кружкок «Радужная композиция» во второй младшей группе
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая группа)
Пояснительная записка
Работа кружка «Радужная композиция» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Кружковая работа проводится 2 раз в месяц во второй половине дня.
Кружок рассчитан для детей младшего дошкольного возраста.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_6_sadovoy_gruppy2024.docx | 833.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок
кружка «Радужная композиция».
2- младшая группа
Воспитатель :Епифанова З.А.
2024-2025
Пояснительная записка
Работа кружка «Радужная композиция» нацелена на общее развитие ребёнка и содержит задания различных видов с различными материалами.
Кружковая работа проводится 2 раз в месяц во второй половине дня.
Кружок рассчитан для детей младшего дошкольного возраста.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Современные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность программы состоит в том, что она социализирует ребенка для современного общества, борясь с внутренними страхами, переживаниями, сомнениями, помогая познать свой внутренний мир, как говорят способствует самопознанию, позитивно направляет, помогает воспитать эстетический вкус, умение увидеть красоту вокруг себя, полюбить природу и саму жизнь, к тому же разрабатывает моторику как мелкую, так и грубую, выработать усидчивость, целеустремленность. Нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
- Цели и задачи программы
Главная цель – развитие способностей творческого воображения, эстетического вкуса, самопознания, разнообразить представления об окружающем мире современными методами рисования.
Цели:
- Изучить процесс развития творческих способностей детей средствами современных техник рисования
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с современными техниками рисования.
- Расширять представления о многообразии современных техник рисования.
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
- Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
- Закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Принципы программы:
1. Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).
2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).
3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному).
4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
5. Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).
6. Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», «Было ли что-то сложное?», «Чему мы научились?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
7. Творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
Нетрадиционные техники рисования:
I. Рисование ладошкой
Способ рисования: На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.
Задачи:
- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;
- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства, вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;
- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;
- развитие мелкой моторики рук.
II. Рисование пальчиками
Способ рисования: Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.
Задачи:
- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;
- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;
- развитие мелкой моторики рук.
III. Оттиск поролоном или скомканной бумагой
Способ рисования: Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.
Задачи:
- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;
- развивать творческие способности;
- формировать чувство ритма.
IV. Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)
Способ рисования: На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.
Задачи:
- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;
- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;
- развитие творческих способностей;
- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись), или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.
V. Распыление краски на лист бумаги
Способ рисования: На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.
Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.
VI. Точечный рисунок
Способ рисования: Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Организация занятий кружка:
Работа кружка «Радужная композиция». Охватывает период с сентября по май в течении года.
Два занятия в месяц по 15 минут.
Дни недели среда – 16.00-16.15
Ожидаемый результат работы кружка:
1.Создание образов детьми, используя различные различные методы и материалы
2.Сформированность у детей художествнно - эстетических навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4.Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себя.
Список используемой литературы.
- Аксенова А.А. Развивающие занятия по изобразительной деятельности. М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2011.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
- Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. –192с.
- Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
- Лебедева О. А. Использование нетрадиционных техник в оформлении изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / О. А. Лебедева. – М.: Классик стиль, 2004.
- Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с. 17. Лук А. Н. Психология творчества [Текст] / А. Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 125 с.
- Межиева М. В. Развиваем творческие способности у детей 5–9 лет [Текст] / М. В. Межиева. – Ярославль, 2002.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты.
- Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей [Текст] / А. Э. Симановский. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Тюфанова И. В. Мастерская юных художников [Текст] / И. В. Тюфанова. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2002.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.:ЦЕНТР ВЛАДОС, 2000 г
Перспективный план кружковой работы.
Месяц | Название занятия | Программное обеспечение | Материал | |
Сентябрь | 1 занятие «Мухомор.» | Знакомство с новой техникой рисования – палочками.Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки | Шаблоны мухоморов с раскрашенной в красный цвет шляпкой; гуашь белого цвета. | |
2 занятие «Дождик грибной» | Продолжать знакомить с современной изобразительной техникой рисования ватными палочками. | А4, гуашь, палочки для рисования, вода, толстая кисть. Сверху уже нарисованные тучи | ||
Октябрь | 1занятие «ладошка левая, ладошка правая» | Выявление уровня художественного развития детей на начало года. Учить обмакивать ладошку в краску или наносить пальчиком правой руки краску на левую ладошку и делать отпечаток в «окошке» слева: пальчиком левой руки наносить краску на ладошку правой руки и делать отпечаток справа. | Листы А4,на листе 2 «окошка», пальчиковые краски (по 2 цвета для каждого ребёнка), салфетки. | |
2 занятие «Мой дом» | Приобретаем навык работы с пластелином, наносим небольшими кусочками на поверхность, не заезжая за края, выбираем цвет. Разрабатываем моторику пальцев, плавность, учимся успокаиваться, творчески развиваемся. | Макет дома на картоне, пластелин | ||
Ноябрь | 1занятие. Золотые листочки | Познакомить детей с современной техникой оттиском и печатью. Учить детей работать с хрупким материалом листьями. Знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Развивать чувство цвета и композиции. | Белая бумага. Гуашь. листья, кисти, стаканчики с водой, подставки, салфетки. | |
2 занятие «На пеньке опять выросло 5 опят.» | Соединение в одном рисунке рисование ладошкой и пальчиками. Отпечаток ладошке делаем в центре альбомного листа. Дальше смело включаем фантазию и дорисовываем картину: шляпки гриба, пенёк, травку. | Краски тёплых осенних цветов и оттенков. Листы бумаги. Салфетки. | ||
Декабрь
| 1 занятие «Сугробы» | Представить форму, объем, цвет солью | Цветной картон, клей, соль | |
2 занятие «Елочка пушистая, нарядная» | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. | Бумага, гуашь, кисти, стаканчики с водой, подставки, салфетки | ||
Январь | 1.занятие «Зайка»
| Представить характерные особенности зайки цветом, фактурой изобразительного материала | Краска, контур зайки, вата, клей, кисть | |
2.занятие «Мои рукавички» | Формировать умение детей украшать форму узорами. Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист вырезан в форме рукавички. Палитра, гуашь. | ||
Февраль | 1.занятие «Дым из трубы». | Представить легкость, воздушность дыма в морозный день, развитие воображения и творчества в выборе материала для изображения | Готовая зарисовка дома с трубой, краска, ватные диски, паралон, кисть.
| |
2.занятие «Снежинки» | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Продолжить знакомство детей с рисованием с помощью ниток | Бумага, краска, нитки. | ||
Март | 1.занятие «Неваляшки» | Передать форму и декоративность неваляшки; развивать воображение | Пальчиковые краски, вода, салфетка | |
2.занятие «Наряды для наших мам» | Продолжать знакомить с современной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление. Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для мам. | Вырезанные из бумаги силуэты платьев, ватные палочки, гуашь разноцветная в чашечках, салфетки, иллюстрации. | ||
Апрель | 1.занятие «Цыпленок» | Передать характерные особенности образа цыпленка , закрепить технику рисования нитками | Заготовка цыпленка, нитки, краски | |
2.занятие «Солнечные цветочки» | Передать цветом новым материалом оттиски цветочков | Краска, вода, салфетка, вилка пластиковая одноразовая, кисть | ||
Май | 1.занятие «Носит одуванчик желтый сарафанчик». | Продолжать знакомить детей с техникой тычкования жёсткой, полусухой кистью. Учить использовать создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Листы бумаги светлозеленого цвета, жесткая кисть, гуашь желтого цвета в чашечках, салфетки, иллюстрации. |
Месяц | Название занятия | Программное обеспечение | Материал |
Сентябрь | 1занятие «Мухомор.» | Продолжать знакомить с современной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки | Шаблоны мухоморов с раскрашенной в красный цвет шляпкой; гуашь белого цвета. |
Месяц | Название занятия | Программное обеспечение | Материал |
Сентябрь | 2 занятие «дождик грибной» | Знакомство с новой техникой рисования – палочками. | А4, гуашь, палочки для рисования, вода, толстая кисть. Сверху уже нарисованные тучками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Радужная неделя" для второй младшей группы
Задачи проекта:· Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;· Находить предметы зад...
Конспект интегрированного занятия-экспериментирования во второй младшей группе «Ромашки» «Путешествие в радужную страну»
Конспект интегрированного занятия-экспериментирования во второй младшей группе «Ромашки»«Путешествие в радужную страну»с использованием инновационных технологий: игровая, здоровьесберегающая, эксперим...
Конспект занятия во второй младшей группе «Листопад-листопад- листья по ветру летят» (коллективная композиция)
Цели: создание коллективной композиции под музыкальное сопровождение; знакомство с техникой обрывной аппликации.Задачи: вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад»; учить...
Весенняя композиция «Яблоневый сад» в рамках кружковой работы «Мой любимый пластилин» (вторая младшая группа)
Распустилась яблонька,У бабушки в саду.Она такая маленькая,Первый раз в цвету.Тонкий, очень нежный,Весенний аромат,Утопает в розовом,Яблоневый сад. автор: Щипцова НатальяВесна прекрасное время ...
Проект "Радужная неделя" для детей второй младшей группы.
Проект "Радужная неделя" для детей второй младшей группы....
Конспект ДООП "Умелые ручки" - "Радужный дождик" во второй младшей группе
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике ватными палочками вторая младшая группаПровел воспитатель второй младшей группы №3 «Растишка» ГБОУ Школы №1420...
Кружок "Радужные капельки" по нетрадиционной технике рисования (вторая младшая группа)
Э.УспенскийСпособность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобр...