Мастер класс «Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_triz.docx | 97.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»
Мастер класс
«Применение методов ТРИЗ
в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель
Цымбал К.С
г. Нижневартовск 2024
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.
Г. С. Альтшуллер
Актуальность:
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач
Цель мастер-класса: Создание условий для практического освоения технологии ТРИЗ.
Задачи:
-Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;
-Повысить компетентность педагогов в сфере образовательных технологий;
-Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;
-Формировать желание помогать детям, умение находить с ними контакт.
Практическое применение в детском саду.
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗ — пусть лучше будет побольше практики.
Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку?
Или это супер машинка, которая может ездить на трех колесах?
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляю мастер-класс. Темой, которого является «Применение методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Прежде чем перейти непосредственно к практической части, возможно,
у вас возникли вопросы «Что же такое ТРИЗ?».
Предлагаю Вам кратко познакомится с технологией ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика,
а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.
Принципы построения занятий по ТРИЗ.
-Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.
-Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
-Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).
-Обязательная активизация творческого воображения.
Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра,
с другой - развитие умственной активности ребенка через творчество.
Уважаемые коллеги!
Используя элементы ТРИЗ, с детьми мы вместе учимся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые нас окружают; изобретаем предметы с новыми свойствами и качествами; решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки; учимся находить выход из любой сложной ситуации.
Всё это решается в играх и игровых упражнениях.
Предлагаю поиграть.
Игра «Да-нетка»
В моей шкатулке лежит предмет. Хотите знать, что там? Вы задаете наводящие вопросы. А я отвечаю только ДА или НЕТ.
Игра подходит для детей любого возраста. Ребята с удовольствием включаются в угадывание. Я замечаю, что вопросы становятся более конкретными. В игре участвуют абсолютно все дети. Каждому хочется задать вопрос. Дети стараются запомнить вопросы других и не повторить их.
«Танец рисования»
Сейчас приглашаю подвигаться 5-6 желающих.
-Перед каждым из вас лежит лист бумаги и фломастер.
-Задумайте предмет и нарисуйте ОДИН элемент этого предмета.
-Задумали?
-Изображайте! Только один элемент!
-Пока звучит музыка, вы двигаетесь по кругу, пританцовывая. Как только музыка затихнет, вы останавливаетесь и дорисовываете один элемент на том листе, который рядом с вами.
У нас с детьми иногда получаются очень забавные картинки.
Однажды мы сделали даже мини-выставку для родителей, где они давали названия получившимся персонажам
«Хорошо-плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект: может выбрать сам педагог, дать вытянуть карточку детям, кинуть кубик, достать из «Чудесного мешочка» и пр.
1 вариант
Например: съесть конфету – хорошо. Почему? (ответы педагогов)
Съесть конфету – плохо. Почему? (ответы педагогов)
2 вариант по цепочке
Съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? Там большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можно почитать книгу. Читать книгу – это плохо. Почему? Можно испортить глаза и др.
Игра «Теремок»
Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок». Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь, правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по-другому, все время, меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.
Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.
Игра «Маша-Растеряша»
Ход игры: педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет или вытягивает карточку, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша отмечает самый оригинальный ответ.
В заключение мне хотелось бы сказать:
Используя элементы ТРИЗ я отмечаю, что дети почти не имеют психологических барьеров, боязни перед новым, неизвестным. А проблемы они воспринимают не как непреодолимые препятствия, а как очередные задачи, которые следует решить.
Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Я рада, что вы посетили мой мастер-класс, были активными и эмоциональными.
Список используемой литературы
- «Занятия по развитию мышления, воображения и речи дошкольников» Мозырь, 2006
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,1991..
- Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2002.
- Дыбина О.В. Что было до... М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.
- Жихар О.П. ОТСМ – ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
- Корзун А. В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2000.
- Корзун А. В., Кишко С. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь, 2003.
- Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2004.
- Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Самой актуальной проблемой во все времена является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном мастер-классе представлены приемы и формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья ...
Мастер-класс "«Применение камешков "Марблс" в работе педагога»"
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Применение камешков "Марблс" в работе педагога"...
Мастер-класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с различными нарушениями развития»
Материал для повышения уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных...
Мастер класс- " Применение логоритмических упражнений в работе с детьми с нарушениями ОДА для обеспечения эмоционального благополучия"
Мастер класс- " Применение логоритмических упражнений в работе с детьми с нарушениями ОДА для обеспечения эмоционального благополучия"...
Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»
Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...
Паспорт мастер - класса "Применение эффективных форм в работе с детьми по развитию духовно - нравственных и культурных ценностей российского народа"
АктуальностьНеотьемлимой составляющей образования является "воспитание" - педагогически рациональное управление процессом развития личности ребенка. Такое его понимание закреплено в Законе Р...
Мастер-класс: «Применение эффективных методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста»
Представление опыта работы по применению эффективных методов и приёмов, направленных на профилактику и коррекцию эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста....