Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада
статья по физкультуре (старшая группа) по теме
В статье "Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада" дается определение понятия "релаксация", а также на примере личного опыта рассказывается о применении релаксации с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relaksaciya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода мышечной релаксации в логопедической группе детского сада.
Консультация для педагогов.
Гришаева Н.В.
Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими свои техники мышечной релаксации, были американский психолог Э.Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И.Шульц. Э.Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.
Обучение человека навыкам мышечного расслабления полезно как для снятия психической напряженности, так и для устранения симптомов ряда заболеваний (таких как головная и сердечная боль, гастрит, гипертония и т.д.).
Кроме того, дополнительными эффектами мышечной релаксации являются улучшение сна, устранение «мышечных зажимов», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.
Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже с маленькими детьми.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит напряжению новых групп мышц. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно — часто болеющим ребятам, гиперактивным, возбудимым, тревожным.
Релаксационные паузы в нашей группе проводятся после физкультурного занятия т.е. два раза в неделю. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название: «Улыбка», «Муравей», «Драгоценность» и т.д.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Большинство детей правильно воспринимают упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, у некоторых появление зевоты, сонливого состояния и т.д. Опыт показывает, что релаксация благотворно действует на детский организм.
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки. Сначала проводится релаксационный настрой, затем упражнения.
1 этап: Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.
2 этап: Прочувствовать и «осмотреть» все тело мысленным взором, вызывая чувство тепла, последовательно осмотреть все части тела: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
3 этап: Ощущение приятного тепла – комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.
- Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим, и прислушаемся к звукам вокруг себя… Прислушайтесь к своему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… Послушайте, что я хочу вам рассказать…
Упражнения для снятия напряжения с мышц лица
«Улыбка»
Вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек... Дышите и улыбайтесь... Ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.
Упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног
«Муравей»
Вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой потянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки вниз, стопы в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.
«Мороженое»
Вы — мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными. Руки бессильно лежат вдоль тела...
Завершает релаксационные упражнения небольшой отдых. Дети спокойно, расслабившись, недолго лежат на своих местах.
После выполнения упражнений дети чувствуют себя отдохнувшим, полным сил и энергии. Они так и говорят: «Как хорошо я отдохнул, я чуть не заснул».
Используемая литература и интернет-источники:
- Кудрявцева О.Н. Релаксационные упражнения для дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2008. №1.
- http://www.b17.ru/article/3059/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада.
в статье описана совместная работа воспитателя и логопеда в логопедической группе...
Использование игровых технологий для развития мелкой моторики рук в коррекционных логопедических группах детского сада
В работе описыываются игры и игровые приёмы для развития мелкой моторики рук. Анализируется использование игровых технологий в образовательном процессе для детей с нарушением речи....
МАСТЕР – КЛАСС Использование методов работы с песком в условиях детского сада
Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Иг...
Проектный метод в логопедической группе детского сада
Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности....
Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»
Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....
Методическая разработка "Использование элементов системы обучения Карла Орфа в логопедических группах детского сада»
Применение Орф-методики при работе с детьми логопедических групп...
Комментарии
спасибо
спасибо