Технологическая карта по лепке "Чудо-букет"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Занятие по рельефной лепке для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_her_chudo-buket.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ

Рельефная лепка «Чудо-букет»

С использованием технологии коллективной творческой деятельности

Автор разработчик: Калязина Антонина Александровна, воспитатель ГБДОУ дс №50 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная направленность: подготовительная группа детского сада

Длительность занятия: 30 минут

Цель: совершенствовать технику рельефной лепки при создании изразца по мотивам народного искусства

Задачи.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- дать представление об изразцах, как виде народного декоративно-прикладного искусства;

- формировать умение грамотно отбирать содержание лепки в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом;

- показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) – сворачивание трубочки (рулона) и разрезание его на части;

- развивать умение создавать цветочные композиции по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок);

- развивать чувство ритма и композиции;

- воспитывать художественный вкус, интерес к народному декоративно-прикладному искусству

ОО «Речевое развитие»

- обогащать словарный запас детей существительными: изразец, бутон, вазон, букет, гирлянда, ромашка, роза

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- совершенствовать умение работать в коллективе

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

ОО «Познавательное развитие»

- уточнять знания о профессии «дизайнер»

ОО «Физическое развитие»

- развивать умение координировать речь с движением; развивать мелкую моторику

- развивать умение выполнять координированные действия в соответствии с текстом, творчество в двигательной деятельности

Предварительная работа: рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись и резьба по дереву)

Материалы: картонные квадраты 15х15 см; пластилин, стеки, бусинки; 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора (семеновская матрешка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская роспись); таблица с вариантами цветочных декоративных элементов; схема изготовления изразца (алгоритм выполнения работы); макет печи для украшения изразцами; фотографии печных изразцов; схемы расстановки стульев на ковре и за столами

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

  1. Вводная часть

Организационный момент

Приветствие гостей

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень.

Шлем привет мы всем вокруг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Шлем привет мы всем гостям,

Очень-очень рады вам!

Здравствуйте!

Вовлечение детей в деятельность

Воспитатель предлагает детям расположиться на ковре в соответствии со схемой расстановки стульев, загадывает загадку:

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на Царевне.

Дети, встав в круг и взявшись за руки, проговаривают стихотворение, приветствуя друг друга и гостей

Дети рассаживаются на ковре в соответствии со схемой расстановки стульев (полукругом), отгадывают загадку про Емелю

2 мин

Мотивация (или проблемная ситуация) постановка и принятие детьми цели занятия.

- Царь позвал Емелю на пир во дворец, но стража в царский двор печь не пускает, говорит, что не нарядная. Емеля даже слова волшебные произносил: «По щучьему велению, по моему хотению, стань печка нарядная, изразцами украшенная!», но волшебства не происходит.

Демонстрируется макет белой русской печи.

- Мы в сами можем помочь Емеле? Как мы можем это сделать?

Воспитатель демонстрирует детям несколько произведений декоративно-прикладного искусства с растительным декором, особое внимание обращает на цветочные элементы и с помощью таблицы показывает их декоративные варианты, дает краткую информацию об изразцах

- Когда-то, давным-давно, дома в нашем городе обогревались печками. Печки у всех были разные – в домах бедняков печки были самые простые, в домах богатых людей, во дворцах царей – печи украшались изразцами. Изразец, это керамическая плитка, похожая на картину, оформленная росписью или лепным узором. Благодаря квадратной форме, их удобно соединять вместе, чтобы покрывать и украшать большие пространства. Украшать наши изразцы мы будем цветочным декором.

Динамическая пауза

На лугу растут цветы небывалой красоты.

(руки вперед, пальцы сжимаем в кулак и разжимаем)

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.

(руки вверх, шевелим пальцами)

Ветер дует иногда, только это не беда.

(покачивание руками и кистями рук)

Наклоняются цветочки, опускаются листочки.

(наклоняемся, руки опускаем, пальцы соединяем в бутончик)

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

(руки вперед, сжимаем в кулачок и разжимаем)

Воспитатель предлагает детям расположиться за столами и подготовить рабочие места.

Дети делают предположение, что мы можем украсить печку для Емели, а для этого надо изготовить декоративные элементы, которые мы разместим на печи.

Дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, сравнивают цветочные орнаменты, выявляя сходства и различия.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом педагога

Дети рассаживаются за столы в соответствии со схемой, берут картонные основы, пластилин, стеки, тряпочки, досочки для лепки, простой карандаш

5 мин

  1. Основная часть.

Проектирование решений проблемной ситуации. Актуализация знаний, или начало выполнений действий по задачам занятия

- Как называется человек, профессионально занимающийся украшением вещей и домов?

- Мы с вами сегодня побудем настоящими дизайнерами и украсим печку Емели, чтобы его пропустила стража на царский пир.

Воспитатель вновь обращает внимание детей на предметы декоративно-прикладного искусства, обращая внимание на большое количество повторяющихся элементов (цветов). Просит детей подумать, как можно сделать одинаковые элементы.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают

Дети рассматривают предметы, выдвигают свои предположения

3 мин

«Открытие» детьми новых знаний, способа действия.

Демонстрация рационального способа получения большого количества одинаковых элементов (цветов):

- Много одинаковых цветов удобно сделать так: раскатать толстый валик и сплющить его в ленту, затем раскатать тонкий жгутик другого цвета и положить на длинный край ленты, аккуратно завернуть ленту в длинную трубочку, начиная с того края, где жгутик; затем разрезать стекой как рулет на много одинаковых кусочков-цветочков.

Воспитатель предлагает приступить к творческой работе.

Дети наблюдают за демонстрацией рационального способа получения большого количества одинаковых элементов

2 мин

Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель демонстрирует алгоритм «изготовления» изразца в схематичной форме, напоминает детям этапы работы, уточняет количество центров и углов у основы поделки.

Дети с опорой на схему (алгоритм выполнения работы) берут основу, намечают на ней центр и углы, используя знакомые приемы лепки выполняют из пластилина рельефное изображение цветов.

14 мин

  1. Заключительная часть.

Итог занятия. Систематизация знаний.

Украшение макета печки «изразцами»

Дети располагают на макете свои творческие работы с учетом максимально гармоничного сочетания цветовых декоров.

2 мин

  1. Рефлексия

Воспитатель обращает внимание детей на позитивный результат коллективной творческой работы, уточняет:

- Какой изразец вам нравится больше всего? Почему?

- Какой элемент было сложнее всего изготовить?

- Какие приемы лепки вам понравилось использовать при изготовлении изразца?

Воспитатель от имени Емели благодарит ребят за помощь.

Дети рассматривают коллективную творческую работу, отмечают наиболее понравившиеся «изразцы», аргументируя свое мнение. Делятся своими впечатлениями о проделанной работе

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...