Консультация для родителей: "Использование игрушек-заместителей для обогащения игровой деятельности детей"
консультация
Консультация для родителей дошкольников о том, как важно развивать мышление, воображение и речь детей, используя в играх предметы-заместители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igrushki-zamestiteli.docx | 435.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Использование игрушек – заместителей для обогащения игровой деятельности детей»
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности. Не зря этот возраст называют «возрастом игры», а рядом с игрой всегда игрушки.
Игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. Она открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности. В игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает обобщенными действиями с ними. Игра создает благоприятные условия для развития самосознания, она доступная и привлекательная для детей деятельность. Многие навыки, приобретаемые детьми в играх, пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде. Игра помогает ребенку глубже понять окружающее, людей.
Оживить мир игры нам помогают игрушки. Игра и игрушки неотделимы друг от друга. Они помогают ребенку отличить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, проверить умение и ловкость, сообразительность и находчивость.
Игрушки по степени усложнения и обобщенности делятся на три группы:
- Реалистические игрушки (собачка конкретной породы).
- Условно-образные игрушки (собачка неопределенной породы, кукла как обобщенный образ человека).
- Игрушки-заместители (палочка вместо градусника, стул вместо коня).
Анализируя особенности игровой деятельности дошкольника, необходимо помнить, что её развитию способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.
Предпосылкой освоения знаковой функции служит овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета ребенком-дошкольником. Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители.
Поэтому, кроме игрушек, изображающих реальные предметы, у ребенка обязательно должны быть предметы, которые можно использовать в качестве их заместителей: катушки, коробки разной формы, природные материалы (шишки, желуди, листья). В процессе игры ребенок может давать им новое игровое название и действовать в соответствии с этим названием.
К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала.
Вместе со взрослым дети могут изготовить игрушки-заместители и атрибуты для игр – вырезать из картона, пенопласта «блины», «котлеты», «рыбу», «винегрет» из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями.
Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые.
Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.
Как научить ребенка играть с такой игрушкой?
Сначала игрушку- заместитель называет взрослый, а затем ребенок. Он называет её так, как требуется по замыслу игры. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность с другим игровым материалом. Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры.
Дети с большим любопытством наблюдают, как взрослый, поняв их игровой замысел, из природного материала создает нужный для игры предмет. Важно, чтобы игрушка-заместитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или каким-либо типичным свойством, характерной деталью, необходимой для отображения игровых ситуаций («Котенок» может быть сделан из мягкой махровой ткани, если её скатать и завязать «на шее» бантик; вместо миски для кормления котенка можно предложить кружок картона, пластмассовую крышку и т.п.). Часто дети не только с увлечением используют предложенные взрослыми игрушки-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать: «Это кошка», «Это миска», «Это будет мама – большая кошка, а это её котенок». Играя такими игрушками, ребенок пытается объяснить другим детям, что обозначает предмет-заместитель: «Это кошка, потрогай, какая пушистая, не видно глазок, наверное, она спит».
При выборе предметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он с готовностью соглашается, например, что половина спички будет Мишуткой, целая спичка – Мишуткиной мамой, коробок – постелькой для Мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где Мишуткой будет коробок, а постелью – спичка. «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.
Детям, усвоившим способы решения первых игровых задач, следует усложнить задание. Например, не просто напоить куклу чаем, а усадить её за стол, сначала приготовить обед и т.д. По мере усвоения игровых задач, решаемых в наглядно-действенном плане (показателем чего служит детская самостоятельная игра), необходимо демонстрировать новые, более обобщенные способы их решения с помощью игрушек-заместителей. Например, вместо тарелки предложить кукле, которая очень хочет есть, листок с дерева. Позднее следует демонстрировать детям новые способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания и т.д.)
И наконец, необходимо показывать игровые действия с воображаемым предметом (дать кукле воображаемое яблоко).
Важно своевременно расширять не только ассортимент игрушек, разных по тематике, но и своевременно дополнять игровой материал. Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки в неё вводятся постепенно (условная игрушка, более реалистическая, игрушка-заместитель).
Очень важно иметь в комнате уголок конструирования «Строим сами», куда входят наборы различных строительных материалов, конструктор типа «лего», набор кубиков; уголок театрализованной деятельности, где имеются маски, игрушки «би-ба-бо», разные костюмы для сюжетно-ролевых игр; различный бросовый материал: коробки разной формы и размера, природный материал, набор различных тряпочек, ниток, катушек и т.д.
Например, можно сделать из кубиков и строительного материала стол, стулья, диванчик для кукол, можно сделать домик и многое другое. Счетные палочки превращаются в ложки, поварешки, пистолеты и даже макароны. Кирпичики служат телефонами, кусочками хлеба, пирожными, а конусы превращаются во вкусное мороженое. Из кусочков ткани стелятся постельки, из картона и поролона – еда для кукол.
Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.
Родители часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка, в частности, его воображению.
А ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Это, во-первых. А во-вторых, умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игрушек-заместителей для обогащения игровой деятельности детей
Опыт работы по использованию игрушек-заместителей и воображаемых предметов в раннем дошкольном детстве....
Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей на тему: "«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду. Алгоритм организации сюжетно - ролевых игр в условиях реализации ФГОС ДО»."
В этой статье раскрываются проблемы и их решения организации деятельности детей в ДОУ...
Консультация для педагогов на тему: «Организация физкультурно-игровой деятельности детей вне занятий».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида Консультация для педагогов на тем...
Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»
Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...
Консультация для родителей. Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель. Повысить теоретические знания и практические умения в опытно-экспериментальной деятельности у родителей с детьми дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Использование сказок – шумелок в музыкально – игровой деятельности дома"
Консультация представляет вниманию родителей новый вид музыкально-игровой деятельности, основанный на соединении литературного жанра и игры на ДМИ....