Конспект НОД по теме "Пресноводные, морские, аквариумные рыбы" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме "Пресноводные, морские, аквариумные рыбы" в старшей и подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
Цель: уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Пресноводные, морские, аквариумные рыбы».
Коррекционно-образовательные:
расширять и активизировать словарь по теме «Пресноводные, морские, аквариумные рыбы».
уточнить и расширить представления о среде обитания и внешнем виде морских, речных и аквариумных рыб.
закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Коррекционно-развивающие:
развивать диалогическую речь;
развивать умение составлять предложения;
развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
развивать мелкую моторику рук.
Физкультминутка «На море»
Над волнами чайки кружат, (Дети кружатся на месте)
Полетим за ними дружно. (Дети машут руками, словно крыльями.)
Брызги пены, шум прибоя, (Трясут расслабленными кистями рук)
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю (Дети делают плавательные движения руками.)
И резвимся на просторе. (Прыжки на месте)
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Массаж биологически активных точек
Я – морская рыба-ёж, (постучать пальцами по лбу)
Ты смотри, меня не трожь! (постучать пальцами по щекам)
Зуба только два имею,
Но колючек – не сочтешь (пощипать щеки)
Вот уж сразу не поймёшь,
Что за диво – рыба-ёж. (помять уши)
У неё есть чудо дар.
Превращаться в иглошар. (надуть щеки)
Ход занятия
1. Загадки
Сегодня мы поговорим про подводных жителей. А кто они, узнаем, отгадав загадку.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть - не летаю. (Рыба)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это... (Щука)
Море тёплое вокруг,
Мы купались в нём, и вдруг
Всех друзей как ветром сдуло,
К пляжу подплыла... (Акула)
Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой, под мостом
Жил в реке усатый... (Сом)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской... (Конек)
Рыб очень много и живут они в реках, озерах, морях, океанах. В реках и озерах вода не соленая, пресная. Рыбы, которые живут в реках и озерах называются пресноводные.
Как называются рыбы, которые обитают в реке? (Речные)
Какие рыбы обитают в реке? (Карась, ёрш, окунь, щука).
Вода в морях и океанах соленая. А как называются рыбы, которые живут в море? (Морские).
Какие рыбы обитают в море? (Камбала, селёдка, рыба-молот, акула, дельфин).
А есть рыбы, которые живут в аквариуме. Эти рыбы теплолюбивые, они в реках и морях жить не могут.
Если рыбки живут в аквариуме, то они как называются? (Аквариумные, декоративные).
Какие рыбки живут в аквариумах? (Гуппи, меченосец, скалярия, золотая рыбка, сомик).
У рыб есть голова, тело, плавники, хвост, жабры, тело покрыто чешуёй.
Для чего рыбам жабры? (С их помощью они могут дышать в воде. ).
Зачем рыбам плавники и хвост? (При помощи хвоста и плавников рыбы могут плавать в воде. Хвост служит рулём).
У рыб есть глаза. Они их никогда не закрывают, потому что не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.
Питаются рыбы водорослями и червями.
Появляются на свет рыбы из икринок, которую откладывает мама-рыба.
2. Пересказ сказки «Знакомство с Щукой» по схеме
Здравствуйте, я хищная рыба Щука. Я живу в реке, люблю плавать у самого берега и прятаться за водорослями и корягами. Я могу вырасти и стать очень крупной. У меня вытянутая голова и длинное туловище с красными плавниками и мощным хвостом. У меня острые зубы, и я с удовольствием охочусь за мелкими рыбками. Мое тело покрыто мелкой зеленоватой чешуей, делающей меня незаметной для других рыб. Щурята выводятся из икры. Сначала они очень тоненькие, как карандашики. А затем набирают вес и превращаются в красавиц-щук.
Вопросы по тексту:
Как зовут рыбу? Где она живет, где любит плавать?
Какие части тела есть у щуки? Какого цвета у щуки чешуя?
Что ест щука? Чем чешуя помогает щуке?
Как появляются детеныши щуки? Как они называются?
3. Игра «Назови ласково»
Великан ловил рыбу в реке, а Гномик – в речке.
Великан ловил рыбу в море, а Гномик – в морюшке.
Великан поймал рыбу, а Гномик – рыбку.
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – пескарика.
Великан поймал акулу, а Гномик – акулку.
Великан поймал леща, а Гномик – лещика.
Великан поймал сома, а Гномик – сомика.
Великан поймал карпа, а Гномик – карпика.
Великан поймал ерша, а Гномик – ёршика.
Великан поймал щуку, а Гномик – щучку.
Великан поймал сельдь, а Гномик – селедочку.
Великан нашел на берегу ракушку, а Гномик – ракушечку.
Великан нашел морскую звезду, а Гномик – морскую звездочку.
4. Игра «Посчитаем рыб»
Одна щука, две щуки, пять щук.
Один сом, два сома, пять сомов.
Один окунь, два окуня, пять окуней.
Один ёрш, два ерша, пять ершей.
Одна акула, две акулы, пять акул.
Одна сельдь, две сельди, пять сельдей.
Одна камбала, две камбалы, пять камбал.
Один карась, два карася, пять карасей.
Один лещ, два леща, пять лещей.
Один морской конек, два морских конька, пять морских коньков.
5. Игра «Один-много»
Одна щука – много… щук.
Один карась – много… карасей.
Один лещ – много… лещей.
Одна акула – много… акул.
Один ёрш – много… ершей.
Одна камбала – много… камбал.
Один сом – много… сомов.
Одна сельдь – много… сельдей.
Один морской конек – много… морских коньков.
Один окунь – много… окуней.
6. Чей хвост? Чья голова?
У щуки – щучий, у сома – сомовий;
У щуки – щучья, у сома – сомовья.
7. Заштрихуй рыбку по образцу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по лексической теме «Перелётные птицы» для подготовительной логопедической группы с детьми с ОНР Коллективная работа «Лебединое озеро»
Научить детей складывать фигурку лебедя из бумаги....
Конспект комплексной организованной образовательной деятельности "Путешествие в морские глубины" в подготовительной логопедической группе
Целью занятия является обобщение и расширение представлений детей о море и морских обитателях. Формировать у детей устойчивый интерес к продуктивной деятельности, закрепить различные приемы работы с б...
Конспект открытого занятия по теме "Головные уборы" в подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР
Расширение и активизация словарного запаса по теме "Головные уборы"...
Конспект НОД по теме "Головные уборы" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
Расширение и активизация словарного запаса...
Конспект НОД по теме "8 Марта. Женские профессии" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
Расширение представлений о празднике "8 Марта" и женских профессиях...
Конспект НОД по теме "Семья" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
Закрепление знаний детей о семье, её составе, родственных отношениях; расширение и активизация словаря по теме "Семья"....
Конспект НОД по теме "Школьные принадлежности" в подготовительной логопедической группе с детьми с ТНР
Закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о школьных принадлежностях...