«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику - пластилинографию» «Чудеса пластилинографии»
методическая разработка по аппликации, лепке

Алексеева Ульяна Николаевна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx743.47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику - пластилинографию»                                           «Чудеса пластилинографии»

Материал подготовила:

Алексеева У.Н.,

воспитатель

МБДОУ ЗАТО г. Североморск

д/с № 44

2021 год

Развитию мелкой моторике рук уделяли большое внимание многие педагоги и психологи.

Мне очень нравится слова В.А. Сухомлинского по этому поводу: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:

  • передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  • основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
  • работать на заданном пространстве;
  • принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
  • навыки аккуратной работы с пластилином;
  • мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
  • интерес к процессу и результатам работы;
  • снятию мышечного напряжения и расслаблению;
  • желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.  Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ

Прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной  поверхности;

Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);

Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;

Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;

Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной  поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;

Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;

Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

При моей работе мною отбирались наиболее интересные, доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться.

Использовались тематические альбомы:

  • «Транспорт»;
  • «Воздушный транспорт»;
  • «Цветочная поляна»;
  • «Динозавры»;
  • «Букашки».

Дети старшей группы уже готовы к использованию разнообразных приёмов и потому выполняют более сложную работу: декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

Палитра цвета обогащается: дети учатся смешивать разные цвета для получения другого оттенка (осваивают приём «вливание одного цвета в другой»).

1-й этап: Формирование замысла. Рассматривание рисунков и готовых работ предшественников. Выбор (или создание) эскиза будущей картины. Воспитатель предлагает детям подготовленные заранее специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко и др.) или рисунки-эскизы на картоне. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки.

2-й этап: Воплощение, работа с рисунком. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло): Затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Основное действие в этом случае – размазывание шарика. Сначала его формируют пальчиком в нужном размере, а затем прикрепляют и размазывают в разные стороны, не выходя за контуры рисунка-эскиза.

3-й этап: Завершение работы, оценивание результата, выставка работ. Уборка рабочего места и приведение в порядок инструмента.

Детские работы:

C:\Users\admin\Desktop\самообразование пластилинография\фото работ пластилин\20211205_191824.jpg   C:\Users\admin\Desktop\самообразование пластилинография\фото работ пластилин\20211205_191842.jpg

C:\Users\admin\Desktop\самообразование пластилинография\фото работ пластилин\20211205_191957.jpg             C:\Users\admin\Desktop\самообразование пластилинография\фото работ пластилин\20211205_192039.jpg

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные, образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала.

При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших дошкольников через нетрадиционные техники изодеятельности

Консультация о необходимости применения нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте....

Буклет для родителей по развитию творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования

Буклет для родителей по развитию творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования- это скомпелированный материал с подборкой некоторых нетрадиционных техник рисованияс рекомендац...

Методическая разработка Тема: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования».

Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 годаПредполагаемая дата за...