Конспект НОД по лепке «Друзья для скворца» для детей старшей группы с ТНР.
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Светлана Евгеньевна Шиндина

Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов детей, закрепление лексической темы «Перелетные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy_tnr_starshaya_gruppa.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 56»

компенсирующего вида

Конспект НОД по лепке

(художественно – эстетическое развитие)

 «Друзья для скворца»

для детей старшей группы с ТНР.

Подготовила:

воспитатель

высшей  квалификационной категории

ГБДОУ «Детский сад№56»

компенсирующего вида

Шиндина Светлана Евгеньевна

Нижегородская область,

г. Дзержинск,

ноябрь 2022 г.

Тема занятия: «Перелетные птицы»

Тип занятия: подгрупповое

Цель: Развитие творческих способностей и познавательных интересов детей, закрепление лексической темы «Перелетные птицы»

Задачи:

коррекционно-образовательные

- расширять и активизировать словарь по теме «Перелетные птицы»;        

- закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

коррекционно-развивающие

- закреплять умение различать перелетных птиц, называть их;

- развивать зрительное и произвольное внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие, память, мелкую и крупную моторики;

- формировать умение анализировать и обобщать;

- развивать умение переносить полученные знания на практическую деятельность;

- формировать положительные эмоции.

 коррекционно-воспитательные

- воспитывать заботливое отношение к птицам, формировать навыки культуры поведения в природе;

- воспитывать усидчивость, умение внимательно выслушивать педагога.

Мотивация: познавательный интерес.

 Методы и приемы:  использование наглядного материала, художественное слово, игровая ситуация, организация поисковой деятельности, решение проблемной ситуации, показ и объяснение воспитателя, напоминание о технике лепки, индивидуальные объяснения, совет, поощрение, анализ.

Индивидуально – дифференцированный подход:

- учитывая  психологические особенности, индивидуальные возможности каждого ребенка, разделить детей на две подгруппы;

- оказывать помощь детям  (по мере необходимости).

Рефлексия: включение в итоговую деятельность метод анализа успешности выполнения работы.

Предварительная работа: беседа «Перелетные птицы», разгадывание загадок, чтение стихотворений и рассказов о перелетных птицах, просмотр презентации «Наши пернатые друзья»

Материалы и оборудование:  дерево с силуэтами перелетных птиц, скворечник, объемная птица, аудиозапись «Голоса птиц», дидактическая игра «Кто, где спрятался?» (зрительные метки).

Раздаточный материал: дощечки для лепки, пластилин, стеки, прищепки. 

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети стоят рядом  с воспитателем.

Воспитатель:

Справа друг и слева друг,

Вместе мы веселый круг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Звучит фонограмма песни «Улыбка».

А, вы, ребята, не хотели бы подарить свои улыбки и нашим гостя?

А для этого надо всего лишь повернуться и улыбнуться всем, кто пришел к нам сегодня в гости. Пусть и у них будет хорошее и веселое настроение.

Воспитатель: Кто из вас мне подскажет, какое наступило время года? Постарайтесь отвечать на вопросы полным предложением.

Дети: Наступила весна.

Воспитатель: А по каким признакам вы определили, что наступила весна?

Дети: Снег тает, солнышко пригревает, появились проталинки, день стал длиннее, а ночь короче, птички весело щебечут,……

(Звучит музыка)

Основная часть:

Воспитатель: До чего же хорошо, наверное, сейчас в весеннем лесу. А вы бы хотели попасть в весенний лес и полюбоваться пробуждающейся природой?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте присядем с вами на ковер, закроем глазки и представим, что мы с вами попали в весенний лес. 

(Продолжает звучать музыка).

Светит ласковое солнышко. Ветви деревьев покачиваются от свежего ветра и чуть слышно шепчут свою весеннюю песню.

 (Звучит фонограмма «Голоса птиц»)

А что вы еще слышите?

Дети: Мы слышим птичьи голоса.

Воспитатель: Правильно в лесу слышится щебет птиц. Они тоже рады приходу весны.

Ребята, что такое, посмотрите. Случилось чудо, и мы с вами оказались  в весеннем лесу.

Тихо. Не шумите. Вы видите на дереве стайку птиц?  Как вы думаете, что за птицы прилетели к нам в гости? Может нам подойти поближе и рассмотреть наших птичек. Будем идти тихо, тихо, чтобы не спугнуть их.

(Дети подходят к дереву, на котором прикреплены силуэты перелетных птиц)

Воспитатель: А чтобы узнать, как зовут наших гостей, вам нужно отгадать загадки.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей) 

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут …

(Кукушки)

По весне то там, то тут

Песни звонкие поют:

«Ах, качи, качи, качи,

Прилетели к нам…..

(Грачи)

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

                                                               (Ласточка)

Воспитатель: А как, одним словом назвать этих птиц? Какие это птицы?

Дети: Это перелетные птицы.

Воспитатель: Почему мы их так называем?

Дети: Они не остаются с нами зимовать, а улетают в теплые края.

(Звучит фонограмма «Птичий базар»)

Воспитатель: А вы знаете, они прилетели к нам не одни, а привели собой друзей. Вы слышите, какой раздается птичий гам. Давайте попробуем найти еще перелетных птиц, которые прилетели к нам.

Дидактическая игра «Найди перелетных птиц» (элементы зрительной гимнастики по методике В.Ф. Базарного)

Воспитатель: Ребята, а что это за домик на дереве?

Дети: На дереве висит скворечник.

Воспитатель: А кто же живет в этом домике – скворечнике?

Дети: В этом домике живет скворец.

Воспитатель: А скворец птица перелетная или зимующая.

Дети: Перелетная. Он на зиму улетает в теплые края.

(Звучит фонограмма капающих слез)

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это может быть?

Дети: Капает вода.

Воспитатель: А может это кто-то плачет?

Дети: Да.

Воспитатель: А вы не хотите подойти поближе и узнать, кто же там льет слезы? Может, ему нужна помощь.

(Воспитатель подходит к дереву и достает объемную птичку-скворца)

Воспитатель: Да это же скворец. Что случилось, скворушка, черненькое перышко?

Скворец: Я со своими друзьями-скворцами прилетел из теплых стран. Нам было очень весело. Мы радовались возвращению в родные края, солнышку и наступлению весны. Но тут появился огромный черный кот и распугал всех моих друзей.  А тут еще проказники воробьи хотят занять мой домик. Я остался один и мне некому помочь.

Воспитатель: Не плачь, скворушка.

Обращается к детям: Ребята, что же делать? Как помочь попавшей в беду птичке?

Ответы детей.

Если дети затрудняются,  воспитатель предлагает: А может нам слепить для него друзей?

Воспитатель: Скворушка, а ты хочешь, чтобы ребята слепили для тебя друзей?

Скворец: Конечно, хочу. Вперед. Полетели все за мной.

(Дети «летят» за скворцом и занимают свои рабочие места)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, где мы с вами побывали?

Дети: Мы были в весеннем лесу.

Воспитатель: А каких птиц мы там встретили?

Ответы детей.

Воспитатель: А что случилось со скворцом?

Ответы детей:

Воспитатель: Как  же мы решили ему помочь?

Дети: Слепить ему друзей.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем лепить друзей для нашего гостя, давайте внимательно его рассмотрим.

Воспитатель: Скворушка, ты не будешь возражать, если мы рассмотрим твои крылышки, хвостик, перышки.

Скворец: Я буду очень рад помочь вам.

Воспитатель рассматривает с детьми птицу и задает вопросы.

Какого цвета скворец?  (Черного с желтыми пятнышками)

И каких частей состоит птица?  (Голова, туловище, крылья, лапки, хвост, клюв)

Какой формы у птицы голова?  (Голова круглая)

Какой формы  туловище?  (Туловище овальное)

Сколько крыльев у птицы? И какой они формы?  (Крыльев  у птицы два. Они широкие, треугольной формы)

Какой клюв у скворца? (Клюв длинный и острый)

Чем покрыто тело птицы? (Птица покрыта перьями)

Воспитатель показывает и рассказывает детям, как нужно лепить птиц.

1.  Разогреем пластилин: помнём его в руках, чтобы он стал мягким.

2.   Разделим кусок пластилина на 2 равные части

3.   Из одной части пластилина скатаем овал - это будет  туловище (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась «толстая колбаска», сглаживаем пальцами  края – получился овал).

4.  С одного края овала вытянем хвост (прищипываем пальцами край овала  тянем его и расплющиваем, обрезаем стекой, чтобы хвостик был ровный)

5. Берём другой кусок пластилина и делим его на 2 равные части

6.  Из одного куска пластилина катаем шар - это будет голова (катаем пластилин между ладоней круговыми движениями слегка нажимая - получился шар)

9.  Присоединяем голову к туловищу (приставляем голову к туловищу, сглаживаем места соединения)

9.  Вытягиваем на голове клюв (прищипываем двумя пальцами и слегка вытягиваем вперёд)

10.  Берём другой кусок пластилина и делим его ещё на 2 части - это будут крылья

11.  Катаем, короткие «колбаски», расплющиваем, заостряем, присоединяем (катаем пластилин между ладоней прямыми движениями рук вперёд - назад, слегка нажимая - так, чтобы получилась короткая «колбаска», расплющиваем пальцами обеих рук, заостряем с одного конца, присоединяем к туловищу, сглаживаем  места соединений).

12.  Стекой рисуем глаза, оперение.

13. Берем кусок пластилина желтого цвета, и отрывая от него маленькие кусочки, делаем скворцу пятнышки на грудке.

14. Вместо лапок мы будем использовать прищепки. Прикрепляем готовую птичку на прищепку. Теперь её можно будет посадить на дерево.

Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, нам необходимо разогреть наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика. (Дети встают около стульчиков)

Эта птица – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птица – свирестель,

Эта птица – коростель,

Эта птица – злой орлан.

Птички, птички по домам.

Воспитатель: Пальчики мы с вами разогрели. Теперь приступаем к работе.

В случае затруднения педагог оказывает помощь.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали?

Дети: Лепили птиц.

Воспитатель: А для чего мы их лепили?

Дети: Чтобы у нашего скворца появились новые друзья.

Воспитатель: Скворушка, а ты рад?

Скворец: Спасибо, ребята, я очень рад, сколько новых друзей у меня появилось.  Какие они все красивые. А вам ребята они нравятся? Давайте мы с вами поделимся своими впечатлениями. Расскажите о своих птицах.

Дети подходят к дереву, сажают птичек и делятся  впечатлениями.

Скворец: Спасибо, ребята, теперь мы будем летать стайкой, радоваться солнышку,  весне и петь для вас свои чудесные песни.

Воспитатель: Скворушка, а ты почему опять загрустил?

Скворец: Нас теперь нас так много, а домик один. Как же мы там уместимся? Ребята, а вы не могли бы дома с мамами и папами смастерить для нас скворечники.

         Спасибо, ребятки, мы будем очень рады нашим новым уютным домикам. До свидания. До встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию (лепка) на тему: «Друзья для черепашки» для детей старшей группы.

Дети очень любят лепить животных, а если мы,  добавим элементы  лепки с использованием необычных материалов, в нашем случае мы предлагаем использовать половинки грецкого ореха. Лепка развива...

Конспект занятия по лепке «Аквариум с рыбками» для детей старшего возраста.

Занятия лепкой очень полезны для развития ребенка. Они развивают мелкую моторику, цветовое восприятие, художественный вкус, усидчивость. Сплошные плюсы. Добавим сюда еще тот факт, что, работая с пласт...

Конспект занятия НОД по обрывной аппликации «Скворцы прилетели» в старшей группе

Задачи:1.Учить детей создавать обрывную аппликацию на листе бумаги из кусочков бумаги. Учить детей красиво выстраивать композицию на листе. Развивать воображение, фантазию и мелкую моторику ...

Конспект ООД по лепке на тему: «Елочка» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание: 1. Совершенствовать умение детей лепить дерево;2. Учить детей передавать строение ёлки, ствол, направление веток, покрывать белым снегом.3. Формировать художественно - творческ...

КОНСПЕКТ занятия по лепке "Цветы для мамы" для детей старшей группы

Предлагаю конспект по лепке с технике пластилинографии жгутиком. К данному конспекту предлагаю интерактивную игру "Путешествие в цветочный сад".Дети всегда с большим удовольствием работают с...