Программа кружка по тестопластике "Волшебное тесто"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)
Занятия тестопластикой тесно связаныс ознакомлением с окружающим миром, с воспитанием любви с традициям русского народа, к его культуре, с ознакомлением с художественной литературой, с наблюдения за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых форм- творческий процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Детский сад» 309» г. Красноярск
_____________________________________________________________________-
Рабочая программа кружка по тестопластике
«Волшебное тесто»
в средней группе «Ромашка»
МБДОУ «детский сад 309» г.Красноярска
на 2022-2023 учебный год
Разработал и провел:
Воспитатель Огородник О.А.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………….4
Цели и задачи программы …………………………………………………………6
Принципы и подходы в реализации программы …………………………………7
Возрастные особенности детей……………………………………………………8
Планируемые результаты реализации программы …………………………9
Учебный план ……………………………………………………………...11
Календарно- тематическое планирование…….……………………….…13
Методическое обеспечение …………………………………………...……..21
Литература……………………...…………………...……...………………….21
Пояснительная записка
Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные
лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста
выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из
муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения
фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне,
греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения
перед своими божествами.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и
рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки,
кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям.
Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают,
удачу и благоденствие.
В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У
славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для
выпечки цвет, что считается особенно привлекательным.
На Руси фигурки из соленого теста дарили на Новый год в знак благополучия,
плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год
праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить
фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той
местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого
теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с
солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень
просто – «хлебосол».
Возрождение этой старой народной традиции расширило применение
соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского
творчества.
Занятия тестопластикой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с
обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с
наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых
скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление
продуктивной активности человеческого сознания.
Еще одной специфической чертой тестопластики является тесная связь с
игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым
действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей
интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и
сверстниками.
Направление данной программы художественно- эстетическое. Программа
направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие
практических навыков работы с тестом и знакомство с истоками русского
ремесла.
которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить,
как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного
освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка:
• Способствует формированию умственных способностей детей;
• Знакомит с народными ремеслами, расширяет их художественный
кругозор;
• Способствует формированию художественно-эстетического вкуса;
• Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• Синхронизирует работу обеих рук;
• Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику
рук;
• Формируют умение планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы
в первоначальный замысел.
Цель программы: приобщение детей к народным промыслам через
развитие творческих способностей в занятиях тестопластикой.
Задачи программы:
- познакомить воспитанников с соленым тестом, его возможностями;
- учить использовать в работе различные способы лепки: пластический,
конструктивный, комбинированный, а также различные приемы лепки:
скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание,
прижимание, промазывание;
- учить детей владеть различными материалами и приспособлениями,
необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
- развивать координацию движений рук;
- развивать интерес к лепке из соленого теста;
- формировать начальные знания о композиции, основах цветоделения;
- расширять кругозор о декоративно-прикладном искусстве;
- поощрять стремление украшать вылепленные изделия.;
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить
начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со
сверстниками и работать в коллективе.
- воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить
начатое дело до конца;
- воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со
сверстниками и работать в коллективе.
Принципы и подходы к формированию программы:
Лепка из соленого теста относится к дополнительным занятиям в детском
саду, которые отличаются от обязательных занятий свободой детей в их
выборе, поиска наиболее привлекательной деятельности со стороны родителей
и педагогов.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на всестороннее развитие, формирование духовных и
общечеловеческих ценностей и творческих способностей.
Педагогические принципы к формированию программы:
1.Принцип систематичности. Заключается в непрерывности, регулярности,
планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что –либо новое, он всегда
задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен
понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать,
каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности. От простого к сложному –важное условие при
обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана
на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания
его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и
половые различия, более того дети одного возраста имеют различные
способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю
ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему
сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а
завтра это может сделать сам.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы
Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на
первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из
теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста,
находящиеся в доме - это символ богатства и благополучия в семье.
Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то,
что по сравнению с пластилином, соленое тесто - приятный на ощупь,
экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в
любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении
технологии изготовления - не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому
кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку.
Программа включает занятия по тестопластике с использованием различного
дополнительного (природного, бросового) материала, которые направлены на
развитие у дошкольников творчества.
Возрастные особенности детей, которые необходимо учесть при
реализации задач программы
Изобразительная деятельность детей 5-7 лет продолжает развиваться. Это
обусловлено развитием психических процессов, приобретенным опытом
познания окружающей действительности. В этом возрасте у детей продолжает
развиваться и воображение. С одной стороны этому способствует
изобразительная деятельность, а с другой стороны, развивающееся
воображение ведет к обогащению образов, создаваемых детьми в лепке. В этом
возрасте расширяется сенсомоторный опыт дошкольников. Это, в свою
очередь, приводит к развитию и совершенствованию изобразительных навыков
и умений.
У детей шестого года жизни развивается эстетическое восприятие,
художественно-творческие способности; умение рассматривать предметы,
называть их форму (круглая, овальная, прямоугольная квадратная, треугольная,
цвет (его оттенки, величину (как предмета в целом, так и частей). В этом
возрасте дети стремятся самостоятельно использовать некоторые способы
лепки и украшать вылепленные изделия узорами и дополнительным
материалом. Дети этого возраста уже способны воспринимать геометрические
фигуры, лежащие в основе многих предметов и их частей. Дети начинают
выделять функциональные признаки предметов, что облегчает процесс
создания изделия. У детей данного возраста при лепке предметов не
нарушаются пропорции, четкость в передаче формы, прочное скрепление
частей. Происходит это потому, что дети владеют в нужной мере способами
лепки.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.
Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает эстетическое
наслаждение от пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки.
У детей этого возраста вызывает интерес лепка плоскостных фигурок,
объемных (будто настоящих) фигурок и простых композиций, а также роспись
вылепленных из теста игрушек.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения: для детей старшей группы (5-6 лет)
и для детей подготовительной к школе группы (6-7лет).
Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня: для детей
первого года обучения – 25 минут, второго - 30 мин. Количество детей 10-12
человек
I год – общая подготовка. Ребѐнок, прошедший еѐ может иметь полное
представление об историческом развитии искусства тестопластики, не в полной
мере владеет техникой выполнения и ещѐ не готов для самостоятельного
выполнения предметов утилитарного назначения.
II год. Ребѐнок занимается совершенствованием и усложнением изучаемых
приѐмов, продолжает знакомство с народно- декоративным искусством и
историей тестопластики.
Формы проведения и режим занятий Формы организации занятий различны
(индивидуальная, групповая, фронтальная).
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе предполагается овладения
ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается
следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом
методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по
тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические
карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели. Оценки
по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют
высокому уровню усвоения программы, 2 – среднему и 1 – низкому.
Уровни усвоения программы У каждого ребенка суммируются все баллы по
каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному
среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.
Низкий уровень (1 балл). Эпизодически проявляет интерес к
тестоплатике. При реализации замыла просит взрослого о помощи. Композиция
лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует
творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы.
Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в
порядок после индивидуально адресованного указания.
Средний уровень (2 балла). Проявляет неустойчивый интерес к работе с
соленым тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации
замысла, но требует утвердительного одобрения взрослого. Ребенок способен
самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда
подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному
изделию. Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет
аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие
инструменты.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок проявляет устойчивый интерес к
тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации
замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством
I год – общая подготовка. Ребѐнок, прошедший еѐ может иметь полное
представление об историческом развитии искусства тестопластики, не в полной
мере владеет техникой выполнения и ещѐ не готов для самостоятельного
выполнения предметов утилитарного назначения.
II год. Ребѐнок занимается совершенствованием и усложнением изучаемых
приѐмов, продолжает знакомство с народно- декоративным искусством и
историей тестопластики.
Формы проведения и режим занятий Формы организации занятий различны
(индивидуальная, групповая, фронтальная).
Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по данной программе предполагается овладения
ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается
следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом
методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по
тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические
карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели. Оценки
по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют
высокому уровню усвоения программы, 2 – среднему и 1 – низкому.
Уровни усвоения программы У каждого ребенка суммируются все баллы по
каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному
среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.
Низкий уровень (1 балл). Эпизодически проявляет интерес к
тестоплатике. При реализации замыла просит взрослого о помощи. Композиция
лепного изделия проста по форме и количеству элементов. Не присутствует
творческое решение замысла. Технические навыки слабо сформированы.
Работа не отличается аккуратностью. Рабочее место и инструменты приводит в
порядок после индивидуально адресованного указания.
Средний уровень (2 балла). Проявляет неустойчивый интерес к работе с
соленым тестом. Стремится к проявлению самостоятельности при реализации
замысла, но требует утвердительного одобрения взрослого. Ребенок способен
самостоятельно составить композицию из отдельных элементов, но не всегда
подбирает гармоничные цвета при придании художественного образа лепному
изделию. Технические навыки сформированы по возрасту. Проявляет
аккуратность при работе с материалами, но не приводит в порядок рабочие
инструменты.
Высокий уровень (3 балла). Ребенок проявляет устойчивый интерес к
тестоплатике. Проявляет самостоятельность и творчество при реализации
замысла. Составляет разнообразные композиции с большим количеством
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки детских работ в детском саду и группы;
- использование изготовленных работ в сюжетно-ролевых играх.
- составление фотоальбома лучших работ;
- участие в городских конкурсах художественной направленности;
- презентация детских работ родителям, сотрудникам;
- творческий отчет воспитателя - руководителя кружка на педсовете.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы
детей. Чувство важности своего труда, необходимости самотворчества дает
ребенку толчок к самосовершенствованию, формирует потребность в
приобретении новых знаний и навыков. Поэтому каждый месяц
организовываются выставки работ воспитанников, персональные выставки
воспитанников, позволяющие пережить успех в своей работе. Кроме того
выставки создают эстетическую среду в группе, приносят эмоциональное
удовлетворение ребятам, которые видят, что их труд нужен, а это в свою
очередь побуждает к творчеству.
И как результат работы с соленым тестом – все изделия, созданные руками
детей, отлично подходят для различных сюжетно-ролевых игр.
Кружковая работа помогает выявить и раскрыть талантливых детей, и
подтянуть отстающих, но имеющих желание работать.
Приложение 1: Клендарно-тематическое планирование..
Календарно- тематический план первого года обучения
Месяц | Тема занятия | Програмное содержание | Содержание работы |
Сентябрь | "Вот так тесто!" | Знакомить детей с солѐным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солѐное тесто между собой, делать простые выводы. | Знакомство с тестом, История возникновения |
Печатание из теста. | Развивать мелую моторику рук. Обогащать пассивного словаря прилагательными (мягкий, пластичный, солѐный) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес | Из кусочка теста формируем колобок. Приминаем его в лепешку. Используем подручные формы делаем узор на будущем прянике | |
Путешествие в круглую страну "Вот весѐлый колобок" | Формируем колобок из соленого теста. Дополняем его деталями: рот, глаза нос. | ||
Октябрь | "Утка с утятами плывут по озеру" (коллективная работа) | Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, придавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик). Развивать интерес к изобразительной деятельности; продуктивную деятельность через лепку; эстетическое восприятие. | Из кусочка теста скатываем колбаску. Изгибаем ее по форме тела утки. Вытягиваем нос и хвост. Таким же образом лепим утят |
Раскрашивание утят | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | После просушки, раскрашиваем.Применяем краски гуашь. Создаем компазицию | |
«Овощи и фрукты» | Учить детей лепить объемные фигуры. Закреплять умение соединять детали с помощью воды. Упражнять в приемах скатывания, сплющивания, вытягивания, использовании стеки и природного материала для украшения поделки; вырабатываем умение смешивать на палитре необходимые цвета. Закреплять знание фруктов и овощей. | Заранее готовим цветное тесто, добавляя в него красители: пищевые или краску гуашь. Цвета Красный, оранжевый, желтый, зеленый.Тесто скатываем в еолобок или в еолбаску. Формируем овощи. | |
Раскрашивание поделки | Если в предыдущей работеиспользовалось неокрашенное тесто, то после просушки поделки можно расскрасить. | ||
Ноябрь | Декоративная тарелочка «Цветиксемицветик» ( к Дню Матери) | Показать, как можно использовать тесто для проявления творческих способностей детей, точно передавать задуманную идею при выполнении изделия. Развивать творческую фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук. | Формируем колобок. Сплющеваем его в лепешку, поднимаем края, оставляя дно ровным. Получаетсч тарелочка. |
Раскрашивание « Цветик- семицветик» | Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | После просушки расскрашиваем тарелочку в виде цветка «Цветика=семицветика» | |
«Калачи из печи» Изготовление изделий для русской избы | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета | На этом занятии используем тесто по прямому назначению. Делаем из него различные виды хлебобулочных изделий: калачи, булки, плетенки, рулеты и т.д. | |
Раскрашивание калачей. | Воспитывать аккуратность при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета | Использую краски гуашь и акварель реалистично расскрашиваем хлебобулочные изделия. | |
Декабрь | «Дед Мороз спешит на праздник» Раскрашивание «Дед Мороз спешит на праздник» | создавать условия для творческой самостоятельности, используя знакомые приѐмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Показать, как с помощью чесночницы можно выдавить тесто для волос и бороды. Создать радостное настроение у детей. | Формируем конус из теста. Оформляем его в виде шубы Деда Мороза. Сверху крепим голову с бородой. После просушки- расскрашиваем деда Мороза. |
“Печатание домиков” | Закрепить умение детей работать со стекой при изготовлении основной детали по шаблону. Развивать творческие способности фантазию в процессе украшения домика дополнительными деталями из теста. Развивать ручной праксис | Из колобка формируем лепешку, пользуясь специальной маленькой скалкой раскатываем ее ровно. Формой вырезаем домик.Из маленьких кусочков теста формируем объмные элементы фасада домика. | |
Раскрашивание домиков | Воспитывать аккуратность при раскрашивании домика. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. | Раскрашиваем поделку | |
Январь | "Рождественская свеча" | Развивать умение плести косичку из теста; закрепить навык наносить узор с помощью стеки, Развивать воображение, согласованность в работе глаза и руки | Скатываем из теста ллинную трубочку. Оформляем ее свечой |
Раскрашивание Рождественской свечи | Развивать самостоятельность в правильном подборе цветовой палитры. Воспитывать аккуратность и эстетичность в работе | После просушки расскрашиваем | |
« Подсвечник» | Закрепить прием раскатывания лепешки. Показать способ плетения из двух длинных жгутов. Поощрять инициативу пользоваться стеками для нанесения рисунка на готовые формы. | Формируем из теста подсвечник. | |
Февраль | "Ой блины, блины, ой блиночки мои"Декоративная тарелочка "Цветочек"для блинов | Показать способ приготовления цветного теста. Учить делать свою поделку красивой и аккуратной, украшая блин Учить детей создавать из него простейшую форму – шар, а так же видоизменять форму, преобразовывая в иные формы (сплющивание), создавая при этом выразительный образ - цветка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к своей деятельности | Лепим уже по знакомуму алгоритму тарелочку и блины. |
Раскрашивание красками декоративной тарлочки | Формировать самостоятельность при раскрашивании изделия из соленого теста красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета | Раскрашиваем реалистично тарелочку и блины в тей. Используем краску Гуашь. | |
Подарок папе "Открытка" | Создание коллективной композиции с использованием элементов конструирования. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о папе | Формируем плоскую форму, с помощью стеки делаем ровные края. Оформляем в виде окрытики ко дню Защитника. | |
Раскрашивание « Открытка» | Упражнять в способах работы с акварельными красками. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета | После просушки раскрашиваем открытку | |
Март | «Пасхальное яйцо» | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Закреплять умение лепить, используя различные приѐмы лепки | Из кусочка теста формируем поделку в форме яйца. Можно использовать заранее заготовленное цветное тесто. К сырому тесту можно прикрепить элементы украшения. Бисер, звездочки,пайетки и т.д. |
Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности. | Оформляем, раскрашиваем пасхальное яйцо | |
«Филимоновская игрушка – свистулька» | Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Закреплять приемы лепки из целого куска. Формировать представления о народных промыслах. Развивать творческие способности. | Оформляем поделку по типу Филимоновской игрушки. Заранее продемонстрировав настоящую. Выделяем главные отичия. | |
Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности. | Раскрашиваем по образцу натуральной филимоновской свистульки. | |
Апрель | «Дымковская игрушка» | Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Закреплять приемы лепки из целого куска. Формировать представления о народных промыслах. Развивать творческие способности. | Оформляем поделку по типу Дымковской игрушки. Заранее продемонстрировав настоящую. Выделяем главные отличия. |
Раскрашивание поделки | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности. | Раскрашиваем по образцу натуральной дымковской игрушки | |
« Матрешки- мои подружки» | Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста. Закреплять приемы лепки из целого куска. Формировать представления о народных промыслах. Развивать творческие способности. | Формируем два колобка из теста: один побольше, другой поменьше. Соединяем их между собой. Сглаживаем грани. | |
Май | Раскрашивание поделки « Матрешки- мои подружки» | Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развивать художественно-эстетический вкус, творческие способности. | Раскрашиваем поделку по образцу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...

Программа кружка по лепке-тестопластике "Тили, тили тесто"
Программа кружка по лепке-тестопластике представлена несколькими блоками, отражающими разные виды лепки из соленого теста: азбука соленого теста, оригинальные мелочи, обереги для дома, сувениры и мини...

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"
Аннотация на образовательную программу (парциальную). Программа кружка по лепке из соленого теста «Мукосолька». Разработала воспитатель Попова Елена Ивановна.Программа не издавалась....

Программа кружка лепки из соленого теста "Сказочное тесто"
Представлена вариант рабочей программы кружка по лепке из соленого теста...

Программа кружка "Непоседливое тесто"
Программа разработана на 4 года, начиная работу по данному направлению с детьми второй младшей группы (3-4 года) и до подготовительной к школе группы (6-7 лет). Календарно-тематическое пла...

Программа кружка "Соленое тесто"
Программа "Соленое тесто" представляет собой систему дополнительного образования дошкольников, которая позволяет эффективно решать вопросы развития творческих способностей детей. Цель программы:...