Конспект НОД по лепке «Друзья для скворца» для детей старшей группы с ТНР.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов детей, закрепление лексической темы «Перелетные птицы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pereletnye_ptitsy_tnr_starshaya_gruppa.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 56»
компенсирующего вида
Конспект НОД по лепке
(художественно – эстетическое развитие)
«Друзья для скворца»
для детей старшей группы с ТНР.
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
ГБДОУ «Детский сад№56»
компенсирующего вида
Шиндина Светлана Евгеньевна
Нижегородская область,
г. Дзержинск,
ноябрь 2022 г.
Тема занятия: «Перелетные птицы»
Тип занятия: подгрупповое
Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов детей, закрепление лексической темы «Перелетные птицы»
Задачи:
коррекционно-образовательные
- расширять и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;
- закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.
коррекционно-развивающие
- закреплять умение различать перелетных птиц, называть их;
- развивать зрительное и произвольное внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие, память, мелкую и крупную моторики;
- формировать умение анализировать и обобщать;
- развивать умение переносить полученные знания на практическую деятельность;
- формировать положительные эмоции.
коррекционно-воспитательные
- воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе;
- воспитывать усидчивость, умение внимательно выслушивать педагога.
Мотивация: познавательный интерес.
Методы и приемы: использование наглядного материала, художественное слово, игровая ситуация, организация поисковой деятельности, решение проблемной ситуации, показ и объяснение воспитателя, напоминание о технике лепки, индивидуальные объяснения, совет, поощрение, анализ.
Индивидуально – дифференцированный подход:
- учитывая психологические особенности, индивидуальные возможности каждого ребенка, разделить детей на две подгруппы;
- оказывать помощь детям (по мере необходимости).
Рефлексия: включение в итоговую деятельность метод анализа успешности выполнения работы.
Предварительная работа: беседа «Перелетные птицы», разгадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о перелетных птицах, просмотр презентации «Наши пернатые друзья»
Материалы и оборудование: дерево с силуэтами перелетных птиц, скворечник, объемная птица, аудиозапись «Голоса птиц», дидактическая игра «Кто, где спрятался?» (зрительные метки).
Раздаточный материал: дощечки для лепки, пластилин, стеки, прищепки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети стоят рядом с воспитателем.
Воспитатель:
Справа друг и слева друг,
Вместе мы веселый круг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Звучит фонограмма песни «Улыбка».
А, вы, ребята, не хотели бы подарить свои улыбки и нашим гостя?
А для этого надо всего лишь повернуться и улыбнуться всем, кто пришел к нам сегодня в гости. Пусть и у них будет хорошее и веселое настроение.
Воспитатель: Кто из вас мне подскажет, какое наступило время года? Постарайтесь отвечать на вопросы полным предложением.
Дети: Наступила весна.
Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что наступила весна?
Дети: Снег тает, солнышко пригревает, появились проталинки, день стал длиннее, а ночь короче, птички весело щебечут,……
(Звучит музыка)
Основная часть:
Воспитатель: До чего же хорошо, наверное, сейчас в весеннем лесу. А вы бы хотели попасть в весенний лес и полюбоваться пробуждающейся природой?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте присядем с вами на ковер, закроем глазки и представим, что мы с вами попали в весенний лес.
(Продолжает звучать музыка).
Светит ласковое солнышко. Ветви деревьев покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню.
(Звучит фонограмма «Голоса птиц»)
А что вы еще слышите?
Дети: Мы слышим птичьи голоса.
Воспитатель: Правильно в лесу слышится щебет птиц. Они тоже рады приходу весны.
Ребята, что такое, посмотрите. Случилось чудо, и мы с вами оказались в весеннем лесу.
Тихо. Не шумите. Вы видите на дереве стайку птиц? Как вы думаете, что за птицы прилетели к нам в гости? Может нам подойти поближе и рассмотреть наших птичек. Будем идти тихо, тихо, чтобы не спугнуть их.
(Дети подходят к дереву, на котором прикреплены силуэты перелетных птиц)
Воспитатель: А чтобы узнать, как зовут наших гостей, вам нужно отгадать загадки.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут …
(Кукушки)
По весне то там, то тут
Песни звонкие поют:
«Ах, качи, качи, качи,
Прилетели к нам…..
(Грачи)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко.
(Ласточка)
Воспитатель: А как, одним словом назвать этих птиц? Какие это птицы?
Дети: Это перелетные птицы.
Воспитатель: Почему мы их так называем?
Дети: Они не остаются с нами зимовать, а улетают в теплые края.
(Звучит фонограмма «Птичий базар»)
Воспитатель: А вы знаете, они прилетели к нам не одни, а привели собой друзей. Вы слышите, какой раздается птичий гам. Давайте попробуем найти еще перелетных птиц, которые прилетели к нам.
Дидактическая игра «Найди перелетных птиц» (элементы зрительной гимнастики по методике В.Ф. Базарного)
Воспитатель: Ребята, а что это за домик на дереве?
Дети: На дереве висит скворечник.
Воспитатель: А кто же живет в этом домике – скворечнике?
Дети: В этом домике живет скворец.
Воспитатель: А скворец птица перелетная или зимующая.
Дети: Перелетная. Он на зиму улетает в теплые края.
(Звучит фонограмма капающих слез)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это может быть?
Дети: Капает вода.
Воспитатель: А может это кто-то плачет?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы не хотите подойти поближе и узнать, кто же там льет слезы? Может, ему нужна помощь.
(Воспитатель подходит к дереву и достает объемную птичку-скворца)
Воспитатель: Да это же скворец. Что случилось, скворушка, черненькое перышко?
Скворец: Я со своими друзьями-скворцами прилетел из теплых стран. Нам было очень весело. Мы радовались возвращению в родные края, солнышку и наступлению весны. Но тут появился огромный черный кот и распугал всех моих друзей. А тут еще проказники воробьи хотят занять мой домик. Я остался один и мне некому помочь.
Воспитатель: Не плачь, скворушка.
Обращается к детям: Ребята, что же делать? Как помочь попавшей в беду птичке?
Ответы детей.
Если дети затрудняются, воспитатель предлагает: А может нам слепить для него друзей?
Воспитатель: Скворушка, а ты хочешь, чтобы ребята слепили для тебя друзей?
Скворец: Конечно, хочу. Вперед. Полетели все за мной.
(Дети «летят» за скворцом и занимают свои рабочие места)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали?
Дети: Мы были в весеннем лесу.
Воспитатель: А каких птиц мы там встретили?
Ответы детей.
Воспитатель: А что случилось со скворцом?
Ответы детей:
Воспитатель: Как же мы решили ему помочь?
Дети: Слепить ему друзей.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем лепить друзей для нашего гостя, давайте внимательно его рассмотрим.
Воспитатель: Скворушка, ты не будешь возражать, если мы рассмотрим твои крылышки, хвостик, перышки.
Скворец: Я буду очень рад помочь вам.
Воспитатель рассматривает с детьми птицу и задает вопросы.
Какого цвета скворец? (Черного с желтыми пятнышками)
И каких частей состоит птица? (Голова, туловище, крылья, лапки, хвост, клюв)
Какой формы у птицы голова? (Голова круглая)
Какой формы туловище? (Туловище овальное)
Сколько крыльев у птицы? И какой они формы? (Крыльев у птицы два. Они широкие, треугольной формы)
Какой клюв у скворца? (Клюв длинный и острый)
Чем покрыто тело птицы? (Птица покрыта перьями)
Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нужно лепить птиц.
1. Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким.
2. Разделим кусок пластилина на 2 равные части
3. Из одной части пластилина скатаем овал - это будет туловище (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась «толстая колбаска», сглаживаем пальцами края – получился овал).
4. С одного края овала вытянем хвост (прищипываем пальцами край овала тянем его и расплющиваем, обрезаем стекой, чтобы хвостик был ровный)
5. Берём другой кусок пластилина и делим его на 2 равные части
6. Из одного куска пластилина катаем шар - это будет голова (катаем пластилин между ладоней круговыми движениями слегка нажимая - получился шар)
9. Присоединяем голову к туловищу (приставляем голову к туловищу, сглаживаем места соединения)
9. Вытягиваем на голове клюв (прищипываем двумя пальцами и слегка вытягиваем вперёд)
10. Берём другой кусок пластилина и делим его ещё на 2 части - это будут крылья
11. Катаем, короткие «колбаски», расплющиваем, заостряем, присоединяем (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась короткая «колбаска», расплющиваем пальцами обеих рук, заостряем с одного конца, присоединяем к туловищу, сглаживаем места соединений).
12. Стекой рисуем глаза, оперение.
13. Берем кусок пластилина желтого цвета, и отрывая от него маленькие кусочки, делаем скворцу пятнышки на грудке.
14. Вместо лапок мы будем использовать прищепки. Прикрепляем готовую птичку на прищепку. Теперь её можно будет посадить на дерево.
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо разогреть наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика. (Дети встают около стульчиков)
Эта птица – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птица – свирестель,
Эта птица – коростель,
Эта птица – злой орлан.
Птички, птички по домам.
Воспитатель: Пальчики мы с вами разогрели. Теперь приступаем к работе.
В случае затруднения педагог оказывает помощь.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали?
Дети: Лепили птиц.
Воспитатель: А для чего мы их лепили?
Дети: Чтобы у нашего скворца появились новые друзья.
Воспитатель: Скворушка, а ты рад?
Скворец: Спасибо, ребята, я очень рад, сколько новых друзей у меня появилось. Какие они все красивые. А вам ребята они нравятся? Давайте мы с вами поделимся своими впечатлениями. Расскажите о своих птицах.
Дети подходят к дереву, сажают птичек и делятся впечатлениями.
Скворец: Спасибо, ребята, теперь мы будем летать стайкой, радоваться солнышку, весне и петь для вас свои чудесные песни.
Воспитатель: Скворушка, а ты почему опять загрустил?
Скворец: Нас теперь нас так много, а домик один. Как же мы там уместимся? Ребята, а вы не могли бы дома с мамами и папами смастерить для нас скворечники.
Спасибо, ребятки, мы будем очень рады нашим новым уютным домикам. До свидания. До встречи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми Тема: «Скворечник для скворца» для детей старшей группы
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (лепка) на тему: «Друзья для черепашки» для детей старшей группы.
Дети очень любят лепить животных, а если мы, добавим элементы лепки с использованием необычных материалов, в нашем случае мы предлагаем использовать половинки грецкого ореха. Лепка развива...
Конспект занятия по лепке «Аквариум с рыбками» для детей старшего возраста.
Занятия лепкой очень полезны для развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, художественный вкус, усидчивость. Сплошные плюсы. Добавим сюда еще тот факт, что, работая с пласт...
Конспект занятия НОД по обрывной аппликации «Скворцы прилетели» в старшей группе
Задачи:1.Учить детей создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков бумаги. Учить детей красиво выстраивать композицию на листе. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику ...
Конспект ООД по лепке на тему: «Елочка» для детей старшего дошкольного возраста
Программное содержание: 1. Совершенствовать умение детей лепить дерево;2. Учить детей передавать строение ёлки, ствол, направление веток, покрывать белым снегом.3. Формировать художественно - творческ...
Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: аппликация с элементами рисования «Перелетные птицы -скворцы» для детей старшей группы
Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"...
КОНСПЕКТ занятия по лепке "Цветы для мамы" для детей старшей группы
Предлагаю конспект по лепке с технике пластилинографии жгутиком. К данному конспекту предлагаю интерактивную игру "Путешествие в цветочный сад".Дети всегда с большим удовольствием работают с...