Перспективный план кружковой деятельности " Волшебная бумага"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Полунина Ирина Николаевна

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_kruzhkovoy_deyatelnosti24-25god.docx40.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Перспективный план кружковой деятельности

«Волшебная бумага»

В младшей группе «Вишенка».

Пояснительная записка.

Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей второго и третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвертого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы) .

Кружок «Волшебная бумага» направлен на развитие мелкой моторики рукпосредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего и среднегодошкольного возраста.

 В процессе реализации программы «Волшебная бумага» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.

Настоящая программа основывается на дидактических принципах:

наглядности;

доступности;

последовательности и постепенности;

активности;

систематичности;

научности и достоверности;

сознательности.

Задачи программы:

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

· знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

· овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

· приобретение умения грамотно интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей)

Воспитывающие: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

· формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

· формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

· воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

· воспитание аккуратности.

Предполагаемый результат:

1. Дети освоят правила безопасности во время работы.

2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в

коллективные композиции.

3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные

техники аппликации, лепки.

4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев

рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение

речевой активности.

Формы обучения:

 Специально организованные занятия;

 Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;

 Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Формы работы:

Игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль.

Педагогические технологии выделяют :

- Игровая технология

- Здоровьесберегающая технология

- Технология « Развивающего обучения»

- Личностно- ориентированная и « ИКТ»

Практическая ценность программы заключается вследующем:

 Представлена работа с разнообразными материалами.

 Адаптирована технология с различными материалами для детей

дошкольного возраста.

 Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.

Работа с родителями

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе, для создания условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев. Успешность работы зависит от систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии ДОУ и семьи.

Перечень мероприятий по работе семьи и детского сада:

1.Собрание с родителями.

Значение развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика». Раскрыть значение развития мелкой мускулатуры рук, как со стороны интеллектуального развития, так и подготовка руки к письму. Добиться взаимопонимания и готовности к работе совместно с детским садом.

2.Круглый стол. Наши результаты.

Цель: Обсудить в форме круглого стола какие успехи и неудачи были у родителей и у воспитателя в процессе работы. Выслушать советы, рекомендации, пожелания обеих сторон.

1. Информация в родительском уголке.

2. Оформление выставок детско-родительского творчества.

 Возраст детей. 
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 3-4года. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. 
  Продолжительность реализации программы 1год с детьми 3-4лет (младшая группа); 

Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность. 
2. Совершенствовать движения рук и психических процессов: · произвольного внимания; 
· логического мышления; 
· зрительного и слухового восприятия; 
· памяти, речи детей. 
3. Формировать навыки учебной деятельности: 
· умение действовать по словесным инструкциям; 
· умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; 
· контроль за собственными действиями. 
4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. 
5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

                                         

                                       Содержание программы

В первый год обучения знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на основе учить детей:

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;

-приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

              Перспективный план кружковой деятельности «Волшебная бумага»

В младшей группе «Вишенка»

месяц

неделя

тема

цель

материал

сентябрь

1

Знакомство с бумагой, её свойствами, с геометрическими формами, клеем.

Знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается)

2

Листья по ветру летят

Учить наклеивать разноцветные листья в направлении друг за другом. Закреплять приемы намазывания и наклеивания фигур, их сочетания по цвету

Силуэты красных, зеленых, желтых листьев. Синий фон

3

Подсолнух

Учить детей создавать на картоне композицию из цветной бумаги. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.

Лист белого картона, клей, цветная бумага, кисть, салфетки

4

Березонька кудрявая

Аппликация салфетками. Учить детей отрывать кусочек от салфетки и раскатывать  между пальцами, приклеивать шарики из салфеток на заготовку. Развивать мелкую моторику рук, координацию пальцев рук, точность.

Цветная бумага, клей, кисточка

октябрь

1

Разделочная доска для бабушки

Учить украшать разделочную доску для бабушки разными геометрическими фигурами, наклеивая их. Учить красиво располагать элементы аппликации.

Цветная бумага, клей, кисточка

2

Засолка овощей

Учить приёмам наклеивания; закрепить знания округлых форм; воспитывать любознательность и аккуратность.

Светлая основа в форме банки, готовые фигуры (красные круги, зелёные овалы), клейстер, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

3

Бабочка

Изготовление бабочки из мятой бумаги.

Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок.

4

Сложим грибы в корзинку

Учить составлять силуэт предмета из 2

готовых заготовок, наклеивая и располагая их корзинке

Разновидность силуэтов грибов. Листы с наклеенными силуэтами корзин на голубом фоне

ноябрь

1

Флажки

Закреплять умение создавать в аппликации изображение предмета прямоугольной формы, состоящего из двух частей; правильно располагать предмет на листе бумаги, различать и правильно называть цвета; аккуратно пользоваться клеем, намазывать им всю форму.

Цветная бумага, клей, кисточка

2

Домик

Раскладывание на листе бумаги деталей аппликации из геометрических фигур.

Цветная бумага, клей, кисточка

3

Пирамидка

.Учить детей в аппликации передавать образ игрушки, изображать предмет, состоящий из нескольких частей, располагать детали в порядке уменьшающейся величины.

Закреплять знание цветов.

Развивать восприятие цвета.

1\2 альбомного листа;

вырезанные из цветной бумаги фигуры овала разные по цвету и размеру и маленький треугольник для верхушки пирамидки;

Клей пва;

Салфетки;

Клеенка;

Игрушка Пирамидка

4

Фартук для мамы

Выкладывание узора на фартуке кружками, чередуя цвет.

декабрь

1

Бусы на елку

Закреплять умение чередовать круги по прямой и дуге, создавая ритмичные композиции. Развивать самостоятельность в выборе цветов, составлении композиции.

Силуэт елки с наклеенными прямыми и дугообразными полосками. Круги двух цветов

2

Снеговик

Продолжать учить наклеивать фигуры в нижней части листа, составлять из двух-трех частей. Закреплять последовательность намазывания и наклеивания.

Белые круги разного диаметра. Синий или голубой фон.

3

«Мы милашки, куклы

- неваляшки»

Учить наклеивать готовые формы

(круглые), пользоваться клеем, салфеткой, создавать образ игрушки.

Поддерживать, поощрять умения детей в аппликации.

4

Варежка для Деда Мороза.

Учить

раскладывать узор из геометр. фигур  по замыслу детей, пользоваться

клеем и салфеткой.

Воспитывать аккуратность, самостоятельность,

интерес к совместной продуктивной деятельности.

Бумажная основа, круги, квадраты, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

январь

2

Салфетка

Учить составлять узор из кругов и квадратов на бумажной салфетке; развивать чувство ритма; закреплять умение наклеивать детали аккуратно.

Бумажная основа, круги, квадраты, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

3

Шарфик для куклы

Учить составлять узор, сочетая круги и квадраты на полосе, подбирать их по цвету. Развивать самостоятельность

Разноцветные круги и квадраты. Белые, красные полоски.

4

Звездное небо

Продолжать учить детей аккуратно наклеивать изображение на заданную плоскость листа, располагая его по всей плоскости.

Картон темно- синего цвета, цветная бумага желтого и красного цветов, клей, кисточки.

февраль

1

Ваза с цветами (ткань)

Закреплять приёмы наклеивания готовых деталей для аппликации, правила работы с клеем. Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

образец; цветная бумага, ткань, готовые разноцветные детали для аппликации. Клей ПВА, кисточка, салфетка, бумажный лист.

2

Валентинки из салфеток (сердечко)

Познакомить с выполнением цветов - розочек из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание доставить радость близким в праздник.

Салфетки разных цветов, картон, клей ПВА

3

Открытка для папы с «23 февраля»

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму самолета.

иллюстрации воздушного транспорта, клей, салфетки, готовые бумажные формы ( прямоугольник, треугольники разного цвета и формы,  голубая или синяя бумага для фона).

4

Колобок на окошке

Учить создавать выразительный образ колобка в технике аппликации; развивать чувство цвета, формы, композиции.

Окошки разного цвета силуэт колобка, бумажные полоски, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка, фломастеры.

март

1

Весенняя капель

Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

бумага, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

2

Платье для мамы

Закреплять умение строить узор, располагая круги разного цвета. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к матери

Круги разного цвета, силуэт платья, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

3

Цветок

Учить составлять цветок из кругов-лепестков с серединой на стебле с листьями; располагать его в центре листа. Вызвать желание красиво выполнять аппликацию, аккуратно пользоваться материалами

Круги красного, желтого цветов, полоска -стебелек, листья. Голубой фон (или белый, серый)  клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

4

Украсим кружку в горошек

Украшение силуэта кружки горошком.

Круги разных цветов,  клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

апрель

1

Светофор

Продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы светофора, при этом правильно размещая цвета.

Круги красных, желтых, зеленых цветов,  клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

2

Ракета

Учить детей создавать ракеты из готовых геометрических фигур

Бумажная основа, круги, квадраты, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

3

Скворечник

Учить детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей; определять форму частей (прямоугольная, круглая, треугольная) уточнить знание цветов. Развивать цветовое восприятие.

Бумажная основа, круги, квадраты, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

4

Кораблик

Продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму корабля.

иллюстрации водного транспорта, клей, салфетки, готовые бумажные формы ( прямоугольник, треугольники разного цвета и формы,  голубая или синяя бумага для фона).

май

1

Светит солнышко

Учить составлять аппликацию из частей (наклеить круг, а вокруг полоски — лучи на одинаковом расстоянии друг от друга)

Красный круг, полоски-лучи. Белый фон

2

Божья коровка на листочке

Учить детей

собирать целое из частей и наклеивать детали

аппликации

Бумажная основа, круги, квадраты, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

3

Шарики воздушные

Учить наклеивать круги снизу вверх на разном уровне, красиво сочетая фигуры по цвету.

Разноцветные круги, узкие полоски-ниточки. Голубой фон

4

Здравствуй, лето!

Вызвать интерес к созданию коллективной работы; воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

бумаги желтого, красного, оранжевого цвета, клей, кисть клеевая, салфетка, клеёнка.

Ожидаемый результат

К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами:

1.Освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приёмам преобразования бумаги

2.научатся видеть необычное в обычном предмете; развивать мелкую моторику рук.

3. выделять главное в композиции;

4. понимать возможность цвета и линии, их выразительные возможности, учиться пользоваться ими;

5. строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

6. оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

В результате реализации кружка удаѐтся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей. Ребята станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность.

В процессе подготовки необходимо использовать:

информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить)

репродуктивный метод, когда дети упражняются в различении форм, цветов предметов.

При подготовке к занятию важно развивать восприятие детей, обучать их умению видеть предмет, совершать осязательный и зрительный анализ. Поэтому особая роль отводится процессу обследования предмета, когда дети знакомятся с теми его качествами, которые важны для аппликационного изображения.

Важным моментом в обучении детей на занятии является показ способов выкладывания и наклеивания. Процесс выкладывания нужно демонстрировать так, чтобы он был хорошо виден всем детям. Для этого можно использовать фланелеграф, мольберт или доску. Слегка смазанные клеем с обратной стороны в серединке формы можно раскладывать на вертикальной поверхности, не прибегая к помощи кнопок или пластилина. Кроме того, их можно перемещать в случае необходимости.

Структура занятия

  Структура может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя3 части:

вводная часть – организационный момент, создание эмоционального

настроения, мотивация;

основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность

детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа пораскрытию замысла каждого ребенка

заключительная часть( рефлексия) – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Занятия проводятся один раз в неделю с сентября

по май во второй половине дня. Продолжительность занятия:

 во 2 младшей группе 15 минут

Развивающая предметно - пространственная среда

  • цветной картон для фона,
  • ватные диски,
  • цветная бумага,
  • салфетки,
  • фольга,
  • клеенки,
  • ножницы,
  • клей-карандаш,
  • простые карандаши,
  • различный природный материал,
  • крупа
  • ткань
  • цветная двусторонняя бумага, тонированная бумага

Список литературы

1.        АгнешкаБайраковска-Пженёсло «Чудесные поделки из макарон», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.

2.        Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 1998г.

3.        Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение»,1991г.

4.        Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.

5.        Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.

6.        Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

7.        Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

8.        Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.

9.        Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.

10.        Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2000г.

«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2008г.

Оглавление

1.Пояснительная записка

2. Цель, задачи программы

3. Работа с родителями

4. Первый год обучения

5.Задачи

6. Содержание программы

7. План работы кружка по дополнительному образованию

«Волшебная бумага» 1 год обучения

8. Ожидаемый результат

9. Структура занятия

10. Развивающая предметно-пространственная среда

11. Список литературы

Кружок «Волшебная бумага»

МБДОУ №2 «Вишенка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ"

ОРИГАМИ- ИСКУССТВО СКЛАДЫВАНИЯ ИЗ БУМАГИ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В ЯПОНИИ...

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности "Волшебная бумага" для детей 3-4 лет

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыка...

Перспективный план кружковой работы «Волшебная бусина»

Перспективный план кружковой работы «Волшебная бусина»...

Программа кружковой деятельности " Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...

Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа

Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....

Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа

Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....

Перспективный план кружковой деятельности "Волшебные пальчики" вторая младшая группа

Перспективный план кружковой деятельности, направленный на развитие мелкомоторики рук....