Проект "Путешествие в мир профессий"
проект (подготовительная группа)

Усольцева Ольга Александровна

Проект направлен на формирование у детей 6-7 лет представлений о профессиях, должностных обязанностях взрослых на работе, орудиях труда, месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_professiy.docx332.31 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Путешествие в мир профессий»

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

«Путешествие в мир профессий».

Вид проекта

Творческий, познавательный, краткосрочный.

Возраст детей

6-7 лет (подготовительная группа).

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключается в том, что в соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования  «…ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда…» (ФГОС ДО, п.4.6)

Планируемые результаты : «…ребенок проявляет активность к познанию разных видов труда и профессий,.. выражает стремление заниматься социально-значимой деятельностью" (ФОП ДО, п.15.4)

Углубленное изучение профессиональной деятельности будет способствовать воспитанию ценности труда, его значимости в жизни человека и общества в целом.

Цель проекта

Формировать познавательный интерес к профессиональной деятельности взрослых, расширить представление детей о многообразии профессий, о роли труда в жизни людей, его общественной значимости.

Проблемный вопрос

У детей возник вопрос «Как нам узнать о профессиях взрослых?» «Кем я стану, когда вырасту?»

Задачи проекта

Задачи для детей:

- Обогатить представления о профессиях взрослых, о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

- Интересоваться различными профессиями взрослых.

- Чувствовать гордость и признательность к людям различных профессий.

Задачи для родителей:

- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и ДОУ

- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы формированию у детей представлений о профессиях

Задачи для воспитателей:

- Создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие интереса детей к теме проекта.

- Создание условий, стимулирующих развитие поисково-творческой деятельности детей.

- Организация совместной деятельности детей и родителей по решению проблемной ситуации проекта.

- Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Продукт проекта

Выставка рисунков «Кем я буду, когда вырасту»

Сроки реализации

01.02.2024 г. – 27.04.2024 г.

Практическая значимость проекта

Практическая значимость заключается в том, что дети не имеют полных представлений о различных профессиях, а родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной.

Именно поэтому возникла необходимость в создании проекта «Путешествие в мир профессий». Необходимо с малых лет расширять представления детей о профессиях, о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

19.02

Изучение материала по теме проекта

Литература, методические разработки по теме.

Ограниченное количество актуальной информации.

Методики и литература по теме изучены.

19.02

Разработка содержания, определение форм и методов реализации проекта

Перспективный план работы с детьми и родителями по ознакомлению с различными профессиями.

Заболеваемость детей.

Проект «Путешествие в мир профессий».

19.02

Подбор методической и художественной литературы, стихотворений, наглядных пособий, игр.

Список литературы:

  1. Денисова Д. «Какие бывают профессии»
  2. Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».  
  3. Карпова И. Серия «Кем быть?»
  4. Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стѐпа-милиционер. Жонглѐр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?  
  5. Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
  6.  Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.
  7. Собакин Т. Будущая профессия.  

Расширение представлений о профессиях с помощью художественной литературы.

19-23.02

Пополнение предметно – развивающей среды.

Оформление книжного центра детской литературой и иллюстрациями по теме проекта;

Подбор дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной и двигательно-активной деятельности воспитанников

Пополнена предметно – развивающая среда след. пособиями: кроссворд «женские профессии», ребусы «Профессии», разрезные картинки «Профессии», дидактическая игра «Четвертый лишний. профессии», демонстрационный материал «Профессии»

19-23.02

Выявление знаний воспитанников о трудовой деятельности их родителей, названии профессий

Индивидуальные беседы

Заболеваемость детей.

Полученные результаты проанализированы и определен первоначальный  уровень представлений о профессиях у детей 6-7 лет

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

20.02

Утро

Беседа на тему «Кто как трудится?»

Дети 6-7 лет и воспитатель

Свободное речевое общение детей, установление эмоционального контакта.

Утро

Встреча с интересными людьми – работниками детского сада.

Дети 6-7 лет, воспитатель, работники детского сада

Приобщение к труду взрослых, дети получили опыт коммуникации с сотрудниками детского сада

Утро

Слушание песен Навигатум

 «Жизненные навыки. Что умеют взрослые»

Дети 6-7 лет и воспитатель

Сформированы представления детей о навыках взрослых людей разных профессий.  У детей появилось стремление научиться трудовым действиям дома в быту, оказывать посильную помощь родителям и сверстникам.

Вечер

«Взросляндия. В мире профессий»

Дети 6-7 лет и воспитатель

В группу внесены дидактические игры, пособия, предметы заместители, атрибуты, которые помогут детям при организации ролевых и режиссерских игр по замыслу с целью систематизации и углублению знаний о профессиях взрослых.

Профессия – прачка

Утро

Экскурсия на прачечную детского сада

Дети 6-7 лет, воспитатель, работник детского сада – прачка.

Дети познакомились с трудом машиниста по стирке белья, за работой современных машин, уяснили последовательность трудовых процессов по уходу за бельем.

Вечер

Чтение рассказов А. Кардашовой «Большая стирка», С.Михалков «Постирушка»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

У детей сформированы стремления к трудовым действиям по уходу за своими вещами и поддержке своего тела в чистоте.

Вечер

Ролевая игра «Семья. Мамины помощники»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

Дети осознали значимость современных машин по уходу за бельем, необходимость безопасного поведения в обращении с электроприборами.  

Утро

Ознакомление с пословицами и поговорками о труде и лени

Дети 6-7 лет и воспитатель.

Сформировано умение рассуждать с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов.

Утро

Загадки о современных машинах и устройствах по уходу за бельем и обеспечению чистоты

Дети 6-7 лет и воспитатель.

Произведено закрепление информации о профессии.  Дети попробовали самостоятельно придумывать загадки, иллюстрировали ответы к ним.

Профессия – доктор

Утро

Экскурсия в медицинский кабинет

Дети 6-7 лет, воспитатель и медсестра.

Дети познакомились с  содержанием работы медицинской сестры детского сада, изучили назначение и применение  оборудования и предметов для измерения веса, роста, давления, для вакцинации, уточнили последовательность трудовых процессов по уходу за детьми.

Утро

Чтение К. Чуковского «Доктор Айболит», А. Кардашова «Наш доктор», стихотворения И. Драг «Врач»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

У детей сформированы навыки поведения на приеме у врача, способность поддерживать диалог с медицинским работником, а также уважительное отношение к профессии и стремление быть похожим на врача.

Вечер

Ролевая игра «Семья. Будьте здоровы!»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

У детей сформированы  элементарные представления о медицинской помощи и о значимости труда врача для здоровья человека.

Утро

Загадки о современных  предметах и устройствах  для оказания врачебной помощи человеку

Дети 6-7 лет и воспитатель.

Произведено закрепление информации о профессии.  Дети попробовали самостоятельно придумывать загадки, иллюстрировали ответы к ним.

Утро

Ознакомление с пословицами и поговорками о здоровье

Дети 6-7 лет и воспитатель.

У детей формировали  умение рассуждать с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов, медицинских работников ДОУ.

Профессия – повар.

Утро

Экскурсия на пищеблок

Дети 6-7 лет, воспитатель и повара.

Дети познакомились с  содержанием работы повара детского сада, изучили назначение и применение  оборудования и посуды, уточнили последовательность трудовых процессов во время приготовления пищи.

Утро

Беседа о профессии повар - рассматривание иллюстраций, картин «Столовая посуда» - повторение правил приема пищи.

Дети 6-7 лет и воспитатель.

Дети группы расширили и углубили знания о профессии повар, о значимости, ценности этого труда

Вечер

Дидактические игры «Что лишнее?», «Варим суп», «Варим компот», «Сервируем стол к обеду», «Собери картинку»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

У детей сформированы  элементарные представления о процессе приготовления пищи, закреплены навыки по сервировке стола.

Утро

Сюжетно - ролевая игра «Поварята», «Кафе», «Семья»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

Дети с удовольствием играют в режиссёрские и дидактические игры «Я повар», «Я люблю готовить»

Вечер

Игры на словообразование «Помощники на кухне», «Где растет каша?»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

Дети обогатили словарь, что способствовало повышению их речевой активности.

Утро

Чтение художественной литературы С. Мягкова «Толстый повар»; П. Патлусов «Кот - повар»; С. Заболотная «Кулинарная сказка»; стихотворения И. Лопухина «Пельмени», М. Кравиц «Стихотворение про повара», Н. Носов «Мишкина каша»

Дети 6-7 лет и воспитатель.

У детей формировали  умение рассуждать с опорой на литературные произведения, личный опыт, рассказы родителей и педагогов, медицинских работников ДОУ.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

29.02

Выставка рисунков «Кем я буду, когда вырасту»

В разработке и организации данного проекта,  участие принимали все участники образовательного процесса.

Все цели и задачи проекта были достигнуты.

Данный проект может быть использован другими воспитателями.

Выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет

Опытно-экспериментальная работа была организована и проведена на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад № 50 «Дюймовочка» г. Заволжье, Городецкого муниципального округа,  Нижегородской области,  в период с декабря 2023 г. по май 2024 года.

В исследовании приняли участие 15 детей в возрасте 6-7 лет, из них 7 девочек и 8 мальчиков, стабильно посещающих детский сад. Списочный состав участников исследования представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Списочный состав участников эксперимента

Подготовительная группа

№ п/п

Участники эксперимента

Пол

Возраст (лет ) - январь

1.

Башинов Фёдор

муж

6,8

2.

Бормотова Анастасия

жен

6,4

3.

Брызгалов Александр

муж

6,3

4.

Бугров Даниил

муж

6,8

5.

Волгин Евгений

муж

6,4

6.

Галаничева Анжелика

жен

6,7

7.

Галицкий Макар

муж

6,6

8.

Дашкова Анна

жен

6,3

9.

Денисова Дарья

жен

6,8

10.

Дромашко Тимофей

муж

6,9

11.

Забродин Артем

муж

6,3

12.

Иванова Лилия

жен

6,4

13.

Корноухова Таисия

жен

6,5

14.

Кузнецов Григорий

муж

6,7

15.

Кузнецова Валерия

жен

6,5

Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет была организована в несколько этапов:

1 этап – констатирующий эксперимент для выявления первоначального уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

2 этап – формирующий эксперимент. Цель: планирование и организация педагогической работы по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

3 этап – контрольный эксперимент. Цель: повторное выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет с целью проверки результативности проведенной работы.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялось первоначальное выявление уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:

1. Подобрать и изучить содержание диагностической методики, направленной на выявление исходного уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

2. Подобрать дидактический материал для проведения диагностического исследования.

3. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление  первоначального уровня представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

4. Проанализировать полученные результаты и определить первоначальный  уровень представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

Констатирующий этап эксперимента был проведен в декабре 2023 года -январе  2024 года

На основе анализа литературы были конкретизированы критерии и показатели для оценки уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет на основе двух компонентов, выделенные в работах Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик.

На основе выделенных критериев и показателей были определены первоначальные уровни представлений о профессиях у детей 6-7 лет (Приложение А).

С целью выявления уровня сформированности  представлений о профессиях у детей 6-7 лет использовалась методика:

Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»

Для изучения представлений детей о труде взрослых проводится индивидуальная беседа.

Цель: определить осознанность и полноту представлений и понятий ребенка о профессиях и труде взрослых.

Оборудование: 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, доктор, повар (приложение Б).

Процедура проведения:

Индивидуально каждому ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Для чего люди ходят на работу?
  2. Что такое профессия?
  3. Какие ты знаешь профессии?
  4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?
  5. Кем работают твои мама и папа?

Далее проводится диагностическое исследование. Детям предлагается 5 картинок, на которых изображены представители различных профессий, их орудия труда и место труда: парикмахер, продавец, водитель, доктор, повар. Ребёнок самостоятельно выбирает картинку и составляет по ней рассказ.

Для получения дополнительных сведений о профессиях, которые не были выбраны детьми, необходимо в индивидуальной беседе показать детям эти изображения и попросить рассказать о данной профессии.

Критерии оценки:

Ребенок дает полный, точный ответ – имеет четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Ребенок дает неточный ответ – не выделяет отдельные детали процесса, называет не все орудия труда, опускает отдельные трудовые действия, значимость результата.

Ребенок дает неправильный ответ – затрудняется назвать должностные обязанности, путает орудия труда, не имеет представлений о трудовых действиях и результатах труда.

По представленным критериям выделяют три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом.

Таким образом методика констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы разработана с целью получения объективной информации об исходном уровне сформированности  представлений о профессиях  у детей 6-7 лет.

Результаты первоначального уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет занесены в таблицу (Приложение В).

Количественные результаты диагностики  уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет на начальном этапе опытно-экспериментальной работы представлены на рис. 2.

По данным («рис. 2») видно, что на начальном этапе опытно-экспериментальной работы низкий уровень сформированности представлений о профессиях имеют 40% детей (6 детей), средний уровень – 40% (6 детей), высокий уровень – 20% (3 детей). Преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о профессиях.

Анализ результатов диагностической беседы показал, что дети с низким уровнем сформированности представлений о труде взрослых имеют слабые знания о профессий взрослых. Макар испытывает затруднения при перечислении орудий труда парикмахера, Артем не ориентируется в последовательности рабочих процессов учителя, Илья выражает отсутствие заинтересованности при обсуждении профессии продавца.

Дети со средним уровнем сформированности представлений о труде взрослых упускают некоторые моменты при описании рабочих процессов, называют не все орудия труда, при выражении своего отношения к профессии испытывают сложности в перечислении эмоций, чаще используют жесты.

Катя смогла правильно назвать только часть орудий труда парикмахера. Настя испытывала сложности в словесном выражении своего отношения к труду воспитателя. Даша проявила отсутствие заинтересованности при обсуждении профессии водителя.

Дети с высоким уровнем сформированности представлений о труде взрослых содержательно и последовательно характеризуют процесс организации работы, выражают положительные эмоции, которые прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

Федя подробно описал работу водителя и основные виды транспорта, в том числе общественного. Лена перечислила все инструменты парикмахера, высказала желание работать по данной профессии.

Таким образом, на основании результатов констатирующего этапа  можно сделать вывод о том, что у детей 6-7 лет уровень сформированности представлений о профессиях находится в зоне недостаточного развития. Возможными причинами является то, что родители не уделяют достаточного внимания обсуждению различных профессий с детьми, имеется недостаточная сосредоточенность на данном вопросе со стороны педагогов детского сада [17, c. 28].

Тема ранней профориентации только набирает обороты в педагогической работе воспитателей. Это также является причиной недостаточной осведомленности в профессиях детей дошкольного возраста.

Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о необходимости планирования и последующего проведения педагогической работы в подготовительной группе детского сада.

2.2. Планирование и организация педагогической работы, направленной на формирование представлений о профессиях у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.

Планирование и проведение педагогической работы, направленной на формирование представлений о профессиях у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности осуществлялось с ноября по апрель.

Педагогическая работа создана для систематизации работы по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

Целью педагогической работы является организация эффективной системы работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях, должностных обязанностях взрослых на работе, орудиях труда, месте работы, трудовых действиях и их результатах.

Задачи формирующего эксперимента:

- спланировать и разработать проект с детьми 6-7 лет, способствующий формированию представлений о профессиях (приложение Г).

- организовать реализацию проекта с целью уточнения и расширения у детей 6-7 лет представлений о профессиях.

Проект был разработан на основе требований программы, реализуемой в МБДОУ «Детский сад №50» г. Заволжья – образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Перспективное планирование образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В дошкольном возрасте у ребенка формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий.  

Четкое представление о должностных обязанностях, орудиях труда, о месте работы, трудовых действиях и их результатах расширяет кругозор ребенка и способствует раннему проявлению интересов и склонностей к конкретной профессии [11, c, 28].

Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении [22, c, 56].

Для формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях был организован и проведен формирующий эксперимент.

Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать методику формирования у детей 6-7 лет представлений о профессиях посредством проектной деятельности.

Положения гипотезы были реализованы в процессе формирующего эксперимента. Мной был разработан среднесрочный проект «Путешествие в мир профессий», основной этап которого реализовывался в три тематических этапа: «Профессия – прачка», «Профессия – доктор», «Профессия – повар». На основе результатов теоретического анализа и констатирующего эксперимента были определены содержание работы, технологии реализации данных этапов проектной деятельности и составлен план проекта по реализации содержания формирующего эксперимента. Остановимся более подробно на каждом этапе  проекта.

С помощью первого этапа проектной деятельности «Путешествие в мир профессий» я формировала и систематизировала у детей общие представления о профессиях, особое внимание уделяла профессиям ближайшего окружения – работникам детского сада.

С этой целью были организованы и проведены беседы с детьми [18, c, 5], чтение рассказов и стихов о профессиях взрослых, в группу были внесены дидактические игры и пособия серии «Взросляндия. В мире профессий» (приложение Д).

Во время бесед дети задавали такие вопросы как: «Что такое профессия?», «Зачем люди ходят на работу?», «Что нужно делать, чтобы получить ту или иную профессию?».

В реализации педагогического проекта явилось формирование представлений у детей о профессии «Прачка», воспитание интереса и уважения к труженикам детского сада, заботящихся о чистоте полотенец и постельного белья.

Дети смогли побывать в прачечной детского сада, понаблюдать за процессом организации стирки белья и пообщаться с сотрудниками (Приложение Е).

В ходе экскурсии дети активно отвечали на вопросы. Так Даня Б. и Анна Д. рассказали, что они помогают маме в процессе стирки: сортируют одежду по цветам и насыпают порошок в отделение стиральной машины. Макар Г. сообщил, что у него дома стоит такая же стиральная машина и ему знакомы кнопки управления. Во время беседы с сотрудником – Ивановой Анной Николаевной , Даша Д., Лиля И., Артем З. активно задавали вопросы: «Почему нельзя стирать светлые и темные вещи одновременно?», «Почему некоторые вещи нельзя стирать в очень горячей воде?» «Зачем гладить постельное белье?». Анна Николаевна рассказала, что профессия прачки очень важна для людей, так как чистота одежды и постельного белья не только вселяет уверенность в себе и поднимает настроение у человека, но и оказывает влияние на его здоровье. Во время стирки и глажки в постельном белье и полотенцах уничтожаются все микробы, которые могут вызвать аллергию у человека, а также заболевания легких, например, астму.

Детям очень понравилась экскурсия на прачечную. Во время ролевой игры «Семья. Мамины помощники» Настя Б. и Лера К. с удовольствием занялись стиркой белья, а потом аккуратно разгладили все складочки на гладильных досках.

Далее, реализуя практический этап педагогического проекта, знакомились со следующей профессией «Профессия – доктор». Особое внимание явилось формирование представлений о таких профессиях как медицинская сестра, доктор, врач-специалист, а также понимание важности данной профессии для сохранения и укрепления здоровья людей и улучшения качества их жизни; воспитание уважительного и  доверительного отношения к человеку медицинской профессии.

В технологию реализации знакомства с профессией доктора вошли: экскурсия в медицинский кабинет, беседы о профессиях; чтение стихов и рассказов, ознакомление с пословицами и поговорками на тему здоровья, игровая деятельность «Семья. Будьте здоровы!».

Во время экскурсии в медицинский кабинет (приложение Ж) дети взглянули на работу доктора с другой стороны (ранее они приходили сюда только как пациенты).  Медсестра Галина Михайловна рассказала о своей работе, о том, как важна ее профессия для людей, о специфике работы медицинской сестры в детском саду, школе, поликлинике, госпитале, в санатории, на производстве.

Дети задавали вопросы, с интересом слушали и рассматривали медицинские инструменты. Саша Б. и Гриша К. задали вопросы: «Почему у доктора белый халат?» «Почему врачи не заболевают от пациентов?». Настя Б. поинтересовалась, что будет, если человек никогда не будет делать прививки. Федя Б. и Тимофей Д. рассказали, что их мамы работают в больнице.

В сюжетно-ролевой игре «Семья. Будьте здоровы!» дети смогли отразить полученные знания, навыки и умения из реальной жизни (изготавливают и используют предметы-заместители, атрибуты для игры, организуют игровое пространство, эмоционально поддерживают  друг друга, сотрудничают и  взаимодействуют в принятых на себя ролях).

Следующей наиболее интересной профессией, с которой знакомились воспитанники была - профессия Повар. В содержании данной работы над проектом отражены беседы с детьми, экскурсия на кухню детского сада (приложение З), организованная образовательная деятельность, дидактические игры, а также творческая продуктивная деятельность.

Через беседы и экскурсии дети расширили и углубили знания о профессии повар, о значимости, ценности этого труда.

Таисия К. рассказала, что ее бабушка всю жизнь работала поваром. Теперь она на пенсии, но всегда радует домашних вкусными блюдами. Таисия пекла вместе с бабушкой пироги и помогала лепить пельмени.

Макар Г. рассказал о том, что его мама печет дома самые настоящие торты, которые намного вкуснее магазинных. Свои впечатления от встречи с кухонными работниками дети отображали в рисунках. Во время бесед получилось обогатить словарный запас детей, который они использовали в режиссёрских играх «Я повар», «Я люблю готовить».

Целью заключительного этапа проектной деятельности с детьми является закрепление полученных знаний в ходе реализации проектной деятельности, а также развитие творческого воображения детей 6- 7 лет. С детьми проводились беседы на темы: «Кем ты хочешь стать?» «Какие профессии самые важные?».

Так, Артем З. и Даша Д. сказали, что, когда вырастут, будут долго учиться и врачами, которые будут лечить людей и спасать человеческие жизни. Таисия К. призналась, что как и бабушка, тоже хочет стать поваром и печь такие же вкусные торты, как мама Макара.

В процессе работы над проектом дети вместе с родителями приняли участие в создании фотоальбома «Домашние помощники» (приложение И).

Итогом работы над проектом «Путешествие в мир профессий» стало создание альбома детских рисунков: «Кем я буду, когда вырасту» (приложение К).

2.3. Анализ результативности педагогической работы

По итогам реализованной педагогической работы, направленной на формирование представлений о профессиях у детей 6-7 лет, было проведено повторное диагностическое исследование по раннее использованной методике на этапе констатирующего эксперимента.

Сроки контрольного эксперимента –  май 2024 года.

Задачи исследования:

  1. Провести повторную диагностику, направленную на определение уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет (приложение Л).
  2. Проанализировать результаты контрольного эксперимента, сделать выводы.
  3. Выполнить сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента.
  4. Сделать выводы о подтверждении гипотезы исследования.

Для выявления динамики в развитии представлений о профессиях у детей 6-7 лет сравним результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Сравнительный анализ результатов исходного и итогового уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет представлен на рисунке.

Данные, представленные на рисунке, показывают, что на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы низкого уровня представления о профессиях не выявлено (0% вместо 40% - 6 человек на начальном этапе), на 14% (2 человека) увеличилось количество детей со средним уровнем (было 40% - 6 человек, стало 54% - 8 человек). Был выявлен 46% (7 человек) детей с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях против 20% - 3 человека на начальном этапе. Это положительная динамика.

Дадим характеристику группам детей, выделенным на контрольном этапе. Первая группа с высоким уровнем сформированности представлений о профессиях (46%). Дети этой группы (Настя, Даня, Анна, Тимофей, Таисия, Артем, Валерия) имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем о профессиях родителей проявляют положительные эмоции, которые прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

Вторая группа со средним уровнем сформированности представлений о профессиях (54%). Дети этой группы (Федя, Саша, Женя, Анжелика, Макар, Даша, Лилия, Гриша) имеют затруднения при описании труда взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. В беседах с воспитателем о профессии родителей не проявляют ярких эмоций, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

Представляем результаты исследования на начальном и итоговом этапах работы в динамике отдельно по каждому ребенку (таблица 2).

Динамика развития уровня сформированности представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

Таблица  2 «Результаты исследования на начальном и итоговом этапах работы в динамике»

№ п/п

Участники эксперимента

Начальный этап

Итоговый этап

Динамика

1.

Башинов Фёдор

низкий

средний

+

2.

Бормотова Анастасия

высокий

высокий

-

3.

Брызгалов Александр

низкий

средний

+

4.

Бугров Даниил

средний

высокий

+

5.

Волгин Евгений

низкий

средний

+

6.

Галаничева Анжелика

средний

средний

-

7.

Галицкий Макар

низкий

средний

+

8.

Дашкова Анна

средний

высокий

+

9.

Денисова Дарья

низкий

средний

+

10.

Дромашко Тимофей

средний

высокий

+

11.

Забродин Артем

высокий

высокий

-

12.

Иванова Лилия

средний

средний

-

13.

Корноухова Таисия

высокий

высокий

-

14.

Кузнецов Григорий

низкий

средний

+

15.

Кузнецова Валерия

средний

высокий

+

По данным таблицы 2 видим, что 6 детей (Фёдор, Александр,  Евгений, Макар, Дарья, Григорий) показали положительную динамику в развитии, так перешли с уровня «низкий» на средний».  Со среднего уровня на «высокий» перешли 4 ребенка (Даниил, Анна, Тимофей, Валерия). Таким образом, большинство детей повысили свои результаты в развитии представлений о профессиях.

Не показали положительной динамики только 2 ребенка (Анжелика и Лилия) – они остались на среднем уровне развития. Возможно, это связано с тем, что девочки часто пропускали занятия из-за спортивных секций.

Остальные 3 ребенка (Настя, Артем и Таисия) сохранили высокий уровень развития  представлений о профессиях, но после проведенной педагогической работы назвали больше профессий из списка мало распространенных, такие как: археолог, модельер, ветеринар, фермер. Смогли более точно и последовательно охарактеризовать процесс организации труда взрослых наиболее популярных профессий, например, доктор, воспитатель, учитель, полицейский.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что в целом у детей экспериментальной группы произошли качественные изменения по всем показателям методики.

У детей сформированы представления о профессиях и профессиональных обязанностях. Они стали правильно отвечать на вопросы, у них сформировано ценностно-эмоциональное отношение к представителям различных профессий, уважение к труду взрослых. Дети понимают важность профессиональной деятельности.

Таким образом, внедрение в образовательную деятельность и внесение в развивающую предметно-пространственную среду группы материала по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет дало положительные результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнив исследование по теме: «Проектная деятельность как условие формирования представлений о профессиях у детей 6-7 лет», можем сделать следующие выводы: период дошкольного детства является наиболее значимым в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование представлений о профессиях становится необходимым условием трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Исследователи по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых отмечают, что детям дошкольного возраста важно донести ценность результатов труда и уважение к труженикам.

Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу, выдвинутую ранее о том, что формирование у детей 6-7 лет представлений о профессиях посредством проектной деятельности возможно, если:

– определены представления детей о профессиях с учетом возрастных возможностей детей;

– разработан и апробирован проект «Путешествие в мире профессий» по формированию у детей 6-7 лет представлений о труде взрослых;

– разработан и включен в совместную деятельность комплекс занятий по формированию у детей 6-7 лет представлений о профессиях.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики использования проектной деятельности, включающей различные формы, методы и приемы работы с учетом оснащения развивающей предметно-пространственной среды по формированию представлений о профессиях у детей 6-7 лет.

Зафиксирована положительная динамика в развитии представлений о профессиях у детей дошкольного возраста - воспитанников «Детского сада №50» города Заволжья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...