Развитие художественного вкуса и эмоциональной отзывчивости через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов, образцов декоративно-прикладного искусства.
презентация по аппликации, лепке
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из целей стандарта дошкольного образования - развитие личности ребенка, его творческих способностей. Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, фантазии, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом . Василий Александрович Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Также актуальной проблемой на сегодняшний день в рамках политической ситуации в мире и образовательной программой ДОУ является и патриотическое воспитание . Считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства, только тогда это станет неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И воспитание детей в плане духовно - нравственного развития стремимся параллельно осуществлять с развитием творческих способностей у дошкольников.
Что мы для этого делаем? Формируем у детей познавательный интерес к народной культуре через ознакомление с народными промыслами России и организацию художественно- продуктивной и творческой деятельности. Наша цель – донести до сознания наших воспитанников, что они являются носителями народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого постоянно обращаюсь к истокам народной культуры: фольклору, творчеству русских мастеров-умельцев.
Задачами художественно-практической деятельности являются развитие воображения, чувства цветовой гармонии, ритма, композиции; воспитание уважительного отношения к самобытному творчеству народа; художественно-эстетическое развитие личности Расширение представлений о разнообразии и красоте народного искусства.
Народно - декоративное прикладное искусство - одно из важных средств художественно- эстетического, духовного патриотического воспитания дошкольников. В нём обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.
Методы и формы ознакомления с народным искусством Приобщению детей к искусству, развитию у них эстетического вкуса способствуют показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Важно, чтобы педагог умел показывать детям свои чувства, свое отношение к предметам народного творчества. Формы ознакомления с народным искусством могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, во время праздников и мероприятий, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Для формирования навыков художественной деятельности требуются практические методы : показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций . Важно, что бы они поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать)
Из опыта работы: Интерактивная беседа: -Какие узоры ты видишь на изделии, повторяются ли они -Какие цвета характерны для того или иного вида промысла -Из какого природного материала изготавливается данное изделие. Наблюдение, рассматривание, сравнение (объекты природы и элементы народных росписей) -Сходство и различие элементов узора с растением садовым и полевым. Дидактические игры: - «Четвертый лишний» (Виды промысла),Круги Луллия , «Добавь недостающий элемент» (аппликация) «Подбери нужную краску» «Угадай какая роспись» Выставки работ (Лепка « Сказочная гжель», рисование « Сказочный поднос» «Дымковская барышня») Музыкально – художественные гостиные Мини – проекты (Мини- музей народно прикладного искусства…) Творческие мастерские «Город дымковских мастеров», «Сине-голубое чудо» Создание медиатек и альбомов, мини - коллекций
В Древней Руси вся жизнь людей была буквально пронизана стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. Бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их форм дополняли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок. Человек украшал свое жилище и делал это он с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками - это дерево, глина, кость и т. Д.
Знакомство с промыслами воспитывает в ребенке бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает их культурный уровень, рождает желание приобщиться к этому искусству, желание сделать что-то подобное. Ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного
Хохолома На примере ознакомления с хохломской росписью педагог объясняет , что красота росписи заставляет увидеть прекрасное вокруг себя, т.к. все элементы росписи взяты из природы (травка, цветы, гроздья ягод, яблок). Невольно воспитывается любовь к Родине, уважение к труду людей создающих изделия хохломы. Развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, осуществляется в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций .
Полхов-Майданский промысел вытачивания посуды и фигурок из мягкой древесины липы и осины возник с XVIII-го или с середины XIX века (эти данные разнятся) в небольшом селе Полховский Майдан, в Нижегородской области. Ассортимент изделий включает в себя 2 вида. Одна группа - детские игрушки, так называемый « тарарушки »: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, коробочки, пасхальные яйца. Используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив – цветы, бутоны, ветви из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями. Пейзажный мотив: пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками
Каргопольская игрушка В 1930 гг. изготовлением игрушек занималось лишь несколько мастеров. В 1950 гг. остался лишь один мастер, и им была легендарная мастерица Ульяна Ивановна Бабкина(1889 – 1977 гг.). Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорождёнными малышами, птиц и других живых существ. Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности.
Палех Этот особый вид росписи зародился еще в Древней Руси. Технология была завезена купцом П.И. Коробовым из Германии в глубокое Подмосковье в село Даниловка. В те времена палехскую роспись использовали для украшения храмов, икон. Со временем некоторые мастера вплетали в свои произведения картины русской природы, сюжеты сказок, фольклорные мотивы. Палехскую технику невозможно спутать ни с какой другой, только ей присуще узорочье, тонкие, изящные линии, удлиненность и тщательная линейная разделка фигур, обилие пейзажных декораций. Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом, заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки. Потом опять сушка в печи (2 суток при 100˚С). Теперь изделие можно шлифовать, обрабатывать напильником, наждачной щеткой. На этом же этапе к изделию крепятся крючки, навесы, шарниры.
Жостово История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) - Жостово , Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Позже появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью, они постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки . Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет, который сочетает в себе садовые и полевые цветы.
Филимоновская игрушка Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. По преданию, деревню Филимоново Тульской области назвали в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Лепили игрушки традиционно только женщины. Обучать девочек ремеслу начинали с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета — желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный — тепло и красоту, зеленый — весну и жизнь. Все филимоновские игрушки можно разделить на четыре группы: люди, животные, птицы, композиции из нескольких фигур. В росписи обязателен геометрический орнамент трех цветов. Полосы чередуются с более сложными узорами, лица у фигурок всегда белые, а глаза, рот и нос намечены маленькими точками.
Народные ремесла Оренбургского края В Оренбургской области насчитывается 2300 мастеров, которые владеют более чем 100 видами декоративно-прикладного искусства и художественного творчества. Наиболее распространены: пуховязание и вязание (крючком, спицами), обработка дерева и камня, керамика, глиняная игрушка, лозоплетение , лоскутное шитье и различные виды рукоделия.
Резьба по дереву Обработкой дерева занимаются в Северном, Октябрьском, Шарлыкском районах, городе Оренбурге. Мастера лесной скульптуры (обработка дерева) живут в Гайском, Грачевском, Кувандыкском, Оренбургском, Первомайском, Переволоцком, Соль-Илецком, Сорочинском, Ташлинском, Шарлыкском, Северном, Октябрьском районах и городе Оренбурге. Резьба по дереву широко представлена в Бугурусланском, Переволоцком, Абдулинском, Северном районах.
Лозоплетение – «визитная карточка» Новоорского района. Десятки мастеров постоянно проводят выставки, ярмарки, творческие встречи в области и за ее пределами. У мастеров много учеников, есть династии. Мастерами плетения из лозы славятся Адамовский, Акбулакский, Александровский, Бугурусланский, Гайский, Курманаевский, Новосергиевский, Октябрьский, Оренбургский, Первомайский, Переволоцкий, Соль-Илецкий, Сорочинский, Ташлинский, Тоцкий, Шарлыкский районы.
Лоскутное шитье Наиболее широко представлено в Абдулинском, Акбулакском, Александровском, Красногвардейском, Светлинском, Соль-Илецком, Ташлинском, Ясненском районах.
Саракташский фаянс История Саракташского фаянсового завода, начиналась в период ВОВ. В поселок Саракташ в июле-августе 1942 года было частично вывезено и размещено оборудование фарфорового завода «Красный фарфорист » со станции Чудово Новгородской области. Строительство завода велось в тяжелых условиях, так как не хватало материалов, людей. Но уже к началу 1944 года были построены главный производственный корпус ,а вскоре произвели первый саракташский фаянс. Изделия были серыми, кривоватыми, без декора. На качестве продукции отрицательно сказывались необогащенные сырьевые материалы, нехватка технологического оборудования, низкая квалификация рабочих. Да и местное сырье (песок из Спасского и Губерли, кумакская глина) оставляло желать лучшего, так как не имело промышленной разработки. Все это давало высокий процент брака. В 1950 году на заводе наладилась поставка сырья из Донецкой, Днепропетровской, Винницкой областей Украины. В 1990 году завершена вторая очередь реконструкции завода. Построен новый корпус, вторая печь, котельная и горн переведены на газовое топливо. ЗАО «Саракташский фаянс» выпускал более 40 видов фаянсовых изделий, в том числе столовые, чайные и кофейные сервизы, различные декоративные наборы. На заводе изготовлялась посуда из фаянса. Сначала использовалась майолика, а затем посуда украшала подглазурная живопись. Чтобы расписывать посуду, необходимо в совершенстве владеть кистью. Пористый черепок сразу впитывает краску и никаких поправок сделать уже невозможно. Основу художественной росписи составляли цветочные мотивы: цветы, бутоны, букеты. Значительны и второстепенные элементы росписи: легкие, закручивающиеся усики, обводки, спиралевидные завитки. На фаянсовом заводе трудились трудовые династии Емельяновых (глава династии Емельянов Борис Иванович), Чулковых (глава династии Чулкова ( Лигостаева ) Нина Григорьевна), Шипуновых (глава династии Шипунова Лилия Александровна).
Орская яшма является первым видом яшмы, который русские открыли на Урале. 6 августа 1735 года русский отряд во главе с командиром Оренбургской экспедиции Кириловым вышел к устью реки Орь. 15 августа здесь была заложена крепость. Август 1735 года нужно считать датой "открытия Орской яшмы - первой яшмы Каменного пояса". В 1755 году в столицу отправился караван из 14 повозок, груженых превосходными пестроцветными уральскими яшмами. Изделия из орской яшмы украшают российские и международные выставки и получают наивысшую оценку специалистов. Изделия из орской яшмы размещаются во всех крупнейших музеях страны и мира.
Визитная карточка Оренбуржья – Оренбургский пуховый платок – традиционный промысел, которому нет равных – и не только в России! Более 200 лет вяжут пуховые платки в станицах, деревнях и селах нашего степного края. Уже в середине 19 века работы казачек представляли оренбургский промысел на международных и российских выставках. Оренбургские пуховые платки не раз были удостоены высоких наград: 1851 г. - медали первой Всемирной выставки в Лондоне, 1862 год - медаль Всемирной выставки в Лондоне, 1897 год - медаль в Чикаго, 1958 год - большая серебряная медаль на Всемирной выставки в Брюсселе... Широко известный промысел пуховязания традиционно представляют Саракташский, Оренбургский, Илекский, Кувандыкский районы, город Оренбург, династии Шафиковых , Гумеровых , Якуповых, Банниковых село Жёлтое – неофициальная столица Оренбургского платка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА».
Описание работы....
консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...
Презентация "Развитие эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки"
В презентации представлен мой опыт работы со страшими дошкольниками по теме "Развитие эмоциональной отзывчивости через восприятие музыки"...
Опыт работы по приобщению к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства
Опыт работы по приобщению детей к народной культуре средствами декоративно-прикладного искусства...
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ДОКЛАД. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.
ДОКЛАД. "РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ"....