедренные и коленные суставы ребенка, должны быть согнуты под прямым или чуть большим углом, ступни должны располагаться на ширине плеч, и смотреть вперед. При сидении на мяче основные амортизационные функции выполняет мяч, то есть вся нескомпенсированная им вертикальная нагрузка воздействует на позвоночник. При правильном положении тела это не является опасным. Но поскольку поверхность мяча представляет собой подвижную сферу, на которой необходимо удерживать равновесие, осанка занимающихся (особенно в начинающих группах) может быть неправильной. При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой детей! Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или поворотом позвоночника. Для каждого ребенка следует организовать место для занятий, поскольку для ребенка естественным является желание придвинуться к партнеру или группе. Наилучшим образом для организации пространства подходят резиновые коврики, паласные квадраты, или любой другой вариант зрительного ограничения пространства, позволяющий оставаться в его пределах во время занятия на гимнастических мячах.
Для занятий с профилактической и лечебной целью, а также для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть менее упругим.
Независимо от возраста и физического состояния детей необходимо поэтапное освоение упражнений с мячом.
Вводные упражнения с использованием мячей создают новую эмоциональную окраску двигательной деятельности, что облегчает задачу научить детей новым движениям. За несколько занятий (по 15 минут) можно предложить детям большое число разнообразных упражнений. Затем усложняя их в течение года, можно интегрировать упражнения с фитболами в отработку комбинированных навыков.
Рекомендуется следующий порядок разучивания упражнений начального уровня:
Обучение правильному положению сидя на мяче
Обучение сохранению осанки при движение бедер
Обучение поддержанию равновесия при движении рук
Обучение базовому качанию
Обучение контрольной остановке
Упражнения с покачиванием чередуются с упражнениями на баланс, поскольку сидеть на мяче неподвижно для детей практически невозможно. Главное научить детей делать контрольную остановку сразу после обучения базовому качанию.
Освоение музыкально – ритмических движений на фитболе детьми младшего и среднего дошкольного возраста
(из опыта работы).
Начальный этап обучения детей музыкально- ритмическим движениям на фитболах я разделила на три последовательных раздела.
Обучение правильной посадке с помощью движений имитирующих движения и повадки животных и птиц, а также неодушевленных предметов. Чтобы научить малышей правильно и безопасно сидеть и подпрыгивать на мяче мы использовали игровые приемы. Например: расставив мячи по залу в малые плоские обручи, я говорю ребятам, что они сегодня не мальчики и девочки, а они сегодня белочки. Предлагая детям погулять по лесу вокруг мячей. Вот устали белочки и сели все по веточкам (мячи). Поясняю, как правильно сидеть на мяче (веточке), чтобы не упасть, держать руки по бокам мяча, придерживаясь ладонями. Посидели, отдохнули, поиграли, поскакали (подскоки на мяче). После того как дети научаться сохранять равновесие и правильную посадку на мяче, дополняли посадку на мяче движениями рук, ног, корпуса усложняя движения с имитацией.
«Белочка» В: сидя на мяче, руки по бокам, легкие подскоки.
«Зайка» В: сидя на мяче, руки перед собой (лапки), подскоки.
«Мишка» В: сидя на мяче, наклоны в стороны, руки на мяче.
«Лошадка» В: сидя на мяче, держа руки перед собой (поводья).
«Петушок» В: сидя на мяче, выполнять махи руками.
В процессе обучения мы обыграли с детьми практически всех домашних и диких животных, знакомых детям в этом возрасте, многие неодушевленные предметы и игрушки, соединяя имитационные движения на мячах с речевыми и пальчиковыми играми.
Для обучения мы привлекли детей старшего возраста, что способствовало более эмоциональному настрою и поведению детей.
Разучивание музыкально- ритмических движений без использования фитбола (движения разучивались в исходных положениях сидя на табурете или стоя). Фитболы использовались в вводной части занятия или в заключительной, в подвижных, речевых, пальчиковых играх или игровых упражнениях с бегом и ходьбой.
Музыкально – ритмические движения на фитболах, показывали подготовленные дети старшего дошкольного возраста. Руководитель физического воспитания и воспитатель при необходимости осуществляли страховку и тактильную помощь, что повысило безопасность и качество, сократило время обучения.
За основу я взяла музыкально – ритмические движения 1 уровня сложности из программы А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», адаптировав и изменив их в соответствии с поставленными задачами.
Обучение проходило по принципу от простого к более сложному. Элементы начального этапа обучения представлены в презентации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Фитбол-гимнастика для дошкольников
Охрана и укрепление здоровья ребенка-дошкольника, совершенствование функций организма и полноценное его физическое развитие являются неотъемлимой частью педагогической работы в ДОУ. В связи с этим одн...
Кружковая работа по программе «Оздоровительная фитбол-гимнастика для дошкольников»
Целью программы является содействовать всестороннему гармоничному развитию личности ребенка через укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.Программа характеризуется большим разноо...
Фитбол – гимнастика для дошкольников.
Фитбол – гимнастика для дошкольников. В дошкольном возрасте осанка особенно легко поддается различным воздействиям внешней среды. Фитбол-гимнастика поможет вашему ребенку справиться с этими возде...
Педагогический проект "Веселая фитбол-гимнастика для дошкольников"
В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. У б...
фитбол-гимнастика для дошкольников
папка-копилка для воспитателей...
Фитбол - гимнастика для дошкольников
Что и для чего фитбол - гимнастика...
Фитбол – гимнастика для дошкольников.
Буклет для родителей....
Комментарии
Фитбол - гимнастика для дошкольников
Интеграция на занятиях это
Интеграция на занятиях это сейчас очень актуально.Спасибо за рекомендации.