Распространение опыта работы над проектом «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»
проект (старшая группа)
Описание проекта:
Тематика Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)
Название проекта «Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»
Целевая группа Дети 5-7 лет и ребенок 5 лет с ОВЗ (ТНР)
Проект «Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада», был разработан, как модель организации коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми ОВЗ.
Основная цель проекта – выявление и обоснование комплекса организационных условий, определяющих успешность социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении.
Основная деятельность в рамках проекта направлена на решение следующих задач:
1. Обеспечить благоприятную разнообразную социальную среду для ребенка с ОВЗ.
2. Дать воспитателям специальные знания по логопедии и научить использовать их в повседневной жизни группы.
3. Вынести часть занятий учителя-логопеда за пределы логопункта, проводить коррекционную работу в среде детей разного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Распространение опыта работы над проектом
«Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада» для воспитателей
Описание проекта:
Тематика
Разнообразие и включенность детей в детские сообщества (инклюзия ребенка с ОВЗ)
Название проекта
«Социализация ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада»
Целевая группа
Дети 5-7 лет и ребенок 5 лет с ОВЗ (ТНР)
Постановка проблемы
В сентябре по завершению логопедического обследования 1 воспитанник детского сада был направлен на районную ПМПК, где получил статус ребенок с ОВЗ. В условиях логопункта ДОУ возникла необходимость оказания логопедической помощи такому ребенку, который находятся в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Опыта организации такой работы еще не было. Поэтому был разработан проект «Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада». У дошкольника с тяжелым речевым нарушением взаимодействие с социальной средой затруднено, так как его устная речь характеризуется строгим ограничением активного словаря, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, тяжёлыми нарушениями общий разборчивости речи. А согласно взглядам Л.С. Выготского, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанник испытывает сложности в установлении контактов со сверстниками, это проявляется в том, что ребенок некомфортно чувствует себя в коллективе, непопулярен, не умеет правильно разрешать конфликтные ситуации, стесняется своего дефекта и испытывает комплексы. Таким образом, возникла необходимость создать коррекционно-развивающую среду, которая станет фактором успешного формирования социальных форм поведения, взаимодействия с окружающими и преодоления трудностей социализации детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержание проекта
Проект «Социализация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада», был разработан, как модель организации коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми ОВЗ.
Основная цель проекта – выявление и обоснование комплекса организационных условий, определяющих успешность социализации детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении.
Основная деятельность в рамках проекта направлена на решение следующих задач:
1. Обеспечить благоприятную разнообразную социальную среду для ребенка с ОВЗ.
2. Дать воспитателям специальные знания по логопедии и научить использовать их в повседневной жизни группы.
3. Вынести часть занятий учителя-логопеда за пределы логопункта, проводить коррекционную работу в среде детей разного возраста.
Проект реализуется в формате организации системы индивидуальных и подгрупповых коррекционно - развивающих занятий с использованием речевых игр для обогащения активного и пассивного словаря, логоритмики, артикуляционных и мимических упражнений для формирования правильного звукопроизношения и построению слоговой структуры. Педагогическое сопровождение осуществляется учителем-логопедом и воспитателями группы, которую посещает ребенок с тяжелым речевым нарушением. Воспитатели понимают, что ребенку с ОВЗ трудно реализовать себя и почувствовать значимым в какой-то сфере деятельности. Эти знания учитываются при организации сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности. Такие виды деятельности являются прекрасным средством развития коммуникативных способностей детей с нарушением речи. Инновационность проекта заключается в объединении коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим тяжелые нарушения речи, с ведущей ролевой деятельностью ребёнка (детей) - партнера. А так же в интегрированном взаимодействии детей разного возраста, что помогает избежать однотипности форм коррекционной работы. Важность такой работы заключается в построении общения с ребенком таким образом, чтобы оно приносило удовольствие и вызывало желание общаться, и на первый план выступает игра – как основной вид детской деятельности. Деятельность в рамках проекта рассчитана на два учебных года. Коррекционно-развивающие занятия в группе детей проводятся 1 раз в неделю.
Рефлексивный комментарий педагога
Результаты вашей деятельности
Опыт моей работы был представлен на муниципальный конкурс "Марафон педагогических открытий" и получил высокую оценку коллег и членов жюри. Возможность использовать различные формы работы в детском саду создает условия для проявления творческого профессионального потенциала меня, как учителя-логопеда, молодого специалиста. Совместная работа воспитателей и учителя-логопеда дает положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи ребенка в повседневной жизни повышает речевую активность. Возросший интерес к речи других детей мотивирует собственную речь ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Снижаются коммуникативные барьеры и, как следствие, повышается социальная активность ребёнка с ОВЗ. Ребенок учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других; приобретает опыт общения с большим количеством говорящих людей разного возраста; учится ориентироваться в ближайшем окружении; соблюдать правила поведения.
На конец учебного года по сравнению с началом у детей снизился уровень конфликтности в группе, чувства враждебности в игровых ситуациях, повысилась благоприятная атмосфера. В коррекционно-развивающем процессе наблюдается положительная динамика, по результатам логопедического мониторинга у воспитанника первого уровня общего недоразвития речи повысился на 2 уровень. У ребенка с ТНР исчезла неуверенность, агрессивность, замкнутость, выработались положительные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и сочувствие к сверстникам), ему стало легче общаться, он понимает чувства других и старается выразить свои.
Дальнейшее развитие проекта
В будущей своей профессиональной деятельности продолжу использовать форму работы с ребенком с ОВЗ при взаимодействии с детьми разного возраста и сотрудничестве с воспитателями. Потому, что считаю, жесткая регламентация работы учителя-логопеда приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать психофизические особенности каждого ребенка, поспособствует сдерживанию процессов социализации ребенка и ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач учителя-логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.
Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)
Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...
Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДОО
В статье раскрыты способы взаимодействия воспитателей дошкольного учреждения с семьями детей с тяжелыми нарушениями речи...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
Методическая разработка «Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида. Предложенный материал будет интерес...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида
В связи с введением ФГОС ДО в системе дошкольного образования произошли большие изменения в образовательном процессе. А реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной...
Основы мультипликации и анимации в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи, в условиях детского сада компенсирующего вида.
Реформирование дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольной образовательной организации, целью которой является более полное удовлетворение запросов родителей и интересов де...