Программа ДОП "Юный дизайнер"
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)
программа для детей 5-6 лет ДОП "Юный дизайнер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_yunyy_dizayner_5-6_l._koroed_m.a._gotovaya.docx | 361.54 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Юный дизайнер»
(для детей 5-6 лет)
Срок реализации: 1 учебный год
Составитель программы:
Короед М.А..,
воспитатель
высшей квалификационной категории
с. Зоркальцево – 2023
Содержание
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Юный дизайнер» («Пластилинография») (далее – Программа) имеет художественно-эстетическую, социально-коммуникативную, познавательную направленность.
ормативно-правовые акты и документы
Программа составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (актуальная редакция).
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
3. Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
4. Приказ Министертва просвещения Российско 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (вклчая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-32426. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобнауки от 11.12.2006 № 06-1844)
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН 2.4.3648-20).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность Программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены два любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение.
Пластилинография – это нетрадиционная художественная техника рисования пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Она сравнительно недавно появившийся вид в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приемов – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Л
Адресат программы
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) и рассчитана на 1 год обучения. Состав группы 26 человек. Формирование группы происходит по желанию воспитанников и родителей (законных представителей). Обучение по Программе проводится в соответствии с учебным планом.
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36.
Срок освоения программы
Для освоения программы «Юный дизайнер» определен 1 учебный год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 36 часов. Количество учебных часов в год: 36 часов.
Формы обучения и виды занятий
Основной формой обучения является учебное занятие (индивидуальное, групповое). Формы занятий: теоретические, практические, комбинированные.
Структура занятия:
Подготовительный этап: организационный момент (художественное слово), пальчиковая гимнастика.
Основной этап: объяснение и практическая деятельность.
Заключительный этап: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Методы обучения
Словесный: устное изложение, беседа, анализ текста.
Наглядный: показ видеоматериалов, иллюстраций, исполнение педагогом, наблюдение, работа по образцу.
Практический: тренинг, тренировочные упражнения, практическая работа.
При построении образовательного процесса учтены принципы комплексно-тематического планирования, с опорой на зону ближайшего развития дошкольников, ориентируясь на потенциальные возможности детей.
Режим занятия
Занятия по программе «Юный дизайнер» (пластилинография) проводятся 1 раз в неделю. Исходя из санитарно-гигиенических норм (СанПин 2.4.3648-20), продолжительность занятий для воспитанников старшего дошкольного возраста (5-6 лет) – 25 минут.
Руководитель – воспитатель высшей квалификационной категории Короед М.А
1.2. Характеристика особенностей детей 5-6 лет
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.
Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип доступности - простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
- Принцип систематичности и последовательности - постановка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью;
- Принцип демократичности и гуманизма - взаимодействие воспитателя и дошкольника в социуме, уважение к личности ребенка, реализация собственных творческих потребностей;
- Принцип обратной связи - совместное обсуждение с дошкольниками того, что получилось и что не получилось, изучение их мнения, определение настроения и перспективы работы;
- Принцип стимулирования - поощрение и вознаграждение;
- Принцип интереса - построение или корректировка программы с опорой на интересы детей;
- Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детскойдеятельности – лепку.
- Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
- Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
1.4. Цели и задачи реализации программы
Цель: развитие художественно – творческих способностей, укрепление мелкой моторики и координации движений рук, у детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет, через художественно – изобразительную деятельность, посредством нетрадиционной техники – пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.
- учить детей работать с пластилином: правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе.
Воспитывающие:
- воспитывать самостоятельность, трудолюбие, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству.
Развивающие:
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, координацию движений, речь, логическое мышление, творческие способности.
1.5. Планируемые (ожидаемые) образовательные результаты по итогу обучения по программе «Юный дизайнер» («Пластилинография»)
Представленные в программе подходы позволяют наметить к концу года следующие результаты у детей 5 – 6 лет: повышение познавательной активности, развитие творческого воображения и инициативности, развитие координации движений рук, ловкости и мелкой моторики, развитие навыков продуктивной коммуникации со взрослыми и сверстниками.
Должны знать:
- правила и приемы работы с пластилином (размазывание, сплющивание, раскатывание, надавливание);
- что основа всех предметов – линии, круги, квадраты, овалы, прямоугольники;
- цветовую гамму: красный, желтый, синий, зеленый, белый, оранжевый, коричневый, черный, розовый, голубой, фиолетовый.
Должны уметь:
- размазывать пластилин от центра в разных направлениях;
- скатывать пластилин между двумя ладонями и между пальцами в круглую форму (горошины), палочки и самостоятельно наносить на готовый шаблон;
- дополнять композицию различными образами и изображениями (солнце, облака и др.)
- инкрустировать работу дополнительными материалами;
-смешивать два цвета пластилина приемом смешивания и вливания;
- проявлять активность в выборе цветовой гаммы, создавая яркий, выразительный образ;
- проявлять самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
Должны иметь представление:
- о технике «пластилинография»;
- о свойствах пластилина: мягкий, пластичный, разноцветный
- об инкрустировании картин дополнительными материалами (природного и бросового содержания) с целью создания ярких, выразительных художественных образов;
- о сезонных явлениях, предметах и явлениях окружающей среды, традиционных для семьи, общества и государства, праздничных событиях (День Матери, Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, Международный женский день, Пасха, и др.)
- о порядке подготовки к занятию и уборке рабочего места по окончанию занятия.
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых образовательных результатов
Формы аттестации (контроля).
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения программы направлена на изучение:
-знаний воспитанников;
-умений воспитанников.
Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Юный дизайнер» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний детей, определить формы и методы работы с дошкольниками. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы.
В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических – творческих работ. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (викторины, досуги, тесты по картинкам); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу детей дошкольного возраста.
Анализ творческих заданий. Такой анализ можно проводить периодически в конце каждого задания, с целью выявления трудностей в освоении детьми программы.
Анализ отзывов родителей, воспитателей, других специалистов.
Анализ самостоятельных работ детей. Подобная форма очень полезна для самих дошкольников, так как дает им возможность осуществить самоанализ деятельности.
Формы оценки: участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: конкурс-выставка работ.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
- Оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом;
- Проведение выставок работ детей дошкольного возраста;
- Участие в муниципальных, региональных выставках, конкурсах, интернет-конкурсах;
- Тестирование, собеседование.
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля
успеваемости можно представить в таблице:
Виды аттестации и сроки проведения | Цель | Содержание | Форма | Критерии |
Текущий контроль успеваемости. Входящая диагностика. Октябрь | Определить исходный уровень подготовленности | Введение в деятельность. Входная диагностика. | Тестирование | Приложение №1 |
Промежуточный контроль успеваемости на каждом занятии. В течение года | Определить уровень понимания дошкольниками материала | Проверка усвоения материала по теме… | Наблюдение, практические работы, презентации, рефлексия, выставки, тестирование | Анализ проделанной работы. |
Текущий контроль успеваемости. Аттестация по итогам года. Май | Определить уровень усвоения программного материала первого года обучения. | Проверка усвоения материала, изученного в течение года. | Тестирование | Приложение №2 |
Раздел 2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения
1. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
2. Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
3. Дополнительные занятия по программе ”Юный дизайнер” способствуют более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
4. В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.
5. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
6. Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
7. У детей воспитываются тактильные чувства пальцев. Необходимость тактильного чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
8. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
9. Также данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
10. Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
11. Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательные и образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
2.2. Содержание образовательной деятельности
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
– «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
– «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– «Продуктивные» занятия, где осуществляется закрепление образов.
– «Познавательные» занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
2.2.1. Учебно-тематический план
№п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие на тему «Знакомство с пластилинографией» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседы, тестирование |
2 | Растительный мир «Прямая пластилинография» | 11 | 2 | 9 | Контрольное занятие |
3 | Рукотворный мир «Выкладывание работ пластилиновыми шариками» | 12 | 2 | 10 | Контрольное занятие |
4 | Животный мир «Выкладывание работ пластилиновыми колбасками» | 7 | 1 | 6 | Контрольное занятие |
5 | Природные явления «Обратная аппликация» | 4 | 1 | 3 | Контрольное занятие |
Итого | 36 | 7 | 29 |
2.2.2. Содержание учебно-тематического плана
Неделя | Тема недели | Содержание | Используемые материала |
Сентябрь | |||
1 | Диагностическое занятие | Проверка индивидуальных способностей детей | Тесты, беседы, презентация, раздаточный материал |
2 | Раздел «Природные явления» Тема: « В гости к солнышку» | - Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно, какое оно?) - Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму; учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. - Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. - Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плотный картон синего цвета; пластилин жёлтого цвета; доска для лепки, дид, игра: «Солнечные зайчики» |
3 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Созрели яблочки в саду» | - Учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева: отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). - Развивать эстетическое восприятие природы. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое дело до конца. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плотный картон жёлтого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин кранного, желтого или зеленого цветов; стека. «Один-много» , дидактическая игра. |
4 | Раздел «Природные явления» Тема: «Радуга» | - Вызвать интерес к природным явлениям. - Учить детей передавать характерное строение радуги (дугообразное расположение цветовых полос). - Закреплять умение лепить одинаковой толщины «колбаски». - Развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие, глазомер. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плотный картон синего цвета; пластилин разного цвета; доска для лепки, дид, игра «Собери радугу» |
Октябрь | |||
1 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Овощи» | - Расширять представление детей об овощах (форма, цвет, величина). - Учить лепить плоскостные изображения овощей, наносить стекой рельефные рисунки (точки, полоски). - Развивать правильное цветовосприятие, мелкую моторику. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плотный картон жёлтого цвета; пластилин злёного и красного цвета; стека; доска для лепки, настольная игра «Магазин», иллюстрации картинок «Овощей», дид, игра «Собери овощи» |
2 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Мухомор» | - Расширить представление детей о грибах (форма, цвет, величина, съедобные-несъедобные). - Учить лепить плоскостное изображение мухомора, выделяя его отличительные признаки. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер, цветовосприятие. - Приучать детей к усидчивости и аккуратности. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плотный картон жѐлтого цвета; пластилин красного и белого цвета; доска для лепки, иллюстрации картинок «Грибы», дид, игра «Собери грибы в корзинку» |
3 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Цветочная клумба» (Коллективная работа) | - Развивать умение детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка; - Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа; - Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Незавершённая композиция «Теремок с клумбами» для коллективной работы, иллюстрации цветов, дид. ига: «Собери цветок», хрестоматия стихи о цветах, цветной пластилин, стеки, досточки для лепки по кол-ву детей. |
4 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Осенние листья» | - Закреплять приемы надавливания и размазывания, учить смешивать различные цвета. - Поддерживать желание доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику. - Воспитывать навыки аккуратности. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плотный картон голубого цвета с силуэтом дерева, размер А4; пластилин красного, желтого, оранжевого цветов; стека, дид, игра «Определи, какой листок с какого дерева» |
5 | Раздел «Природные явления» Тема: «Осень» | - Познакомить детей с приемом изображения двух ярких явлений природы (листопад и дождь) на общем сюжете; - Продолжаем учить детей создавать коллективную работу; - Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина; - Развивать мелкую моторику пальцев; - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином . - Расширять словарь детей через речевые игры. | Незавершённая композиция «Осень» для индивидуальной работы, дид, игра «С какого дерева листок», букет осенних листьев, хрестоматия А. Плещеев «Осень наступила» К. Бальмонт «Осень». М. Ивенсен «Падают, падают листья», иллюстрации о осени «Времена года, Осень», аудио П.И. Чайковского, «Дождик», «Осенняя песенка», муз.Т. Мираджи, цветной пластилин, стеки, досточки для лепки по кол-ву детей. |
Ноябрь | |||
1 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Светофор» | - Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый); - Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы; - Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука»; - Приучаем детей к усидчивости и аккуратности. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовка картинка «Светофора» по кол-ву детей макет города, игрушки «машины», плакат по правилам дорожного движения, аудиозапись песни «Машина», иллюстрации о машинах |
2 | Раздел «Животный мир» Тема: «Весёлый ёжик в лесу» | - Учить передавать в работе характерные особенности окраса осенних листьев; правильно выбирать фон для будущей работы; уметь разглядывать различные оттенки цвета. - Развивать эстетическое восприятие; мелкую моторику. - Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги; - Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука», - Воспитывать доброту, сочувствие. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Осенние листья, игрушка Ёжик, картон различных цветов размером А4 с нарисованным контуром кленового листка, пластилин; стека; картинки с изображением осенних деревьев, произведения «Ночь пришла -темноту привела», «Месяц- месяц» А. Пушкин |
3 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Бусы» | - Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на «веревочку» конкретного цвета; - Продолжаем учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне; - Закрепляем приём – надавливания на веревочку; Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать желание работать самостоятельно. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Иллюстраций с изображением украшений (бусы, серьги…), хрестоматия А. Барто «Люся», незавершённая композиция “Бусы” для коллективной работы, бусы разных расцветок, дид, игра «Собери бусы», цветной пластилин, стеки, досточки для лепки по кол-ву детей. |
4 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Снеговик» | - Закрепить способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания. - Развивать интерес к экспериментированию через включение в оформление работы «бросового» материала для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Картон голубого (синего) цвета с силуэтом снеговика; размер А4, набор пластилина; белая яичная скорлупа; стека; игрушка снеговик. |
Декабрь | |||
1 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Ёлочка злёная» | - Учить детей путём пластилинографии передавать строение елки, направление веток, украшать разноцветными шариками. -Учить пользоваться стекой, передавая игольчатую пушистость елки. - Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки по кол-ву детей. Фон поделен на 2 части. Вверху голубой внизу белый, плакат «Зимний лес», картины, иллюстраций о лесе, художественное слово потешки «Из за леса из за гор», «Ой по зеленому бору», «Поёт зима аукает», В.Васиной «Березы». |
2 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Снеговик» | - Закреплять умение детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии; - Продолжать обучать детей размазывать по всей основе, не выходя за контур; - Развивать согласованности в работе обеих рук. - Рзвивать мелкую моторику пальцев; - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином . - Расширять словарь детей через речевые игры. | Иллюстрации с изображением зимы, плакат «Зима», заготовки снеговиков по кол-ву детей, художественное слово стихотворения Е.Михайленко «Снежная баба» А.Блока «Зима»и др., аудио «Времена года, Зима» П.И. Чайковского, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей |
3 | Раздел «Природные явления» Тема: «Снежинка» | - Расширять представления детей о зиме. - Учить лепить плоскостное изображение снежинки из отдельно слепленных «колбасок». - Развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что - то красивое, оригинальное, завораживающее; - Развивать мелкую моторику пальцев; - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином . - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовка «голубой фон» по кол-ву детей, фотографии, картинки снежинок, аудио запись П.И.Чайковский «Зимние грезы», художественное слово загадки о морозе, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
4 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Праздничная ёлочка» | - Показать детям, как использовать в своей работе два приема - размазывания основы и вдавливания; - Продолжаем обучать детей не выходить за контур; Развивать координацию в системе «глаз-рука»; - Приучаем детей к усидчивости и аккуратности. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки основ елочек по кол-ву детей, книги о зиме, новом годе, украшенная елка, художественное слово стихи В.Шипуновой «Ёлочка», М.Ивансе “Ёлочка” и др., аудио «Елка» муз. Е.Тиличеевой, картинки с изображением новогодней елки, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
Январь | |||
1 | Раздел «Животный мир» Тема: «Разноцветные рыбки» | - Обучать приёму «скатывания» кругообразными движениями. -Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по горизонтали, создавая изображение рыбки в движении; учить передавать характерные особенности (раздвоенный хвостик). - Развивать пространственное восприятие, мелкую моторику рук. - Развивать согласованность в работе обеих рук. - Воспитывать желание работать самостоятельно. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плотный картон синего цвета; пластилин красного, злёного, жёлтого цвета; карандаши злёного цвета; стека; доска для лепки, картинки с эмоциями радости и грусти. |
2 | Раздел «Животный мир» Тема: «День рождения медвежонка» | - Закреплять умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания и продвижения пальчика по вертикали вниз. - Использовать стеку для создания медвежонка. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Картинки, иллюстрации о диких животных, картина «Три медведя», художественное слово чтение сказки «Три медведя», Е.Чарушин «Что за зверь?», аудио «Медведи», подвижная игра «У медведя во бору» цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
3 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Кошкин дом» (с элементами аппликации) | - Заинтересовать детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков), с аппликационным дополнением (крыша-треугольник). - Продолжать учить детей работать на заданном пространстве; - Продолжаем учить детей использовать – стеку; - Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Незавершённая картинка «Дом» по кол-ву детей, книга со сказкой, картинки с изображением разных домов, пожарная машина красного цвета, муз. - дидак, игра «Кошки и мышки» - различать громкие и тихие звуки, картинки с эмоцией удивления, испуга, плакат по пожарной безопасности, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
Февраль | |||
1 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Поезд мчится» (коллективная работа) | - Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом (красный вагончик - красные колеса); - Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями; - Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука» - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Незавершённая композиция «Поезд мчится тук, тук, тук…» для коллективной работы, иллюстрации- картинки паровоза с вагончиками, транспортом, художественное слово: чтение стихотворения Э.Мошковская «Мчится поезд», В.Шапуновой «Паровозик», Т.Волгина «Паровоз», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
2 | Раздел «Животный мир» Тема: «Кудряшки для овечки» | -Заинтересовать детей для передачи выразительного образа кудряшек пользоваться дополнительным орудием; -Развивать согласованности в работе обеих рук; -Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. -Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки «картинок» по кол-ву детей, игрушка и картинки овечки, дид. игра «Кто как кричит?», дид. игра «Кто, где живет?», иллюстрации овечки и др. домашних животных, художественное слово: чтение стихотворения: «Две овечки», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
3 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Быстрокрылые самолеты» | -Показать детям, как создавать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей; - Дополнять изображение характерными деталями (окошками); - Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать желание работать самостоятельно. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Незавершённая композиция «Быстрокрылые самолеты» по кол- ву детей, бумажные самолетики, картинки с изоб. Самолётиков, книги о транспорте, альбом «воздушный транспорт», плакат «Воздушный транспорт», художественное слово стихотворения А.Барто «Самолет», Г.Лагздынь «Мы играем братом», Н.Найденова «Самолет», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки. |
4 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Воздушные шарики» | - Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме; - Продолжать учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур; - Учить детей в своей работе использовать несколько цветов пластилина; - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином; - Развивать согласованности в работе обеих рук. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Разнообразные воздушные шары, подвижные игры и развлечения с воздушными шарами, заготовки рисунков воздушных шаров, художественное слово стихотворения В.Шипуновой «Воздушные шары», «Непослушный шарик» Г.Лагздынь «Шарики воздушные» цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
Март | |||
1 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Ромашки для мамы» | - Помочь создать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка. - Закреплять прием – вдавливания. - Развивать мелкую моторику пальцев - Воспитывать отзывчивость, доброту. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовка лепестков ромашки по кол-ву детей, картинки, иллюстрации с изображением цветов, незавершенная композиция ромашки по кол-ву детей, составная ромашка для фланелеграфа¸ музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в кружок», художественное слово стихотворения Т.Волгиной «Наступает мамин праздник…», ватные палочки, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
2 | Раздел «Животный мир» Тема: «Совушка, сова - большая голова» | - Вызвать желание дополнять образ совы различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.); - Учить передавать характерные черты совы через цвет, особенности строения (хвост, клюв, глаза и т.д.); - Закрепление приёма- надавливания и размазывания; - Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь); - Развитие мелкой моторики рук. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Плакаты: Птицы, картинки и иллюстрации с изображением птиц, заготовка птиц по кол-ву детей, картинки о жизни птиц, аудио «Пение птичек», муз. М. Раухвергера , художественное слово: стихотворение Е. Благина «Голодно, холодно», перья птиц, цветной пластилин, стеки, досточки для лепки по кол-ву детей. |
3 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Тюльпан» | - Развивать умение детей самостоятельно рисовать стебель и листья цветка; - Продолжаем учить детей пользоваться предметами заместителями; - Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать отзывчивость, доброту. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки листов бумаги по кол-ву детей, картинки и иллюстрации с изображением цветов «Тюльпанов», открытки, иллюстрации с изображением цветов, музыкальная игра «Вот такой цветок, выходи в кружок», аудио произведения П. И. Чайковского «Времена года» («Весна»), пластмассовые ложки, разного цвета, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
4 | Раздел «Животный мир» Тема: «Гусеница на листочке» | - Прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом); - Закреплять умение детей расплющивать диск на основу; - Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки «картинок» по кол-ву детей, иллюстрация с изображением гусеницы, геометрическая мозаика, игрушка гусеница, художественное слово стихотворение «На листочке, барышня поселилась», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
Апрель | |||
1 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Машины» | - Закреплять умение покрывать пластилином сложную по форме изображение; - Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур; - Учить доводить работу до конца; - Развитие мелкой моторики рук. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки машин по кол-ву детей, плакат: «Транспорт», Иллюстрации и картинки с изображением транспорта художественное слово стихотворение А.Барто «Грузовик» потешка «Еду к бабе, еду к деду» В. Степанов «Шофер», аудио «Автомобиль» муз. М.Раухвергера, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
2 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Кукла-неваляшка» | - Показать, как прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы; - Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур; - Развивать мелкую моторику рук; - Учить доводить работу до конца. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовка неваляшек по кол-ву детей, куклы-неваляшки разного размера, стих С.Михалкова «Магазин игрушек», Г. Лагздынь «Маша – неваляша» Ч. Янчарский «В магазине игрушек», аудио песни «Мы матрешки», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
3 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Юла» | - Показать детям как в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина; - Продолжать обучать работать на ограниченном пространстве не выходя за контур; - Развивать мелкую моторику пальцев; - Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Игрушка юла, заготовки рисунков «юлы» по кол-ву детей, художественное слово стихотворение из цикла «Игрушки» А. Барто, Ч.Янчарский «В магазине игрушек», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
4 | Раздел «Растительный мир» Тема: «Цветик семицветик» | - Развивать умение детей создавать красивый образ цветка; - Продолжаем обучать детей размазывать пластилин по сложной фигуре, не выходя за контур; - Развитие мелкой моторики рук; - Учить доводить работу до конца. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовка цветика по кол-ву детей, иллюстрации, картинки с изображением цветов, дид, игры: «Составь цветок», «Найди свой цветок», художественное слово стих В.Викторов «Цветок», аудио. |
Май | |||
1 | Раздел «Рукотворный мир» Тема: «Три поросенка» | - Закрепить и расширить представления детей о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. - Продолжать знакомить со свойствами пластилина: мягкий, податливый, способен принимать заданную форму. - Учить достигать выразительности через более точную передачу формы, цвета. - Развивать согласованности в работе обеих рук; - Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки “картинок” по кол-ву детей, иллюстрации с изображением домиков для поросят, игры с дид, игрушками (кольцами) художественное слово рассказ о «Трех поросятах», иллюстрации картин с изображением домашних животных, цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
2 | Раздел «Животный мир» Тема: «Божья коровка на ромашке» | - Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе; закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема– пластилинографии, формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. - Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические о природе. - Закреплять умение детей раскатывать пластилин прямыми движениями между ладонями; - Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина; - Развитие мелкой моторики рук; - Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином. - Расширять словарь детей через речевые игры. | Заготовки «божьих коровок» по кол- ву детей, игрушка, картинки наклейка «божья коровка», художественное слово А. Усачев «Божья коровка», цветной пластилин, стеки, досочки для лепки по кол-ву детей. |
3 | Диагностическое занятие | Проверка индивидуальных способностей детей | Презентация. раздаточный материал, тесты |
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода
дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников для совместной деятельности;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям.
Инициативность определяется, как характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая;
- целеполагания и волевого усилия;
- коммуникативная;
- познавательная.
Творческая инициативность – включенность в сюжетную игру, как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение и творческое мышление.
Инициатива как целеполагание и волевое усилие: включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий
по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи.
Коммуникативная инициатива – включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развязываются эмпатия и коммуникативная функция речи.
Познавательная инициатива – любознательность.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности и инициативы:
1. Игра способствует развитию активности и инициативы. Она требует от ребенка индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.
2. Трудовая деятельность – формирование целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результатов. Выполняя элементарные трудовые поручения, дети начинают работать совместно, распределять между собой обязанности, договариваться друг с другом.
3. В продуктивных видах деятельности формируется независимость ребенка от взрослого, стремления к поиску необходимых средств самовыражения.
4. Общение (дети-дети, дети-родители).
5. Самоорганизация – деятельность, направленная на поиск и творческий подход.
Без самостоятельности мы не получим инициативы. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней
педагогике одной из самых актуальных. жизнь во всех ее проявлениях становится все более многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим и не всегда этот пример оказывает положительное влияние на ребенка.
Для развития инициативности нужно:
1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что- то делать.
3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за свои ошибки и неудачи).
4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Если мы хотим, что бы наши дети верили в себя, развивались, экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться все сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие - либо неожиданные сюрпризы, шумовые эффекты и т. д. необходимо создавать условия, что бы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
Для поддержки детской инициативы у детей 5-6 лет взрослым необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной
мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• Поощрять желание создавать что- либо по собственному желанию.
Дети, которые проявляют инициативу, и самостоятельность во всех видах деятельности достигают наивысшие социально-нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Методы реализации программы
Методы обучения | |
Наглядный |
|
Словесный |
|
Практический |
|
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы
№ | Тема встречи | Форма проведения встречи | Цель встречи | Время проведения |
1 | «Умелые пальчики» | Ознакомительная беседа | Представить родителям программу кружка «Волшебная пластилинография» | Октябрь |
2 | «Мир на кончиках пальцев» | Консультация для родителей | Рассказать родителям о взаимосвязи развития мелкой моторики и речи детей | Декабрь |
3 | «Это мы умеем» | Фотоотчет для родителей о работе кружка | Отметить достижения детей по проделанной работе | Май |
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
При организации совместной работы с семьями необходимо придерживается следующих принципов:
- открытость для семьи;
- сотрудничество с родителями детей;
- обеспечение единых подходов к развитию личности ребенка;
- главный принцип - не навредить.
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Дополнительные занятия по пластилинографии способствуют более успешному освоению образовательной программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме дети обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи окружающих.
Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми.
Развиваются сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитываются тактильные чувства пальцев. Необходимость тактильного чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Также данная программа обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
3.2. Организация предметно-пространственной развивающей
среды для реализации программы
Организация работы
Освещение. В связи с тем, что данный вид работ связан с цветоразличением, рабочее место ребенка должно быть хорошо освещено. Свет должен падать равномерно и не давать бликов.
Одежда. Обязательными атрибутами в данном виде деятельности являются фартук и давно забытые нарукавники. Нарукавники легко изготавливаются из ткани. Для этой же цели они надеваются резинкой в сторону запястья.
Посадка. Во время работы необходимо следить за правильной посадкой детей. Ребенок не должен низко наклоняться над столом, можно чередовать работу сидя и стоя. Обязательно нужно проводить физкультминутки.
Поддержание чистоты и порядка. При любой творческой деятельности поверхность
стола накрывают, для того чтобы она осталась чистой. Учитывая специфические особенности пластилина, в данном случае лучше всего использовать прямоугольник из светлого линолеума или специальные салфетки (пластиковые, тефлоновые).
Особое внимание нужно уделить коробке с пластилином – она должна оставаться красивой и аккуратной на протяжении всех занятий. Для этого в процессе занятия пластилин отрезается ножом, маленькими порциями. Если образовались неиспользованные кусочки пластилина, их нужно присоединить к куску соответствующего цвета. Особо следует следить за тем, чтобы пластилин не падал на пол.
Форма проведения занятия
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Программа предполагает совместную работу детей с воспитателем. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная помощь педагога каждому ребенку должна чередоваться с их самостоятельной творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению детей, работе с пластилином в технике «пластилинография», меняется по мере развития овладения детьми навыками.
Разнообразные формы занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, творческих и игровых задач.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
3.3. Дидактическое обеспечение программы
- Пластилин – 12 штук;
- белый картон – 15 штук;
- цветной картон – 12 штук;
- доска (пластиковая или деревянная) для раскатывания пластилина и лепки деталей 15 штук;
- набор стеков разной формы – 12 штук;
- наборы пластилина;
- наборы плотного картона разного по форме, цвету;
- фото или иллюстрации с изображением различных композиций и предметов;
- различный бросовый материал (бусинки, бисер, зубочистка и т.д.).
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы
(обеспеченность программы методическими материалами)
Перечень современных источников, поддерживающих процесс обучения оформляются согласно с требованиями ГОСТ)
Занятия по программе «Юный дизайнер» проводятся на базе МБДОУ «Детский сад «с. Зоркальцево» Томского района. Занятия организуются в кабинетах соответствующих требованиям СанПин и техники безопасности.
В кабинетах имеется следующее оборудование:
- шкаф для методической литературы и наглядных пособий по темам занятий - 1 штука,
- компьютер - 1 штука,
- стол для воспитателя - 1 штука;
- магнитная доска - 1 штука;
- мольберт – 1 штука;
- стулья детские – 14 штук;
- столы детские – 7 штук;
- набор стек разной формы – 12 штук;
- салфетки для рук – 12 штук (упаковок).
Приложение № 1
Методы проведения педагогической диагностики
Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях во время фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия.
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится два раза в год (в сентябре и мае). Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;
В – высокий уровень
С – средний уровень
средний уровень – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
высокий уровень – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.
Протокол педагогической диагностики заполняется дважды в год (в сентябре и мае).
Приложение 2
Мониторинг художественно-творческих способностей детей
на начало учебного года
Для оценки знаний, умений, представлений на начальном уровне освоения воспитанниками содержания дополнительной общеразвивающей образовательной программы дополнительного образования «Юный дизайнер» («Пластилинография») можно использовать следующую входящую диагностику
Фамилия, имя ребенка | Технические навыки | Проявление творчества | Развитие мелкой моторики | Проявление аккуратности и трудолюбия | |||
Раскаты вание | Скатывание | Сплющивание | Размазывание | ||||
Мониторинг художественно-творческих способностей детей
по итогам года
Для оценки знаний, умений, представлений уровня освоения воспитанниками содержания образовательной программы дополнительного образования «Волшебная пластилинография» можно использовать следующую таблицу (см. прилож. № 2).
Критерии (индикаторы) | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Технические навыки (раскатывание, сплющивание, размазывание) | Ребенок самостоятельно и легко разминает, сплющивает пластилин, раскатывает в заданную форму, размазывает по картону в заданном направлении на рисунке | Ребенок иногда обращается за помощью к взрослому для разминания пластилина, придания пластилину заданной формы, определения направления в размазывании | Ребенок не активен, не выражает интерес к работе с пластилином и не пытается освоить формы работы с пластилином |
Развитие мелкой моторики (общая ручная умелость) | Хорошо развита моторика рук, аккуратность. | Ручная умелость развита. | Слабо развита моторика рук. |
Сенсорные способности (чувство цвета, формы). | Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения. | Есть незначительные искажения. Отступления от окраски. | Форма не удалась, искажения значительные. Безразличие к цвету, одноцветность. |
Творческая активность. | Повышенный интерес, творческая активность. | Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагога | Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания. |
Проявление самостоятельности | Выполняет задание самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно умеет планировать свои действия, выбирать выразительные средства, доводить начатое дело до конца. | Требуется незначительная помощь. | Не может самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога, необходима поддержка и стимуляция |
Приложение № 3
Подробнее о пластилинографии
Пластилинография — нестандартная методика творчества с использованием пластилина, результатом которой становятся в разной степени объемные изображения на плоской основе. Помимо пластилина, для создания изобразительных шедевров можно использовать разные декоративные материалы, в том числе природные: бусины, мелкие камушки, бисер, пуговицы, семена, злаковые зерна, ракушки, высушенные стебельки и веточки. Для выполнения сложных заданий может понадобиться не одно занятие.
Пластилинография — увлекательный процесс, но требующий внимательности, усидчивости, кропотливости. Дошкольники быстро утомляются, теряют концентрацию внимания, поэтому занятия непременно должны сопровождаться физкультминутками, пальчиковыми упражнениями.
Польза пластилинографии для детей
Основное преимущество пластилинографии — влияние на творческое развитие, привитие интереса к изобразительному и прикладному искусству. Второе ключевое достоинство рисования пластилином — совершенствование моторики пальцев и кистей. А третье — расширение кругозора, усиление познавательной активности.
Развитие мелкой моторики — крайне важный процесс для дошкольников. За движения рук отвечают те же отделы мозга, что и за интеллектуально-речевое развитие. Тренируя пальцы и кисти, ребенок не только учится качественно выполнять мелкие и точные действия, например, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, но одновременно улучшает работоспособность мозга. Таким образом дошкольник подготавливает руку к школьному письму. В школе он легче усваивает новую информацию, у него не возникает проблем с точными и филологическими дисциплинами.
Также пластилинография:
- улучшает память и концентрацию внимания;
- учит логически и образно мыслить;
- развивает пространственную и плоскостную ориентацию;
- совершенствует сенсомоторику;
- воспитывает терпеливость, усидчивость;
- успокаивает нервную систему, ослабляет напряжение мышц.
Пластили можно использовать любой, но предпочтителен восковой. Он отличается повышенной мягкостью, легко расатывается, меняет форму, распределяется по поверност, при этом не прилипает к коже.
Также необходимы:
- плокая осова — лучшевсего плотный картон, подойдет также стеклянная, платикая и деревянная панель, но на стекле не должно быть острых краев и сколов;
- ;
- шпицы ез игл, чтобы выдавивать тонкие и ровные пластилиновые «шнурки»
- дополнительные приспособления и материалы для декорроваи
Приложение № 4
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.
Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Методы работы с пластилином при создании рисунков.
Методов лепки несколько, но какой выбрать, зависит от способностей дошкольников в разных возрастных группах. На освоение одних приемов достаточно затратить несколько занятий. Другие, более сложные, требуют тренировок в течение нескольких месяцев.
Рассмотрим методы лепки, применяемые на занятиях в детских садах:
- прилепливание — главный прием покрытия основы;
- размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;
- разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками пальцев;
- раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;
- прищипка — прием скрепления мелких элементов;
- придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;
- скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;
- вытягивание — придание элементу конусовидной формы;
- сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную;
- царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например.
Виды рисования пластилином
Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных форм, слагающих рисунок:
Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.
Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.
Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.
Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.
Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.
Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.
Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка Юные дизайнеры
Программа кружка «Юные дизайнеры» (тестопластика) Программа «Юные дизайнеры» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа предназнач...
программа "Мы - дизайнеры"
Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...
программа "Мы - дизайнеры"
Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...
программа "Мы - дизайнеры"
Программа ориентирована на развитие творческой самостоятельности средствами дизайна...
Программа «Маленькие дизайнеры» для детей 5-6 лет
Дизайн – это творческая задумка создателя. Новый, необычный подход к предметам и вещам. Проще говоря, дизайн – это все то, что нас окружает, весь окружающий мир со всеми новшествами и постоянным ...
Рабочая программа "Маленькие дизайнеры" для старшей группы ДОУ
Программа направлена на проявление интереса, живой эмоциональный отклик к восприятию эстетических свойств предметов, желание детей взимодействовать с ними....
Модульная программа "Школа Дизайнера"
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. В соответствии с Федеральным государственным образовательным станда...
- Мне нравится (1)