Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага»
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Программа расчитана на старший возраст. Работа направлена на развитие творческих способностей через работу с бумагой в технике обрывная аппликация, оригами и квиллинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_bumaga.docx | 119.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 4 « ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского 168 т. (241) 5-32-86 ИНН 5445116538 КПП 544501001
Парциальная программа по художественно-эстетическому развитию детей
старшего дошкольного возраста
«Волшебная бумага»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Костюхина Татьяна Николаевна, воспитатель
высшей квалификационной категории.
Бердск. 2024г.
Содержание.
#1062;елевой раздел. | ||
Пояснительная записка | 3 | |
Цели и задачи программы. | 3 | |
Принципы формирования программы. | 4 | |
Возрастные особенности. | 4-5 | |
Планируемые результаты. | 5 | |
2. Содержательный раздел. | 5 | |
| Описание образовательной деятельности. | 5-6 |
Календарно-тематический план на учебный год. | 7-18 | |
Образовательные технологии, используемые при реализации программы. | 18-21 | |
Основные методы и приёмы, используемые при реализации программы. | 21-22 | |
| Нетрадиционные техники работы с бумагой. | 22 |
Взаимодействие с семьями воспитанников. | 22-24 | |
#1054;рганизационый раздел. | 24 | |
Материально-техническое оснащение. | 24-25 | |
Обеспечение методическими материалами. | 25-26 | |
Учебный план. | 27 | |
Развивающая предметно-пространственная среда. | 27-28 | |
Кадровое обеспечение. | 28 | |
Мониторинг достижений воспитанниками планируемых результатов. | 29 |
Целевые ориентиры.
1 .1. Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от г., № 273-ФЗ).
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020года №28.
- СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
- Уставом МАДОУ № 4.
#1040;ктуальность
Актуальность выбранной темы продиктована требованиями ФГОС ДО. В частности, обозначенным стандартом приоритетов образования: эмоционально-личностное становление ребенка, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Согласно целевым ориентирам, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен обладать развитым воображением, творческой активностью, любознательностью, достаточно развитой мелкой моторикой рук, что является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.
Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности, развитию пространственно- образного мышления, улучшению координации глаз-рука, повышению уровня готовности к школьному обучению.
Цель программы: создать условия для развития у дошкольников творческих способностей при работе с бумагой.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать умения детей создавать поделки в технике оригами, квиллинг, обрывная аппликация.
- Закреплять умения следовать устным инструкциям и работать по схемам.
- Закреплять навыки организации и планирования работы.
Развивающие:
- Развивать конструктивные способности.
- Развивать воображение, творческое мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к работе с бумагой.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы.
Новизна программы.
Создание поделок из бумаги дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности. Особенно привлекательны для детей оригами, квиллинг и обрывная аппликация.
Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность; пробуждает чувство радости, успеха; развивает трудовые умения и навыки; позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей; делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир.
#1055;ринципы и подходы:
- доступность (использование доступного материала детям)
- наглядность (использование наглядных пособий для обучения)
- последовательность (изложение материала от простого к сложному)
- систематичность (в определенной последовательности, системе)
- индивидуальность (осуществляется индивидуальный подход к детям)
Возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет).
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться поделка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности задания, как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Планируемые результаты.
В результате обучения в течение года предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- познакомятся с различными техниками моделирования из бумаги (оригами, квиллинг, обрывная аппликация)
- научатся следовать устным инструкциям и работать по схемам; организовывать и планировать свою работу.
Результаты по творчеству.
-Научатся создавать поделки в технике оригами, квиллинг, обрывная аппликация.
-Будет хорошо развито воображение, творческое мышление и мелкая моторика рук.
-Дети с интересом и желанием будут создавать интересные работы из бумаги.
-Ребята станут более усидчивыми, аккуратными при выполнении работы с бумагой
Не будут бояться браться, за что то новое и неизвестное.
С легкостью смогут научить других ребят, поделиться своими знаниями и умениями.
II. Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности.
Перспективный план работы построен на основе тематического плана основной образовательной программы МАДОУ №4.
Выделяются три блока:
1. Изготовление работ с помощью обрывной аппликации.
2. Работа с бумагой в техники оригами.
3. Работа в технике квиллинг.
Занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня, в год 35 занятия, длительностью в подготовительной группе 30 минут.
Структура занятия:
1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая-либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, материал.
3. Демонстрация образцов работы, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное изготовление поделки.
7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей.
«Физическое развитие» | формирование умений правильно и точно выполнять движения во время физкультминуток, развитие мелкой моторики рук, развитие глазомера. |
«Социально- коммуникативное развитие» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах работы с бумагой; формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в работе с бумагой. |
«Речевое развитие» | развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; использование художественных произведений, загадок, пословиц, стихов, для обогащения содержания области. |
«Художественно – эстетическое развитие» | использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества. |
«Познавательное развитие» | формирование представлений о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных видов бумаги; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества. |
Календарно - тематический план на учебный год по образовательной программе МАДОУ№4.
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 1 | Моя малая Родина. Город Бердск. |
2 | Моя страна. | |
3 | Моя семья. | |
4 | Домашние животные. | |
Октябрь | 1 | Признаки осени. |
2 | Урожай собирай. | |
3 | Осенний гардероб. | |
4 | Как животные готовятся к зиме. | |
Ноябрь | 1 | Кто построил дом |
2 | Комнатные растения | |
3 | Мебель | |
4 | Посуда. Бытовые приборы. | |
Декабрь | 1 | Признаки зимы. Зимние забавы. |
2 | Зимний гардероб. | |
3 | Зимующие птицы | |
4 | Новый год у ворот. | |
Январь | 1 | Рождественские каникулы. |
2 | Традиции и обычаи русского народа. | |
3 | Народное творчество. | |
4 | Народные промыслы. | |
Февраль | 1 | Книжная неделя |
2-3 | Защитники отечества. | |
4 | Мамины заботы. | |
Март | 1 | Мамина профессия. |
2 | Транспорт. | |
3 | Правила дорожного движения. | |
4 | Здоровый образ жизни. | |
Апрель. | 1 | Профессии. |
2 | Космос. | |
3 | Признаки весны. Первоцвет. | |
4 | Перелетные птицы. | |
Май. | 1 | День победы. |
2 | Животные разных стран. | |
3-4 | Скоро лето. |
Календарно-тематический план кружка «Волшебная бумага» на учебный год.
Месяц | Тема | Программные задачи | Количество занятий |
Сентябрь | 1. Тема «Что необходимо для творчества. Техника безопасности» (теоретическое занятие) | Образовательные задачи: - Обобщить знания детей о техниках работы с бумагой (оригами, квиллинг, обрывная аппликация-мозайка) - Закрепить знания детей о материалах и оборудовании для работы с бумагой. Развивающие задачи: - Развивать логическое мышление. Воспитательные задачи: - Воспитывать навыки безопасного поведения на занятиях по работе с бумагой. | 1 |
2. «Волшебная бумага» (занятие с элементом экспериментирования) | Образовательные задачи: - Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Развивающие задачи: - Развивать интерес к окружающему миру, воображение. Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к моделированию из бумаги. | 1 | |
3. Тема «Что нам осень принесла» (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Формировать умение обрывать лист цветной бумаги на небольшие кусочки и создавать осенний пейзаж. - Формировать умение правильно пользоваться клеем. Развивающие задачи: - Развивать творческие способности, речь, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
4. Тема «Яблонька» (обрывная аппликация)
| Образовательные задачи: - Учить детей обрывать лист бумаги нужных размеров и нужного количества, создавая данную композицию. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать речь, мелкую моторику рук, творчество детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
октябрь | 1. Тема «Клоун» (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать образ клоуна из кусочков цветной бумаги. - Закреплять умения рвать бумагу на небольшие кусочки для дальнейшей работы. Уметь пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, усидчивость. -Воспитывать интерес к обрывной аппликации. | 1 |
#1058;ема «Сказочные герои» (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать образы сказочных героев из кусочков цветной бумаги. - Формировать умение пользоваться трафаретами, ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, усидчивость. -Воспитывать интерес к созданию работы в стиле мозаика. | 1 | |
3. Тема «Птичка на ветке» (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать образ птицы, используя разные кусочки цветной бумаги. - Формировать навыки организации и планирования работы. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать чувство цвета, композиции, воображения. - Развивать речь, творчество, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе. | 1 | |
#1058;ема «Корабли на рейде (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Расширять общие понятия о водном виде транспорта. - Формировать умение в обрывании и составлении изображения предмета (корабля), передавая основную форму и детали. Развивающие задачи: - Развивать чувство цвета, творческие способности. - Развивать речь, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
Ноябрь | #1058;ема «Сова» (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Расширить представления детей о лесной птице-сове, - Формировать умение создавать образ совы из кусочков цветной бумаги. Развивающие задачи: - Развивать глазомер, творческие способности, речь, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать чувство патриотизма, гуманности, любви к природе. | 1 |
#1058;ема «Слон» (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать образ слона, используя способ мозаики, накладывание кусочков бумаги заполняя всю фигуру. -Формировать навыки организации и планирования работы. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать умение разметке по шаблону-кружочку. - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к моделированию из бумаги. | 1 | |
#1058;ема «Цветы для мамы» (обрывная аппликация) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать образ цветов, из бумаги используя кусочки цветной бумаги для создания ярких цветов в вазе. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать фантазию, чувство цвета, композиции, воображения. - Развивать речь, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе. | 1 | |
Декабрь | 1. Тема «История оригами» (теоретическое занятие) | Образовательные задачи: - Познакомить детей с историей оригами. - Заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами. Развивающие задачи: - Развивать воображение. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость | 1 |
#1058;ема «Пингвины» (оригами) | Образовательные задачи: - Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о материках, айсбергах. - Формировать умение поэтапно складывать фигурку пингвина. Развивающие задачи: - Развивать умение детей работать по схеме. - Развивать речь, мелкую моторику, творческие способности детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
3. Тема «Домик» (оригами) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать образ дома, используя технику оригами. Развивающие задачи: - Развивать умение работать по схеме. - Развивать речь, мелкую моторику рук, творческие способности детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
4. Тема «Новогодняя открытка» (оригами) | Образовательные задачи: - Продолжать знакомить с традициями праздника. - Формировать умение поэтапному складыванию фигурки Деда Мороза. -Формировать навыки организации и планирования работы. Развивающие задачи: - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику, согласованность обеих рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать уважение к народным традициям. - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
Январь | #1058;ема «Салфетка на праздничный стол» (оригами) | Образовательные задачи: - Привлекать детей к оформлению праздничного стола используя созданные ими изделия в техники оригами. - Дать представление об этикете, о его истории и разнообразии. - Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивающие задачи: - Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. - Развивать речь, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 |
#1058;ема «Лиса» (оригами) | Образовательные задачи: - Формировать умение детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животного (лисицу); учить выполнять инструкции педагога; Развивающие задачи: - Развивать умение складывать квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки. - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность. | 1 | |
3. Тема. «Поздравительная открытка» | Образовательные задачи: - Познакомить детей с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в стиле оригами. - Формировать умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты. Развивающие задачи: - Развивать глазомер, творческие способности, речь, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание сделать приятное маме своими руками. - Воспитывать аккуратность, усидчивость. | 1 | |
Февраль | #1058;ема «Подарок папе» (оригами) | Образовательные задачи: - Формировать умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт. Развивающие задачи: Развивать воображение, конструктивное мышление. - Развивать речь, творчество, мелкую моторику, согласованность обеих рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины: дедам, отцам, братьям. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 |
#1058;ема «Фронтовые треугольники» (оригами) | Образовательные задачи: - Формировать умение изготавливать поздравительную открытку в форме фронтового письма-треугольника. - Формировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать художественный вкус, фантазию, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать патриотические чувства через ознакомление с фронтовыми письмами-треугольниками. | 1 | |
3. Тема « Квиллинг. История происхождения» (теоретическое занятие) | Образовательные задачи: - Познакомить детей с образцами работ, созданных в новой технике. Развивающие задачи: - Развивать познавательные интересы детей. Воспитательные задачи: -. Воспитывать интерес к продуктивной деятельности. | 1 | |
4. Тема «Квиллинг» (теоретическое занятие) | Образовательные задачи: - Познакомить детей со сложными работами в данной технике, со способами и приемами работы с ней. Развивающие задачи: - Развивать познавательные интересы детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к созданию работ из бумаги. | 1 | |
Март | 1. Тема «Снежинка» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Формировать умение изготавливать снежинку из полосок бумаги. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать мелкую моторику рук, творчество, речь детей. Развивать творческое воображение; Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе, желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. | 1 |
#1058;ема «Пингвин на льдине» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Формировать умение выполнять пингвина, склеивая полоску в свободный ролл, создавая ему туловище и голову. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе. | 1 | |
3. Тема «Ромашка для мамы» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Формировать умение выполнять ромашку из полосок, скрученных в свободный ролл и придания им формы «капля». -Формировать навыки организации и планирования работы. Развивающие задачи: - Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, речь детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать эстетические чувства, аккуратность при выполнении работы. | 1 | |
#1058;ема «Весенние цветы» (квиллинг) | Образовательные задачи: Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. -Формировать навыки организации и планирования работы. Развивающие задачи: - Развивать речь, творческие способности детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать внимание, терпение, усидчивость. Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами. | 1 | |
Апрель. | 1. Тема «Цветок в горшке» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Учить скручивать полоску для создания лепестков для цветка. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать творческие способности, речь, мелкую моторику рук. Развивать творческое воображение; Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность, усидчивость. - воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности. | 1 |
2. Тема «Зайчик» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Формировать умение детей изготавливать зайчика, преобразовывая разные по величине полоски скрученные в тугой ролл, слабый ролл, каплю и листок. - Закреплять навыки скручивания полоски в спираль. Развивающие задачи: - Развивать творческое воображение, речь, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить дело до конца. | 1 | |
#1058;ема «Воробей» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать поделку воробья из элементов тугого и свободного ролла, скручивая и сгибая их в разные стороны, придавая нужную форму. Развивающие задачи: - Развивать умение вырезать по разметке, нарезая и подкручивая узкие полоски на карандаш. - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
4. Тема «Дождик» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Учить детей правильно накрутить рол, напомнить о технологии изготовления тугого рола и свободной спирали. - Формировать умение правильно пользоваться клеем. Развивающие задачи: - Развивать ориентировку на листе бумаги. - Развивать речь, мелкую моторику рук, творчество детей. Воспитательные задачи: - Воспитывать усидчивость, аккуратность. | 1 | |
Май | #1058;ема «Свеча памяти» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать образ свечи, используя бумажные полоски. Развивающие задачи: - Развивать речь, творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине. | 1 |
3 . Тема «Веселая семейка улиток» (квиллинг) | Образовательные задачи: -Рассказать о технологии изготовления формы. - Продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания об улитке. Развивающие задачи: -Развивать способности к формообразованию. -Развивать творческие способности, речь, мелкую моторику. Воспитательные задачи: -Воспитывать интерес к моделированию из бумаги. | 1 | |
#1058;ема «Хризантемы» (квиллинг) | Образовательные задачи: - Формировать умение создавать хризантему, используя прием «бумажная петля» или объёмный цветок в данной технике. -Формировать навыки организации и планирования работы. - Формировать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Развивающие задачи: - Развивать речь, творчество, мелкую моторику рук. Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к моделированию из бумаги. | 1 | |
Мониторинг | Коллективная работа с применением освоенных техник. | 1 |
Образовательные технологии, используемые при реализации Программы.
Наименование технологии, автор. | Цель применения технологии | Описание технологии | результат |
#1047;доровьесберегающая технология. | Обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья. Развитие мелкой моторики рук. | При проведении занятий учитывается возрастные особенности детей, создание благоприятного психологического климата на занятии | Снижение риска усталости и утомляемости. Укрепление здоровья Профилактика мышечного спазма. |
2. Технология исследовательской деятельности «Детское экспериментирование | Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способность к исследовательскому типу мышления. | Самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт -поделку. | Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с различными материалами (бумага цветная, картон, гофрированная т.д.) и их свойствами. |
#1048;гровая технология | Развитие познавательной активности у воспитанников. Повышение интереса к занятиям. Повышение эмоционального фона на занятиях и других видах деятельности. | Технология игры позволяет воспитанникам раскрыться в полной мере. В процессе игры дети показывают свое настоящее отношение к той или иной ситуации или отношение к определенному человеку. | Способствует созданию благоприятного психологического климата, дружеской атмосферы, при этом сохраняем элемент конкуренции и соревнования внутри группы, создаёт положительную мотивацию к деятельности. |
4. Технология интегрированного обучения | Формирование целостной естественно-научной картины мира. | Соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия. | Способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон, расширяют кругозор; основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников; эмоционально развивают воспитанников, так как основан на элементах художественно-эстетических видах деятельности. |
5. Информационно-коммуникативные технологии. | Повысить качество обучения, используя ИКТ на занятиях. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в котором задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательных отношений. | Приобщение детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации Позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах использования ИКТ дома Обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. | Педагоги получают возможность профессионального общения с широкой аудиторией пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, что ведёт к росту их достижений. Родители активнее участвуют в групповых проектах. |
Основные приемы и методы, используемые при реализации программы.
№ | Вид метода и приема. | методы | приемы |
1 | словесные | - рассказ взрослого - рассказ ребёнка из личного опыта - беседа - чтение художественной литературы (стихи, пословицы, загадки) | - вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); - пояснение; - объяснение; - педагогическая оценка; |
2 | Наглядное | - наблюдение (за действиями взрослого, ребёнка) - использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов. | показ способов действий - показ образца. |
3 | Игровые | - дидактические игры и упражнения на развитие творческих способностей - воображаемые ситуации - игры (обыгрывание) с поделками (театрализация музыкальные игры, игры с водой, подвижные и сюжетные игры). | - внезапное появление объектов -выполнение воспитателем игровых действий -загадывание и отгадывание загадок - создание игровой ситуации. |
4 | Практические | - упражнение - элементарные опыты (обследование предметов и материалов) | Практические действия дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу |
Нетрадиционные техники работы с бумагой и картоном.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Квиллинг. Квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо).
Бумагокручение - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги, видоизменение их формы и составление из полученных деталей объемных или плоскостных композиции. Бумажная филигрань — старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”.
Оригами.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги. Слово "оригами" в переводе с японского - "сложенная бумага". Сначала оригами занимались только японцы, но сейчас оригами увлекаются и дети, и взрослые, живущие в разных странах.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или другой материал (объёмная, мозаичная, обрывная).
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Формы работы с семьями воспитанников.
Дата | Диагностико-аналитическое направление. | Просветительное направление. | Консультативное направление. |
Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. | Анкетирование, с целью выявления знаний о сущности творчества и необходимости развития творчества у детей, а также использование родителями различных средств повышения творческой деятельности в системе семейного воспитания.
| Буклеты: «Что нужно делать для поддержания интереса детей к творчеству»; «Использование коллекционирования в развитии креативности дошкольников». «Квиллинг –волшебные спиральки для творчества». «Нетрадиционные виды аппликации». Родительские собрания: «Развитие творческих способностей детей посредством работы с разнообразным материалом» (бумагой, картоном). | Консультации по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста: «Мастерим вместе с детьми дома. Развиваем фантазию и воображение», «Практическое применение продуктов детского творчества», «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «С чего начать детско-родительский проект» |
Декабрь, Январь, Февраль. | Папки-раскладушки: «Бумажные затеи», «Как способствовать развитию творческого воображения». «Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста», в ходе которого познакомила с традиционными и нетрадиционными техниками аппликации. | Мастер-классы по изготовлению работ с использованием различных техник и материалов, с целью овладения практическими навыками: «Кошелёк» (в технике оригами), «Квиллинг-волшебство бумажных завитков», «Необычные материалы для творчества». | |
Март, Апрель, Май. | Помощь в организации выставок и конкурсов творческих работ детей, привлечение родителей к изготовлению снежных построек на участке. | Памятки: «Удивительные занятия оригами», «Значение игр с бумагой для развития ребёнка», «Развиваем воображение», «Общие правила при обучении технике оригами». Буклет «Приобщаем детей творить из бумаги»; «Простые идеи для создания открытки в технике квиллинг». | Выставки, в которых родители совместно с детьми выполняли работы, используя различные материалы: «Осень - мастерица», «Новогодняя игрушка», «Снеговик », «Новогодний сундучок», «Весенний букет». |
Организационный раздел.
Материально-техническое оснащение.
| Оснащение. | |
Групповое помещение Проведение занятий | Технические средства обучения: - телевизор; - мини колонка; Детская мебель для практической деятельности; Шкафы, полки для методического и дидактического оснащения. Маркерная магнитная доска. Ширма. | |
Раздевальная комната - Информационно-просветительская работа с родителями - Демонстрация результатов работы с детьми | Информационные стенды, подставки для визуальной информации родителям воспитанников. Стенд и полка для выставки творческих работ детей. | |
Методический кабинет - Осуществление методической помощи педагогам - Организация консультаций, семинаров, педагогических советов - Выставка дидактического и методического материала для организации работы с детьми по направлению здорового питания. | Технические средства: - персональный компьютер; - цветной принтер; - принтер-сканер; - цифровая видеокамера – 2 шт.; - фотоаппарат; - ламинатор; - брошюрователь; - ноутбук – 3 шт; - мультимедиа - проектор; - экран; - имеется доступ к Интернет-ресурсам. Шкафы, полки, информационные стенды, столы, стулья, диван. Библиотека педагогической и методической литературы. -Библиотека периодических изданий. - Библиотека детской художественной литературы. - Опыт работы педагогов. - Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов. - Демонстрационный и раздаточный материал для занятий с детьми. - Иллюстративный материалов. | |
Холл и коридоры здания детского сада - Информационно-просветительская работа с родителями - Демонстрация результатов работы с детьми (выставки). | Стенды, столы. |
Обеспеченность методическими материалами.
№ | Автор | Название литературы |
1 | А.Лопатина, М.Скребцова. | 600 творческих игр для больших и маленьких. «Амрита-Русь» Москва. 2008г |
2 | Л.Г. Горькова, Л.А.Обухова. | Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников. «Вако» Москва.2005г. |
3 | И.В. Новикова. | Конструирование из бумаги в детском саду. |
4 | Е.А. Короткова. | Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. «Академия развития» Ярославль.2009г. |
5 | С.В. Соколова. | Оригами для старших дошкольников. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург».2005г. |
6 | З.А. Богатеева. | Чудесные поделки из бумаги. «Просвещение» Москва.1992г. |
7 | А.Зайцева. | Бумажная аппликация. «Эксмо» Москва.2014г. |
8 | И.М.Петрова | Объемная аппликация. Учебное пособие-СПБ. «Детство-Пресс». 2000г. |
9 | Н.Б.Рябко. | Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика. Педагогическое общество России. Москва.2009. |
10 | Л.В.Куцакова | Конструирование и художественный труд в детском саду. «ТЦ Сфера» 2012г. |
11 | Д.Н. Колдина | Рисование в детском саду. Соответствует ФГОС. 2Мозаика-синтез» Москва.2023г |
12 | И.В. Новикова | Аппликация из природного материала в детском саду. « Академия развития» Ярославль.2006г. |
13 | С.Е. Большакова | Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. Творческий центр «Сфера» 2014г. |
14 | Т.М. Бондаренко | Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж.2005г. |
15 | О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова В.В. Щетинина | Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Торговый центр «Сфера» Москва.2005г |
16 | А.В. Калинченко В.Н. Сидоренко Ю.В. Микляева | Развитие игровой деятельности дошкольников. «Айрис-Пресс» Москва.2004г. |
17 | И.А. Лыкова | Я делаю аппликации. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008 г. |
18 | И.А. Агапова | 100 лучших оригами для детей. ООО ИКТЦ «Лада» 2010г. |
19 | С.Ю. Афонькина | Веселые уроки оригами в школе и дома. Издательский дом «Литература».2010г. |
20 | Интернет ресурсы (картинки готовых работ) | |
21 | Т.С. Комарова | Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. «Просвещение» 1991г. |
22 | Т.М. Бондаренко | Комплексное занятие в подготовительной группе. ЧП. Лакоценин. Воронеж.2007г. |
23 | И.М. Петрова | Волшебные полоски. Ручной труд для детей. |
24 | С.Букина М.Букина | Квиллинг. Волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону «Феникс»2012г |
25 | И.В. Новикова | Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду. «Академия развития» Ярославль.2011г. |
26 | Д.Чиотти | Оригинальные поделки из бумаги. «Издательство Мир» Москва.2008г |
27 | А.Зайцева | Объемный квиллинг. Создание фигурок из гофрокартона. «Эксмо» Москва.2012г |
28 | А.Зайцева | Искусство квиллинга. Магия бумажных лент. «Эксмо» Москва.2014г. |
29 | Журнал «Все сама» | В мире поделок. Квиллинг. Издательство «Паблик» 2012г. |
30 | И.А. Лыкова. | Я вырезаю из бумаги. «Издательский дом мир» Москва.2008г. |
31 | В.Б.Зайцев | Поделки из ткани, ниток и пуговиц. Москва.2012г |
32 | Журнал.2012г | Уроки рисования. Делаем сами. |
33 | И.А.Лыкова | Бумажный лужок. Азбука аппликации. Издательский дом «Карапуз» 2018г |
Учебный план.
Перспективное планирование составлено с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
Программа «Волшебная бумага», реализуется через совместную деятельность. Проводится 1 раз в неделю, продолжительность не более 30 минут.
Количеств занятий в неделю | Количество недель | Всего занятий | Продолжительность одного занятия (мин.) |
|
|
|
|
1 | 35 | 35 | 25-30 |
Развивающая предметно-пространственная среда.
Вид помещения. Функциональное использование. | Оснащение. | |
- Книжный уголок: Уголок изобразительной деятельности: - Природный уголок: -Уголок экспериментирования: | Оборудование и материалы для занятий - Краски – гуашь, акварель; - Бумага разных форматов, цвета, фактуры, картон; - Ткань, тесьма, шнуры, пряжа, пуговицы, нитки; - Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды; - Мелки восковые, фломастеры, цветные и простые карандаши. - Матерчатые салфетки, бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная. -картон цветной, тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики. - Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий. - Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки, надувные игрушки, круги для плавания; самоклеящаяся пленка разных цветов. - Клей ПВА, клей – карандаш. - Карточки-схемы - Выставка детского творчества. - Таблица смешивания цветов - Техника безопасности при работе с ножницами - Техника безопасности при работе с клеем - сборники стихов, загадок, пословиц, сказок. - бумага для рисования, краски, кисти, карандаши, восковые мелки, фломастеры, трафареты; - цветная бумага, клей, ножницы; - раскраски; - пластилин, глина; - образцы и технологические карты изготовления работ. - Природный материал : шишки, жёлуди, крупы, камни, ракушки, косточки от фруктов, орехи, семена, перья, древесина, засушенные листья деревьев, ягоды рябины, скорлупы и т.д. весы; - лупы; - карточки-схемы проведения экспериментов; - предметы для экспериментов с водой, воздухом, светом, бумагой, магнитом, красками и т.д. | |
Раздевальная комната - Информационно-просветительская работа с родителями - Демонстрация результатов работы с детьми | Информационные стенды, подставки для визуальной информации родителям воспитанников. - Стенд и полка для выставки творческих работ детей. |
Кадровое обеспечение
Категория сотрудников | Направления работы |
Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп. | Проведение занятий, подготовка и организация выставок, организация взаимодействия с родителями воспитанников. |
Музыкальный руководитель | Подготовка и проведение тематических праздников и развлечений. |
Мониторинг достижений воспитанниками планируемых результатов освоения Программы.
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка.
Такая оценка проводится педагогом.
Виды педагогической диагностики | Периодичность проведения. | |
1 | Наблюдение за детьми во время занятий | На каждом занятии |
2 | Анкетный опрос родителей | В конце учебного года. |
3 | Диагностика по уровню развития (взято из ФОП). | В начале и в конце года. |
Критерии качества освоения ребенком творческих умений работы с бумагой.
1. Аккуратно вырезает, экономично использует бумагу на занятиях.
2. Владеет умениями создавать объемные поделки в технике оригами.
#1055;одбирает нужные цвета для композиции при расположении фигуры на листе бумаги.
4. Владеть мозаичным способом изображения.
5. Развивать художественный вкус, творческое воображение, любознательность.
#1057;кладывает бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях.
7. Создает предметы и поделки из полосок цветной бумаги в технике квиллинг
№ | Ф.И. ребенка | Критерии оценки | |||||||||||||
Аккуратно вырезает, экономично использует бумагу | Владеет умениями создавать объемные поделки в технике оригами | Подбирает нужные цвета для композиции при расположении фигуры на листе бумаги | Владеет мозаичным способом изображения | Развит художественный вкус, творческое воображение, любознательность | Складывает бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях | Создает предметы и поделки из полосок цветной бумаги в технике квиллинг | |||||||||
сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | сент | май | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Волшебные звуки»
Работа заключается в изучении звуковых свойств самодельных игрушек-инструментов с детьми старшего дошкольного возраста.Практическая значимость определяется возможностью использования разработанн...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»...
Парциальная программа по плаванию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Программа по плаванию...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная бумага»
Конспект образовательной деятельности «Волшебная бумага»...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»...
Образовательная программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная сказка»
Предлагаю разработку образовательной программы кружка по творческому и нравственному развитию "Волшебная сказка", для детей старшей и подготовительной(логопедической)к школе группе.Данный ма...
Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности
Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности...