«Здоровье и качество образования дошкольника»
статья по физкультуре на тему
Физическое и психическое здоровье воспитанников напрямую влияет на усвоение ребенком содержания образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sanina_s.yu_..doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема качества образования является весьма актуальной и дискуссионной в практике дошкольного воспитания и образования на современном этапе реформирования системы образования. Интерес к данной проблеме заключается в том, что мы хотим передать как можно больше накопленного веками опыта и знаний человечества подрастающему поколению и при этом не допустить физической, психологической, информационной перегрузки детей. По этой причине каждое структурное образовательное подразделение уделяет значительное внимание содержательной части качества образования: знаниям, умениям, навыкам, опыту и т.д. Однако любая концепция качества образования имеет такой компонент как « состояние субъекта обучения о воспитания», т.е. физическое и психическое здоровье воспитанников. Наукой и практикой доказано, что это состояние напрямую влияет на усвоение ребенком содержания образования. Закономерно сделать вывод, что если мы не будем соблюдать определённые условия для сохранения здоровья наших воспитанников, значит, будет страдать качество образования.
Какие же условия должны присутствовать?
Во-первых, использование апробированных здоровьесберегающих инновационных технологий, позволяющих детям усваивать опыт человечества без излишнего для конкретного возраста физического и психического напряжения, которое может подорвать здоровье.
Во-вторых, высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, которое позволит строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки.
В-третьих, обогащение предметно-развивающей среды, способствующей саморазвитию ребёнка.
Соблюдение данных условий позволит адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивать его способности.
Хочется сказать, что в век научного прогресса смещается центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Поэтому как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека и ребёнка в частности. Будет он здоров, а значит и будет успешен в освоении знаний. Проблемы здоровья волнуют сейчас всех: и государство, и родителей, и общественность. Но особое внимание и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе. На состояние здоровья влияет буквально всё: малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, неблагополучная экология, наследственность и т.д. Если ребёнок часто болеет – это влияет на качество усвоения материала, знания не переходят в навык, не успевают созревать психические процессы, физически ребёнок слабеет.
Для формирования физического здоровья в детском саду созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. Соблюдается двигательный режим, занятия регулируются с учётом нагрузки, на физкультурных занятиях оптимальная нагрузка даётся с учётом индивидуальных особенностей, проводятся занятия физической культуры на свежем воздухе.
В практике используется следующая система оздоровительной работы.
Основной можно считать утреннюю гимнастику, проводимую круглый год на свежем воздухе. Она помогает сократить время перехода от сна к бодрствованию. Недаром она называется зарядкой, «заряжая» детей бодростью на весь день и прогоняя остатки сна. Физиологические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированы, чем те, которые пренебрегают ею. Наиболее благоприятное влияние на организм ребёнка оказывают упражнения, выполняемые на свежем воздухе. Они несут в себе ещё и элемент закаливания, а также поднимают эмоциональный настрой детей, что является «компонентом» здоровья .
Подвижные и малоподвижные игры перед занятиями помогают детям быстрее включиться в работу, создают бодрое настроение, активизируют психические процессы.
Физкультминутки или минутки здоровья на занятиях – это форма кратковременного отдыха. Движения, подбираемые на физминутки, должны быть по своему характеру противоположными положению туловища, ног, головы, движению рук на занятии. Подбирать необходимо такие упражнения, при выполнении которых двигательная активность возрастает в 2-3 раза.
Подвижные игры между занятиями. Игры являются одним из важных компонентов двигательного режима детей в течение дня. Необходимо отметить, что дети, принимающие активное участие в подвижных играх, проводимых между занятиями, в 4 раза меньше отвлекаются на занятиях Педагогу нужно помнить о том, что содержание, характер, направленность физических нагрузок в играх должны, с одной стороны, соответствовать общим целям и задачам оздоровительной работы, а с другой стороны быть посильными для актуального состояния организма ребёнка.
С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений минимальна, если не учитываются такие условия:
- Подбор упражнений должен зависеть от особенностей занятия, т.е. какое это занятие, в какой вид деятельности были включены дети до этого, каково их состояние.
- Обязательным является эмоциональная составляющая. Амплитуда стимулируемых эмоций детей может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.
- Педагогу, при проведении физкультминуток, необходимо выработать 2-3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать детей в другой режим деятельности
Соблюдая эти условия, мы обеспечим и снятие напряжения и усталости у детей, и поднимем эмоциональный настрой, которые будут способствовать успешному восприятию материала во второй части занятия. А это влияет на качественное усвоение знаний и умений.
В функции воспитателя обязательно входит наблюдение за тем, чтобы во время любой из игр дети получили адекватную, без признаков утомления, двигательную нагрузку, иначе она не будет оказывать тренирующего воздействия на организм. Незначительная усталость, вызванная участием в игре, и небольшая степень утомления полезны и обязательны: систематически повторяясь, они способствуют постепенной адаптации организма к повышению физической нагрузки и увеличению работоспособности. Понятно и то, что дозировать нагрузку в играх труднее, чем в других видах детской деятельности. Игры, в основе которых лежит активный двигательный компонент, очень эмоциональны и особенно привлекательны для детей. Необходимо учитывать, что дети не умеют в дошкольном возрасте своевременно себя контролировать и не замечают усталость. Педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные игры со спокойными, менее утомительными. При наличии признаков средней степени утомления у отдельных детей нагрузку следует ограничить, но не прекратить игру, воспользовавшись такими приёмами:
- Уменьшить длительность игры;
- Изменить количество повторов игры или её отдельных эпизодов;
- Упростить или усложнить правила игры;
- Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игру без перерывов;
- Ограничить площадь игрового поля;
- Корректировать правила и смену ролей играющих;
- Изменять количество препятствий, преодолеваемых в игре;
- Сокращать дистанции для пробежек, прыжков и других движений:
- Отменять, заменять одну игру на другую.
День здоровья. Весь день посвящён одной теме – здоровью. Такие дни являются радостью для детей, открывают им собственную индивидуальность и резервные возможности организма. Проводятся беседы, тренинги. Обсуждаются проблемы, касающиеся здоровья детей.
Спортивные праздники, досуги, развлечения. Они носят различную тематику, но направленность и цель – это укрепление здоровья, как физического, так и духовного. Это: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты» и т.д.
Занятия по физической культуре в спортивном зале и на улице. Они имеют определённую структуру, позволяющую постепенно увеличивать физическую нагрузку на организм ребёнка с учётом его индивидуальности, группы здоровья, состояния здоровья.
Занятия художественной гимнастикой / девочки/. Укрепляют не только здоровье, но и позволяют девочкам увидеть свою красоту, полюбить и научиться управлять своим телом, красиво двигаться. Эти занятия воспитывают и волевые качества, умения управлять своими эмоциями.
Проводятся и другие мероприятия, позволяющие поддерживать и укреплять здоровье воспитанников: соблюдение гигиенических требований, работа с родителями, проведение экскурсий, соревнований и т.д.
Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, мы вырабатываем у них интерес к самим себе и собственному здоровью. Заметно возрастают показатели физического развития, снижается уровень простудных заболеваний.
Диагностика. На сегодняшний день существует множество научных методик, позволяющих определить и уровень здоровья детей, и уровень знаний, и уровень эмоционально-психологического состояния наших воспитанников.
В заключение хочется отметить, что именно взаимосвязь физического и психо - эмоционального здоровья определяют качество образования. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДСОВЕТ В ФОРМЕ ИГРЫ « СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» ПО ПРОБЛЕМЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Представлен материал из опыта работы старшего воспитателя, который содержаит технологию организации проведения Педсовет – круглый стол в форме игры «Счастливый случай»....
Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников
Влияние использования технологии проектной деятельности на качество образования дошкольников...
Повышение качества образования дошкольников методом проектирования
В современном развивающемся обществе, наиболее ценным считается не набор стандартных знаний, а умение и желание самостоятельно познавать, креативно мыслить, находить н...
Презентация "Планирование деятельности педагога как условие повышения качества образования дошкольников"
В презентации показаны современные подходы к понятию "Качество дошкольного образования", показаны задачи, которые необходимо поставить перед педагогами с учетом основных принципов содержания плана....
Проект по организации социального партнерства : «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»
Настоящий Проект «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников» отражает работу МБДОУ «Детский сад №14 г.Красноармейска» по организации социальн...
Статья "Повышение качества образования дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО".
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...
Комментарии
спасибо