Технологическая карта по лепке "Чудо-букет"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
Занятие по рельефной лепке для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ
Рельефная лепка «Чудо-букет»
С использованием технологии коллективной творческой деятельности
Автор разработчик: Калязина Антонина Александровна, воспитатель ГБДОУ дс №50 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная направленность: подготовительная группа детского сада
Длительность занятия: 30 минут
Цель: совершенствовать технику рельефной лепки при создании изразца по мотивам народного искусства
Задачи.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- дать представление об изразцах, как виде народного декоративно-прикладного искусства;
- формировать умение грамотно отбирать содержание лепки в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом;
- показать рациональный способ получения большого количества одинаковых элементов (цветов) – сворачивание трубочки (рулона) и разрезание его на части;
- развивать умение создавать цветочные композиции по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок);
- развивать чувство ритма и композиции;
- воспитывать художественный вкус, интерес к народному декоративно-прикладному искусству
ОО «Речевое развитие»
- обогащать словарный запас детей существительными: изразец, бутон, вазон, букет, гирлянда, ромашка, роза
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- совершенствовать умение работать в коллективе
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам
ОО «Познавательное развитие»
- уточнять знания о профессии «дизайнер»
ОО «Физическое развитие»
- развивать умение координировать речь с движением; развивать мелкую моторику
- развивать умение выполнять координированные действия в соответствии с текстом, творчество в двигательной деятельности
Предварительная работа: рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором (керамика, ковроделие, ткачество, вышивка, художественная роспись и резьба по дереву)
Материалы: картонные квадраты 15х15 см; пластилин, стеки, бусинки; 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с цветочными элементами декора (семеновская матрешка, городецкая разделочная доска, гжельская посуда, хохломская роспись); таблица с вариантами цветочных декоративных элементов; схема изготовления изразца (алгоритм выполнения работы); макет печи для украшения изразцами; фотографии печных изразцов; схемы расстановки стульев на ковре и за столами
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
Организационный момент | Приветствие гостей В этот чудный зимний день Нам здороваться не лень. Шлем привет мы всем вокруг, Я – твой друг и ты – мой друг. Шлем привет мы всем гостям, Очень-очень рады вам! Здравствуйте! Вовлечение детей в деятельность Воспитатель предлагает детям расположиться на ковре в соответствии со схемой расстановки стульев, загадывает загадку: Уплетая калачи, Едет парень на печи. Прокатился по деревне И женился на Царевне. | Дети, встав в круг и взявшись за руки, проговаривают стихотворение, приветствуя друг друга и гостей Дети рассаживаются на ковре в соответствии со схемой расстановки стульев (полукругом), отгадывают загадку про Емелю | 2 мин |
Мотивация (или проблемная ситуация) постановка и принятие детьми цели занятия. | - Царь позвал Емелю на пир во дворец, но стража в царский двор печь не пускает, говорит, что не нарядная. Емеля даже слова волшебные произносил: «По щучьему велению, по моему хотению, стань печка нарядная, изразцами украшенная!», но волшебства не происходит. Демонстрируется макет белой русской печи. - Мы в сами можем помочь Емеле? Как мы можем это сделать? Воспитатель демонстрирует детям несколько произведений декоративно-прикладного искусства с растительным декором, особое внимание обращает на цветочные элементы и с помощью таблицы показывает их декоративные варианты, дает краткую информацию об изразцах - Когда-то, давным-давно, дома в нашем городе обогревались печками. Печки у всех были разные – в домах бедняков печки были самые простые, в домах богатых людей, во дворцах царей – печи украшались изразцами. Изразец, это керамическая плитка, похожая на картину, оформленная росписью или лепным узором. Благодаря квадратной форме, их удобно соединять вместе, чтобы покрывать и украшать большие пространства. Украшать наши изразцы мы будем цветочным декором. Динамическая пауза На лугу растут цветы небывалой красоты. (руки вперед, пальцы сжимаем в кулак и разжимаем) К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (руки вверх, шевелим пальцами) Ветер дует иногда, только это не беда. (покачивание руками и кистями рук) Наклоняются цветочки, опускаются листочки. (наклоняемся, руки опускаем, пальцы соединяем в бутончик) А потом опять встают и по-прежнему цветут. (руки вперед, сжимаем в кулачок и разжимаем) Воспитатель предлагает детям расположиться за столами и подготовить рабочие места. | Дети делают предположение, что мы можем украсить печку для Емели, а для этого надо изготовить декоративные элементы, которые мы разместим на печи. Дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства, сравнивают цветочные орнаменты, выявляя сходства и различия. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и показом педагога Дети рассаживаются за столы в соответствии со схемой, берут картонные основы, пластилин, стеки, тряпочки, досочки для лепки, простой карандаш | 5 мин |
Проектирование решений проблемной ситуации. Актуализация знаний, или начало выполнений действий по задачам занятия | - Как называется человек, профессионально занимающийся украшением вещей и домов? - Мы с вами сегодня побудем настоящими дизайнерами и украсим печку Емели, чтобы его пропустила стража на царский пир. Воспитатель вновь обращает внимание детей на предметы декоративно-прикладного искусства, обращая внимание на большое количество повторяющихся элементов (цветов). Просит детей подумать, как можно сделать одинаковые элементы. | Дети отвечают на вопросы, рассуждают Дети рассматривают предметы, выдвигают свои предположения | 3 мин |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действия. | Демонстрация рационального способа получения большого количества одинаковых элементов (цветов): - Много одинаковых цветов удобно сделать так: раскатать толстый валик и сплющить его в ленту, затем раскатать тонкий жгутик другого цвета и положить на длинный край ленты, аккуратно завернуть ленту в длинную трубочку, начиная с того края, где жгутик; затем разрезать стекой как рулет на много одинаковых кусочков-цветочков. Воспитатель предлагает приступить к творческой работе. | Дети наблюдают за демонстрацией рационального способа получения большого количества одинаковых элементов | 2 мин |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Воспитатель демонстрирует алгоритм «изготовления» изразца в схематичной форме, напоминает детям этапы работы, уточняет количество центров и углов у основы поделки. | Дети с опорой на схему (алгоритм выполнения работы) берут основу, намечают на ней центр и углы, используя знакомые приемы лепки выполняют из пластилина рельефное изображение цветов. | 14 мин |
Итог занятия. Систематизация знаний. | Украшение макета печки «изразцами» | Дети располагают на макете свои творческие работы с учетом максимально гармоничного сочетания цветовых декоров. | 2 мин |
| Воспитатель обращает внимание детей на позитивный результат коллективной творческой работы, уточняет: - Какой изразец вам нравится больше всего? Почему? - Какой элемент было сложнее всего изготовить? - Какие приемы лепки вам понравилось использовать при изготовлении изразца? Воспитатель от имени Емели благодарит ребят за помощь. | Дети рассматривают коллективную творческую работу, отмечают наиболее понравившиеся «изразцы», аргументируя свое мнение. Делятся своими впечатлениями о проделанной работе | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»
Технологическая карта по теме: «Праздник вежливости»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»
Технологическая карта по теме: «Дружат люди всей земли…..»...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)
Технологическая карта по теме: «Как содержать книги в чистоте и порядке» (исследовательская деятельность)...
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"
Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...