Статья на тему :«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
статья (подготовительная группа)

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Детский сад № __________________

План по самообразованию

на 20_____ – 20_____ учебный год

Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

Младшая группа

Воспитатель: _____________

Актуальность выбранной темы

ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.

Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в воспитании нравственно-патриотических качеств детеймладшего дошкольного возраста, развитии интереса к семье, родному городу,  стране.

Задачи самообразования:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

- Разработать перспективный план работы с детьми;

- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Маленький гражданин»;

- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ».

Работа с детьми.

 Цель: сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; знания о родном городе через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

Образовательные:

1. Знакомить с русскими народными сказками; закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках; расширять знания о малой родине (названии родного города, знания домашнего адреса).

Развивающие:

1. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному городу, семье, детскому саду.

2. Развивать речь, воображение.

3. Сформировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.

Воспитательные:

1. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.

3. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.

4. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Этапы реализации:

1. Организационный (сбор информации по теме) – сентябрь 20______ г.

2. Основной (реализация перспективного плана работы с детьми и родителями) – октябрь 20_____  – апрель 20_____ г.

3. Заключительный (проведение итогового мероприятия, обобщение опыта работы по данной теме) – май 20_____ г.

Методы и формы работы:

  • беседа,
  • игра,
  • чтение художественной литературы,
  • творческое задание,

Работа с педагогами:

1.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» (октябрь 20_____ г.)

2. Выступление с отчётом о проделанной работе (май 20_____ г.)

Предполагаемые результаты:

- имеет первичные представления о себе, семье, малой Родине и природе; о трудовой деятельности людей, работающих в д/саду;

- умеет называть профессии сотрудников д/сада, называть помещения д/сада, правила культуры поведения в д/саду;

- испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; с удовольствием идет в детский сад.

Перспективное планирование нравственно – патриотического воспитания дошкольников младшей группы

Подбор и изучение методической литературы, пополнение РППС

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение источника: Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС

Пополнение РППС: Оформление уголка в группе «Маленький гражданин»

«Мой любимый детский сад»

Консультация «Нравственно-

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Привлечь родителей к изготовлению тематических папок по теме «Мой Барнаул», «Как я провёл лето» (фото с приложением не большого текста - пояснения)

1. Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

2. Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона».

3.С/р игра «Детский сад».

Октябрь

Изучение источника: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (соответствует ФГОС) – М. : «мозаика-Синтез», 2020 г.

Пополнение РППС: Изготовление картотеки д/и по патриотическому воспитанию

«Я и моё имя»

Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья».

1. Беседа «Для чего человеку имя?»

2.Игра «Назови ласково»,

«Кто я?»

3.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда..»

4.Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Ноябрь

Изучение источника: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа        Князева О.Л. Маханева М.Д. СПб: АКЦИДЕНТ,1997

Пополнение РППС:

Изготовить фотоальбом «Моя семья».

«Моя семья»

Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын/дочь»

1.Рассказы детей о членах своей семьи.

2.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса».

3.С/р игра «Семья».

Декабрь

Изучение источника: Нравственное воспитание в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет) Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду.        Петрова В.И., Стульник Т.Д., М.: Мозаика-Синтез, 2006

Пополнение РППС:

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к игре по теме: «Мамин сундучок» ряженье.

«Моя семья»

Изготовление игрушек для украшения елки и группы.

Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола

1.Беседа «Что значит любить родителей?»

«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

2.Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме.

3.Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Вечер в семье».

Январь

Изучение источника: Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром- М. ТЦ Сфера, 2005г.

Пополнение РППС:

Изготовление тематических папок с иллюстрациями по теме «Ребёнок и его сверстники» (девочки и мальчики, дети в разных ситуациях, игры)

«Мои друзья»

Привлечь родителей к сбору материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры (матрёшки, дымковские игрушки, вышивка, различные виды росписи). Куклы в национальных костюмах

1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

3.Разучивание стихов о дружбе.

4.Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

Февраль

Изучение источника:

Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9.

Пополнение РППС: Изготовление накидок и головных уборов для игры «Мы – солдаты»

«Наши защитники»

Привлечь родителей к изготовлению тематических папок по теме «Моя родословная», «Семейное древо».

1.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

2.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

3.Пение песен, заучивание стихов об армии.

4.Изготовление подарков для пап. Выставка рисунков «Самолеты летят»

5.С/р игра «Мы солдаты»

Март

Изучение источника:

Нечаева В. Г., МарковаТ. А. «Нравственное воспитание в детском саду» - М. : Просвещение, 1984г.).

Пополнение РППС

Пополнение атрибутамис/р игры "Дочки– матери".

Пополнить фотографиями альбом «Моя семья»

«Моя мама»

Консультация для родителей «Семейные традиции»

1.Беседа с детьми о мамах.

2.Пение песен, чтение стихов о маме/бабушке.

3.Изготовление подарков для мам. Выставка работ «Красивое платье для мамы» (аппликация)

4.С/р игра «Дочки – матери».

Апрель

Изучение источника: Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992г.

Пополнение РППС:

Пополнить уголок природы макетом «Весна».

Изготовление тематической папки по теме «Хлеб всему голова»

«Природа нашего края»

Консультация для родителей «Детям о природе Алтайского края»

1.Беседа с рассматриванием иллюстраций «Овощи и фрукты».

2.Чтение сказки «Репка».

3.Загадывание загадок о животных.

4.Д/и «Животные и их детеныши».

Май

Изучение источника:

 Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) –М: УЦ «Перспектива», 2011г.

Пополнение РППС:

Модификация центра

«Мой город»

1. Беседа «Город, в котором я живу».

2. Рассматривание иллюстраций: «День Победы»

3.Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

4.  Конструирование «Дом для куклы»

Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры».Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопроса...

Презентация к проекту из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

1слайд:Одним из компонентов образовательных областей социально-коммуникативного развития ФГОС ДО является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного ...

Консультация для молодых педагогов на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

Одна из самых актуальных задач нашего времени на сегодняшний день - это нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения - Данная проблема охватывает всех людей без исключени...

Выступление по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Описание слайдов к презентации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...

План по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» 2023-2024 год Подготовительная группа

План по самообразованиюТема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»2023-2024 годПодготовительная группа...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"

Основой формирования будущей гармонично развитой личности выступает процесс всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. При этом, одной из базовых основ гармоничного развития личности являетс...