Программа дополнительного образования по аппликации "Творческая мастерская" в старшей группе
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа дополнительного образования по аппликации "Творческая мастерская" в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.applikatsiya_st.gr_.docx | 40.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по аппликации «Творческая мастерская»
в старшей группе
(2024-2025 уч.г.)
Руководитель:
Артамонова Г.В.
1.1. Пояснительная записка
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: аппликация обрывная, накладная, торцевание, квиллинг. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Новизной и отличительной особенностью данного кружка «Творческая мастерская» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
1.2. Цели и задачи реализации программы кружка.
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Основные задачи обучения аппликации следующие:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники аппликации и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
3. Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
4. Формировать умение оценивать созданные изображения.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
8. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
9.Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Задачи программы:
1) образовательные:
• формирование представлений о художественной деятельности;
• ознакомление со способами деятельности;
• овладение основами, умениями работы аппликации;
• формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
• овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
2) развивающие:
• развитие интереса к художественному творчеству;
• повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
• развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
• развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
3) воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
• соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности;
• активное участие в выставках;
• стремление к поиску, самостоятельности;
• понимание необходимости качественного выполнения образа.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
При составлении программы учитывались следующие принципы
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
Направлен на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование
индивидуальности.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- формирование образовательных интересов, действий, инициативы детей в
различных видах деятельности (выбор изобразительных материалов).
- Сотрудничество ДОУ с семьей.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития): Подбор работ ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о предметах окружающего мира, явлениях природы. Материал изложен с учетом последующего усложнения, начиная с простых работ, дети овладевают умением составлять композиции. Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали: системно – деятельностный, как обеспечивающий самим детям открывать новые знания, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Данный подход нацелен на формирование развитой личности, помогает развивать у них самостоятельность, творческое мышление.
1.4. Планируемые результаты.
Решение задач данной программы поможет детям:
- Осваивать правила безопасности во время работы.
- Создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- Осваивать разные нетрадиционные техники аппликации.
- Улучшить показатели мелкой моторики пальцев рук, ориентируясь на плоскости, и как следствие, улучшить речевую активность.
- Познакомить с искусством бумагопластики.
- Научиться различным приёмам работы с бумагой.
- Расширять количество изображаемых в аппликации предметов
- Узнать основные геометрические понятия и базовые формы.
- Развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение; глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Развитие технических навыков.
- Развитие коммуникативных навыков.
Содержательный раздел
2.1. Основные направления образовательной работы по дополнительной общеразвивающей программе кружка
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.
Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
2.2. Содержание программы
Ч асы | Тема | Программное содержание | Ожидаемые результаты. |
Октябрь | |||
1 | Знакомство с объемной аппликацией. | Знакомить с репродукциями, работами, аппликативной техникой: обрывной накладной, модульной; аппликацией комочками; полным и частичным приклеиванием деталей. | Развитие интереса к аппликации, желание заниматься бумагопластикой. |
2 | Знакомство с бумагой. | Знакомить со свойствами и видами бумаги, способами ее применения. | Знания о свойствах и видах бумаги, ее применении. |
1 | Знакомство с оригами. | Знакомить с приемами складывания бумаги, базовыми формами. | Знания о складывании поделок из бумаги без ножниц. |
Ноябрь | |||
1 | «Яблочко румяное» Аппликация накладная. | Осваивать новую технику создания многослойных изображений, наклеивая детали друг на друга в убывающем порядке. | Умение создавать многослойное и изображение, наклеивая детали в убывающем порядке. |
1 | «Груша» Аппликация модульная. | Создавать красочное изображение рваной мозаикой, аккуратно наклеивая близко друг к другу. | Умение создавать мозаичное изображение, подбирать красивые цветосочетания. |
1 | «Морковь» Оригами. | Осваивать новую технику складывания игрушек из бумаги, внимательно слушать педагога и точно повторять его действия | Освоение техники получения поделок путем складывания бумаги |
1 | «Натюрморт (фрукты, овощи) Аппликация накладная. | Создавать красочный натюрморт, вырезая нужные формы соответствующего задумке цвета. | Умение работать с шаблонами, вырезать ножницами по контуру. |
1 | «Осеннее дерево» Аппликация комочками. | Аккуратно выкладывать крону дерева комочками, придавая пушистость, подбирать красивое цветосочетание. | Освоение новой техники, развитие мелкой моторики рук и пальцев. |
Декабрь | |||
1 | «Зайчик» Оригами. | Осваивать технику складывания игрушек из бумаги, внимательно слушать педагога и четко выполнять его инструкции. | Освоение техники, базовых форм оригами. |
1 | «Черепашка»Аппликация модульная. | Распределять резаную мозаику равномерно по рисунку, аккуратно наклеивать. | Умение нарезать одинаковые модули из бумаги, сложенной гармошкой. |
2 | «Снеговик» Аппликация комочками. (кол.) | Договариваться с партнерами, определять свой участок работы на общем изображении. | Освоить технику, умение работать в коллективе. |
Январь | |||
2 | «Маленькой елочке холодно зимой». Аппликация накладная и обрывная. | Продолжать осваивать технику обрывной аппликации, развивать композиционные умения, сочетать в работе разные виды аппликации | Освоение техники, развитие композиционных умений, цветовосприятия. |
1 | «Барашки на лугу». Аппликация обрывная. | Создавать изображение, аккуратно выщипывая бумагу по контуру, красиво располагать на листе. | Формирование композиционных умений, освоение техники. |
1 | «Цыпленок». Оригами. | Продолжать осваивать технику, внимательно слушать и четко выполнять инструкции. | Освоение приемов складывания, базовых форм оригами. |
Февраль | |||
1 | «Заинька-зайка» Аппликация обрывная. | Продолжать осваивать обрывную технику, создавать выразительные образы. | Развитие композиционных умений, чувство цвета, пропорций, совершенствование техники изготовления. |
1 | «Ежики на прогулке» (кол.) Аппликация жгутиками и комочками. | Создавать выразительный образ с помощью комочков и жгутиков и дополнительных техник, находить место в общей работе, | Умение катать комочки и жгутики, работать в коллективе. |
1 | «Самолет». Оригами. | Точно совмещать стороны и уголки, четко проглаживать сгибы. | Освоение приемов складывания, базовых форм. |
1 | «Плещется синее море» Аппликация обрывная. | Создавать гармоничную композицию в сине-голубом цвете, обрывая придавать бумаге вид волн. | Формирование композиционных умений, цветовосприятие. |
Март | |||
1 | «Аленький цветочек». Аппликация накладная. | Создавать многослойное изображение, частично наклеивая детали, придавая цветку объем. | Освоение техники, развитие чувства формы, пропорций, экспериментирование с цветом. |
2 | «Птичья школа» (кол.) Аппликация модульная. | Совершенствовать умение вырезать модули нужной формы по шаблону, красиво подбирать цветосочетания. | Умение вырезать ножницами по контуру, развивать чувство цвета, пропорций. |
1 | «Живые облака». Аппликация обрывная. | Аккуратно выщипывать кусочки бумаги, придавая живописную форму, дорисовывать мелкие детали для выразительности образа. | Развитие воображения, создание оригинальных композиций. Освоение техники. |
Апрель | |||
1 | Панно «Звезды и кометы». (кол.) Аппликация накладная | Создавать рельефную картину, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. | Развитие творческого воображения, самостоятельности. |
1 | «Букет тюльпанов» Оригами. | Повторять за педагогом точно его действия, создавать гармоничную композицию. | Освоение приемов складывания, цветовосприятие. |
1 | «Золотая рыбка». Аппликация модульная. | Продолжать осваивать технику выкладывания рисунка модулями, подбирая красиво цветосочетания. | Освоение приемов вырезывания одинаковых модулей из бумаги, сложенной гармошкой. |
1 | «Рыбки плещутся». Аппликация комочками и жгутиками. (кол.) | Аккуратно распределять комочки и жгутики разного цвета по форме, определять местоположение своей работы на общем листе. | Освоение техники, развитие мелкой моторики пальцев, рук, умение работать в коллективе. |
Май | |||
1 | «Цветет мимоза». Аппликация накладная. | Создавать гармоничную композицию техникой накладной аппликации с частичным приклеиванием деталей. | Освоение приемов частичного наклеивания деталей, развивать чувство композиции. |
1 | «Бабочка». Аппликация модульная. | Симметрично располагать по форме модули разной конфигурации и цвета. | Развитие чувства формы, пропорций, цвета. |
1 | «Весна пришла» Итоговое. | Инициировать самостоятельный поиск приемов и средств изображения. | Самостоятельность в выборе материала и техники изготовления работы. |
2.3. Описание образовательной деятельности 1 года обучения
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 25 минут. Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет). Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Организационный раздел
3.1. График, режим и формы образовательной работы.
График: 1 раз в неделю;
Режим: 4 занятия в месяц;
Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации — вырезыванием и наклеиванием форм. Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с их особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами).
В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).
Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- частично- поисковый;
- практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
3.2. Учебный план.
Название | Количество часов | ||
«Творческая мастерская» | В неделю | В месяц | В год |
1 | 4 | 32 |
№ п/п | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Знакомство с художественной объемной аппликацией, с видами бумаги, инструментами. | 1 |
2 | Знакомство с видами и свойствами бумаги. | 2 |
3 | Знакомство с техникой оригами. | 1 |
4 | Накладная аппликация. | 6 |
5 | Модульная аппликация. | 5 |
6 | Обрывная аппликация. | 5 |
7 | Оригами. | 6 |
8 | Аппликация жгутиками и шариками. | 4 |
9 | Совместная творческая деятельность над созданием композиции. | 32 |
10 | Итоговое занятие. | 1 |
3.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Наглядные материалы:
• Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
• Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
• Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
• Простые и цветные карандаши, пластилин, манка, спички, макаронные изделия.
• Природный, бросовый материал, зубочистки.
• Бусины, бисер, ткань.
3.3. Методическое обеспечение программы
1. «Аппликация» И.А. Гусакова «Просвещение» 1977 г
2. «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой
3. «Бумажные цветы». Н. Н. Васина. Айрис Пресс, 2012
4. «Волшебные полоски» И.М.Петровой
5.«Декоративные объемные цветы». А. Н. Зайцева. Е. К. Моисеева. «Эксмо», Москва. 2011г.
6. «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыкова «Карапуз» 2010 г.
7. «Квиллинг» Л.В.Юртакова «Эксмо» 2012
8. «Оригами» Е.А. Черенкова «Дом XXI век» 2011 г
9. «Путь бумаги». М. В. Гусакова. «Дошкольное воспитание» 1981г.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С, Комаровой, М. А. Васильевой.
11. «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н.Н., Аванесовой В.Н. – Москва, 2003г.
12. «Три плюс четыре: Сборник программ дошкольного и начального общего образования». Ставропольсервисшкола. 1998г.
13. «Удивительные поделки из бумаги» А.С. Спицына «Рипол классик». Москва. 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»
Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"
Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...
Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок «Волшебные ладошки». Старшая группа
Актуальность программы «Волшебные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или ино...
Программа дополнительного образования «Говорилка» в разновозрастной старшей группе
Новизна образовательной программы состоит в комплексном подходе к проблеме развития речи дошкольников 5-7 лет в тесной взаимосвязи с развитием общей, пальчиковой и артикуляционной моторики, а также в ...
ПЛАН образовательной программы дополнительного образования «Радуга красок» в старшей группе «Цветик семицветик» 2022-2023 учебный год
Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализу...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (старшая группа)
Программа кружка «Оч.умелые ручки» направлена на формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных навыков и умений, на разв...