Конспект НОД по лепке «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Култышева Людмила Валентиновна
  • Цель: Познакомить детей с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой (вода, небо, показав его возможности для колористического решения темы и усиления её, эмоциональной выразительности; обеспечить условия для свободного выбора детьми содержания и техники (закат на море или лунная ночь, буря или легкий бриз, кораблик крупным планом или вдали). Развивать мелкую моторику, глазомер, воображение. Активизировать речь детей.
  •  
  • Предварительная работа. Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди».
  •  
  • Знакомство с творчеством художников-маринистов. Экскурсия в художественный музей. Беседа о море, рассматривание иллюстраций, художественных открыток, марок.
  •  
  • Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие». Занятие по аппликации «По морям, по волнам» - дети пытаются передать движение кораблика через форму и способ наклеивания паруса.
  •  
  • Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора.
  •  
  • Материал. Пластилин разных цветов; картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д.) и разных размеров; керамические плитки или кусочки картона; стеки, иллюстрации с изображением кораблей.
  •  
  • Ход занятия.
  • Дети вспоминают сказки А. С. Пушкина
  •  
  • «О царе Салтане, славном сыне его Гвидоне.», «Сказку о мёртвой царевне.»и рассказывают вместе с воспитателем отрывки:
  •  
  • Ветер по морю гуляет
  •  
  • И кораблик подгоняет;
  •  
  • Он бежит себе в волнах
  •  
  • На раздутых парусах.
  •  
  • Ветер, ветер! Ты могуч,
  •  
  • Ты гоняешь, стаи туч,
  •  
  • Ты волнуешь сине море,
  •  
  • Всюду веешь на просторе.
  •  
  • Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
  •  
  • Белеет парус одинокой
  •  
  • В тумане моря голубом.
  •  
  • Что ищет он в стране далекой?
  •  
  • Что кинул он в краю родном?.
  •  
  • Затем педагог показывает несколько репродукций с изображением кораблейв море и спрашивает детей:
  •  
  • -Как вы думаете, можно ли рассказать с помощью пластилина о том, как ветер подгоняет кораблик, и как он бежит себе в волнах на раздутых парусах?
  •  
  • После ответов детей уточняет, что это может быть не только объёмная композиция, которую рассматривают со всех сторон, но и рельефная картина, элементы которой или совсем плоские (будто нарисованные, или слегка выступают над поверхностью.
  •  
  • Пальчиковая гимнастика.
  •  
  • «Рыбка»
  •  
  • Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями
  •  
  • Рыбке весело играть. изображают, как плывет рыбка.)
  •  
  • Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)
  •  
  • Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)
  •  
  • Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают,
  •  
  • как плывет рыб ка.)
  •  
  • Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное
  •  
  • движение обеими руками.)
  •  
  • Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут».)
  •  
  • Рыбка быстро уплыла.
  •  
  • Приемы лепки:
  •  
  • • Дети знакомятся с новым приёмом лепки - цветовой растяжкой.
  •  
  • • Педагог предлагает каждому отщипнуть 2-3 кусочка пластилина разных цветов и размазать на белом листе бумаги, накладывая «мазки» один на другой.
  •  
  • • Дети вспоминают, что это похоже на рисование красками, когда они смешиваются на бумаге (на палитре) или когда одна краска вливается в другую, давая новый цвет (оттенок).
  •  
  • • Приходят к выводу, что с помощью этого необычного приёма можно очень красиво изобразить небо и море.
  •  
  • • Педагог еще раз напоминает тему с акцентом на творческую художественную задачу - показать, как «ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет».
  •  
  • • Дети решают эту задачу через конкретное содержание (положение паруса, флажка) или через композиционную динамику (нагромождение туч, косые струйки дождя, ритм волн и пр.).
  •  
  • • По ходу работы нужно подсказать детям, что новый приём не только повышает цветовую выразительность, но и придаёт динамику композиции.
  •  
  • • Нужно обратить внимание детей на то, что направление пальцев при размазывании пластилина задаёт расположение «мазков» и тем самым помогает передать движение.
  •  
  •  
  • Физкультминутка «Море»
  •  
  • Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
  •  
  • Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
  •  
  • Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
  •  
  • А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
  •  
  • Итог: Детские работы выставляют для общего обзора, оформляют как тематическую выставку с указанием авторов и названий.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия 3 этапа обучения детей конструированию из бумаги с использованием конструктивных карт "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет"

Самостоятельная работа детей по складыванию парусника в технике "оригами" по конструктивным картам. Изготовление парусника для игр с водой....

Конспект занятия по ИЗО «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» по сказкам А. С. Пушкина

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе по программе: «Миры детства: конструирование возможностей»«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» по сказкам А. С. Пушкина...

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» по сказкам А. С. Пушкина

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе по программе: «Миры детства: конструирование возможностей»«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» по сказкам А. С. Пушкина...

Информационно - ориентировочный, групповой, краткосрочный проект: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»

: Расширять представления детей о судах (виды судов, функциональные назначения, особенности строения)....

Конспект НОД по лепке «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» в старшей группе

Цель: Познакомить детей с новым приёмом лепки – цветовой растяжкой (вода, небо, показав его возможности для колористического решения темы и усиления её, эмоциональной выразительности; обес...

Конспект НОД по лепке «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Конспект НОД по лепке «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» ...