КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА На тему: Организация исследовательской деятельности детей 6-7 лет в детском саду
материал

Полещук Анастасия Анатольевна

Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_eksperement.docx34.06 КБ

Предварительный просмотр:

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

«Омская гуманитарная академия»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

На тему: Организация исследовательской деятельности детей 6-7 лет в детском саду

По учебной дисциплине : Дошкольная педагогика с основами методики

Выполнил(а): Полещук А.А.                                                                                                                            

Направление подготовки:

Педагогическое образование

                                                                              Форма обучения: заочная

                                                                                                                                     

Омск, 2023

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………….……3
  2. Особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………...5
  3. Особенности организации  исследовательской  деятельности дошкольников………………………………………………………………8
  4. Заключение………………………………………………………………..11

Список литературы…………………………………...…………………..13

Введение.

Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития

С детства дети были первооткрывателями и исследователями мира, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом  и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений [4].

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательно- исследовательской деятельности детей,

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.

Исследовательская деятельность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково-исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.

Целевые ориентиры, обозначенные во ФГОС ДО, подчёркивают: ребёнок на этапе завершения дошкольного образования проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе в познавательно - исследовательской.

Исследовательская и поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Именно исследовательская деятельность создаёт условия для психического развития, разворачивающегося  в саморазвитие, а в дальнейшем в самореализацию.

К 3–5 годам элементарная исследовательская потребность преобразуется  и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по исследованию субъективно нового, а уже к 5 годам дети пытаются найти ответ самостоятельно, пробуя экспериментировать [1].

 В 5–6 лет дошкольник обращает к себе возникший вопрос или обнаруженное противоречие; так познавательная потребность начинает осознаваться ребёнком.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, O.JL Князева).

Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

2. Особенности развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.

Значимость развития исследовательских умений детей находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В стандарте развитие исследовательских умений включено в образовательную область «Познавательное развитие». Проблемы реализации исследовательской деятельности в дошкольной педагогике рассматривали А.Н. Леонтьев, С.Н. Николаева, М.И. Лисина, О.В. Дыбина и ряд других авторов. Вопросы развития исследовательской инициативы в дошкольном возрасте изучал А.Н. Поддьяков. Экспериментальные исследования в сфере изучения исследовательской активности дошкольников проводили Н.Е. Веракса, А.И. Савенков, и другие ученые.

Исследовательская деятельность является одной из важнейших видов деятельности детей с первого года жизни ребёнка, однако наибольшие возможности для познания окружающего мира возникают в старшем дошкольном возрасте, поскольку у детей уже накапливается необходимый объем знаний и навыков, чтобы проводить разнообразную исследовательскую, в том числе экспериментальную, деятельность.

В  старшем  дошкольном  возрасте  мышление  детей  является  наглядно-действенным,  этот  факт  необходимо  учитывать  для  построения  процесса исследовательского поиска  детей. Благодаря  наглядно-действенному мышлению дошкольникам интересны,  прежде  всего, исследования с экспериментами. В  старшем  дошкольном  возрасте  темп  умственного  развития  детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная  сфера  приобретает  новые  качественные  характеристики.  

Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи  и отношения между ними. Восприятие  ребёнка  теряет  свой  первоначально  глобальный  характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него самого. Благодаря  различным  видам  деятельности  память  ребёнка  становится произвольной  и  целенаправленной.  Он  сам  ставит  перед  собой  задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Ребёнок способен представить в рисунке или в уме не только конечные результаты действия, но и его промежуточный этап.

К особенностям развития исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста можно отнести следующие:

 – опора на опыт ребенка;

 – акцентирование внимания ребенка на наблюдениях и экспериментировании;

 – создание предметно-пространственной среды;

 – активное участие каждого ребенка в планировании собственной исследовательской работы;

 – чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения;

 – применение проектной деятельности в качестве средства развития исследовательских умений у старших дошкольников.

Всем известно,   что в  дошкольном возрасте, основным видом деятельности детей является игра, следовательно, приёмы исследовательской деятельности вплетаются в игру. Чем дети становятся старше, тем чаще исследовательская деятельность включает средства её осуществления и разные психические функции: действие, образец, слова. Для ребенка естественнее и легче понимать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, проводя эксперименты, делая на их основе собственные умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Особенность мышления старших дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами, специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к исследовательской деятельности

Таким образом, развитие исследовательской деятельности ребёнка – одна из важнейших задач современного образования.

3.Особенности организации  исследовательской  деятельности дошкольников

 «Для ребенка естественнее гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А.И. Савенков)[7.]. Отталкиваясь на данное высказывания, можно сказать, что исследовательский метод обучения в образовательном процессе является очень важным, необходимым фактором.

Одним из важнейших условий решения задач формирования исследовательской деятельности, является организация развивающей предметной среды, способствующей развитию активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. При проведении непосредственно-образовательной деятельности изучаемые предметы и явления должны быть видимы и ощущаемы, дети должны производить действия с изучаемым предметом или наблюдать изучаемое явление. При выполнении этих требований внимание детей окажется сосредоточенным на объекте изучения.

 Опираясь на повседневный опыт старших дошкольников, их можно знакомить с такими физическими явлениями, как воздух и его простейшие свойства; тепловые явления; превращение твердых тел в жидкие, жидких  в парообразные и т. д. Ознакомление с физическими явлениями дает наиболее оптимальные результаты только при целенаправленном оперировании ребенком предметами изучения, т. е. при постановке простейшего физического эксперимента. В процессе такого эксперимента внимание ребенка акцентируется на изучаемом физическом свойстве. Это приводит к приобретению навыка строго выполнять указания воспитателя, к овладению новыми средствами усвоения знаний и умений. Особенно важно, что в процессе исследования ребенок приучается самостоятельно анализировать явление, находить его причину и производить простейшие. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива в процессе экспериментов переходит в руки детей. Дети, стоящие на пороге шести лет, должны постоянно обращаться к педагогу с просьбами: «Давайте сделаем так…», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Педагог не должен навязывать своих советов и рекомендаций, а ждать, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а старается «разбудить» самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к исследовательской деятельности и сформирована культура работы . В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. При проведении исследовательской деятельности работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на всю исследовательскую деятельность и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.

Организуя исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста, важно понимать, что качество выполненных творческих работ может быть довольно невысоким, но сама исследовательская  деятельность обязательно будет эмоционально окрашенной, значимой для ребёнка.

 Цель воспитателя в организации исследовательской деятельности – это создание поля, в котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важна не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу действий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно развивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объекты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутреннюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность, рефлексию. Именно эти качества личности обеспечат раннюю самореализацию детей в различных видах деятельности

 

Заключение.

Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития

На протяжении всего дошкольного возраста, наряду с игровой деятельностью, огромное внимание необходимо уделять организации познавательно- исследовательской деятельности детей,

Для успешного развития познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении необходимо создать специальные условия, а именно организовать эффективную предметно-пространственную образовательную среду. Согласно ФГОС ДО, организация предметно -пространственной среды дошкольного учреждения формируется с учетом индивидуальных особенностей и интересов дошкольников

В настоящее время требования к воспитанию и обучению детей в дошкольных учреждениях изменились. Если  раньше дети получали знания способом  прямой передачи информации от педагога, то сейчас задачи педагогов заключаются в следующем: необходимо создавать благоприятные условия, при которых каждый ребёнок мог бы раскрывать и совершенствовать способности в изучении особенностей и свойств объектов окружающего мира,  научить малыша мыслить,  творчески подходить к решению проблемных ситуаций,  использовать в работе передовые педагогические технологии, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников.

Организация исследовательской деятельности в ДОУ  должна протекать в форме взаимоотношений взрослого и ребенка. Таким образом  выбранная форма взаимодействия помогает развитию активности дошкольников, способствует принятию собственного решения, , не задумываясь и не боясь, что получится неправильно. Это подпитывает интерес к достижению поставленной цели, помогает сохранить и поддержать эмоциональный комфорт развития социальной и умственной деятельности.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание

Список литературы.

  1. Бурменская, Г.В. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб. пособие / ред.-сост. Г.В. Бурменская. – 2-е изд., расш. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2005.].
  2. Дыбина, О.В. Формирование у детей 6-7 лет основ исследовательских умений в процессе подготовки к школе. Научнометодическая разработка для воспитателей [Текст] / О.В. Дыбина – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2009.
  3. Дыбина, О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / Под ред. О.В. Дыбиной. – М. : Национальный книжный центр, 2015. –
  4. Емельянова И. Е. Особенности организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. – 2009. – № 12. – С. 18-22 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.school2100.com/upload/iblock/8d1/Emelyanova.pdf
  5. Киреева О. В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Киреева Ольга Владимировна. – СПб., 2009. – 209 с. ил. ; Оглавление; Введение; Заключение; Список лит. к дис. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-issledovatelskoi-aktivnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-eksper   
  6. Поддьяков А. Н. Исследовательская активность ребенка // Детский сад от А до Я. – 2004. – № 2. – С. 10-20 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.creativity.ipras.ru/texts/Poddiakov_Detsky%20sad.pdf
  7. Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8 / А. И. Савенков. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.].
  8. Сысоева, Е.Г. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста / Е.Г. Сысоева // II Педагогика и психология: от идеи к результату : мат. II Междунар.науч.-практ.конф., Чебоксары, 29 ноября 2019 18 г. / ООО «Образовательный центр «Инициатива»; гл. ред. А.В. Степанова.- Чебоксары,2019. –С.244-250.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] :
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgosdoshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redakt

Интернет ресурсы:

  1. file:///C:/Users/Woof/Desktop/sbornik_municipalnoj_konferencii_28.02.22.pdf
  2. file:///C:/Users/Woof/Downloads/osobennosti-formirovaniya-issledovatelskoy-deyatelnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta.pdf
  3. https://nauchkor.ru/pubs/razvitie-issledovatelskih-umeniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-podgotovki-k-konkursu-shag-v-buduschee-5f4bf485cd3d3e00017f3bfb
  4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/221943-osobennosti-razvitija-issledovatelskoj-dejate


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»

В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности  детей средней группы в условиях реа...

Сообщение на городском методическом объединении по теме: «Организация исследовательской деятельности детей средней группы в условиях реализации ООП ДО»

В публикации представлены материалы, содержащие практический опыт дошкольного образовательного учреждения в области организации исследовательской деятельности  детей средней группы в условиях реа...

Презентация "Практика организации исследовательской деятельности с детьми средней группы в детском саду"

Презентация предназначена для воспитателей средних групп по организации исследовательской деятельности....

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме : "Организация исследовательской деятельности детей 5-6 лет на прогулке".

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме : "Организация исследовательской деятельности детей 5-6 лет на прогулке"....

Проектная работа на тему :Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Проектная деятельность в ДОУ- это своеобразный индикатор профессионализма педагогов, их готовность к инновационным  методам работы....

Мастер-класс для педагогов на тему: “Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с применением цифрового микроскопа”

Повышение профессиональной компетентности педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста с использованием современных средств обучения в условиях реали...

Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....