Программа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная шкатулка"
рабочая программа по музыке (старшая группа)
Данная программа разработана с целью развития музыкальных спосбностей старших дошкольников. Реализуется в процессе как музыкальных занятий,так и непосредственной игровой деятельности в группе, а также в семье. Основным направлением данной программы являются музыкально-дидактические игры направленные на равитие музыкакльных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/programma_0.docx | 24.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 г. Лысково
Программа по развитию музыкальных способностей
у детей старшего дошкольного возраста
«Музыкальная шкатулка»
Разработчик:
Викторова Т.А.
музыкальный руководитель
г. Лысково
2022
Содержание
Актуальность…………………………………………………………………….3
Цель………………………………………………………………………………4
Задачи…………………………………………………………………………….4
Ожидаемые результаты…………………………………………………………5
Деятельность с детьми………………………………………………………….6
Взаимодействие с педагогами………………………………………………….7
Взаимодействие с родителями………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………9
Литература………………………………………………………………………10
Актуальность
Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей в детском саду.
Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо помочь ребенку разобраться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
Именно с этой целью применяют музыкально – дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем, исследования таких известных педагогов, как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.
Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляется различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях в ДОУ, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.
Применение музыкально-дидактических игр и пособий заключается в музыкальном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целому и дифференцированному восприятию музыки.
Широко известно, что научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, т.е. музыка должна быть понятна ребенку. Педагоги и психологи отмечают роль чувственной основы художественного восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. Важно привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (Выше- ниже, длиннее – короче) и создавать все условия для развития музыкальных способностей.
В чем же ценность дидактических музыкальных игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение музыкальных дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у ни х чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.
Цель: стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей у дошкольников с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Задачи:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в работе с детьми дошкольного возраста;
- Разработать музыкальные дидактические игры для детей в соответствии их возраста с целью развития музыкальных способностей;
-Использовать в деятельности с детьми музыкальные дидактические игры;
- Содействовать созданию интереса у дошкольников к играм через разнообразные приемы;
- Осуществлять взаимодействие с педагогами групп, родителями по развитию музыкального слуха через использование дидактических игр музыкального содержания.
Срок реализации – 1 год.
Участники – дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты:
- Изучена методическая литература по ознакомлению и использованию музыкальных дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по развитию музыкальных способностей;
- Создана картотека и используются в работе с детьми музыкальные дидактические игры как традиционные (покупные), так и нетрадиционные (самодельные);
- На музыкальном занятии с детьми используются дидактические игры по ознакомлению с музыкальными инструментами, высотой звучания, тембра;
- Дети с желанием используют музыкальные игры в самостоятельной деятельности;
- Педагогам и родителям детей представлены дидактические игры по использованию их в группе и в условиях семьи.
Содержательный раздел
Деятельность с детьми:
(Использование игр на занятии в течении периода деятельности)
Музыкально – дидактические игры | Задачи | Основные методы | Музыкально-сенсорные способности |
«Громко – тихо запоём» «Кот и мыши» «Принц и принцесса» | Умение различать динамические изменения в музыке | Объяснение и иллюстрация динамических свойств музыки, их графическое изображение | Динамический слух |
«Угадай, на чем играю» «Слушаем внимательно» «Музыкальные загадки» | Умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов | Использование детских музыкальных инструментов | Тембровый слух |
«Кубик оркестр» «Наше путешествие» «Эхо» | Формировать представление о ритме – чувство изменения темпа от медленного к умеренному, быстрому наоборот. Различать ритмический рисунок. | Воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, при помощи музыкального кубика, д.м.и. | Ритмический слух |
«Музыкальное лото» «Ступеньки» | Определят на слух направление мелодии, её скачки | Выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне | Звуковысотный слух |
«Слушаем музыку» «Угадай мелодию» «Сколько нас поёт» | Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх и вниз. Умение чисто интонировать мелодию. Тренировать музыкальную память. | Прослушивание музыки, узнавать знакомые мелодии. | Музыкальный слух Музыкальная память |
Взаимодействие с педагогами:
Тема | Форма взаимодействия | Ответственные | Срок |
«Музыкально – сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста» | Консультация | Музыкальный руководитель | Сентябрь |
«Музыкально – дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста» | Мастер - класс | Музыкальный руководитель | Декабрь |
«Кубик – оркестр» | Изготовление пособия для использования детьми в самостоятельной деятельности | Музыкальный руководитель, воспитатели | Февраль |
«Вот как мы играем» | Досуг с участием родителей | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители | Март |
«Игры дома и в детском саду» | Фотовыставка | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители | Май |
Взаимодействие с родителями:
Тема | Форма взаимодействия | Ответственные | Срок |
«Музыка и дети» | Консультация для родителей | Музыкальный руководитель | Сентябрь |
«Развитие музыкальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» | Выступление на родительском собрании | Музыкальный руководитель | Январь |
«Вот как мы играем» | Досуг с участием родителей | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители | Март |
«Игры в условиях семьи и детского сада» | Фотовыставка | Музыкальный руководитель, Воспитатели, родители | Май |
Заключение
Грамотно организованная система по развитию музыкально – сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с использованием музыкально – дидактических игр способствует повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.
Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, а педагогу не только грамотно и эффективно развить способности ребенка, но и провести диагностику детских музыкальных способностей.
Основное назначение музыкальных игр в том, чтобы сформировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Литература
- Ю.Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, 1998;
- Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.,1983;
- А.Н. Зимина Музыкально – дидактические игры: М. – 1999;
- Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: М. Просвещение – 1986;
- Н.Г. Кононова Музыкально – дидактические игры для дошкольников: М. Просвещение – 1982;
- Н.Б. Крашенинникова, И.А. Макарова Педагогическая технология социально-эмоционального развития дошкльников средствами музыки: учебно – методическое пособие / Н.Б. Крашенинникова, И.А. Макарова [под ред. Н. Б. Крашенинниковой] ; изд. Второе, доп., испр., перераб. – Нижний Новгород: Издательльство «Белый цвет», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного фольклора
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………….3 Глава I. Теорет...
«Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» (Опыт работы)
Почему я считаю проблему развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста актуальной в наши дни? Данная проблема приобретает все большее значение в настоя...
Статья на тему "Влияние музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
В статье раскрываются компоненты музыкальных способностей и даются рекомендации по использованию музыкально-дидактических игр для старших дошкольников....
Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация предназначена для родителей детей старшего дошкольного возраста. Формирование музыкальных способностей у детей, необходимо развивать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаю...
"Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности"
Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение,...
Сборник музыкально-игровых заданий для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Перед вами сборник, включающий в себя 17 игровых заданий, направленных на развитие музыкальных способностей старших дошкольников. Он был разработан для того, чтобы более полноценно...