Лепка в старшей группе "Мы поедем, мы помчимся... " (упряжка оленей, коллективная лепка).
Цели: создание сюжетных композиций из отдельных лепных фигурок. Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устойчивость. Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения И. Никитина «Встреча зимы»:
...Здравствуй, гостья - зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям...
А сейчас отгадайте загадку!
Он на севере живёт.
Снежный наст копытом бьёт,
Из-под снега корм добудет.
Снег поест - вот так он пьёт.
Воспитатель:
- Кто это? Почему думаете, что олень? (вносится плакат с изображением северного оленя).
- Что вы знаете о северном олене?
Обобщение ответов детей: у северного оленя сильные ноги и красивые ветвистые крепкие рога, ими он защищается от врагов. Крепкими копытами олень разгребает снег, добывая корм – олений мох - ягель. Зимой животные поедают снег, чтобы утолить жажду. Они в больших количествах пьют морскую воду, чтобы поддержать в организме солевой баланс. Для этого же грызут сброшенные рога. Стада кочуют с места на место в поисках корма вместе с оленеводами. Олень может бежать по глубокому рыхлому снегу, не проваливаясь. У него теплый густой мех, из которого шьют одежду и обувь. Поэтому про оленя говорят: «Олень возит, олень кормит, олень одевает».
Воспитатель: Взгяните, эта картина изображает упряжку оленей.
А вы знаете главную роль оленей?
Олени - первые помощники человека в крайне суровых условиях жизни. Люди, и олени, и собаки, живущие среди вечных льдов и снегов, - очень дружные, всю работу они делают вместе, потому что только так могут выжить в суровых условиях Севера.
Воспитатель: А сейчас послушайте отрывок из стихотворения «Вьюга - снежная пурга» С. Маршака:
Вьюга - снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий...
Физкультминутка:
У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)
Воспитатель: Я предлагаю вам создать скульптурную композицию «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...». В этой композиции олени будут идти вслед за вожаком и везти лёгкие сани (нарты) с людьми и грузом. Еще раз повторим, как выглядит олень: крупное туловище, тонкие ноги, ветвистые рога - это красивое животное. У оленя тонкие ноги, поэтому в них для устойчивости фигурки можно поместить спички. А ветвистые рога можно смоделировать из пластилина или из веточек (вытягивая и прищипывая ветвистые выросты).
Если кто-то из детей быстро справляется с творческим заданием, педагог предлагает слепить оленёнка или какое-нибудь другое животное, например, собаку, бегущую вслед за повозкой; полярную сову или волка. При желании дети могут изобразить северное сияние.
В конце занятия дети составляют коллективную композицию.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения «Это снежная страница» С. Маршака:
...Здесь проехали полозья –
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след...
Ребята, посмотрите, какая интересная композиция у нас получилась!
Рефлексия:
О чем мы сегодня разговаривали?
Что понравилось больше всего?
Как называется композиция, которую мы изобразили?