"Плетение корзины"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

 

Цели и задачи: Учить детей создавать форму как основу для композиции (корзинку для натюрморта из фруктов). Совершенствовать технику аппликации: переплетать бумажные полоски, имитируя фактуру корзинки; оформлять поделку по своему желанию вырезанными элементами. Развивать чувство формы и композиционные умения (размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше - ниже).  Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

 

Предварительная работа. Рассматривание и обследование плетеных изделий. Создание лепных композиций «Грибное лукошко». Изготовление силуэтов фруктов и основы для плетения теми детьми, которые не присутствовали на занятии по аппликации. Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов, знакомство с натюрмортом как жанром живописи.

 

Материалы, оборудование, инструменты. Силуэты фруктов и основные элементы (контрастного цвета) для плетения корзин, подготовленные на предыдущем занятии; цветная бумага для фона, ножницы, подносы для деталей, коробочки для обрезков, салфетки, клей, клеевые кисточки, клеенки, мелки восковые для дополнения композиции. Музыкальное сопровождение «Звуки природы. Осенний ветерок по деревьям, щебет птиц…»

 

Рекомендованные учебно-методические пособия, наглядность. Технологическая карта по лепке «Плетеная корзина». Плакаты «Осенний натюрморт», «Осень». Муляжи фруктов. Корзины, плетенные из лозы.

 

Ход занятия.

Воспитатель приглашает детей сесть удобно в круг на ковре, закрыть глаза и прислушаться. В это время негромко звучит музыкальная композиция «Звуки природы».

Вопрос воспитателя: «Давайте представим, где мы сейчас находимся? Что нас окружает?» Ответы детей (в лесу, на полянке). Дети открывают глаза. Воспитатель обращает их внимание на клен с покрасневшими листьями и задает вопросы: «Какое время года сейчас в нашем лесу? Что происходит осенью с растениями?» Ответы детей (листья меняют цвет и опадают, созревают овощи и фрукты, вырастают грибы). Воспитатель: «А как люди готовятся к зиме?» Ответы детей (собирают урожай, собирают грибы). Воспитатель: «Во что можно собирать фрукты, грибы?» Ответы детей (в корзинки, лукошки). Воспитатель предлагает детям взять в руки и внимательно рассмотреть плетеные корзины, как и из чего они сделаны. В ходе обсуждения дети выясняют, что корзинки сплетены: веточки, стебельки или полоски коры (луб) переплетаются между собой так, что получается форма, в которой можно носить и хранить разные продукты. Далее воспитатель предлагает подумать, из чего еще можно сплести корзинку (из проволоки, ленточек, полосок ткани, бумаги). Показывает детям полоски бумаги и приглашает одного ребенка найти способ – показать, как можно сплести корзинку.

Воспитатель сообщает детям, что корзинка из бумаги конечно не настоящая, но она пригодится для того, чтобы выложить в нее вырезанные ранее силуэты фруктов. Это будет очень красиво, как картина настоящего художника – натюрморт. Кроме того, без корзинки вырезанные фрукты могут потеряться.

Дети приглашаются за столы. Воспитатель показывает способ и последовательность работы.

- Я беру основу для корзинки (называет цвет) и полоски бумаги (называет контрастный цвет), которые мы с вами подготовили на предыдущем занятии. У основы есть закругленное дно и вертикальные надрезы – прутики. Сначала я переплету одну полоску между прутиками, начиная от дна, и закреплю ее концы капельками клея, чтобы полоска не выпала. Затем, двигаясь от дна вверх, я переплету вторую и третью полоски, так же закрепляя их концы клеем. Посмотрите, какая красивая корзинка у меня получилась – плетеная, двухцветная.

Воспитатель просит одного из ребят повторить последовательность работы, опираясь на схему последовательности действий на доске. Далее дети приступают к выполнению плетения.

 

Динамическая пауза

Упражнение «Шалтай - Болтай»

Шалтай – Болтай сидел на стене,

Шалтай – Болтай свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» ребенок резко наклоняется вперед. Повторяем 2-3 раза.

Упражнение «Холодно - жарко»

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя руками. Голову вжали в плечи – греетесь. Согрелись, расслабились…. Подставили щечки и ладошки теплому ласковому солнышку. Но вот снова подул холодный ветер…. Повторяем 2-3 раза.

 

Воспитатель демонстрирует детям плакат «Осенний натюрморт» и красивый натюрморт из муляжей фруктов в корзине, предлагает полюбоваться и напоминает, что дети уже изготовили разные фрукты и корзинки для таких красивых натюрмортов.

Дети обдумывают свои замыслы, выкладывают на листе цветной бумаги (фоне) корзинки и фрукты, составляя натюрморты. Воспитатель подсказывает, что, если фрукты не умещаются в корзине, силуэты можно частично наложить и подвигать поиске лучшего их размещения. Затем дети приклеивают все детали композиции.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что одной детали не хватает (ручки корзины) и предлагает дорисовать ее восковыми мелками.

Дети любуются своими работами, размещают их на выставке для родителей и рассматривают натюрморты друг друга. Отмечают самые удачные работы и подсказывают, в каких натюрмортах что не получилось, подбадривают товарищей.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практически Игра "Осенняя корзина" для педагогов Цель:показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Игра для педагогов на педсовете, для показа интеграции образовательных областей по ФГТ....

Плетение косы «Колосок», технология плетения.

Уважаемые родители, Вам, в помощь, предлагаю пошаговую  инструкцию плетения косы "Колосок", которая представлена в виде презентации....

Конспект НОД аппликация и плетение из бумажных полос "Осенняя корзина"

НОД проводимая в старшей группе учит детей создавать форму как основу для композиции (корзинку для натюрморта из фруктов), совершенствовать технику аппликации: переплетать бумажные полоски, имитируя ф...

Конспект интегрированного занятия по лепке «Корзина с грибами» (лепка корзины из пластилина ленточным способом).

Конспект интегрированного занятия по лепке«Корзина с грибами».(лепка корзины из пластилина ленточным способом)Ход занятияВоспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на прогулк...

Мастер-класс "Плетение корзины из газет"

Предлагаю вам освоить плетение из бумажных трубочек и полосок. Вы можете сделать из них для дома корзины, подносы, кашпо, забавные игрушки и панно. Материалом для создания этих предметов являются стар...

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами»Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами»

Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Корзина с грибами»Форма организации: Групповая.Вид занятия: Художествено-эстетический (лепка).Цель:• Расширить знания о...

Мастер-класс для родителей и детей. Плетение из лент, веревок, тесьмы на рамках. Плетеные коврики «Солнышко».

Мастер-класс для родителей и детей.Плетение из лент, веревок, тесьмы на рамках.Плетеные коврики «Солнышко»....