«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА».
консультация (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА».
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В наше непокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность» на первый план выдвигаются проблемы нравственного воспитания детей. И перед нами педагогами стал вопрос, каким методом научить детей нравственности? Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. И мы нашли перспективный путь – воспитывать наших детей нравственности на русских народных традициях, на истории нашего народа. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Одним из факторов гармонического развития личности является воспитание детей патриотизма и нравственности. Именно декоративно-прикладное искусство дает возможность приобщить детей к основам гражданственности. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения. В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры, что позволяет привить к детям чувство патриотизма.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И мы перед собой поставили цель - воспитывать в детях нравственного, духовного, отношения друг к другу через русское народное декоративно – прикладное искусство. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Видя интерес детей к народному творчеству, мы разработали долгосрочный проект: «Народные промыслы России». Целью нашего проекта это воспитание любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре. Исходя из цели данного проекта, были поставлены задачи: развитие интереса к русским традициям и промыслам, познакомить детей с искусством народной росписи, декоративно-прикладного искусства: Гжель, Хохлома, Дымковская роспись, развивать творческое воображение и фантазию, вовлекая детей в творческую деятельность, воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, постарались строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В работе над проектом мы использовали различные методы и приемы: метод обследования, наглядности, словесный, практический, частично-поисковый, проблемно-мативационный, метод «подмастерья», сотворчетво,
Всю нашу работу мы старались строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия (изготовила карту путешествия по городам России) по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На интегрированных занятиях решали познавательные, обучающие и творческие задачи. Старались использовать различную технику рисования. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного, учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни, ценить то что они живут в России, которая богата своей интересной историей и традициями. Мы старались научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков, ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить так как русские люди издавна всем сердцем любят родную страну и любуясь ею, не только воспевали в песнях и в сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенной яркой народной росписью, которые оживали любимые природные мотивы.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в яркой народной росписью, которые оживали на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Детей знакомили с образами, характерными для русской игрушки. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Рассматривали предмет, обводя рукой по контуру. Показывая элемент узора, ребенок дотрагивался до него пальцем, находил такой же или одинаковой формы, но другого цвета, с другими элементами. Постепенно от более крупных элементов узора переходили к более мелким. В геометрическом орнаменте дети выделяли знакомые элементы и их украшения, которые входят в изображение растительных элементов – ягод, цветов, листьев (Городецкая, хохломская росписи). Показывали, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Показывали как нарисовать несложный узор, а затем предлагала детям самим его выполнить. Тем, у кого не получалось, старалась приободрить их пословицами, поговорками: «Терпение и труд – все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит».
На занятиях мы с детьми осваивали технику папье-маше, а затем дети самостоятельно расписывали готовые изделия, проявляя свое творческое воображение, мастерство, наблюдательность полученную раннее.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Родители были большими помощниками в осуществлении нашего проекта. Информацию они получали на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческой личности дошкольников, через знакомство с народными промыслами России». Мы познакомили родителей с тем, чему собирались учить детей, объяснили, с какой целью это делаем. Организовали проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников. Провели ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Роль декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Учить понимать прекрасное», «Знакомство с различными техниками рисования» и др. С большим успехом был проведен практикум по нетрадиционному рисованию родителей вместе с детьми, где родитель принесли предметы народных промыслов и старины. Затем из этого был организован уголок народных умельцев. Детям было интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, мы приобщали детей к родной культуре, воспитываем чувство патриотизма, помогали им войти в мир прекрасного, учили видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждали потребность любить и радоваться жизни.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»
Библиографический список:
- Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.
- Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.
- Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.
- Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.
- Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.
- Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».
В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...
Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"
Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"...
Самообобщение опыта по теме: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Из опыта работы...
«НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Познакомить с историей православного праздника «Пасха»....