Проект "Путешествие в мир профессий"
проект (подготовительная группа)
Проект направлен на формирование у детей 6-7 лет представлений о профессиях, должностных обязанностях взрослых на работе, орудиях труда, месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_mir_professiy.docx | 332.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Путешествие в мир профессий»
Паспорт педагогического проекта
Тема проекта | «Путешествие в мир профессий». |
Вид проекта | Творческий, познавательный, краткосрочный. |
Возраст детей | 6-7 лет (подготовительная группа). |
Актуальность проекта | Актуальность проекта заключается в том, что в соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда…» (ФГОС ДО, п.4.6) Планируемые результаты : «…ребенок проявляет активность к познанию разных видов труда и профессий,.. выражает стремление заниматься социально-значимой деятельностью" (ФОП ДО, п.15.4) Углубленное изучение профессиональной деятельности будет способствовать воспитанию ценности труда, его значимости в жизни человека и общества в целом. |
Цель проекта | Формировать познавательный интерес к профессиональной деятельности взрослых, расширить представление детей о многообразии профессий, о роли труда в жизни людей, его общественной значимости. |
Проблемный вопрос | У детей возник вопрос «Как нам узнать о профессиях взрослых?» «Кем я стану, когда вырасту?» |
Задачи проекта | Задачи для детей: - Обогатить представления о профессиях взрослых, о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах. - Интересоваться различными профессиями взрослых. - Чувствовать гордость и признательность к людям различных профессий. |
Задачи для родителей: - Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ - Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы формированию у детей представлений о профессиях | |
Задачи для воспитателей: - Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта. - Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей. - Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта. - Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми. | |
Продукт проекта | Выставка рисунков «Кем я буду, когда вырасту» |
Сроки реализации | 01.02.2024 г. – 27.04.2024 г. |
Практическая значимость проекта | Практическая значимость заключается в том, что дети не имеют полных представлений о различных профессиях, а родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Именно поэтому возникла необходимость в создании проекта «Путешествие в мир профессий». Необходимо с малых лет расширять представления детей о профессиях, о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах. |
Подготовительный этап:
Дата | Мероприятия, инициированные воспитателем | Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта | Риски | Результаты |
19.02 | Изучение материала по теме проекта | Литература, методические разработки по теме. | Ограниченное количество актуальной информации. | Методики и литература по теме изучены. |
19.02 | Разработка содержания, определение форм и методов реализации проекта | Перспективный план работы с детьми и родителями по ознакомлению с различными профессиями. | Заболеваемость детей. | Проект «Путешествие в мир профессий». |
19.02 | Подбор методической и художественной литературы, стихотворений, наглядных пособий, игр. | Список литературы:
| Расширение представлений о профессиях с помощью художественной литературы. | |
19-23.02 | Пополнение предметно – развивающей среды. | Оформление книжного центра детской литературой и иллюстрациями по теме проекта; Подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников | Пополнена предметно – развивающая среда след. пособиями: кроссворд «женские профессии», ребусы «Профессии», разрезные картинки «Профессии», дидактическая игра «Четвертый лишний. профессии», демонстрационный материал «Профессии» | |
19-23.02 | Выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий | Индивидуальные беседы | Заболеваемость детей. | Полученные результаты проанализированы и определен первоначальный уровень представлений о профессиях у детей 6-7 лет |
Основной этап:
Дорожная карта основного этапа проекта:
Дата | Место в режиме дня | Мероприятия | Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии | Промежуточные результаты |
20.02 | Утро | Беседа на тему «Кто как трудится?» | Дети 6-7 лет и воспитатель | Свободное речевое общение детей, установление эмоционального контакта. |
Утро | Встреча с интересными людьми – работниками детского сада. | Дети 6-7 лет, воспитатель, работники детского сада | Приобщение к труду взрослых, дети получили опыт коммуникации с сотрудниками детского сада | |
Утро | Слушание песен Навигатум «Жизненные навыки. Что умеют взрослые» | Дети 6-7 лет и воспитатель | Сформированы представления детей о навыках взрослых людей разных профессий. У детей появилось стремление научиться трудовым действиям дома в быту, оказывать посильную помощь родителям и сверстникам. | |
Вечер | «Взросляндия. В мире профессий» | Дети 6-7 лет и воспитатель | В группу внесены дидактические игры, пособия, предметы заместители, атрибуты, которые помогут детям при организации ролевых и режиссерских игр по замыслу с целью систематизации и углублению знаний о профессиях взрослых. | |
Профессия – прачка | ||||
Утро | Экскурсия на прачечную детского сада | Дети 6-7 лет, воспитатель, работник детского сада – прачка. | Дети познакомились с трудом машиниста по стирке белья, за работой современных машин, уяснили последовательность трудовых процессов по уходу за бельем. | |
Вечер | Чтение рассказов А. Кардашовой «Большая стирка», С.Михалков «Постирушка» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | У детей сформированы стремления к трудовым действиям по уходу за своими вещами и поддержке своего тела в чистоте. | |
Вечер | Ролевая игра «Семья. Мамины помощники» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | Дети осознали значимость современных машин по уходу за бельем, необходимость безопасного поведения в обращении с электроприборами. | |
Утро | Ознакомление с пословицами и поговорками о труде и лени | Дети 6-7 лет и воспитатель. | Сформировано умение рассуждать с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов. | |
Утро | Загадки о современных машинах и устройствах по уходу за бельем и обеспечению чистоты | Дети 6-7 лет и воспитатель. | Произведено закрепление информации о профессии. Дети попробовали самостоятельно придумывать загадки, иллюстрировали ответы к ним. | |
Профессия – доктор | ||||
Утро | Экскурсия в медицинский кабинет | Дети 6-7 лет, воспитатель и медсестра. | Дети познакомились с содержанием работы медицинской сестры детского сада, изучили назначение и применение оборудования и предметов для измерения веса, роста, давления, для вакцинации, уточнили последовательность трудовых процессов по уходу за детьми. | |
Утро | Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит», А. Кардашова «Наш доктор», стихотворения И. Драг «Врач» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | У детей сформированы навыки поведения на приеме у врача, способность поддерживать диалог с медицинским работником, а также уважительное отношение к профессии и стремление быть похожим на врача. | |
Вечер | Ролевая игра «Семья. Будьте здоровы!» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | У детей сформированы элементарные представления о медицинской помощи и о значимости труда врача для здоровья человека. | |
Утро | Загадки о современных предметах и устройствах для оказания врачебной помощи человеку | Дети 6-7 лет и воспитатель. | Произведено закрепление информации о профессии. Дети попробовали самостоятельно придумывать загадки, иллюстрировали ответы к ним. | |
Утро | Ознакомление с пословицами и поговорками о здоровье | Дети 6-7 лет и воспитатель. | У детей формировали умение рассуждать с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов, медицинских работников ДОУ. | |
Профессия – повар. | ||||
Утро | Экскурсия на пищеблок | Дети 6-7 лет, воспитатель и повара. | Дети познакомились с содержанием работы повара детского сада, изучили назначение и применение оборудования и посуды, уточнили последовательность трудовых процессов во время приготовления пищи. | |
Утро | Беседа о профессии повар - рассматривание иллюстраций, картин «Столовая посуда» - повторение правил приема пищи. | Дети 6-7 лет и воспитатель. | Дети группы расширили и углубили знания о профессии повар, о значимости, ценности этого труда | |
Вечер | Дидактические игры «Что лишнее?», «Варим суп», «Варим компот», «Сервируем стол к обеду», «Собери картинку» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | У детей сформированы элементарные представления о процессе приготовления пищи, закреплены навыки по сервировке стола. | |
Утро | Сюжетно - ролевая игра «Поварята», «Кафе», «Семья» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | Дети с удовольствием играют в режиссёрские и дидактические игры «Я повар», «Я люблю готовить» | |
Вечер | Игры на словообразование «Помощники на кухне», «Где растет каша?» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | Дети обогатили словарь, что способствовало повышению их речевой активности. | |
Утро | Чтение художественной литературы С. Мягкова «Толстый повар»; П. Патлусов «Кот - повар»; С. Заболотная «Кулинарная сказка»; стихотворения И. Лопухина «Пельмени», М. Кравиц «Стихотворение про повара», Н. Носов «Мишкина каша» | Дети 6-7 лет и воспитатель. | У детей формировали умение рассуждать с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов, медицинских работников ДОУ. |
Заключительный этап:
Дата | Итоговые мероприятия | Оценка эффективности реализации проекта | Степень достижения поставленных целей | Обобщение педагогического опыта |
29.02 | Выставка рисунков «Кем я буду, когда вырасту» | В разработке и организации данного проекта, участие принимали все участники образовательного процесса. | Все цели и задачи проекта были достигнуты. | Данный проект может быть использован другими воспитателями. |
Выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет
Опытно-экспериментальная работа была организована и проведена на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» г. Заволжье, Городецкого муниципального округа, Нижегородской области, в период с декабря 2023 г. по май 2024 года.
В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 6-7 лет, из них 7 девочек и 8 мальчиков, стабильно посещающих детский сад. Списочный состав участников исследования представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Списочный состав участников эксперимента
Подготовительная группа | |||
№ п/п | Участники эксперимента | Пол | Возраст (лет ) - январь |
1. | Башинов Фёдор | муж | 6,8 |
2. | Бормотова Анастасия | жен | 6,4 |
3. | Брызгалов Александр | муж | 6,3 |
4. | Бугров Даниил | муж | 6,8 |
5. | Волгин Евгений | муж | 6,4 |
6. | Галаничева Анжелика | жен | 6,7 |
7. | Галицкий Макар | муж | 6,6 |
8. | Дашкова Анна | жен | 6,3 |
9. | Денисова Дарья | жен | 6,8 |
10. | Дромашко Тимофей | муж | 6,9 |
11. | Забродин Артем | муж | 6,3 |
12. | Иванова Лилия | жен | 6,4 |
13. | Корноухова Таисия | жен | 6,5 |
14. | Кузнецов Григорий | муж | 6,7 |
15. | Кузнецова Валерия | жен | 6,5 |
Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет была организована в несколько этапов:
1 этап – констатирующий эксперимент для выявления первоначального уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
2 этап – формирующий эксперимент. Цель: планирование и организация педагогической работы по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
3 этап – контрольный эксперимент. Цель: повторное выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет с целью проверки результативности проведенной работы.
На первом этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялось первоначальное выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
Цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:
1. Подобрать и изучить содержание диагностической методики, направленной на выявление исходного уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
2. Подобрать дидактический материал для проведения диагностического исследования.
3. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление первоначального уровня представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
4. Проанализировать полученные результаты и определить первоначальный уровень представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
Констатирующий этап эксперимента был проведен в декабре 2023 года -январе 2024 года
На основе анализа литературы были конкретизированы критерии и показатели для оценки уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет на основе двух компонентов, выделенные в работах Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик.
На основе выделенных критериев и показателей были определены первоначальные уровни представлений о профессиях у детей 6-7 лет (Приложение А).
С целью выявления уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет использовалась методика:
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»
Для изучения представлений детей о труде взрослых проводится индивидуальная беседа.
Цель: определить осознанность и полноту представлений и понятий ребенка о профессиях и труде взрослых.
Оборудование: 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, доктор, повар (приложение Б).
Процедура проведения:
Индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:
- Для чего люди ходят на работу?
- Что такое профессия?
- Какие ты знаешь профессии?
- Какие профессии тебе нравятся больше всего?
- Кем работают твои мама и папа?
Далее проводится диагностическое исследование. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, доктор, повар. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.
Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.
Критерии оценки:
Ребенок дает полный, точный ответ – имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Ребенок дает неточный ответ – не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.
Ребенок дает неправильный ответ – затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.
По представленным критериям выделяют три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:
1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.
Таким образом методика констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы разработана с целью получения объективной информации об исходном уровне сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
Результаты первоначального уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет занесены в таблицу (Приложение В).
Количественные результаты диагностики уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет на начальном этапе опытно-экспериментальной работы представлены на рис. 2.
По данным («рис. 2») видно, что на начальном этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень сформированности представлений о профессиях имеют 40% детей (6 детей), средний уровень – 40% (6 детей), высокий уровень – 20% (3 детей). Преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о профессиях.
Анализ результатов диагностической беседы показал, что дети с низким уровнем сформированности представлений о труде взрослых имеют слабые знания о профессий взрослых. Макар испытывает затруднения при перечислении орудий труда парикмахера, Артем не ориентируется в последовательности рабочих процессов учителя, Илья выражает отсутствие заинтересованности при обсуждении профессии продавца.
Дети со средним уровнем сформированности представлений о труде взрослых упускают некоторые моменты при описании рабочих процессов, называют не все орудия труда, при выражении своего отношения к профессии испытывают сложности в перечислении эмоций, чаще используют жесты.
Катя смогла правильно назвать только часть орудий труда парикмахера. Настя испытывала сложности в словесном выражении своего отношения к труду воспитателя. Даша проявила отсутствие заинтересованности при обсуждении профессии водителя.
Дети с высоким уровнем сформированности представлений о труде взрослых содержательно и последовательно характеризуют процесс организации работы, выражают положительные эмоции, которые прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
Федя подробно описал работу водителя и основные виды транспорта, в том числе общественного. Лена перечислила все инструменты парикмахера, высказала желание работать по данной профессии.
Таким образом, на основании результатов констатирующего этапа можно сделать вывод о том, что у детей 6-7 лет уровень сформированности представлений о профессиях находится в зоне недостаточного развития. Возможными причинами является то, что родители не уделяют достаточного внимания обсуждению различных профессий с детьми, имеется недостаточная сосредоточенность на данном вопросе со стороны педагогов детского сада [17, c. 28].
Тема ранней профориентации только набирает обороты в педагогической работе воспитателей. Это также является причиной недостаточной осведомленности в профессиях детей дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о необходимости планирования и последующего проведения педагогической работы в подготовительной группе детского сада.
2.2. Планирование и организация педагогической работы, направленной на формирование представлений о профессиях у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.
Планирование и проведение педагогической работы, направленной на формирование представлений о профессиях у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности осуществлялось с ноября по апрель.
Педагогическая работа создана для систематизации работы по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
Целью педагогической работы является организация эффективной системы работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях, должностных обязанностях взрослых на работе, орудиях труда, месте работы, трудовых действиях и их результатах.
Задачи формирующего эксперимента:
- спланировать и разработать проект с детьми 6-7 лет, способствующий формированию представлений о профессиях (приложение Г).
- организовать реализацию проекта с целью уточнения и расширения у детей 6-7 лет представлений о профессиях.
Проект был разработан на основе требований программы, реализуемой в МБДОУ «Детский сад №50» г. Заволжья – образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Перспективное планирование образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий.
Четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах расширяет кругозор ребенка и способствует раннему проявлению интересов и склонностей к конкретной профессии [11, c, 28].
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении [22, c, 56].
Для формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях был организован и проведен формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать методику формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях посредством проектной деятельности.
Положения гипотезы были реализованы в процессе формирующего эксперимента. Мной был разработан среднесрочный проект «Путешествие в мир профессий», основной этап которого реализовывался в три тематических этапа: «Профессия – прачка», «Профессия – доктор», «Профессия – повар». На основе результатов теоретического анализа и констатирующего эксперимента были определены содержание работы, технологии реализации данных этапов проектной деятельности и составлен план проекта по реализации содержания формирующего эксперимента. Остановимся более подробно на каждом этапе проекта.
С помощью первого этапа проектной деятельности «Путешествие в мир профессий» я формировала и систематизировала у детей общие представления о профессиях, особое внимание уделяла профессиям ближайшего окружения – работникам детского сада.
С этой целью были организованы и проведены беседы с детьми [18, c, 5], чтение рассказов и стихов о профессиях взрослых, в группу были внесены дидактические игры и пособия серии «Взросляндия. В мире профессий» (приложение Д).
Во время бесед дети задавали такие вопросы как: «Что такое профессия?», «Зачем люди ходят на работу?», «Что нужно делать, чтобы получить ту или иную профессию?».
В реализации педагогического проекта явилось формирование представлений у детей о профессии «Прачка», воспитание интереса и уважения к труженикам детского сада, заботящихся о чистоте полотенец и постельного белья.
Дети смогли побывать в прачечной детского сада, понаблюдать за процессом организации стирки белья и пообщаться с сотрудниками (Приложение Е).
В ходе экскурсии дети активно отвечали на вопросы. Так Даня Б. и Анна Д. рассказали, что они помогают маме в процессе стирки: сортируют одежду по цветам и насыпают порошок в отделение стиральной машины. Макар Г. сообщил, что у него дома стоит такая же стиральная машина и ему знакомы кнопки управления. Во время беседы с сотрудником – Ивановой Анной Николаевной , Даша Д., Лиля И., Артем З. активно задавали вопросы: «Почему нельзя стирать светлые и темные вещи одновременно?», «Почему некоторые вещи нельзя стирать в очень горячей воде?» «Зачем гладить постельное белье?». Анна Николаевна рассказала, что профессия прачки очень важна для людей, так как чистота одежды и постельного белья не только вселяет уверенность в себе и поднимает настроение у человека, но и оказывает влияние на его здоровье. Во время стирки и глажки в постельном белье и полотенцах уничтожаются все микробы, которые могут вызвать аллергию у человека, а также заболевания легких, например, астму.
Детям очень понравилась экскурсия на прачечную. Во время ролевой игры «Семья. Мамины помощники» Настя Б. и Лера К. с удовольствием занялись стиркой белья, а потом аккуратно разгладили все складочки на гладильных досках.
Далее, реализуя практический этап педагогического проекта, знакомились со следующей профессией «Профессия – доктор». Особое внимание явилось формирование представлений о таких профессиях как медицинская сестра, доктор, врач-специалист, а также понимание важности данной профессии для сохранения и укрепления здоровья людей и улучшения качества их жизни; воспитание уважительного и доверительного отношения к человеку медицинской профессии.
В технологию реализации знакомства с профессией доктора вошли: экскурсия в медицинский кабинет, беседы о профессиях; чтение стихов и рассказов, ознакомление с пословицами и поговорками на тему здоровья, игровая деятельность «Семья. Будьте здоровы!».
Во время экскурсии в медицинский кабинет (приложение Ж) дети взглянули на работу доктора с другой стороны (ранее они приходили сюда только как пациенты). Медсестра Галина Михайловна рассказала о своей работе, о том, как важна ее профессия для людей, о специфике работы медицинской сестры в детском саду, школе, поликлинике, госпитале, в санатории, на производстве.
Дети задавали вопросы, с интересом слушали и рассматривали медицинские инструменты. Саша Б. и Гриша К. задали вопросы: «Почему у доктора белый халат?» «Почему врачи не заболевают от пациентов?». Настя Б. поинтересовалась, что будет, если человек никогда не будет делать прививки. Федя Б. и Тимофей Д. рассказали, что их мамы работают в больнице.
В сюжетно-ролевой игре «Семья. Будьте здоровы!» дети смогли отразить полученные знания, навыки и умения из реальной жизни (изготавливают и используют предметы-заместители, атрибуты для игры, организуют игровое пространство, эмоционально поддерживают друг друга, сотрудничают и взаимодействуют в принятых на себя ролях).
Следующей наиболее интересной профессией, с которой знакомились воспитанники была - профессия Повар. В содержании данной работы над проектом отражены беседы с детьми, экскурсия на кухню детского сада (приложение З), организованная образовательная деятельность, дидактические игры, а также творческая продуктивная деятельность.
Через беседы и экскурсии дети расширили и углубили знания о профессии повар, о значимости, ценности этого труда.
Таисия К. рассказала, что ее бабушка всю жизнь работала поваром. Теперь она на пенсии, но всегда радует домашних вкусными блюдами. Таисия пекла вместе с бабушкой пироги и помогала лепить пельмени.
Макар Г. рассказал о том, что его мама печет дома самые настоящие торты, которые намного вкуснее магазинных. Свои впечатления от встречи с кухонными работниками дети отображали в рисунках. Во время бесед получилось обогатить словарный запас детей, который они использовали в режиссёрских играх «Я повар», «Я люблю готовить».
Целью заключительного этапа проектной деятельности с детьми является закрепление полученных знаний в ходе реализации проектной деятельности, а также развитие творческого воображения детей 6- 7 лет. С детьми проводились беседы на темы: «Кем ты хочешь стать?» «Какие профессии самые важные?».
Так, Артем З. и Даша Д. сказали, что, когда вырастут, будут долго учиться и врачами, которые будут лечить людей и спасать человеческие жизни. Таисия К. призналась, что как и бабушка, тоже хочет стать поваром и печь такие же вкусные торты, как мама Макара.
В процессе работы над проектом дети вместе с родителями приняли участие в создании фотоальбома «Домашние помощники» (приложение И).
Итогом работы над проектом «Путешествие в мир профессий» стало создание альбома детских рисунков: «Кем я буду, когда вырасту» (приложение К).
2.3. Анализ результативности педагогической работы
По итогам реализованной педагогической работы, направленной на формирование представлений о профессиях у детей 6-7 лет, было проведено повторное диагностическое исследование по раннее использованной методике на этапе констатирующего эксперимента.
Сроки контрольного эксперимента – май 2024 года.
Задачи исследования:
- Провести повторную диагностику, направленную на определение уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет (приложение Л).
- Проанализировать результаты контрольного эксперимента, сделать выводы.
- Выполнить сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
- Сделать выводы о подтверждении гипотезы исследования.
Для выявления динамики в развитии представлений о профессиях у детей 6-7 лет сравним результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Сравнительный анализ результатов исходного и итогового уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет представлен на рисунке.
Данные, представленные на рисунке, показывают, что на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы низкого уровня представления о профессиях не выявлено (0% вместо 40% - 6 человек на начальном этапе), на 14% (2 человека) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 40% - 6 человек, стало 54% - 8 человек). Был выявлен 46% (7 человек) детей с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях против 20% - 3 человека на начальном этапе. Это положительная динамика.
Дадим характеристику группам детей, выделенным на контрольном этапе. Первая группа с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях (46%). Дети этой группы (Настя, Даня, Анна, Тимофей, Таисия, Артем, Валерия) имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем о профессиях родителей проявляют положительные эмоции, которые прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.
Вторая группа со средним уровнем сформированности представлений о профессиях (54%). Дети этой группы (Федя, Саша, Женя, Анжелика, Макар, Даша, Лилия, Гриша) имеют затруднения при описании труда взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. В беседах с воспитателем о профессии родителей не проявляют ярких эмоций, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.
Представляем результаты исследования на начальном и итоговом этапах работы в динамике отдельно по каждому ребенку (таблица 2).
Динамика развития уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
Таблица 2 «Результаты исследования на начальном и итоговом этапах работы в динамике»
№ п/п | Участники эксперимента | Начальный этап | Итоговый этап | Динамика |
1. | Башинов Фёдор | низкий | средний | + |
2. | Бормотова Анастасия | высокий | высокий | - |
3. | Брызгалов Александр | низкий | средний | + |
4. | Бугров Даниил | средний | высокий | + |
5. | Волгин Евгений | низкий | средний | + |
6. | Галаничева Анжелика | средний | средний | - |
7. | Галицкий Макар | низкий | средний | + |
8. | Дашкова Анна | средний | высокий | + |
9. | Денисова Дарья | низкий | средний | + |
10. | Дромашко Тимофей | средний | высокий | + |
11. | Забродин Артем | высокий | высокий | - |
12. | Иванова Лилия | средний | средний | - |
13. | Корноухова Таисия | высокий | высокий | - |
14. | Кузнецов Григорий | низкий | средний | + |
15. | Кузнецова Валерия | средний | высокий | + |
По данным таблицы 2 видим, что 6 детей (Фёдор, Александр, Евгений, Макар, Дарья, Григорий) показали положительную динамику в развитии, так перешли с уровня «низкий» на средний». Со среднего уровня на «высокий» перешли 4 ребенка (Даниил, Анна, Тимофей, Валерия). Таким образом, большинство детей повысили свои результаты в развитии представлений о профессиях.
Не показали положительной динамики только 2 ребенка (Анжелика и Лилия) – они остались на среднем уровне развития. Возможно, это связано с тем, что девочки часто пропускали занятия из-за спортивных секций.
Остальные 3 ребенка (Настя, Артем и Таисия) сохранили высокий уровень развития представлений о профессиях, но после проведенной педагогической работы назвали больше профессий из списка мало распространенных, такие как: археолог, модельер, ветеринар, фермер. Смогли более точно и последовательно охарактеризовать процесс организации труда взрослых наиболее популярных профессий, например, доктор, воспитатель, учитель, полицейский.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что в целом у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения по всем показателям методики.
У детей сформированы представления о профессиях и профессиональных обязанностях. Они стали правильно отвечать на вопросы, у них сформировано ценностно-эмоциональное отношение к представителям различных профессий, уважение к труду взрослых. Дети понимают важность профессиональной деятельности.
Таким образом, внедрение в образовательную деятельность и внесение в развивающую предметно-пространственную среду группы материала по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет дало положительные результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнив исследование по теме: «Проектная деятельность как условие формирования представлений о профессиях у детей 6-7 лет», можем сделать следующие выводы: период дошкольного детства является наиболее значимым в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование представлений о профессиях становится необходимым условием трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Исследователи по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых отмечают, что детям дошкольного возраста важно донести ценность результатов труда и уважение к труженикам.
Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу, выдвинутую ранее о том, что формирование у детей 6-7 лет представлений о профессиях посредством проектной деятельности возможно, если:
– определены представления детей о профессиях с учетом возрастных возможностей детей;
– разработан и апробирован проект «Путешествие в мире профессий» по формированию у детей 6-7 лет представлений о труде взрослых;
– разработан и включен в совместную деятельность комплекс занятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики использования проектной деятельности, включающей различные формы, методы и приемы работы с учетом оснащения развивающей предметно-пространственной среды по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет.
Зафиксирована положительная динамика в развитии представлений о профессиях у детей дошкольного возраста - воспитанников «Детского сада №50» города Заволжья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...