Программа кружка по флористике "Мастерская матушки природы"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
В детском саду проводятся занятия по экологическому воспитанию детей, но знания остаются как правило, чисто теоретическими. Поэтому для закрепления необходимо больше внимания и времяни уделять прямому контакту с природой. для этой цели прекрасно подходят занятия флористикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад 309» г.Красноярска
__________________________________________________________________
Рабочая программа кружка
« Мастерская матушки Природы»
в старшей группе «Ромашка»
на 2023-2024 учебный год
Разработал и провел:
воспитатель Огородник О. А.
Содержание
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………….....3
1.2. Цели и задачи кружка……………………………………………………...3
1.3.Основные методы и приемы работы……………………………………....4
1.4. Предполагаемый результат ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,…………………………5
II.Содержательный раздел
2.1 Учебный план…………………………………………………………….....8
2.2.Учебно – тематический план……………………………………………....8
2.3.Перспективный план работы кружка……………………………………...9
III.Организационный раздел
3.1.Организация кружковой деятельности…………………………………...13
3.2.Используемый материал при работе ……………………………………..13
3.3.Список литературы…………………………………………………………14
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
В детском саду проводятся занятия по экологическому воспитанию, по
рассматриванию иллюстраций, беседы, но знания детей остаются, как правило, чисто теоретическими. Необходимо больше внимания и времени уделять прямому контактус природой. Для этой цели прекрасно подходит занятие флористикой. Учитывая важность проблемы по развитию умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с детства, нами был организован кружок художественной и эстетической направленности «Мастерская матушки природы». В условиях
дошкольного учреждения наиболее доступным направлением данного искусства
является плоскостная флористика. Растения окружающие нас легко засушить и
хранить в течение года. Дети на занятиях в кружке, узнают и осознают, что как
неповторима природа, так и неповторимо то, что сделано при непосредственном
общении с ней. Организация целенаправленной работы дает возможность раскрыть
индивидуальность и творческий потенциал каждого ребенка.
Доступность природного материала, простота его заготовки и обработки, несложная
техника работы с ним как нельзя лучше подходит для детей дошкольного возраста.
Общение с природой обогащает детей, учит наблюдать, различать, ценить и беречь
красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным
побудителем развития фантазии и воображения.
Занятия флористикой способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики пальцев
рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга,
сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых
качеств. Дети учатся ориентироваться на плоскости листа бумаги, сортировать
природный материал по размеру, форме, окраске. Работа с природным материалом
развивает усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие.
Укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Тем самым ребенок подготавливает руку к освоению сложного навыка, как письмо. Этому так же способствует хорошая мышечная нагрузка. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с пластилином и разными видами круп дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, а так же свои творческие способности.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Занятия проходят в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихи, сказки, пальчиковые и подвижные игры, персонажи (игрушки и куклы,картинки.
Для формирования устойчивого интереса к творчеству (изготовлению поделок) использую в своей работе устное народное творчество: загадки, потешки, считалки, пословицы, поговорки, создающие богатую почву для размышления, вдохновения, воздействующие на ум и чувства ребенка.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе;
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
1.2. Цели и задачи кружка
Целью программы является продолжение знакомства детей с разнообразным
природным материалом, который можно использовать в аппликации. Развитие
творческих способностей, художественного вкуса детей, формирование устойчивого
интереса к изучению и бережному отношению к природе. Сочетать природный
материал с материалом различного происхождения (пуговицы, бисер, пайетки,
бусины, нитки, пластилин и т.д.).
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с разными видами творчества.
– Закреплять знания об «экологической тропе ДОУ», научить распознавать и называть
растения;
– Закреплять знания о технике работы с природным материалом.
- Учить называть и различать природный материал, зерна, семечки, косточки, а так же разбирать и перебирать их.
Развивающие:
- Развивать речевые навыки (активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства, называть материалы, используемые для работы).
- Развить у дошкольников художественный вкус, воображение, творческое мышление; помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом, стремление к созидательной активности;
- Развивать творческие и художественные способности детей, обогащать и расширять художественный опыт
- Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы
-Воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, к природе.
- Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату;
- Воспитывать аккуратность при работе с выбранными материалами.
Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7) лет
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию
“Я хочу это сделать сам”.
1.3.Основные методы и приемы работы
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными крупами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении поделок.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Проверка усвоения программы производится в форме участием в конкурсах и выставках, использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, младших дошкольников, сотрудников детского сада; оформление группы в праздники.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
1.4 Предполагаемые результаты работы
Должны знать и уметь:
Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов;
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
Овладеть навыками культуры труда;
Правила личной гигиены;
Правила общения;
Правила безопасности труда;
II. Содержательный раздел
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей 5-6 лет.
• Флористика (раздел ботаники) — раздел ботаники, предметом изучения
которого являются флора.
• Флористика (дизайн) — дизайн интерьеров с помощью цветочных
композиций.
Перспективный план работы кружка
Месяц | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь | Знакомство с искусством флористики | 1. Сбор гербария на территории детского сада, заготовка природного материала (засушивание растений). Наглядная демонстрация композиций из природного материала. 2. Ознакомление детей с техникой работы с природным материалом и сочетание его с другим материалом неприродного происхождения. Изготовление первой пробной композиции. Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4, сухоцветы |
Октябрь | Понятие и изготовление композиций на тему «Осень» | Беседа с детьми о лесе, рассматривание иллюстраций, выбор растений для аппликаций. 1. «Волшебный лес» (изготовление композиции с использованием крошки из сухих листьев). Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4 с нарисованными заранее стволами деревьев, крошка из сухих листьев. Беседа с детьми о том, какие бывают букеты, рассматривание иллюстраций, выбор растений для аппликаций. 2. «Осенний букет» (изготовление композиции из сухоцветов и добавление бусин, бисера, ниток и т.д.). Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4, сухоцветы. |
Ноябрь | Изготовление композиций из круп и семян | Беседа с детьми о цветах, рассматривание иллюстраций, подбор крупы или семечек для аппликаций. 1. «Сказочные цветы» (выкладывание на картоне крупы или семечек формы в виде цветов). Используемый материал: картон белого цвета, размер: половина А4, разнообразная крупа, семечки. Беседа с детьми о том, какие лучше подобрать семечки или крупу для аппликации. 2. Выполнение аппликации котенка по трафарету (приклеивание крупы или семян (по желанию ребёнка) на трафарет). Используемый материал: трафарет котёнка на бумаге белого цвета, размер: половина А4, разнообразная крупа, семечки. |
Декабрь | Изготовление зимних композиций с использованием ваты, бисера, пайеток, бусин, пуговиц, ниток. | Беседа с детьми о зимнем, сказочном, волшебном лесе, какие сказочные животные там обитают. Рассматривание иллюстраций, выбор материала для аппликаций. 1. «Сказочный лес зимой» Используемый материал: картон А4 любого цвета, засушенные листья, вата, бисер, пайетки, бусины, пуговицы, нитки, мех для изготовления какого-либо животного (по желанию ребёнка). Беседа с детьми о снеговике, какой он может быть, как он может выглядеть. Рассматривание иллюстраций, выбор материала для аппликаций. 2. «Снеговик» Используемый материал: картон А4 любого цвета, засушенные листья, вата, бисер, пайетки, бусины, пуговицы, нитки. |
Январь | Изготовление композиции «Новогодняя ёлка». | Беседа с детьми о новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций. 1. «Новогодняя ёлка» Используемый материал: картон А4 любого цвета, засушенные листья, вата, бисер, пайетки, бусины, пуговицы, нитки. |
Февраль | Изготовление тематической открытки «День святого Валентина». | Беседа с детьми о празднике, о своих родных и друзьях, рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций. 1.Теоретическая часть. Начало работы детей над открыткой. Используемый материал: вырезанное сердце из красного или розового картона, сухоцветы, бисер, пайетки, бусины, пуговицы, нитки, мелкие ракушки и т.д. 2. Завершение работы. |
Март | Изготовление тематической открытки «8 Марта». | Беседа с детьми о празднике, о маме, бабушке, сестре и т.д., рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций. 1.Теоретическая часть. Начало работы детей над открыткой. Используемый материал: вырезанная цифра восемь из картона любого цвета (по желанию ребенка), сухоцветы, бисер, пайетки, бусины, пуговицы, нитки, мелкие ракушки и т.д. 2. Завершение работы. |
Апрель | Изготовление композиции «Подводный мир». | Беседа с детьми о подводном мире, рассматривание иллюстраций, подбор материала для аппликаций. 1. Начало изготовления композиции. Используемый материал: картон формата А4 синего, голубого цвета (по желанию ребенка), засушенные листья, цветы, бисер, пайетки, бусины, пуговицы, нитки, мелкие ракушки и т.д. 2. Завершение работы. |
Май | Изготовление композиции на свободную тему, используя любой материал по желанию. | Беседа с детьми о том, что бы им хотелось изобразить, какая пройденная тема им понравилась больше всего, подбор материала для аппликаций. 1Начало изготовления композиции. 2 Завершение работы. |
Список литературы
1. Белецкая Л.Б., Боброва К.А. Флористика. /М.: ООО Издательство АСТ; Донецк:
Сталкер, 2004г.
2. Бубекина Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала: В помощь
кружкам “Умелые руки”. /М.: Молодая гвардия, 1960г.
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Книга
для воспитателя детсада. /М.: Просвещение, 1991г.
4. Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М.:
Просвещение, 1987г.
5. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя,
старшая и подготовительная группы. /Ярославль: Академия развития, 2006г
6. Новикова Е.Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. /Мн.: ПП
“МЕТ”, 1994г.
7. Паславский А.С. Природа, фантазия, творчество. Игра-занятие. /Киев: Весёлка,
1978г.
8. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Художественные кружки. /М.: Просвещение, 1981г.
9. Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М.: АСТПРЕСС, 2002г.– (энциклопедия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....

план-программа кружка "Чудеса природы" 2014-2015 учебный год
по программе "Детство" для старшей и средней групп...

Рабочая программа кружка "Мы - юные защитники природы"
Рабочая программа кружка "Мы - юные защитники природы" разработана для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада с целью воспитания экологической культуры дошкол...
Рабочая программа кружка "В гостях у природы" по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой технологии "Сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича
Старшая группа (ЗПР)...

"Матушка природа. Планета Земля." Разговор о природе.
quot;Матушка природа. Планета Земля." Разговор о природе. Знакомство с глобусом. Планета- наш общий дом, на котором живут все царства природы."Земн...