Программа по развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста
рабочая программа
Программа по развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_ms.doc | 82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» города Смоленска
СОГЛАСОВАН педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 15» (протокол от_______2021г. №__) | УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ «Детский сад № 15» от _____________№ _____ |
Программа по развитию музыкальных способностей у детей раннего возраста
Музыкальный руководитель:
Шибаева Татьяна Викторовна
Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие музыкальных способностей и общее эстетическое развитие детей
2-3 лет
Развитие музыкальных способностей включает в себя несколько основных видов деятельности: речевые упражнения и движения под музыку, пение, игра на детских музыкальных инструментах
Работа по программе предполагает иные подходы к обучению со стороны педагога, преподаватель не учит и направляет учебный процесс, а живет на занятиях вместе с детьми, помогает им.
Данная дополнительная образовательная программа разработана на основе программы И.Каплуновой «Ладушки», И.Домогацкой «Развитие музыкальных способностей детей», Тютюниковой.Т «Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста»
Новизна программы:
- интегрированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности : движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, пение)
- использование на занятиях речевой гимнастики и дыхательных упражнений
- дифференцированный подход (задания разной сложности для детей разного уровня развития и индивидуальных особенностей)
Актуальность: обусловлена важностью развития музыкальных способностей при эстетическом развитии и воспитании детей, выявление одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;
Особенность программы: заключается в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя элементы разных видов деятельности: речевые упражнения и движения под музыку, пение, игра на детских музыкальных инструментах
- Программа позволяет развивать индивидуальность ребенка, формировать эмоциональную отзывчивость на музыку, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
- Общение в группе позволяет развивать коммуникативные навыки.
- Структура программы учитывает потребности обучающихся в применение результатов в обычной жизни. Это выступления на концертах, праздниках, утренниках.
Цель программы: развивать музыкальные способности ребенка.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- Обучение игре на детских музыкальных инструментах
- Учить слушать музыку, давать ей характеристику
Развивающие:
- Развитие творческой активности детей его природной музыкальности и музыкального слуха.
- Развитие навыков общения и речевой моторики, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения
- Развитие самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
- Развитие внимания и воображения.
Воспитательные:
- Воспитание эстетического восприятия окружающего мира
- Воспитание трудолюбия, усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
данная образовательная программа рассчитана на один год обучения. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 34 часам
Форма занятий: групповая, группа по 10-15 человек.
Основные методы:
- Словесный;
- Наглядный;
- Практический;
- Метод активизации зрительного и слухового восприятия;
- Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);
Дидактические принципы построения и реализации программы:
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип цикличности
Ожидаемые результаты и виды контроля
Планируемые результаты освоения детьми Рабочей программы
Ребенок 2 - 3 лет:
• С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.
- Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы.
- Двигается в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
• Эмоционально откликается на характер песни, пляски.
- Активен в играх на исследование звука, в элементарном музицировании.
- Различает и называет музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
2.1. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
2-3 года
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные). Особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические особенности детей – уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание. Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:
- сенсомоторной потребности;
- потребности в эмоциональном контакте;
- потребности во взаимодействии и общении со взрослыми.
Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка являются:
- легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- повышенная эмоциональная утомляемость.
Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность. На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами.
Третий год жизни — период интенсивных изменений в развитии ребенка: совершенствуются психические процессы, познавательная сфера, речь; движения становятся более уверенными и координированными; изменяется характер общения со взрослыми и сверстниками. В жизнь ребенка прочно входят сюжетно-ролевые игры, существенно обогащаются эмоции и чувства, развивается потребность в эстетических впечатлениях, художественных видах деятельности. Таким образом, задачами музыкального воспитания и развития детей третьего года жизни становятся:
- развитие устойчивого отношения к музыке и интереса к музыкально-исполнительской деятельности, воспитание потребности в восприятии музыки;
- продолжающееся обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;
- активное развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и умений ее выражения в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной;
- активизация слуховой сосредоточенности, музыкальной памяти и музыкального мышления;
- развитие музыкально-исполнительской деятельности и элементарного детского творчества, способности к музыкальной импровизации;
- становление музыкальной субкультуры ребенка.
Содержание работы по музыкальному развитию детей по возрастам
2-3 года
Задачи:
- развивать устойчивое отношение к музыке и интерес к музыкально-исполнительской деятельности, воспитывать потребности в восприятии музыки;
- продолжать обогащение слухового опыта, музыкально-сенсорных эталонов;
- активно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку и умения ее выражать в разных видах художественной деятельности: речевой, двигательной, игровой, изобразительной;
- активизировать слуховую сосредоточенность, музыкальную память и музыкальное мышление;
- развивать музыкально-исполнительскую деятельность и элементарное детское творчество, способности к музыкальной импровизации;
- способствовать становлению музыкальной субкультуры ребенка.
Что осваивают дети:
Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны развивать и обогащать слушательский опыт, слуховую сосредоточенность, умение различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, экспериментирования со звуками, музыкально-дидактических игр.
Важно обогащать звуковой сенсорный опыт детей (опыт манипулирования с предметами, звукоизвлечения), умение сравнивать разные по звучанию предметы; развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения и игры на шумовых музыкальных инструментах), элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому; создавать условии для экспериментирования со звуками в музыкально-дидактических играх и играх в шумовом оркестре, разучивания музыкальных игр и танцев, совместного пения.
Для развития творчества воспитанников необходимо обогащать умение импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах в процессе совместной деятельности педагога и детей.
Учебно- тематический план.
I год обучения
№ п/п | Название темы | Количество часов |
Тема 1 | Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах. | 2 |
Тема 2 | Музыка и другие виды искусства | 2 |
Тема 3 | Мир детства в музыке. | 5 |
Тема 4 | Животные, птицы, рыбы в музыке. | 6 |
Тема 5 | Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке. | 7 |
Тема 6 | Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь. | 6 |
Тема 7 | Настроение, характер и чувства человека в музыке. | 6 |
ИТОГО: | 34 часа |
Ожидаемые результаты:
Знать:
- Что такое музыка, когда она появилась, истоки возникновения музыки. Роль музыки в повседневной жизни
- Кого называют музыкантом, ого называют композитором, исполнителем, слушателем
- Мифы разных народов о возникновении музыки(Орфей, Садко)
- Знать правила игр
Уметь:
- определять настроение и чувства человека в музыке
- усвоить простейшие танцевальные движения, выполнять движения вместе с пением
- ритмично хлопать в ладоши под музыку
- выполнять солирующие роли
- выполнять правила игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста с недоразвитием речи средствами логопедической ритмики"
Наряду с нарушением речевого развития,у детей с ОНР имеются и отклонения в формировании различных аспектов музыкальных способностей, для преодоления которых необходимо специальное коррекционно-педагог...
Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста
Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. И это совсем не значит, что из малыша с пелёнок необходимо растить гениального музыканта, но учить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ею-вп...
Развитие музыкальных способностей у детей раннего возраста.
полезный материал для музыкальных руководителей ДОУ, работающих в младших группах...
Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста
Музыкальное развитие очень важно для любого ребёнка. И это совсем не значит, что из малыша с пелёнок необходимо растить гениального музыканта, но учить его слушать, ...
Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста
Развитие музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста....
Статья по дошкольной педагогике на тему:"Основы правильного развития музыкальных способностей у детей раннего дошкольного возраста"
Данный материал предназначен для ознакомления как родителей, так и воспитателей дошкольников, включая бабушек, дедушек и опекунов. В этой статье я рассказываю о необходимости правильного подхода к фор...
Программа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"
Данная программа разработана с целью развития музыкальных спосбностей старших дошкольников. Реализуется в процессе как музыкальных занятий,так и непосредственной игровой деятельности в группе, а также...