Воспитание речи без заикания.
консультация
Когда ребёнок пытается что-либо объяснить,
и заикаясь, волнуется , а жесты неважная замена слову,
очень хочется обнять его, прижать и глядя в глаза сказать:
«не волнуйся малыш, ты будешь говорить красиво!»
Думаю, не нужно никому долго пояснять , как важен для человека дар слова…
Много лет назад, когда я пришла работать к заикающимся детям,
наблюдая за ними, я понимала, что им не хватает, уверенности. Они боятся двигаться, что либо самостоятельно делать, боятся играть, брать на себя роли, даже говорить. Передо мной стала задача ВОСПИТАТЬ у детей правильное отношение к собственной речи Мною разработана методика по воспитанию плавной речи,речи без заикания.
Важным компонентом воспитательной коррекционной работы с заикающимися является -ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_rechi_bez_zaikaniya.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда ребёнок пытается что-либо объяснить,
и заикаясь, волнуется , а жесты неважная замена слову,
очень хочется обнять его, прижать и глядя в глаза сказать:
«не волнуйся малыш, ты будешь говорить красиво!»
Думаю, не нужно никому долго пояснять , как важен для человека дар слова…
Много лет назад, когда я пришла работать к заикающимся детям,
наблюдая за ними, я понимала, что им не хватает, уверенности. Они боятся двигаться, что либо самостоятельно делать, боятся играть, брать на себя роли, даже говорить. Передо мной стала задача ВОСПИТАТЬ у детей правильное отношение к собственной речи Мною разработана методика по воспитанию плавной речи,речи без заикания.
Важным компонентом воспитательной коррекционной работы с заикающимися является -ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями.
Большое значение для нормализации речи имеет выполнение специальных упражнений с использованием слухового контроля и ритмических движений: ходьба, хлопки, притопывание, прыжки. Допускается отстукивание ритма ногами , отхлопывание руками или одной рукой по какому - нибудь предмету, дирижирование в сопровождении проговаривания.
Работа по формированию речевого дыхания включает следующие этапы:
1.расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата.
2.Формирование длительного выдоха.
3.Формирование речевого выдоха.
Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для воспитания у детей, организации плавной речи.
В задачу работы над голосом входит:
1. Развитие силы голоса.
2. Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
Следует следить чтобы ребёнок не произносил звук на «остаточном» выдохе. При произнесении гласных обратить внимание на четкую артикуляцию.
В целом речь заикающихся интонационно обеднена.
На первых этапах воспитательно -коррекционного воздействия дети обучаются основным видам интонации с помощью невербальных средств общения, используется пантомимика.
Мной разработаны и представлены упражнения по ритмокоррекции, которые предусматривают использование последовательности формирования ритмических моделей от построения ритмического ряда к ритмическому рисунку. Что способствует воспитанию речи без заикания.
Практика показала, что нормализация речи тесным образом связана с выбором оптимального темпа и ритма речи.
Предложенные в приложении тексты для составления рассказов с использованием фланелеграфа, дают возможность ребёнка отвечать на вопросы, соблюдая речевые правила
Ребёнок должен отвечать полным предложением, не спеша. Такая работа постепенно приводит ребенка к вопросно- отвеной диалогической речи. В зависимости от вопроса вырабатываются навыки полного ответа, переход к монологической речи.
Рассказы для пересказа, должны иметь четкую композицию, полезно обыгрывание сюжета при помощи игрушек, внимание уделяется правильному оформлению фразы. Пересказ является переходом к рассказу и спонтанной речи.
Для того чтобы работа с заикающимися детьми была результативной необходимо планировать свою деятельность, с учетом индивидуальных особенностей детей, с этапом проведения.
Учитывая требования программы С.А. Мироновой, моделирование учебной деятельности составляется с учетом тяжести заикания, поэтапно, с речевыми усложнениями
Хотелось бы отметить, после проведённой работы речь детей улучшается, происходит переориентация значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту. Дети учатся свободно владеть собственной речью и это рассматривается как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков без заикания
Конечная цель намеченной работы, это правильно оформленная речь без заикания и как связующий мостик, к правильной речи без заикания, являются театрализованные представления. Если ребенок робок, замкнут, склонен к самоуничижению, ущемлен от сознания собственной неполноценности, ожесточен и т.д., театролизованные представления , игры могут и должны стать для него той предварительной школой, в которой будут нормализоваться его отношения с окружающими, должно появиться чувство правильной оценки своих способностей, своей роли в коллективе.
Когда дети научились говорить без заикания, у них появилась уверенность, они чувствуют эмоциональную приподнятость, всплеск, активность, задор, кураж, соревновательность, собранность, сосредоточенность и т.д.
Само понятие театр рассматривается как форма отношений человека с окружающим миром и, прежде всего, человека с человеком. появляется возможность выйти за рамки привычного собственного «Я», возможность попробовать себя в новых, необычных условиях и заданиях, в новой роли, в перевоплощениях.
Появляется возможность некоей отстраненности от привычного своего «Я». Переход в игровое состояние, вхождение в новый для себя образ — все это в какой-то мере снимает для играющего и ответственность за поступки своего «Я» («Ведь это не совсем «Я», это другой, роль которого я только исполняю».).
Поэтому в театре легче преодолевать скованность, неуверенность, опасения; появляется раскрепощенность, смелость, активность, а с ними и неожиданные даже для себя личностные качества и поступки.
Как забавно и в то же время захватывающе интересно попробовать себя в новой роли, показать всем и себе, на что ты способен. Какой появляется простор для фантазии и творчества, сколько возможностей, чтобы утвердиться в значимости и многогранности собственного «Я».
Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.
В театрализованных постановки используются не с первых занятий, а лишь после того, как ребенок научится правильно говорить на этапе сопряженно-отраженной речи, хорошо отвечает на вопросы, т.е. когда он приобрел определенные навыки правильной речи.
Эмоциональный подъем, характерный для детей в этих играх, может у заикающегося ребенка спровоцировать заикание. Поэтому к проведению игр-драматизаций необходимо готовиться. Сначала с ним выбранную сказку читают отраженно, задают ребенку вопросы по уточнению содержания, заучивают, отрабатывают движения, характерные для персонажей. И лишь после того как он успешно выполнит эти задания, можно переходить непосредственно к игре.
Чтобы облегчить на первых порах речь и поведение ребенка в игре, педагог не только дает сам образцы правильной, интонационно-выразительной речи персонажей сказки, показывает характерные движения в развивающемся сюжете сказки, но, если есть возможность, использует для этих же целей магнитофонную запись, патефонные пластинки, диафильмы.
Воспитание речи без заикания это
1) тренировка и закрепление навыков правильной речи и поведения у детей в разных видах деятельности;
2) служат необходимым мостиком для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в привычные и повседневные условия;
3) приобретает навык правильно держать себя в различных для его деятельности речевых ситуациях, у него воспитывается правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе, формируются способности адекватного поведения в обществе сверстников и взрослых.
После долгой проделанной работы, малыш чувствует себя новым человеком, с новой речью, новыми взглядами на себя, на окружающих. Но после первого ощущения у него еще сравнительно долгое время будет длиться процесс утверждения и закрепления новых взглядов, новых навыков, новых привычек. Перед ним будет стоять задача научиться в результате специальных речевых упражнений самостоятельно и всегда пользоваться новой речью, по-новому вести себя в общении с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное воспитание детей с заиканием.
Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно уси...
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
В статье даны рекомендации для развития речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность....
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Памятка для родителей...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образовательную, обнаружив проблемы, связанные с патриотическим воспитание...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образовательную, обнаружив проблемы, связанные с патриотическим воспитанием дете...
«Становление речи при заикании»
При реабилитации заикающихся должен быть использован комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и психологического характера. Комплексн...