Программа по кружку 2 мл группа "Волшебная глина"
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Познакомить детей с глиной, её свойствами, научить лепить из неё, научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_glina.docx | 548.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лепка – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. В период дошкольного возраста, дети отличаются огромным стремлением к
творчеству, познанию, активной деятельности.
Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения стоит особенно остро. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в обществе.
Сегодня очень важна готовность человека, действовать инициативно и
творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Работа с глиной расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Различные
техники лепки богаты и разнообразны, но при этом доступны. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
▪ Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
▪ Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.
▪ Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.
▪ Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия ребенка.
Во время работы с глиной ребёнок получает эстетическое наслаждение от её
пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка развивает у детей лучшую координацию движений, развивает пальцы рук (моторику), способствует большей свободе и раскованности всей руки, а также лучшему освоению пространства, объёма, глубины.
Изделия, получаемые в процессе работы, вызывают у детей чувство радости,
гордости, удовлетворённости, уверенности в себе.
Занятия развивают умственные способности детей, расширяют их
художественный кругозор, формируют нравственные представления, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают любовь к труду.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, так как
ориентирована на развитие творческих способностей дошкольников в сфере
свободного времени.
Актуальность данной программы состоит в том, что она приобщает детей к
искусству народных промыслов и формирует художественно- творческую
активность через создание учебных работ на основе приемов и методов лепки.
Цель : Познакомить детей с глиной, её свойствами, научить лепить из неё, научить самостоятельно, определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет, творчески мыслить.
Задачи
Образовательные:
- формировать знания, умения и навыки работы с глиной;
- научить применять способы лепки из глины;
- знакомить с традициями народного искусства по лепке из глины;
- учить работать в группе и индивидуально;
-учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые
композиции.
Развивающие:
- развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;
- развивать творческие способности и задатки;
- развивать умение наблюдать, выделять главное;
- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
- воспитывать самостоятельность;
- повышать коммуникативную культуру детей;
- учить работать в группе и индивидуально;
- воспитание у ребёнка уверенности в своих силах;
- воспитывать наблюдательность и усидчивость.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.
Форма проведения:
1. Проведение экспериментальной деятельности с глиной;
2. Продуктивная деятельность - лепка из глины;
3.Индивидуальная работа;
4. Знакомство с русским прикладным искусством;
Методические приёмы:
1. Наглядный, словесный, практический;
2. Экспериментирование;
3. Чтение художественной литературы;
4. Продуктивная деятельность;
5. Игра с глиной.
Принципы работы :
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Доступность.
4.Системность знаний.
5. Воспитывающая и развивающая направленность.
6. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
7. Активность и самостоятельность.
8. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Формы работы с семьёй:
1. Совместные беседы, консультации.
2. Проведение открытых мастер – классов.
3. Демонстрация детских работ.
Условия реализации программы
1.Материально – техническая база (глина, пластилин, краски, кисти, основной и вспомогательный инструмент).
2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы, работы детей и педагога).
3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)
4.Техника безопасности.
Материалы и инструменты
Рабочие материалы: глина, пластиковые или деревянные дощечки, стеки пластмассовые, скалки, салфетки влажные, краски (гуашь), кисти; палитры, клей ПВА.
Форма подведения итогов:
1. выставка детских работ;
2. фотоальбом детских поделок.
Структура проведения кружка
1.Дружественное приветствие.
2.Гимнастика для пальцев и кистей рук.
3.Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
4.Планирование работы.
5.Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).
6.Практическая работа (реализация решений).
7. Анализ работы (продукта труда и деятельности).
8.Уборка рабочего места.
Планируемые результаты освоения программы:
1. отделять от большого куска небольшие комочки
2. раскатывать комок глины прямыми движениями;
3. раскатывать комок глины круговыми движениями;
4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
5. соединять концы;
6. сплющивать между ладонями комок глины;
7. соединять 2-3 знакомые формы;
8. уметь защипывать края формы кончиками пальцев;
9. знать свойства глины, понимать, какие предметы можно из неё вылепить;
10. знать название и назначение материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
11. знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
12. соблюдать правила общения, соблюдать культуру поведения на занятии.
Тематический план.
Сентябрь | Диагностика | |||
Октябрь | 1. Вводное занятие. Познакомить детей с глиной. Познакомить с приготовлением глиняной массы к работе. Рассказать про правила работы с глиной. | |||
2. «Блюдце с ягодами». Продолжаем знакомить детей с красками – гуашь. Учим аккуратно пользоваться ватными палочками при росписи. | ||||
3. «Мячики». Учить детей катать комки глины на дощечке. Лека из глины объёмных предметов. | ||||
4.Лепим овощи: огурец, помидор. Научатся лепить огурец и помидор, закрепят умение различать овощи, узнают, что такое витамины. | ||||
Ноябрь | 1.«Мухоморы». Научатся лепить базовую форму «лепешка», узнают, что грибы есть съедобные и несъедобные, научатся различать мухоморы. | |||
2. «Брёвнышки». Учить скатывать комочек глины прямыми движениями между ладонями или на дощечке. Объёмная лепка из глины, использование стеки, палочек. | ||||
3. Любимые игрушки: пирамидка. Научатся лепить пирамидку, закрепят понятие «больше-меньше», научатся располагать предметы по величине. | ||||
4. «Ёжик». Учить оттягивать из глины части от основной формы. Закреплять знания детей о диких животных и их среде обитания. | ||||
Декабрь | 1. «Баранки для Маши». Учить сворачивать колбаски в виде кольца. Объёмная лепка из глины, использование стеки, палочек. | |||
2. «Снеговик». Научатся лепить снеговика, проявят желание лепить снеговика из снега, запомнят стихи и загадки про снеговика. Лека из глины объёмных предметов. | ||||
3.«Елочка». Испытают положительные эмоции от приближающегося праздника, научатся лепить елку, выучат стихи про новогоднюю елку. Плоскостная лепка. | ||||
4.Шарики-фонарики. Научатся лепить украшения для елки, научатся украшать елочку и запомнят песни и хороводы про новогоднюю елку. | ||||
Январь | 1.Игрушка своими руками. «Птичка-уточка». Дымковская игрушка. Воспитывать интерес к русской народной игрушке. | |||
2.Картина на плоскости: «Зимнее дерево». Научатся лепить картины на плоскости, развивать воображение, научатся. Коллективная работа. | ||||
3. «Посуда». Продолжать учить детей делать посуду разными способами. Знакомить детей с произведением К. Чуковского «Федорено горе». | ||||
Февраль | 1. Любимая сказка «Колобок». Развивать воображение, мышление. Подводить детей к выполнению коллективной работы. | |||
2.«Самолет построим сами». Узнают о государственном празднике «День защитника Отечества», научатся лепить самолет, познакомятся с профессией летчика. | ||||
3. Подарок для папы. | ||||
4. «Кошечка». Продолжать учить лепить животных. Закреплять умение правильно передавать форму, величину, фактуру. | ||||
Март | 1.Подарок для мамы «Цветок». Познакомятся с названиями цветов. Воспитывать любовь к близким, желание сделать приятное. | |||
2.Любимые игрушки: «Неваляшка». Научатся лепить куклу-неваляшку, учить детей рассказывать о своей любимой игрушке. | ||||
3. «Моё любимое село. Дом». Панно. Продолжать знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, историей. Учить детей использовать стеку, штампы. Плоскостная лепка – налепы на заготовках. Рельеф. Коллективная работа. | ||||
4. «Морские мотивы». Лепка кита, дельфина комбинированным способом. Просмотр иллюстраций с морскими обитателями. | ||||
Апрель | 1. «Гусеница». Совершенствовать умение скатывать комки глины круговыми движениями разными по величине. Продолжать знакомить детей с насекомыми. | |||
2. «Собачка». Учить детей создавать образ, сохранив его характерную форму, пропорции. Закрепить знания о домашних питомцах и их пользе в доме. | ||||
3. «Пасхальное яйцо». Учить составлять узоры на плоских формах. Знакомить с народными праздниками и традициями. | ||||
4. «Солнышко». Учить лепить предметы из двух частей разной формы. Расширять знания о природных явления. Заучивание потешек. | ||||
Май | Диагностика |
Список используемой литературы:
1. Федотов Г. «Послушная глина», - Москва, 1999 г.
2. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль, 1998 г.
3.Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. «Развиваем руки» Издательство Академия развития/ Академия и К/Ярославль/Россия Год 2007.
4.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику, Издательство Эксмо. 2007 г.
5.Итернет ресурсы.
Диагностическая карта кружковой работы « Художественное творчество .Лепка из глины». (Вторая младшая группа).
Ф.И. | Создает и реализует замысел | Самостоятельность выполнения работы: | Использует технические умения: | Скатывание палочек и колбасок, соединение частей колбасок | Отламывает кусочки от большого куска | Раскатывание круговыми движениями | Сплющивание | Углубление в середине комочка | Соединение 2 формы в один предмет | Знает последовательность лепки | Соблюдает пропорции | Итог |
Планируемые результаты формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности» .Лепка из глины.
Вторая младшая группа
Высокий:
Целенаправленно лепит, прибегая к помощи взрослого или самостоятельно; использует знакомые технические умения : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединение частей, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика);, в процессе лепки испытывает положительные эмоции; знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.
Средний:
Целенаправленно лепит, часто прибегая к помощи взрослого; технические навыки недостаточно сформированы : отламывает кусочки от большого куска, раскатывает палочки и колбаски, соединяет части, раскатывание круговыми движениями, сплющивание комочка между ладонями, умение делать углубление в середине сплющенного комочка, соединение две формы в один предмет (шарик и колбаска, два шарика) с помощью взрослого; в процессе лепки, испытывает положительные эмоции; с помощью взрослого знает и соблюдает последовательность лепки и пропорции.
Низкий:
Лепит недостаточно целенаправленно, ведущая роль в лепке принадлежит взрослому, технические навыки недостаточно сформированы ,затрудняется в соединении частей в единый образ, в процессе лепки не испытывает ярких, положительных эмоций. Не стремится лепить, пропорции не соблюдены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для кружка ДМИ.
Рабочая программа для кружка по обучению игре на детских музыкальных инструментах, рассчитана на 2 года обучения. Включает разделы- обучение игре на ДМИ и Музыкальная грамота. для детей младшей,...
Рабочая программа экологического кружка "Юный эколог" по программе С.Н. Николаевой для разновозрастной группы на 2018-2019 гг
Работа по программе расчитана на дошкольников 3-7 лет разновозрастной группы....
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...
Программа педагогического проекта «Лепка из глины»
Программа направлена на формирование у детей творческих способностей мелкой моторики руки, помогает усвоить основные технические приёмы лепки. Рекомендована для использования воспитателям ДОУ, педагог...
Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...