Реализация программы «Здоровье дошкольника» в образовательном учреждении
статья по физкультуре (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Загребина Елена Васильевна,
старший воспитатель
МДОУ д/с общеразвивающего вида № 19 «Сказка»
г. Омутнинска Кировской области
Реализация программы «Здоровье дошкольника»
в образовательном учреждении.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов: наследственность, экология, социальные заболевания.
Дошкольный возраст – очень важный период для раннего приобщения ребёнка к заботам о своём здоровье, для оздоровления детского организма, поэтому проблема сохранения здоровья и воспитания здорового образа жизни является для нашего ДОУ актуальной, так как ослабленное здоровье детей существенно влияет на развитие ребёнка: умственное, физическое, социально-личностное.
Коллектив пришёл к необходимости создания и реализации оздоровительной работы с детьми, начиная с раннего возраста.
В связи с этим в 2004 году творческой группой была разработана и реализуется программа «Здоровье дошкольника», по которой работают: инструктор по физической культуре, старшая медсестра, педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели, дети, родители.
Инновационными идеями программы являются:
- Комплексный подход в организации образовательного процесса;
- Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- Интеграция медицинских, педагогических, экологических подходов к вопросу оздоровления детей.
Цель данной программы: сохранить и укрепить здоровье детей, формировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.
Выполнение данной программы обеспечивает решение следующих задач:
- Разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий
- Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Создание условий для самореализации ребёнка в образовательном процессе
В связи с этим основными направлениями работы стали:
- здоровьесберегающая образовательная среда и оздоровительно-профилактические мероприятия.
Реализация программы предполагает несколько разделов.
1 раздел – мониторинг профессионального и творческого уровня педагогов к усвоению программы.
В этом разделе основная функция – информационно – аналитическая.
2 раздел – создание условий для оздоровительно-развивающей среды.
Основная функция этого раздела - организационная. Она включает:
- обновление оборудования физкультурного зала, физкультурной площадки;
- создание дидактического и методического обеспечения: разработка перспективных планов, конспектов походов в природу, интегрированных занятий и др.;
- создание уголков здоровья, фитобара, автогородка;
- организация работы группы здоровья «Следок» по профилактике плоскостопия детей;
- создание Совета здоровья и разработка Положения о его деятельности.
3 раздел – реализация практических мероприятий.
Основная функция этого раздела – практическая. Включает в себя три направления деятельности:
1 направление - повышение уровня профессиональных умений педагогов:
- накопление собственного опыта по новым формам организации педагогической деятельности в оздоровительном направлении;
- работа по внедрению новых форм физкультурно-оздоровительного направления через методические дни, творческие посиделки, диспуты.
- направление – психолого-медико-педагогическая деятельность с детьми:
- диагностика развития детей, начиная с раннего возраста;
- организация общего режима в ДОУ и двигательного режима;
- система закаливания для каждой возрастной группы: игровой массаж, обширное умывание, обтирание тела махровой рукавичкой, босохождение, игры с водой, проведение сезонной профилактики простудных заболеваний: растирание подошв, бег трусцой с чередованием дыхательных упражнений;
- лечебно-профилактическая работа с помощью природных средств: фиточай, витаминные напитки, полоскание горла отварами трав, приём фитонцидов и др.;
- валеологическое воспитание детей: занятия по теме «Я и мой организм»;
- пешие походы, туристические прогулки, дни здоровья, сезонные эколого-оздоровительные недели, каникулы;
- самостоятельная двигательная деятельность: различные игры с использованием физкультурного оборудования, дыхательная гимнастика, физкультминутки;
- ароматерапия;
- организация работы с детьми в адаптационный период (оздоровительные и коррекционные мероприятия с детьми со сложной адаптацией);
- использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Особое внимание уделяется организации и проведению летней оздоровительной работы: безопасности площадок, достаточному пребыванию воспитанников на свежем воздухе, экскурсиям и прогулкам в природу и другой разнообразной деятельности, насыщенной положительными эмоциональными переживаниями. Инструктором по физической культуре совместно с педагогом-психологом проводятся интегрированные оздоровительные занятия «Познание своего Я через движение» с целью подготовки детей к школе и сохранения психологического здоровья детей средствами и методами физической активности.
- направление - педагогическая деятельность с родителями
Активными соучастниками педагогического процесса являются наши родители. С раннего возраста проводятся практикумы по обучению приёмам и методам оздоровления детей: массаж, дыхательная гимнастика, обучение нетрадиционным методам оздоровления, совместные праздники, досуги, круглые столы, походы, родительский всеобуч и другие мероприятия.
- раздел – мониторинг оздоровительной работы в ДОУ.
Основная функция - контрольно – оценочная, которая включает мониторинг оздоровительной работы и комплексную оценку здоровья.
Два раза в год в ДОУ проводится психолого-педагогического консилиум, на котором подводятся итоги работы коллектива: выявляется уровень физического и психического здоровья, эффективность физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми, выявляются проблемы и перспективы работы.
Таким образом, в детском саду создан благоприятный оздоровительный микроклимат и среда, которая повышает самочувствие воспитанников, способствует их личностному росту и мобилизирует творческие способности. Результаты реализации программы следующие:
- За период с 2006 – 2008 гг. нет детей с тяжелой степенью адаптации к условиям детского сада.
- Воспитанники владеют основными знаниями о ЗОЖ: знают правила гигиены, правила ухода за больными, знакомы с некоторыми приёмами первой медицинской помощи, с возможными травмирующими ситуациями и т. д.
- 94 % родителей считают оздоровительную работу в ДОУ необходимой.
- На протяжении нескольких лет наблюдается снижение заболеваемости детей; показатели по болезни ниже уровня областного и районного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" по реализации программы "Здоровье дошкольника"
В презентации представлен опыт работы коллектива МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" города Коломна Московской области по реализации оздоровительной программы "Здоровье дошкольника", раскрыты цели, з...
Система работы по технологии «Маленькие ручки играем, развиваем через пальчиковые игры» в рамках реализации программы «Здоровье».
Система работы по развитию мелкой моторики. Предлагаю конспект "Лесные чудеса" ...
Мастер-класс "В здоровом теле-здоровый дух" в рамках реализации программы "Здоровье"
мастер-класс предназначен для воспитателей доу....
Реализация программы "Здоровый дошкольник"
Важным вопросом является пропаганда среди воспитанников группы и их родителей приоритетов здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту....
Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»...
Выступление на педсовете "Реализация программы "Здоровое питание"
Выступление на педсовете "Реализация программы "Здоровое питание"...
Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»
Результаты мониторинга реализации программы «Здоровый ребёнок: как сохранить и укрепить здоровье»...
Комментарии
Реализация программы «Здоровье дошкольника» в образовательном уч