Методическая разработка. Пластилинография "Моя любимая игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Виолетта Сергеевна Иванова

Актуальность.

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию).Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца

    1. Теоретическая часть.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я пригласила вас на мастер-класс. Мастер-класс - это «умею сама, научу вас». Я очень надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.

По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.

Чем любят рисовать ваши дети?

Ответы родителей.

     Воспитатель: А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей  или фломастеров. Сегодня, мы поговорим еще об одном из материалов, которым любят рисовать дети.

     Отгадайте загадку.

 «Материал я непростой,

 Из брусочков и цветной.

 Из меня лепи, играй,

 Руки мыть не забывай!» (пластилин)

   Есть такая нетрадиционная художественная техника, как пластилинография, которая выражается в  «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Занятия пластилинографией способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению;

  • развивают  детское воображение, художественное и пространственное мышление,  положительно влияют на развитие мелкой моторики, которая способствует полноценному формированию речи детей;
  • будят фантазию; побуждают дошкольников к самостоятельности;
  • формируют  эстетический вкус;
  • дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяют успешнее находить свое место в окружающем социуме.

Пластилинография поможет вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Посмотрите, какие красивые картины дети могут нарисовать в технике пластилинографии (показ альбома детских работ прошлых лет). Изготовленные картины дети могут подарить друзьям, близким людям, украсить ими комнату и т.п.

     Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

     В пластилинографии используются следующие материалы:

  • Пластилин (разных цветов).
  • Пластиковые дощечки для выполнения работ.
  • Стеки.
  • Картон (однотонный и цветной), желательно плотный.
  • Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик.
  • Бросовый и природный материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, бусины, пуговицы, семечки, зернышки, шишки, ракушки, каштаны, пластиковые ёмкости, диски и т.д.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще неокрепшим ручкам ребенка создавать свои первые рисунки.

Главные приемы лепки в рисовании пластилином: прием скатывания и прием раскатывания.

     Производные приёмы для выполнения  пластилинографических изображений:

  • Сплющивание.
  • Расплющивание.
  • Прижимание.
  • Придавливание.
  • Примазывание
  • Намазывание.
  • Размазывание

     Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:

  • Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной

       поверхности;

  • Обратная пластилинография (витражная)  - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
  • Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с  

     использованием «жгутиков»; 

  • Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
  • Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины  на  горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
  • Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина  или шарикового пластилина;
  • Фактурная пластилинография - изображение больших участков  картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый - смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй - взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Еще один важный момент - благоприятный настрой родителей и ребенка. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.

     Сегодня мы с вами познакомимся, как можно нарисовать пластилином детскую игрушку.

    Сейчас я расскажу и  покажу, приемы изображения любого изображения игрушки.

     Изображение из пластилина можно сделать 3-мя простыми методами.

     Из «колбаски» и «капельки», из шариков, из жгутиков.

 Воспитатель:  А сейчас уважаемые родители я предлагаю вам попробовать выполнить работу в технике пластилинографии  вместе с детьми.

  Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнём и согреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика. МОЯ СЕМЬЯ.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

(повторить 2 раза)

     2. Практическая часть. Дети вместе с родителями рисуют пластилином различные игрушки.

     3. Заключительная часть.

     Уважаемые родители, спасибо вам за активное участие в мастер-классе.    

     Позвольте вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей пластилинографии.

     А сейчас, самое приятное! Дети приготовили для родителей и гостей сюрприз!

 Дети читают стихотворение.

«Я леплю из пластилина»

Я леплю из пластилина
Шарик, мячик и пингвина…
А вот это — бегемотик.
У него большой животик.
Пластилиновые ушки
Шевелятся на макушке,
Пластилиновые ножки —
Топа-топа-топаножки.
Глазки хитрые блестят,
Зубки травкою хрустят.
Ешь побольше, бегемотик, —
Будет больше твой животик.

Источник

Т. Софинская

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Для любимых наших мам" - ср.гр.

Методическая разработка "Для любимых наших мам" -  ср.гр. Ведущий:Здравствуйте, уважаемые гости!Мы очень рады, что вы пришли к нам на праздник.Примите наши поздравленья в это прекрасный весе...

Методическая разработка "Мой любимый Санкт-Петербург"

Развитие игровых навыков у дошкольников с ОВЗ...

Методическая разработка "Мой любимый мультфильм"

У всех членов нашей семьи есть любимые мультфильмы. Кто-то любит исторические мультфильмы, кто-то мультфильмы-сказки, а кто-то современные аниме-мультфильмы, но есть один мультфильм, который обожает в...

Собственная методическая разработка "Моя любимая игрушка"

Цель проекта: формирование у детей младшего дошкольного возраста культуры общения и основ здорового образа жизни в игровой деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА – ЭТО МЯГКАЯ ИГРУШКА»

В данной методической разработке представлен конспект игрового занятия с игрушкой – зайчиком с детьми раннего возраста. Данная методическая разработка будет полезна педагогам дошкольных образова...