Кружковая работа по пластилинографии «Радуга» для детей 6-7 лет
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Протасевич Ирина Анатольевна

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию и лепке.  Карандаши и краски помогают ребенку выразить себя, а из пластилина можно вылепить разнообразные фигуры. Сравнительно недавно появилась возможность  совмещать эти два вида деятельности.  Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.Пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, развивает мелкую моторику, что очень важно для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_plastilinografii.docx126.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД  №3 «ЛАСТОЧКА»

                   

Кружковая работа по пластилинографии «Радуга»

для детей 6-7 лет

C:\Users\user1-internet\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20200323-WA0005[1].jpg

Воспитатель

группы компенсирующей

направленности

для детей с ТНР:

Протасевич И.А.

Содержание:

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Комплексно - тематический план

4. Требования к уровню подготовки  воспитанников

5. Диагностика

6. Список литературы

Пояснительная записка

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию и лепке.  Карандаши и краски помогают ребенку выразить себя, а из пластилина можно вылепить разнообразные фигуры. Сравнительно недавно появилась возможность  совмещать эти два вида деятельности.  Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.

Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Т.С. Комарова, Б.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Н.Б.Халезова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и качеством выполнения работы, что, в свою очередь, значительно облегчает подготовку кистей рук к занятию письмом, а также важна связь между активным движением пальцев и формированием речевого аппарата. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии, на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение. Фактически руки в данный период жизни являются для ребенка дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.

         Настоящая программа включает в  себя содержание  работы  по  художественно-творческому развитию детей 7-го года жизни  и основывается на  основе  методических  пособий:  авторская разработка  Н.Б.  Халезовой  «Декоративная  лепка  в  саду», а также ряд положений эстетического воспитания средствами искусства Г.Н. Давыдова, Б.М. Неменский, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Н. Казаковой, В.С. Мухиной, Б.Т. Лихачева.  Составлена с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей 6-7 лет.

Основой каждого занятия является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства – пластилинографии.

Данная программа предусматривает 1 год  обучения. Непосредственно – образовательная деятельность (НОД) по  художественно-творческому развитию проводится 1 раз в неделю.

Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по экологии, рисованию, коммуникации, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, развивает мелкую моторику, что очень важно для детей с ТНР.

Цель: Формирование художественно-творческих навыков детей посредством пластилинографии.

Задачи: 

-  Способствовать формированию, расширению и углублению  умений и навыков детей, работы с пластилином в технике – пластилинография;

- Создать условия для самостоятельного художественного творчества с учетом возрастных особенностей, индивидуальных способностей каждого ребенка;

- Содействовать свободному экспериментированию с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами;

- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;

- Развивать эстетические чувства, воображение и фантазию;

- Развивать умения планировать свою работу и доводить ее до конца;

- Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность;

- Определить критерии и уровни развития творческих способностей детей.

Содержание программы

Блоки

Задачи

Мозаичная пластилинография – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.

Учить сочетать цвета, аккуратно заполнять пространство, не выходя за контур.

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Прямая пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Учить наносить самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями.

Заполнять рисунок  мягким  пластилином, хорошо размазывать и смешивать цвета.

Размазывать пластилин по поверхности пальцами, ровным слоем, таким образом достигая эффекта мазка масляными красками.

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Учить переносить рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем  заполнять элементы рисунка пластилином. 

Упражнять в умении размазывать пластилин пальцами или стекой, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой.

Учить наносить цвет последовательно и отдельно.

Развивать умение подбирать по размерам кусочек пластилина, хорошо разминать его в руках, а затем  размазать по стеклу.

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Модульная пластилинография – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Закреплять владение всеми приемами лепки.

Учить последовательной работе: перенести понравившейся рисунок на лист картона и  заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав  краям нужную форму при помощи стеки.

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Контурная пластилинографиия– изображение предмета при помощи жгутиков.

Учить контурный рисунок заполнять жгутиками, которые предварительно раскатываются ребенком.

Воспитывать усидчивость при выполнении кропотливой работы.

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины  с последовательным нанесением нескольких слоев.

Научить детей закрывать сверху один слой пластилина – другим,

получая красивый и яркий сюжет.

Учить накладывать пластилиновую лепешку и удалять излишек пластилина при помощи стеки при выполнении сложного контура.

Учить выполнять работу в 3-Д эффекта: элементы, которые трудно вылепить, повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков.

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением ( барельеф, горельеф, контррельеф)

Научить детей способам рельефной лепки:

- формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности;

- углубленного рельефа - при помощи валиков с нанесенным рисунком (раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком).

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

В технике «граттаж»

Учить детей лепить в технике граттаж,

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, рисунок процарапывать зубочисткой, иглой, стеком.

Развивать творческие способности, воображение детей.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых ставятся определённые задачи.

Этапы

Задачи

Подготовительный

Закрепить применение знакомых приемов  надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами в продуктивной деятельности в виде декора.

Учить работать на ограниченном пространстве.

Освоение правильной постановки пальца.

Развивать усидчивость в работе, желание выполнять работу до конца

Основной

Научить:

- Не выходить за контур рисунка.

- Размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Доводить дело до конца.

- Аккуратно, выполнять свои работы.

- Выполнять коллективные композиции.

- Восстановлению последовательности выполняемых действий.

- Действовать по образцу воспитателя.

- Действовать по словесному указанию воспитателя.

- Использовать несколько цветов пластилина.

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.).

Итоговый

Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

-Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

Перспективный план работы кружка «Радуга»

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

1

«Осенние листочки».

Беседа о пластилинографии. Показ готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием — трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения

2

«Грибы-грибочки выросли в лесочке»

Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» — надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.

3

«Радуга».

Вызвать интерес к природным явлениям (появление радуги после дождя).

Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос).

Закреплять умение лепить одинаковой толщины «жгутики»

Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер.

Развивать аккуратность, желание выполнять работу до конца.

4

«Овощи».

1.Расширять знания детей об овощах (форме, цвете, величине).

2.Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефный рисунок (точки, полоски).

3.Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику.

4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

Октябрь

1

«Червячок в яблочке»

Учить использовать контурный рисунок как основу изображения с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Продолжать  развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие. Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца

2

«Смородина»

Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине).

2.Учить лепить плоскостные изображения ягод (скатывание, расплющивание). Располагать предметы вдоль нарисованного черенка.

3.Продолжать  развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовосприятие, глазомер.

4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца

3

«Мой сад и огород»

Продолжать освоение приемов пластилинографии — закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь — дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.

4

«Осенняя берёза».

1.Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах).

2.Учить лепить плоскостные изображения берёзы. Обратить внимание, что ствол внизу толще, чем вверху, ветки опущены вниз. Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Закреплять умение скатывать очень тонкие «колбаски» для нанесения характерности строения ствола.

3.Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер.

4.Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе.

Ноябрь

1

«Клоун»

1.Учить лепить плоскостное изображение клоуна из отдельных частей по показу и словесной инструкции воспитателя. Закреплять умение в скатывании круговыми движениями между ладоней шарик, сплющивать его.

2.Закреплять части тела человека.

3.Продолжать  развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.

4.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

2

«Совушка — сова. Большая голова».

Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» — тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики).Воспитывать аккуратность в выполнении работы.

3

«Золотая рыбка»

Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки) .Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

4

«Дом».

1.Расширять знания детей о домах (многоэтажные, одноэтажные, из каких частей состоит).

2.Учить детей лепить одноэтажный домик, передавая полуобъёмное изображение, дополнять отдельными характерными элементами (окна, ставни, дверь).

3.Закреплять умение лепить заборчик около дома, напомнить знакомые приёмы лепки.

4.Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

5.Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Декабрь

1

«Зима»

Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.Развивать мелкую моторику, конструктивные способности.

2

«Мой домашний питомец».

1.Прививать любовь, бережное отношение к своим домашним питомцам.

2.Учить передавать строение фигуры кошки в разном положении (сидит, стоит, лежит), закреплять приёмы изображения предмета из отдельных частей.

3.Закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения).

4.Продолжать развивать аккуратность в работе.

3

«Снеговик»

1.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года.2.Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания.

3.Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте.

4.Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла.

4

«Новогодние игрушки».

Расширять знания детей о праздниках и традициях.

Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином;

- Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения);

- Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения;

- Формировать у детей умение работать с пластилином самостоятельно.

Продолжать развивать мелкую моторику рук,

аккуратность в выполнении работы.

Январь

1

«Зимние забавы».

1.Способствовать у детей созданию радостного настроения связанного с наступлением.

2.Учить детей лепить снеговика используя технические приёмы пластинографии, соблюдать размеры снежных комочков.

3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой.

2

«Животные нашего леса. Лиса».

1.Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой.

2.Учить детей создавать из отдельных частей образ животного посредством – пластинографии, передавать пропорции частей тела, выразительность.

3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (пушистость).

4.Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания.

5.Развивать мелкую моторику рук.

3

«Животные холодных стран. Белый медведь».

1.Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде.

2.Учить изображать фигуру медведя способом пластинографии, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали.

3.Научить использовать стеку для придания шерсти необходимой структуры (мохнатость).

4.Закреплять умение соединения частей в единое целое путём промазывания, сглаживания.

4

«Животные жарких стран. Жираф».

1.Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии, показать выразительные возможности данной техники.

2.Учить детей составлять предмет из отдельных частей. Упражнять в использовании ранее полученных навыков: скатывание, расплющивание объёмной формы, сглаживание границ соединения частей.

3.Поощрять самостоятельное детское творчество, инициативу, способность вносить в композицию дополнение.

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Февраль

1

«Зимующие птицы. Снегири».

1.Вызвать интерес к миру природы птиц, формировать реалистическое представление о ней.

2.Закреплять работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

3..Развивать практические навыки и умения детей при создании заданного образа посредством пластинографии.

4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие.

5.Прививать любовь к птицам.

2

«Домашние животные. Кошка с котенком».

1.Познакомить детей с обитателем лесов средней полосы.

2.Учить детей использовать свои познания и представления об особенностях внешнего облика животного в своей художественной творческой деятельности.

3.Закреплять умение создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого образа через более точную передачу частей тела, цвета.

4.Развивать у детей эстетическое восприятие, живой интерес к природе.

5.Прививать любовь к живой природе.

3

«Чудо-хохлома».

(коллективная работа)

1.Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками предметами народного промысла.

2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

3.Развивать пространственные представления, композиционные навыки.

4.Воспитывать стремление украсить интерьер группы коллективной работой.

4

«День защитников отечества.  Танк».

1.Расширять знания детей о государственных праздниках.

2.Учить детей лепить плоскостное изображение танка используя усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений).

3.Учить передавать форму, характерные детали танка.

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук.

5.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию.

март

1

«Подарок маме».

1.Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете.

2.Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.

3.Развивать координацию движения рук, мелкую моторику.

4.Формировать композиционные навыки, цветовосприятие.

5.Прививать любовь к матери, желание сделать подарок к женскому дню.

2

«Рыба - кит».

Продолжать освоение приемов пластилинографии — закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда. Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства - анималисткой.

Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук, композиционные навыки.

3

«Слон».

1.Продолжать расширять знания детей о животных, живущих в жарких странах.

2.Учить передавать строение животного и его характерные признаки (хобот, большие уши,  т.д).

3.Закреплять умения детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей.

4.Прививать любовь к животным.

4

«Пароход».

.Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении).

2.Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии.

3.Закреплять умение сплющивать, сглаживать контуры соединений.

4.Продолжать развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие.

Апрель

1

«Перелётные птицы.  Лебеди».

1.Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней.

2.Закреплять умение работать пластилином по горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

3.Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластинографии.

4.Прививать любовь и бережное отношение к птицам.

2

«Насекомые. Божья коровка».

1.Расширять представления детей о многообразии мира насекомых, населяющих нашу планету, места обитания.

2.Закреплять умение лепить шарик большого размера, сдавливая его между ладонями и маленьких шариков приёмом лепки тонкого жгутика и деление его на части.

3.Закреплять умение красиво располагать чёрные точки по туловищу.

4.Развивать у детей эстетический вкус, цветовосприятие.

5.Воспитание осторожного и бережного отношения к насекомым.

3

«Рыбы.  Рыбки в аквариуме».

1.Учить детей лепить плоскостное изображение рыбок используя при создании изображения  разнообразные приёмы лепки  усвоенные ранее.

2.Развивать образные представления, воображение, творчество, мелкую моторику.

3.Прививать любовь к рыбкам.

4

«Жители морей.  Осьминог».

Продолжать освоение приемов пластилинографии — закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения . Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда. Продолжать развивать воображение, композиционные навыки.

Май

1

«Подсолнух.

1.Расширять познания детей о растениях (строении, цвете, назначении).

2.Учить создавать выразительное, полуобъёмное изображение подсолнуха.

3.Закреплять умение детей работать с пластилином, использовать его свойства при скатывании, расплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых предметах.

4.Поощрять инициативу и самостоятельность детей.

2

«Ландыши».

1.Познакомить детей с весенним цветком – ландышем.

2.Учить детей создавать лепную картину с выпуклым изображением, добиваться выразительности создаваемого предмета (формы, цвета).

3.Развивать у детей эстетическое восприятие, интерес к природе.

3

«Змейка».

1.Расширять представление детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, местах обитания, приспособленность к окружающей среде.

2.Учить лепить туловище змеи из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой.

3.Закреплять умение украшать объект декоративным узором, используя имеющие навыки: скатывание, расплющивание

4.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, восприятие.

4

«Павлин».

1.Расширять представления детей об экзотических птицах тёплых стран, умение любоваться красотой строения и оперения.

2.Закреплять использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

3.Развивать чувство цвета, композиционные навыки.

4.Вызвать желание доставить хорошее настроение  окружающим.

Требования к уровню подготовки детей.

К  концу  года  ребенок:

- знает виды пластилинографии;

- освоил приемы лепки в технике пластилинография;

- знает и умеет применять материалы  и инструменты для создания пластилиновых картин;

- умеет работать на ограниченном пространстве бумаги;

- развита мелкая моторика, умелость рук, движения обеих рук стали более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

- проявляет интерес к творческой деятельности;

- проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Способы диагностики детей 7 года жизни.

Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. 

Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.

Педагог оценивает следующие параметры.

1.Творческая активность
а) Повышенный интерес ,творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения — высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски — средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкий уровень
3. Композиция

а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами — высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер — низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция — низкий уровень
6. Показатели технических навыков
— раскатывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
— размазывание
а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень.

-- оттягивание

а) Выполняет самостоятельно — высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь — средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

(группа компенсирующей направленности для детей  7 года жизни)

№ п/п

Ф.И. ребенка

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Творческая активность

2

Сенсорные способности

3

Композиция

4

Общая ручная умелость

5

Самостоятельность

6

Показатели технических навыков:

- раскатывание

- сплющивание

- размазывание

- вдавливание

- оттягивание

Результат

Начало года:                                                                                  Конец года:

низкий уровень-5                                                                          низкий уровень-0

средний уровень-5                                                                        средний уровень-6

высокий уровень-0                                                                       высокий уровень-4

Список литературы:

  1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Федоров» , 2009. – 416 с.
  2. Венгер, Л. Пластилиновая груша / Л. Венгер // Дошкольное воспитание.  2007. №8.  С. 45.
  3. Верховкина М.Е. , Атарова А.Н.  «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования», СПб.: КАРО, 2014.-112с.
  4. Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн / Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017. - 80 с.
  5. Давыдова Г.Н. «Пластилинография.  Животные и птицы» . – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. - 88 с.
  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника: Методическое пособие для воспит. и родителей / О.М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с.
  7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст]: Г.Г. Григорьева - Москва 2000. - 342 с.
  8. Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. - СПБ: ЗАО «Валери СПб», 2010. – 160 с.
  9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 320 с.
  10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст]: В.А Сухомлинский. - Киев, 1969.- 258 с.
  11. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]: С.М Лебедев [и др.] - Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001. - 220 с.
  12.   Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: В.С.Мухина. - М.: Академия, 1999. - 544 с.
  13. Тихомирова, О.Ю. Пластилиновая картина [Текст]: для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева; М., изд. «Мозаика-синтез», 2011. - 85 с.
  14.  Чернова, Е.В. Пластилиновые картины [Текст]: Е.В. Чернова - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа по пластилинографии "Умелые ладошки"

Пояснительная записка."Детский рисунок, процесс рисования -  это частица духовной жизни ребенка.  Дети не просто переносят на бумагу  что-то из окружающего мира, а живут  в э...

Презентация кружковой работы по пластилинографии

Презентация содержит отчет о проделанной работе, фотографии итоговых работ воспитанников, перспективный план....

Перспективный план-программа по кружковой работе по пластилинографии для средней, старшей и подготовительной групп.

Работаю по теме "Развитие художественно-творческих способностей через нетрадиционные техники изодеятельности". С этой целью организовала кружковую работу в группе по пластилинографии, торцеванию, скра...

Кружковая работа по пластилинографии "Волшебный пластилин"

Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.Рисование пластилином &ndash...