Сенсорная комната как средство профилактики дезадаптации детей к условиям детского сада.
статья (младшая группа) на тему
Материал об опыте сопровождения процесса адаптации детей к условиям дошкольного учреждения с использованием сенсорной комнаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сенсорная комната
как средство профилактики дезадаптации детей к условиям детского сада»
педагог-психолог
МБДОУ №22
А.И. Карпиевич
Сопровождение адаптационного периода является частью системы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса. Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это активный процесс, который ведет к позитивным или негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, негативный – дезадаптация, стресс.
Адаптивные возможности ребенка младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести:
- к физиологическим нарушениям (повышение температуры и давления;
ухудшение аппетита, уменьшение веса, временная остановка роста;
снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса);
- к эмоциональным нарушениям (слезливости, капризности, подавленному состоянию, у одних детей; возбудимости, гневливости, агрессивным проявлениям у других);
- изменениям в поведении, таким как упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лень.
Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей.
Чаще всего, для облегчения течения адаптационного периода используются игровые технологии и приемы торможения отрицательных эмоций (переключение внимания; игры с бытовыми предметами, пальчиковые игры), однако они эффективны не для всех детей.
Возраст поступления детей в дошкольное учреждение 3-4 года, это сензитивный период сенсорного развития. Именно активизация ощущений и восприятия помогает ребенку в период адаптации справиться со стрессовой ситуацией.
Исходя из этого, как средство профилактики дезадаптации дошкольников в детском саду мы используем сенсорную комнату.
Пребывание дошкольников в сенсорной комнате способствует:
- нормализации адаптационного периода;
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Оборудование сенсорной комнаты активизирует работу базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, развивает саморегуляцию процессов возбуждения и торможения, снимает негативные эмоциональные состояния.
Среду сенсорной комнаты условно можно разделить на три функциональных блока:
Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность.
Детские подушечки с гранулами - способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа, снижают уровень тревожности и агрессивности. С их помощью ребенок может принять удобную позу, подложив ее под голову или под ноги.
Ковровое покрытие с крупным ворсом (имитация травы) – используется для релаксации, снятие негативных эмоциональных состояний, саморегуляции психического состояния.
Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты оказывают на детей успокаивающе и расслабляющее действие. Светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности.
Музыкальный центр, записи музыки для релаксации и звуков природы – используются для создания психологического комфорта, снижения нервно-психического и эмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции.
Звездный дождь — пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна. Изменяющиеся цвета обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание.
Камин – имитация пламени, используется для расслаблении, стабилизации эмоционального сотояния.
Тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Игровое тактильное панно «Дерево» – сенсорная панель для рук, представляет собой панно из ковролина и съемных деталей. Детали различны по цвету, форме, материалу.
Сухой бассейн — используется как для снижения уровня психо-эмоционального состояния, двигательного тонуса, регуляции мышечного напряжения, снятию тревожности и агрессивности, так и для активных игр. Великолепное средство для точечного массажа всего тела.
Сенсорная тропа для ног – это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре "коски". Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Используется для снятия тревожности, развития умения передавать эмоции и ощущения в речи.
Фонтан водный – источник воды, который стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Звук журчащей воды успокаивающе воздействует на нервную систему, активизирует положительные эмоции.
Преимущества сенсорной комнаты в адаптационный период заключается в изолированности, необычности обстановки, релаксации, уходе от стрессовых стимулов внешнего мира. Положительные эмоции являются мощным антистрессовым фактором, считается, что периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периодами активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями. Когда ребенок играет, со светооптическими волокнами, слушает особо подобранную музыку и вспоминает какие-либо травмирующие события, удерживаемые до этого тяжелые эмоции, травматического события стираются из памяти.
Таким образом, внедрив в практику сопровождения адаптации сенсорную комнату, мы отметили, облегчение ее течения и сокращение сроков, относительно традиционных технологий.
Литература:
- Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006г.
- Лапина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия»/ - Волгоград: Учитель, 2011г.
- Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате [Текст]: практическое пособие для ДОУ/ А.И. Титарь - М.: АРКТИ, 2008г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Степени тяжести прохождения адаптационного периода
Тема «Сенсорная комната как средство профилактики дезадаптации к условиям детского сада»
Цель: профилактика дезадаптации детей младшего дошкольного возраста
Задачи: - снять нервное возбуждение и тревожность, беспокойство и агрессивность сенсорными воздействиями; - развивать навыки общения, через тактильные ощущения; - развивать сенсорные функции, посредством стимулирующих упражнений.
Мягкая среда Ковровое покрытие с крупным ворсом (имитация травы)
Детские подушечки с гранулами
Зрительная и звуковая среда Настеное панно « Звздное небо» Пучок из светооптических волокон «Звездный дождь»
Камин – имитация пламени
Тактильная среда Тактильное панно «Дерево»
Сухой бассейн
Сенсорная дорожка
Настольный фонтан «Гном с кувшином»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная комната как средство психологического оздоровления детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей. Сенсорная комната как средство психологического оздоровления детей дошкольного возраста....
Работа по предупреждению риска дезадаптации детей к условиям детского сада.
Детский сад - это совершенно новый и очень важный период в жизни ребенка. Взаимодействие родителей и воспитателя, а также слаженная работа всех специалистов, поможет облегчить адаптацию....
Доклад на районном методическом объединении "Квест-игра и геокешинг - средства всестороннего развития детей в условиях детского сада"
В докладе описываются новые виды приключенческих игр для реализации познавательно–исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (квест-игра, геокешинг)....
Доклад "Игры с песком в условиях тёмной сенсорной комнаты как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает возможность получения высокого воспитательного и образовательного эффекта. Существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, э...
Консультация для родителей "Причины и последствия дезадаптации ребенка к условиям детского сада"
У каждого ребенка процесс привыкания к садику проходит по-особенному. Большинство детей успешно адаптируется к изменившейся обстановке за три-четыре месяца. Но иногда происходит так, что адаптация мал...
Консульация для педагогов "Дезадаптация детей к условиям детского сада"
В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного учреждения, т.е. дезадаптации. Родители отмечают, что дети без ж...
ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
В материалах описывается работа по сенсорному развитию детей 1и 2 группы раннего возраста. Которая помогает успешно пройти период адаптации к детскому саду....