Статья на тему :«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
статья (подготовительная группа)
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников через игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 43.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад № __________________
План по самообразованию
на 20_____ – 20_____ учебный год
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Младшая группа
Воспитатель: _____________
Актуальность выбранной темы
ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей. Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Дошкольный возраст – период начального становления базовой культуры личности, приобщения к ценностям, обретения жизненных ориентиров. Известно, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного созревания, они формируются и развиваются постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения определённой информации, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт, и от средств и методов воспитания.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.
Чувство Родины у ребёнка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – всё это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребёнок! И хотя многие впечатления им ещё не осознаются, важно, что маленький человек испытывает восхищение тем, что он видит перед собой. С восхищения и начинается познание.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей. Но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребёнка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в воспитании нравственно-патриотических качеств детеймладшего дошкольного возраста, развитии интереса к семье, родному городу, стране.
Задачи самообразования:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «Маленький гражданин»;
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ».
Работа с детьми.
Цель: сформировать у детей духовно - нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду; знания о родном городе через совместную творческо-познавательную деятельность детей, воспитателей и родителей.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:
Образовательные:
1. Знакомить с русскими народными сказками; закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках; расширять знания о малой родине (названии родного города, знания домашнего адреса).
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес, заботливое отношение к родному городу, семье, детскому саду.
2. Развивать речь, воображение.
3. Сформировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
Воспитательные:
1. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где каждый ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, городу и чувство гордости за него, желание познакомиться с ним подробнее.
3. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
4. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
Этапы реализации:
1. Организационный (сбор информации по теме) – сентябрь 20______ г.
2. Основной (реализация перспективного плана работы с детьми и родителями) – октябрь 20_____ – апрель 20_____ г.
3. Заключительный (проведение итогового мероприятия, обобщение опыта работы по данной теме) – май 20_____ г.
Методы и формы работы:
- беседа,
- игра,
- чтение художественной литературы,
- творческое задание,
Работа с педагогами:
1.«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ» (октябрь 20_____ г.)
2. Выступление с отчётом о проделанной работе (май 20_____ г.)
Предполагаемые результаты:
- имеет первичные представления о себе, семье, малой Родине и природе; о трудовой деятельности людей, работающих в д/саду;
- умеет называть профессии сотрудников д/сада, называть помещения д/сада, правила культуры поведения в д/саду;
- испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; с удовольствием идет в детский сад.
Перспективное планирование нравственно – патриотического воспитания дошкольников младшей группы
Подбор и изучение методической литературы, пополнение РППС | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Сентябрь | ||||
Изучение источника: Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС Пополнение РППС: Оформление уголка в группе «Маленький гражданин» | «Мой любимый детский сад» | Консультация «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Привлечь родителей к изготовлению тематических папок по теме «Мой Барнаул», «Как я провёл лето» (фото с приложением не большого текста - пояснения) | ||
1. Беседы «Моя группа», «Мои друзья». 2. Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-ворона». 3.С/р игра «Детский сад». | ||||
Октябрь | ||||
Изучение источника: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (соответствует ФГОС) – М. : «мозаика-Синтез», 2020 г. Пополнение РППС: Изготовление картотеки д/и по патриотическому воспитанию | «Я и моё имя» | Привлечь родителей к сбору фотографий в фотоальбом «Моя семья». | ||
1. Беседа «Для чего человеку имя?» 2.Игра «Назови ласково», «Кто я?» 3.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда..» 4.Чтение сказки «Волк и семеро козлят» | ||||
Ноябрь | ||||
Изучение источника: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа Князева О.Л. Маханева М.Д. СПб: АКЦИДЕНТ,1997 Пополнение РППС: Изготовить фотоальбом «Моя семья». | «Моя семья» | Подготовить консультацию для пап «В семье растёт сын/дочь» | ||
1.Рассказы детей о членах своей семьи. 2.Заучивание потешек «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса». 3.С/р игра «Семья». | ||||
Декабрь | ||||
Изучение источника: Нравственное воспитание в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет) Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. Петрова В.И., Стульник Т.Д., М.: Мозаика-Синтез, 2006 Пополнение РППС: Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к игре по теме: «Мамин сундучок» ряженье. | «Моя семья» | Изготовление игрушек для украшения елки и группы. Обратить внимание родителей на выбор игрушек для ребёнка соответственного возраста и пола | ||
1.Беседа «Что значит любить родителей?» «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) 2.Заучивание стихотворений «Дед Мороз», «Елочка», потешек, закличек о зиме. 3.Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Вечер в семье». | ||||
Январь | ||||
Изучение источника: Комарова Н. Г. Грибова Л. Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром- М. ТЦ Сфера, 2005г. Пополнение РППС: Изготовление тематических папок с иллюстрациями по теме «Ребёнок и его сверстники» (девочки и мальчики, дети в разных ситуациях, игры) | «Мои друзья» | Привлечь родителей к сбору материала по приобщению детей к истокам русской народной культуры (матрёшки, дымковские игрушки, вышивка, различные виды росписи). Куклы в национальных костюмах | ||
1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу», 2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково». 3.Разучивание стихов о дружбе. 4.Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». | ||||
Февраль | ||||
Изучение источника: Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч,2003-№6.-С.8-9. Пополнение РППС: Изготовление накидок и головных уборов для игры «Мы – солдаты» | «Наши защитники» | Привлечь родителей к изготовлению тематических папок по теме «Моя родословная», «Семейное древо». | ||
1.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». 2.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 3.Пение песен, заучивание стихов об армии. 4.Изготовление подарков для пап. Выставка рисунков «Самолеты летят» 5.С/р игра «Мы солдаты» | ||||
Март | ||||
Изучение источника: Нечаева В. Г., МарковаТ. А. «Нравственное воспитание в детском саду» - М. : Просвещение, 1984г.). Пополнение РППС Пополнение атрибутамис/р игры "Дочки– матери". Пополнить фотографиями альбом «Моя семья» | «Моя мама» | Консультация для родителей «Семейные традиции» | ||
1.Беседа с детьми о мамах. 2.Пение песен, чтение стихов о маме/бабушке. 3.Изготовление подарков для мам. Выставка работ «Красивое платье для мамы» (аппликация) | ||||
4.С/р игра «Дочки – матери». | ||||
Апрель | ||||
Изучение источника: Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992г. Пополнение РППС: Пополнить уголок природы макетом «Весна». Изготовление тематической папки по теме «Хлеб всему голова» | «Природа нашего края» | Консультация для родителей «Детям о природе Алтайского края» | ||
1.Беседа с рассматриванием иллюстраций «Овощи и фрукты». 2.Чтение сказки «Репка». 3.Загадывание загадок о животных. 4.Д/и «Животные и их детеныши». | ||||
Май | ||||
Изучение источника: Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) –М: УЦ «Перспектива», 2011г. Пополнение РППС: Модификация центра | «Мой город» 1. Беседа «Город, в котором я живу». 2. Рассматривание иллюстраций: «День Победы» 3.Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» 4. Конструирование «Дом для куклы» | Организовать совместную работу детей и родителей по благоустройству участка группы | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
План самообразования Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры».Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопроса...
Презентация к проекту из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
1слайд:Одним из компонентов образовательных областей социально-коммуникативного развития ФГОС ДО является нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного ...
Консультация для молодых педагогов на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
Одна из самых актуальных задач нашего времени на сегодняшний день - это нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения - Данная проблема охватывает всех людей без исключени...
Выступление по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
Описание слайдов к презентации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»...
План по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» 2023-2024 год Подготовительная группа
План по самообразованиюТема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»2023-2024 годПодготовительная группа...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
Статья на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры"
Основой формирования будущей гармонично развитой личности выступает процесс всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. При этом, одной из базовых основ гармоничного развития личности являетс...